Приложение

к решению Московской городской избирательной комиссии

                                                                                         от 22 апреля 2010г. №70/1

 

 

 

ИНФОРМАЦИЯ

о работе территориальных избирательных комиссий города Москвы

в период с декабря 2006 года по апрель 2010 года

 

 

Действующий состав территориальных избирательных комиссий сформирован решениями Московской городской избирательной комиссии от 7 декабря 2006 года (121 ТИК) и от 22 января 2009 года (2 ТИК районов Крюково и Панфиловский).

Срок полномочий действующих составов территориальных избирательных комиссий составляет 4 года. Порядок формирования, полномочия и организация их деятельности определены Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Избирательным кодексом города Москвы.

В настоящее время в городе действуют 123 территориальные избирательные комиссии, в составы которых назначено 1197 членов комиссий с правом решающего голоса.

По численности избирателей:

- 46 ТИК сформированы в районах с численностью избирателей до 50 тысяч; 

- 68 ТИК сформированы в районах с численностью избирателей от 50 до 100 тысяч;

- 9 ТИК сформированы в районах с численностью избирателей свыше 100 тысяч.

 

Численный состав территориальных избирательных комиссий варьируется от 7 до 14 членов комиссий с правом решающего голоса:

 

 

Численный состав ТИК

Число комиссий

7 чел.

11 ТИК

9 чел.

71 ТИК

10 чел.

4 ТИК

11 чел.

19 ТИК

12 чел.

10 ТИК

14 чел.

8 ТИК

 

Вся работа территориальных избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов осуществлялась в соответствии с календарными планами мероприятий по подготовке и проведению федеральных и региональных выборов, сводными планами основных мероприятий по повышению профессиональной подготовки организаторов выборов и правовому обучению участников избирательного процесса в городе Москве. При подготовке и проведении федеральных выборов избирательные комиссии руководствовались нормативными документами Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

За период полномочий территориальными избирательными комиссиями (избирательными комиссиями внутригородских муниципальных образований) организована подготовка и проведение следующих избирательных кампаний на территории города Москвы:

-11 марта 2007 года - дополнительные выборы депутатов муниципальных Собраний внутригородских муниципальных образований Ивановское и Орехово-Борисово Северное;

-2 декабря 2007 года - выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва;

-2 марта 2008 года - выборы Президента Российской Федерации и выборы депутатов муниципальных Собраний внутригородских муниципальных образований в городе Москве;

- 12 октября 2008 года – выборы депутатов муниципального Собрания  внутригородского муниципального образования Южнопортовое по трехмандатному избирательному округу № 1;

- 1 марта 2009 года- дополнительные выборы депутата муниципального Собрания внутригородского муниципального образования Внуково по двухмандатному избирательному округу № 1;

- 11 октября 2009 года – выборы депутатов Московской городской Думы пятого созыва.

 

Организации работы территориальных избирательных комиссий по подготовке и проведению вышеуказанных выборов во многом способствовало обучение руководителей избирательных комиссий. Так, после формирования территориальных избирательных комиссий Московская городская избирательная комиссия совместно с Московской академией предпринимательства при Правительстве Москвы организовала системное (ежемесячное) обучение руководителей территориальных избирательных комиссий. Обучение проводилось в период с января 2007 г. по февраль 2008 г. ежемесячно в два потока по 60 чел. Программа обучения включала основные направления работы комиссий в период подготовки и проведения выборов. Прошедшим обучение выданы Сертификаты Московской академии предпринимательства при Правительстве Москвы.

В 2009 году Московская городская избирательная комиссия совместно с Учебно-методическим центром документоведения и управления продолжила обучение руководителей территориальных избирательных комиссий по программе применительно к подготовке и проведению выборов депутатов Московской городской Думы пятого созыва.

По итогам каждой избирательной кампании руководители территориальных избирательных комиссий участвовали в трехдневных семинарах, на которых в выступлениях и дискуссиях предметно обсуждались вопросы практической работы избирательных комиссий в период выборов. Так, например, в рамках «Круглого стола» на семинаре 27-29 октября 2009 года активно прошла дискуссия на тему «Практика проведения выборов 11 октября 2009 года в городе Москве и необходимость законодательного урегулирования ряда избирательных процедур».

         По итогам каждого из семинаров издавался сборник выступлений и материалов.

 

В целях совершенствования работы по повышению правовой культуры членов территориальных и участковых избирательных комиссий города Москвы и оперативного обеспечения системы избирательных комиссий нормативными правовыми документами, информационными и методическими материалами в территориальных избирательных комиссиях созданы филиалы методического кабинета Московской городской избирательной комиссии. У системного администратора территориальной избирательной комиссии находятся экземпляры всех направляемых в комиссию методических и информационных материалов, в том числе и в электронном виде.

 

С наибольшей нагрузкой территориальные избирательные комиссии работали в период подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления поскольку на территориальные избирательные комиссии возложены полномочия избирательных комиссий соответствующих внутригородских муниципальных образований (решениями Московской городской избирательной комиссии, принятыми на основе обращений муниципальных Собраний).

В этот период комиссии определяли схему избирательных округов по выборам депутатов муниципального Собрания и представляли ее на утверждение в муниципальное Собрание; принимали документы от кандидатов по выдвижению и регистрации; осуществляли проверку подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидатов; принимали решения о регистрации кандидатов либо об отказе в регистрации; обеспечивали контроль за источниками поступления, правильным учетом и использованием денежных средств избирательных фондов кандидатов; организовывали проверку достоверности сведений, представленных кандидатами; обеспечивали соблюдение единого порядка распределения эфирного времени и печатной площади между зарегистрированными кандидатами для проведения предвыборной агитации; осуществляли на территории муниципального образования меры по организации финансирования подготовки и проведения выборов, контролировали целевое использование указанных средств.

Выборы депутатов муниципальных Собраний внутригородских муниципальных образований в городе Москве 2 марта 2008 годапроходилив 125 внутригородских муниципальных образованиях по 498 избирательным округам (одномандатным и многомандатным).

На 1555 депутатских мандатов было выдвинуто 4130 кандидатов, из них представили документы для регистрации 3859. Избирательными комиссиями внутригородских муниципальных образований было зарегистрировано 3239 кандидатов. После регистрации некоторые кандидаты сняли свои кандидатуры, решения избирательных комиссий о регистрации ряда кандидатов были отменены судом. В итоге в избирательные бюллетени было включено 2829 кандидатов.

В результате голосования выборы депутатов муниципальных Собраний внутригородских муниципальных образований признаны состоявшимися и действительными в 497 одномандатных и многомандатных избирательных округах, избрано 1552 депутата.

В муниципальном образовании Южнопортовое в трехмандатном избирательном округе № 1 голосование было отложено ввиду того, что в данном избирательном округе число зарегистрированных кандидатов в депутаты оказалось равным установленному числу депутатских мандатов. Выборы депутатов муниципального Собрания внутригородского муниципального образования Южнопортовое по трехмандатному избирательному округу № 1 проведены12 октября 2008 года.

 

Территориальными избирательными комиссиями в межвыборный период проводится работа по ежемесячному внесению изменений и уточнений в сведения о зарегистрированных избирателях по месту жительства на территории соответствующего района. Обобщенная информация о внесенных изменениях и уточнениях в сведения об избирателях направляется в Московскую городскую избирательную комиссию. Для примера, в Москве ежемесячно:

- прибывают на новое место жительства свыше 25 тысяч человек,

- выбывают на новое место жительства – свыше 16 тысяч человек,

- получают либо заменяют паспорт – свыше 32 тысяч человек,

- умирают – около 10 тысяч человек,

- до 380 тысяч избирателей зарегистрированы в г. Москве по одному адресу, а фактически проживают на территории г. Москвы в других местах (у детей, родственников и т.п.);

- в базе данных одновременно содержится примерно 10 тысяч человек, которые переехали на новое место жительства, а по старому адресу не выписаны.

Для проведения работы по внесению изменений и уточнений в сведения о зарегистрированных избирателях по месту жительства на территории соответствующего района используются программно-технические средства.

 

В период подготовки и проведения федеральных и региональных избирательных кампаний территориальными избирательными комиссиями проведена работа по составлению списков избирателей, информированию избирателей о сроках и порядке избирательных действий, по формированию участковых избирательных комиссий и оказанию им методической и организационно-технической помощи.

Эффективной формой вовлечения молодежи в избирательный процесс является проведение мероприятий в рамках «Дня молодого избирателя». Так, в 2008 году во всех административных округах города Москвы в период с 10 по 20 февраля 2008 года по отдельным планам были проведены мероприятия, в которых приняли участие студенты ВУЗов, учащиеся старших классов, представители различных молодежных организаций. Организаторами мероприятий выступили территориальные и участковые избирательные комиссии, управы и префектуры административных округов, образовательные учреждения, библиотеки и др. В мероприятиях в административных округах приняли участие: ЦАО – 1300 чел., САО – 3000, СВАО – 4600, ВАО – 3000, ЮВАО – 3200, ЮАО – 29000, ЮЗАО – 7000, ЗАО – 3300, СЗАО – 1200, ЗелАО – 300.

Информация о проведении  «Дня молодого избирателя» размещалась в окружных и районных газетах, на кабельном телевидении, информационных плакатах, сайтах префектур и управ районов в сети интернет, были организованы тематические «горячие линии» для молодежи.

Проведение в рамках «Дня молодого избирателя» вышеуказанных мероприятий позволило привлечь большее количество молодежи на выборы, кроме того, молодежь стала проявлять больший интерес к работе в составах избирательных комиссий, в том числе в качестве членов комиссий с правом решающего голоса – операторов КОИБов. Так, например, в составах участковых избирательных комиссий в 2008 году работало 7843чел. в возрасте до 30 лет, что составляет 17,5% от общего числа членов участковых избирательных комиссий.

 

В период подготовки и проведения каждой избирательной кампании территориальными избирательными комиссиями совместно с органами социальной защиты населения проводилась работа с избирателями с ограниченными физическими возможностями: уточнялись поадресные списки лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в результате встреч и бесед определялись предпочтения данной категории избирателей голосовать на дому либо на специально оборудованных  избирательных участках.

В целях более полного информирования избирателей с ограниченными физическими возможностями о выборах депутатов Московской городской Думы 11 октября 2009 года руководители ряда территориальных избирательных комиссий приняли участие во встречах, организованных районными (местными) организациями инвалидов.

В результате проведенной работы  в голосовании на выборах депутатов Мосгордумы 11 октября 2009 года приняло участие 5950 избирателей, являющихся инвалидами, из них на избирательных участках проголосовало  1077 чел., а на дому – 4873. В том числе в голосовании приняло участие 3995 инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, из которых 314чел. проголосовали на специально оборудованных избирательных участках и 3681 чел. проголосовал на дому.

 

В тоже время многие аспекты прошедшей 11 октября 2009 года избирательной кампании по выборам депутатов Московской городской Думы пятого созыва подвергались общественной критике.

Так, впервые на территории города Москвы признаны недействительными итоги голосования на двух избирательных участках
№ 316 (Головинский район) и № 404 (Савеловский район).

В прокуратуру города Москвы для проверки были направлены материалы по 38 избирательным участкам, где выданные наблюдателям копии итоговых протоколов не соответствовали сведениям, указанным в первых экземплярах итоговых протоколов этих участковых избирательных комиссий.

По фактам выявленных нарушений органами прокуратуры г.Москвы объявлено 1 предупреждение, внесено 9 представлений об устранении нарушений действующего законодательства, которые рассмотрены в установленном порядке.

Прокурором ЗАО по избирательным участкам № 2488 и № 2574 были возбуждены дела об административном правонарушении. Дела рассмотрены судом, председатели УИК избирательных участков № 2488 и № 2574 привлечены к административной ответственности (штраф 1 тыс. руб. и 2 тыс. руб. соответственно).

Для проведения проверок в органы внутренних дел и следственные отделы следственного управления следственного комитета при прокуратуре РФ по г.Москве направлено 9 материалов. По результатам в возбуждении уголовных дел отказано.

В судах обжаловались итоги голосования на избирательных участках в 22-х районах.

В соответствии с решением суда по избирательному участку № 192 был произведен повторный подсчет голосов избирателей, что повлекло принятие решений об изменении числовых данных в ряде строк итоговых протоколов № 2 ТИК района Хамовники, окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 1 и Московской городской избирательной комиссии.

 

Недостаточная работа проводится избирательными комиссиями по информированию избирателей о месте нахождения избирательного участка и помещения для голосования: на телефон горячей линии и Мосгоризбиркома поступило около 300 обращений, почти половина из них (137 обращений) - по вопросам места нахождения и графика работы участковых избирательных комиссий.

 

Все вышеперечисленное свидетельствуют о слабой работе, проводимой территориальными избирательными комиссиями по обучению членов участковых избирательных комиссий практическим вопросам их работы на таких стадиях избирательного процесса, как организация голосования вне помещения для голосования, подведение итогов голосования на избирательном участке.

 

Территориальными избирательными комиссиями также не в полной мере используются возможности сайта Мосгоризбиркома для создания своего раздела и размещения информации.

Недостаточно активно проводится работа в межвыборный период по информированию избирателей, взаимодействию с местными отделениями политических партий и иными общественными объединениями, в том числе и организациями инвалидов.

Продолжает оставаться высокой сменяемость составов территориальных избирательных комиссий. Так, в период с декабря 2006 года по настоящее время из составов территориальных избирательных комиссий выбыло 316 человек, что составляет 26,4 % от общего состава, в т.ч. председателей – 39 (31,7%).

 

 

Округ /

число ТИК, членов ТИК

В Ы Б Ы Л О

Всего

в т.ч.

председателей

в т.ч. работников префектур, управ, муниципалитетов

ЦАО (10 ТИК, 86 чел.)

24 (28%)

2 (20%)

6 (7%0

САО (16 ТИК, 144 чел.)

52 (36%)

12 (75%)

19 (13%)

СВАО (17 ТИК, 182 чел.)

26 (14%)

3 (17%)

8 (4%)

ВАО (16 ТИК, 165 чел.)

64(39%)

8 (50%)

16 (10%)

ЮВАО (12 ТИК, 110 чел.)

47 (42%)

7 (58%)

9 (8%)

ЮАО (16 ТИК, 160 чел.)

23 (14%)

3 (12%)

7 (4%)

ЮЗАО (12 ТИК, 116 чел.)

31 (26%)

2 (17%)

9 (8%)

ЗАО (13 ТИК, 115 чел.)

28 (24%)

2 (15%)

11 (9%)

СЗАО (8 ТИК, 90 чел.)

20 (22%)

0

4 (4%)

ЗелАО (3 ТИК, 29 чел.)

1 (3%)

0

0

ИТОГО:

123 ТИК, 1197 чел.

316

(26,4 %)

39

(31,7%)

89

(7,4%)

 

Из составов территориальных избирательных комиссий выбыло 39 председателей комиссий (31,7%) в 31 районе. Наибольшее число председателей сменилось в территориальных избирательных комиссиях САО, где из 16 председателей сменились 12.

Трижды сменился председатель в территориальной избирательной комиссии Левобережного района, дважды - в районах Головинский, Коптево, Соколиная гора, Лефортово, Некрасовка.

Как правило, выбытие председателя территориальной избирательной комиссии приводило к дальнейшим изменениям в составе самой комиссии.

 

Следует отметить, что в составы территориальных избирательных комиссий, сформированных в 2006 году со сроком полномочий - 4 года, входят 188 чел. (16%) - представителей уже не существующих в настоящее время политических партий, таких как «Партия социальной справедливости», «Свободная Россия», СПС, «Партия Жизни», «Аграрная партия», «Народная воля». Формально эти люди в составах комиссий, а фактически партий, которые они представляют – нет и предъявить претензии по неучастию указанных членов ТИК с правом решающего голоса в работе комиссий некому.

Есть определенные недоработки и при подборе кандидатур для работы в участковых избирательных комиссиях со стороны политических партий, иных общественных объединений, муниципальных Собраний, собраний избирателей. Почти 2 тысячи человек - членов территориальных и участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса не приняли участие в работе избирательных комиссий в день голосования 11 октября 2009 года, из них:

69 человек (5,8%) – членов ТИКс правом решающего голоса

 

 

Округ/число ТИК

ЕДИНАЯ РОССИЯ

КПРФ

СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ

ЛДПР

ЯБЛОКО

Назначенные по предложениям иных политических партий, общественных объединений, МС, ТИК предыдущего состава, собраний избирателей

ЦАО (10)

-

-

1

1

4

2

САО (16)

-

-

-

-

1

5

СВАО (17)

1

1

1

2

4

8

ВАО (16)

-

-

1

2

1

2

ЮВАО (12)

-

-

-

10

-

-

ЮАО (16)

-

2

-

1

-

3

ЮЗАО (12)

-

-

-

2

-

2

ЗАО (13)

-

-

1

1

-

5

СЗАО (8)

-

-

2

2

-

1

Зел.АО (3)

-

-

-

-

-

-

ИТОГО:

% от числа назначенных

1

0,8%

3

2,4%

6

16,7%

21

17%

10

8,1%

28

4,2%

 


1896 человек (4,6%) – членов УИКс правом решающего голоса

 

 

Административный округ

ЕДИНАЯ

РОССИЯ

КПРФ

СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ

ЛДПР

ЯБЛОКО

Патриоты

России

Назначенные по предложениям иных политических партий, общественных объединений, МС, ТИК предыдущего состава, собраний избирателей

ЦАО

1

20

34

3

4

2

42

САО

2

32

32

29

-

-

118

СВАО

12

14

63

9

15

1

55

ВАО

5

22

60

81

3

-

79

ЮВАО

3

50

54

56

1

4

6

ЮАО

9

27

15

26

5

13

-

ЮЗАО

6

25

175

59

1

6

49

ЗАО

-

16

114

162

-

4

57

СЗАО

-

30

108

10

1

1

10

Зел.АО

2

1

2

3

1

-

46

ИТОГО:

41621 чел

% от числа назначенных

40

1,25%

237

10,5%

657

21,12%

438

20,9%

31

12,9%

31

1,4%

462

1,6%

 

 

В марте 2007 года был сформирован Совет председателей территориальных избирательных комиссий города Москвы. За это время проведено 6 заседаний Совета, на которых обсуждались методические материалы, подготовленные Московской городской избирательной комиссией в помощь нижестоящим избирательным комиссиям при проведении соответствующих выборов. На заседаниях Совета также обсуждались планы основных мероприятий по повышению профессиональной подготовки организаторов выборов и правовому обучению участников избирательного процесса в городе Москве на соответствующий год и программы обучения организаторов выборов.

В то же время Совет председателей пока еще не стал по-настоящему активным органом, инициатором проведения тех или иных мероприятий, центром по обобщению как положительного опыта работы по проведению выборов, так и анализу причин имеющихся недостатков.

В своей дальнейшей работе председателям территориальных избирательных комиссий - членам Совета председателей ТИК от каждого из административных округов необходимо активнее включаться в работу с территориальными избирательными комиссиями своего административного округа, регулярно проводить встречи, обсуждать вопросы и мероприятия по подготовке и проведению выборов, проводить информационно-разъяснительную работу с избирателями и иными участниками избирательного процесса.