НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА, 17.01.17

         100 ДНЕЙ ПОСЛЕ ВЫБОРОВ

         Госдума возвращает себе роль законодательного и представительного органа власти

 

Глеб Кузнецов

 

         На новый, VII созыв Государственной думы возлагалось много надежд. Обновленный вполовину состав депутатов, одномандатники, от которых ждали свежего взгляда и свежих решений, широко анонсированная «новая роль» парламента в системе государственной власти и новый спикер, любящий и умеющий быть публичным политиком, давали оптимистам для этого хороший повод. Не меньше было и скептиков, считавших, что доминирование одной партии не позволит преодолеть инерцию традиционно невысокой роли парламента для России.

         Первая сессия завершена, 100 дней после выборов – это как раз тот срок, когда принято подводить первые итоги работы в политике и администрировании. Что можно сказать о первых результатах Государственной думы VII созыва? Надежды – оправданны, скептики – посрамлены. Но только отчасти. Впереди – это очевидно – большая работа.

         Главная формальная задача первой сессии нового созыва выполнена: бюджет страны на 2017–2019 годы принят. И его обсуждение стало важнейшей новеллой в парламентской деятельности государства. Перед началом непосредственного обсуждения бюджета проходили парламентские слушания, в которых приняло участие более 700 человек, представлявших интересы различных регионов, общественных объединений и групп интересов. В таком серьезном формате бюджет обсуждался впервые за много лет. Правительство получило партнера по совместной работе, сторону в диалоге, а не просто машинку для голосования.

         Здесь для нас главное не цифры профицита и дефицита, а то, что Госдума проявила себя в бюджетном процессе как самостоятельный субъект политики. Представителям правительства пришлось отвечать на неудобные вопросы, статьи бюджета обсуждались реально остро, критика – и прежде всего из правительственной фракции «Единая Россия» – была не формальная, но вполне ощутимая для всех участников бюджетного процесса в смысле последствий. Ну и вишенкой на торте бюджетного процесса – 2017 стал отказ депутатов принимать несколько законов из правительственного «бюджетного пакета».

         Сервильность Думы по отношению к правительству, похоже, остается в прошлом. И это бесспорный плюс к репутации парламента и достижение нового руководства Думы, которое весьма активно и последовательно взялось не только за «внешний образ» палаты, но и за ее внутренние рабочие алгоритмы и традиции.

         Важным направлением работы руководства новой Думы стало, как это ни странно звучит в отношении такого серьезного органа, как парламент, ужесточение трудовой дисциплины. Конечно, Государственная дума – это не армейское подразделение, но депутатов пытаются сделать немножко солдатами. В декабре прошлого года парламентарии утвердили поправки в регламент, вводящие штраф за отсутствие депутатов на пленарных заседаниях без уважительной причины, обязали депутатов лично рассматривать запросы избирателей, начата борьба с порочной практикой «голосования по доверенности». Еще раньше президент подписал закон, позволяющий лишать депутатов Госдумы мандатов за 30 дней прогулов и утрату связей с избирателями. Количество заграничных поездок, так называемого парламентского туризма тоже серьезно урезано.

         Госдума – не элитный клуб по интересам, который можно посещать, а можно уделять время своим более важным делам. Не всем депутатам нравится система работы, они жалуются на перегруженность. Но обратного пути уже не будет, поправки в регламент будут действовать еще как минимум год, и мало сомнений, что их действие будет продлено.

         Нужно понимать, что дисциплинарные меры новой Думы – это не банальное желание видеть людей на своих рабочих местах в их рабочее время, их цель – прежде всего повышение качества законотворческого процесса. Законотворчество – это ежедневный ответственный и кропотливый труд, которому надо посвящать всего себя, к которому надо относиться максимально серьезно. И тогда качество законов будет выше, и уважения к их «производителям» будет больше.

         Банальность? Бесспорно. Но внедрение этой банальности в депутатские головы, привыкшие в конце дня «голосовать пакетом» за весь комплекс рассмотренных в течение дня законов, регулирующих самые разные стороны жизни страны, отдавать карточки для голосования «во фракцию», неделями не появляясь на рабочих местах, не такое простое дело.

         Непростое, но и не безнадежное. И оно движется. В первую сессию новой Госдумы скорость «выдумывания» новых законов снизилась. Сами депутаты на первой сессии стали авторами только 40% из рассмотренных инициатив, соответственно снизилось и количество законодательных проектов, прошедших первое и второе чтение. С другой стороны – снизилось и количество «забракованных» из-за несоответствия формальному регламенту законопроектов, служивших лишь в целях личного пиара депутатов или политических партий.

         Эти новации были восприняты избирателями очень позитивно: людям нравится и стилистическое, и содержательное изменение процесса законотворчества. Данные соцопросов свидетельствуют о росте одобрения гражданами деятельности депутатов.

         Другой важной новацией стало стремление нового думского руководства расширить роль общественной экспертизы законопроектов, выстроить более эффективно взаимодействие с экспертным сообществом и различными группами интересов. Новая Дума с подавляющим большинством единороссов (343 мандата из 450) рисковала бы превратиться в исключительно совещательный орган, но руководство палаты понимает, что этого допустить нельзя.

         Что касается всех, должно обсуждаться всеми. Парламент – место для дискуссий, место для диалога. Законодательные инициативы должны обсуждаться всеми заинтересованными сторонами – политическими силами, социальными группами, профессиональными сообществами. Каждый гражданин и каждое мнение значимы и должны быть представлены в Думе и шире – в политической системе страны. Вячеслав Володин инициировал процесс повышения значимости «общественной экспертизы» законопроектов. Научное, вузовское сообщество, группы общественного лоббизма получат площадку для обсуждения того, что они считают значимым, и будут участвовать в общественной экспертизе новых инициатив, чтобы на этом этапе увидеть и оценить неочевидные риски тех или иных решений. Ведомственному же лоббизму, принятию проталкиваемых министерствами законопроектов без обсуждения Государственная дума намерена создать максимум сложностей и препон, превращая «парламентские слушания» в действительно значимый этап подготовки новых законов. Хотя, конечно, традицию той самой сервильности законодателя по отношению к администратору преодолеть будет непросто.

         Государственная дума должна ориентироваться и взаимодействовать не только с удобными ей «слоями населения», но и с теми, кто депутатов не любит, не уважает и в каждой их законодательной инициативе видит подвох. Логика «собака лает – караван идет» не может и не должна быть руководством к действию у депутатов, чья задача представлять общественные интересы. И объяснять себе и другим, что «они нас все равно не любят, так чего с ними разговаривать» – абсолютно контрпродуктивно. Депутаты должны буквально «брать слово и битый час доказывать», не бояться идти в самые разные, даже враждебные аудитории и медленно, шаг за шагом переламывать эту враждебность. Полагаю, что проблема определенной самоизоляции Государственной думы от нелояльных аудиторий и неудобных тем решаема. И скоро мы увидим много новых лиц прежде всего из числа депутатов-одномандатников, способных адекватно и убедительно представлять позицию палаты где угодно, в любом самом остром споре.

         В целом же по результатам первой сессии Государственной думы VII созыва можно констатировать, что палата возвращает себе свою полноценную конституционную роль законодательного и представительного органа власти, постепенно избавляясь от репутации «бешеного принтера».

         И люди это почувствовали: по итогам очередного опроса ВЦИОМа в декабре 2016 года уровень одобрения деятельности Госдумы среди граждан России вырос на 12% – до 52% (с 40% в сентябре прошлого года), в то же время уровень негативного восприятия снизился с 43 до 33%. Россиянам нравится новая Дума. Впереди у Думы и ее спикера Вячеслава Володина еще много подводных камней и сложностей, но уже сегодня для претворения в жизнь идеи «нового парламента» делается очень многое.

 

ИЗВЕСТИЯ, 17.01.17

         СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ МЕНЯЕТ РЕГЛАМЕНТ

         Сенаторы закрепят обязанность правительства предоставлять информацию о сроках разработки подзаконных актов, необходимых для вступления закона в силу

 

Сергей Изотов,

Марина Юршина

 

         Совет Федерации планирует внести изменения в свой регламент. Теперь к моменту рассмотрения закона в верхней палате правительство должно будет предоставлять информацию о сроках принятия нормативных актов, необходимых для его вступления в силу. До этого аналогичные поправки  во внутренний распорядок Госдумы внесли депутаты. Согласно  документу, социально значимые законы будут приниматься в третьем чтении только при наличии проектов сопутствующих нормативных актов.

         Как рассказал «Известиям» председатель комитета Совета Федерации по регламенту и организации парламентской деятельности Вадим Тюльпанов, сегодня на заседании комитета будут рассмотрены поправки в регламент верхней палаты, которые направлены на повышение эффективности парламентского контроля за деятельностью исполнительной власти.

         — Подчеркну, что это касается социально значимых или предусматривающих расходы из федерального бюджета законопроектов, — уточнил сенатор, напомнив, что соответствующие поправки в регламент уже были приняты Госдумой.

         В подготовленном проекте постановления СФ предлагается закрепить обязанность правительства одновременно с законом, принятым Госдумой, предоставлять информацию о сроках принятия подзаконных актов и их основных положениях.

         — Непредоставление такой информации может служить основанием для переноса рассмотрения федерального закона на следующее заседание палаты, — говорит Тюльпанов. — Кроме того, при одобрении закона с отложенным сроком вступления в силу ответственному комитету дается поручение информировать палату о соблюдении сроков принятия подзаконных актов.

         В аппарате комитета СФ по регламенту «Известиям» сообщили, что после того, как поправки в регламент будут рассмотрены на заседании комитета, соответствующее постановление СФ будет вынесено на обсуждение совета палаты, а затем на пленарное заседание.

         Напомним, что в конце декабря аналогичные поправки в свой регламент внесла Госдума. Согласно изменениям все социально значимые законопроекты будут приниматься нижней палатой в окончательном, третьем чтении только при наличии разработанных правительством проектов подзаконных актов. Как ранее пояснил журналистам глава Госдумы Вячеслав Володин, поправки направлены на снижение числа принятых, но не работающих из-за отсутствия подзаконных актов законов.

         Речь идет о законопроектах, которые касаются условий и порядка предоставления гражданам мер социальной поддержки или требующих иных расходов из федерального бюджета. Для того чтобы законы вступили в силу, необходимо принятие подзаконных актов правительства. Информация от кабинета министров о подготовке нормативно-правовых актов и об их основном содержании должна направляться в Госдуму к третьему чтению, в случае если закон вступает в силу сразу после его принятия. Если же закон имеет отложенную дату введения, то Госдума должна получить отчет правительства о подготовке соответствующих актов.

         Ранее депутаты планировали ввести такое правило отдельным федеральным законом. Проект, внесенный депутатами и сенаторами,  был рекомендован к принятию профильным комитетом по законодательству, однако получил ряд замечаний от правового управления аппарата Госдумы и главы Совета Федерации Валентины Матвиенко.

         В частности, по мнению думских юристов, он противоречит действующему закону «О правительстве РФ». В итоге было принято решение отложить принятие законопроекта, но внести поправки в регламенты обеих палат парламента.

 

ИЗВЕСТИЯ, 17.01.17

         В ГОСДУМЕ НАМЕТИЛАСЬ ТЕНДЕНЦИЯ К СОВМЕСТНОЙ РАБОТЕ

         Согласно «Рейтингу законотворцев», депутаты всё чаще отказываются от внесения собственных инициатив в пользу общефракционных проектов

 

Сергей Изотов,

Марина Юршина

 

         В новом созыве Государственной думы снизились темпы законотворческого процесса, однако повысилось качество вносимых инициатив, следует из «Рейтинга законотворцев», который представили фонд ИСЭПИ и Центр содействия законотворчеству (ЦСЗ). Авторы рейтинга отмечают, что в «установочную» сессию нового созыва в числе принятых законопроектов возросла доля правительственных инициатив, при этом количество депутатских законопроектов заметно снизилось. В весеннюю сессию в приоритете работы Госдумы — инициативы, направленные на реализацию послания президента.

         Количество и качество

         Согласно исследованию (оно проводится два раза в год в течение последних трех лет), с 19 сентября по 21 декабря 2016 года в нижнюю палату парламента было внесено 330 законопроектов, из которых 133 депутаты Госдумы направили самостоятельно, совместно с сенаторами или региональными заксобраниями (40%). Для сравнения, в прошлом созыве доля депутатских инициатив составила около половины или чуть больше: так, осенью 2015 года парламентарии подготовили 350 законопроектов из 714 внесенных (49%), в предвыборную сессию весной 2016 года — 471 законопроект из 880 (53,5%).

         При этом в первую сессию нового созыва в 2,5 раза снизилась доля тех депутатских инициатив, которые потом возвращались авторам или отзывались ими из-за несоблюдения регламентных требований: с 19,1% осенью 2015 года до 7,5% осенью 2016 года, часть из  них была внесена депутатами прошлого созыва.

         В первой сессии нового созыва Госдумы уменьшилось и общее количество законопроектов, принятых хотя бы в одном из чтений. Если в первом полугодии 2016 года депутаты одобрили 294 законопроекта, то теперь этот показатель снизился до 189.

         Авторы рейтинга отмечают, что в «установочную» сессию нового созыва в числе принятых законопроектов хотя бы в одном из чтений возросла доля правительственных инициатив (с 41 до 71%), при этом доля депутатских законопроектов снизилась с рекордных 46% в предвыборную сессию до 17%.

         Новые приоритеты

         В эту осеннюю сессию, отмечается в исследовании, депутатская активность была в меньшей степени направлена на предвыборный популизм партий и кандидатов-одномандатников. Так, осенью 2016 года ключевой темой законодательной работы были вопросы качества власти, законотворчества и парламентского контроля — 10,5% от числа всех инициатив сессии. Годом ранее этим проблемам было посвящено около 3% депутатских предложений.

         Следующей по значимости темой для депутатов оказались вопросы развития избирательной и партийной систем, общественного контроля — 9,8%. Среди других «политических» тем  —вопросы защиты прав обвиняемых и гарантии прав на судебную защиту. В социально-экономическом блоке наибольшее внимание депутаты уделили вопросам социальной поддержки граждан (5,3% собственного законотворчества) и проблемам социальных НКО (еще 2,3%), семейной и демографической политике (4,5%), здоровому образу жизни, включая борьбу с курением и алкоголизмом (4,5%).

         По сравнению с осенью 2015 года заметно снизилась доля новых депутатских инициатив по вопросам ЖКХ и капремонта (с 7 до 3%), прав автомобилистов и грузоперевозчиков (2,3%), финансовых и потребительских прав граждан (3%), интересов «дольщиков» (3%).

         Рейтинг активности депутатов

         За два с половиной рабочих месяца с самостоятельными инициативами выступили 100 парламентариев (22% депутатского корпуса), что почти в три раза ниже показателей нескольких предыдущих сессий. Для примера, в последнюю сессию перед выборами свои инициативы внесли 259 депутатов (почти 58%). Осенью 2015 года активность проявили 240 парламентариев (53%), еще раньше этот показатель доходил до 65%. Авторы исследования подчеркивают, что депутатское законотворчество стало менее индивидуализированным и в большей степени — групповым.

         Лидером по числу самостоятельных инициатив стала «Справедливая Россия», «Единая Россия», в свою очередь, задавала в нижней палате курс на совместное законотворчество.

         На втором месте — ЛДПР. Как отмечают авторы исследования, к концу года фракция практически догнала «эсеров», хотя в отличие от них либерал-демократы разрабатывали свои инициативы поэтапно, в то время как справороссы внесли свои инициативы сразу в начале сессии.

         Наибольшее снижение законотворческой активности — у КПРФ. Руководство фракции пока не реализовало свою предвыборную программу в виде новых законопроектов.

         Ускоренное принятие

         Госдуме нового созыва пока не удалось преодолеть практику ускоренного принятия законопроектов сразу во втором и третьем чтениях за один пленарный день. По данным исследования, доля таких случаев от общего числа принятых законов составила 50,9%, что лишь ненамного ниже показателя последней сессии Госдумы прошлого созыва, когда депутаты торопились выполнить законодательный план до начала предвыборных партийных съездов (56,9%).

         Мнение экспертов

         Глава ИСЭПИ Дмитрий Бадовский отмечает, что в ходе осенней сессии приоритет в рассмотрении был отдан президентским инициативам.

         — При этом ситуативно количественно доминировали правительственные законопроекты, однако это объясняется объективной концентрацией вокруг бюджетной повестки: поправки в бюджет-2016, бюджетный пакет 2017–2019, поправки в Налоговый кодекс, — говорит Бадовский. — Президентская стратегическая повестка станет ключевой в ходе весенней сессии, депутатам предстоит принять комплекс законопроектов по реализации послания президента в приоритетном порядке, о чем уже заявило руководство Госдумы.

         По мнению президента коммуникационного холдинга «Минченко Консалтинг» Евгения Минченко, нацеленность «Единой России» на совместные законопроекты — следствие позиционирования себя как «системной партии», которая выступает фундаментом больших коалиций, куда могут вступать и другие субъекты законодательной инициативы.

         — Что касается «эсеров», то, демонстрируя повышенную активность, они пытаются компенсировать низкий результат, который они получили на выборах. А коммунисты, несмотря на благоприятную конъюнктуру, не смогли ее реализовать, и им нужно думать о каком-то идеологическом перепозиционировании. Поэтому КПРФ взяла вполне, на мой взгляд, логичную паузу, — говорит он.

         Один из авторов рейтинга — директор по исследованиям ИСЭПИ Александр Пожалов полагает, что тенденция к сокращению количества разрозненных депутатских инициатив продолжится.

         — Руководство Госдумы и фракций переориентирует депутатов на общефракционное или совместное с другими органами власти законотворчество, которое отражает позицию фракции в целом, а не относится к области личного пиара, — говорит Пожалов, добавляя, что более показательной в этом отношении станет весенняя сессия.

         — Полноценно заработают недавно созданные в Госдуме новые механизмы законотворческой экспертизы и подготовки депутатских законопроектов, реорганизованные экспертные советы при фракциях. К тому же весенняя сессия будет длиннее, новый правительственный пакет по бюджету поступит только к осени, поэтому у Госдумы будет возможность рассматривать большее число собственных инициатив, — уверен политолог. — Также можно рассчитывать на то, что после того, как Госдума станет в 2017 году площадкой работы Совета законодателей РФ, будет постепенно увеличиваться количество принятых законопроектов из регионов.

         Доцент Института общественных наук РАНХиГС Екатерина Шульман считает, что по результатам первой сессии о тенденциях говорить пока рано, поскольку она «нетипичная».

         — Во-первых, она очень короткая, меньше трех месяцев, и традиционно, как любая осенняя сессия, практически полностью занята бюджетом. Во-вторых, пришли новые депутаты, среди которых много впервые избравшихся — особенно среди одномандатников, которым надо было войти в процесс, — пояснила она.

         За первую сессию, отметила политолог, было внесено достаточно много законопроектов, хотя меньше, чем в «полновесные» осенние сессии предыдущих лет.

         — Нужно не меньше вносить (законопроектов. — «Известия»), а тщательнее их рассматривать, так как ускоренное рассмотрение не дает шансов на полноценное публичное обсуждение, и необходимость править срочно принятое создает те самые законодательные завалы — нескончаемый поток поправок к недавно одобренному, — говорит Шульман.

 

НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА, 17.01.17

         КРАСНОЯРСКАЯ ОППОЗИЦИЯ ДАЛА МИНИСТРАМ ТОЛОКОНСКОГО ГОД

         Региональное отделение ЛДПР обещает к декабрю поставить вопрос об отставке краевого правительства

 

Александр Чернявский

 

         Представители фракции ЛДПР в Заксобрании Красноярского края, возможно, потребуют в конце года отставки регионального правительства, которое возглавляет Виктор Томенко. Тестом на профпригодность, по словам представителей либерал-демократов в краевом парламенте, станет эффективность выполнения задач губернатора Виктора Толоконского, которые тот поставил чиновникам на прошлой неделе.

         «Это не какой-то пиаровский политический жест. Объективные претензии к собственному правительству накопились, судя по его публичным выступлениям, и у губернатора, – объяснил «НГ» позицию партии лидер фракции ЛДПР в Заксобрании Александр Глисков, назвавший отведенный правительству год «испытательным сроком». – То, что мы даем возможность правительству Виктора Томенко показать свою эффективность и результативность до конца года, не исключает того, что мы можем поставить вопрос об отставке того или иного министра гораздо раньше. В частности, у нас накопилось немало претензий к чиновникам, которые курируют ЖКХ и промышленность. Есть у нашей партии претензии и к кадровой политике в муниципалитетах и в предприятиях с краевым участием».

         Еще более жесткую позицию по отношению к правительству края занимают «Патриоты России». «У губернатора нет внятной кадровой политики. Люди, которые занимают ответственные посты в правительстве, непонятно чем занимаются. Об этом свидетельствует провал региональной исполнительной власти по управлению краевыми предприятиями. Провозглашен принцип: все на продажу! И с чем останется край? – отметил «НГ» лидер регионального отделения «Патриотов России», депутат Заксобрания Иван Серебряков. – Заксобрание может и должно ставить вопрос и об отставках некомпетентных чиновников, и о недоверии губернатору, но, к сожалению, фракция «Единой России», обладая в парламенте большинством, все эти попытки наверняка заблокирует».

         Недовольство неэффективными действиями краевого правительства было заметно еще на декабрьской сессии Заксобрания. Так, депутаты «завернули» проект продажи алкогольного предприятия «Шушенская марка», которое сейчас находится в собственности края. Причем главную скрипку в наложении вето на эту инициативу сыграли депутаты-единороссы. Примечательно, что министр промышленности, энергетики и торговли края Анатолий Цыкалов, который не смог убедить парламентариев в разумности этой идеи, накануне новогодних каникул получил от Виктора Толоконского выговор «за ненадлежащее выполнение должностных обязанностей» – крайне редкий в практике нынешнего губернатора случай.

         В регионе, правда, сомневаются, что недовольство депутатов приведет к громким отставкам в исполнительной власти. «Заявления по поводу неэффективной работы краевых министров, звучащие из уст депутатов Заксобрания, имеют под собой определенные основания, но пока это не более чем политические ходы. Не думаю, что критика ЛДПР и других партий, называющих себя оппозиционными, приведет к каким-то громким отставкам в краевом правительстве. Депутаты просто не имеют для этого необходимых рычагов, – отмечает политолог Сергей Комарицын. – Виктор Толоконский за время своего губернаторства демонстрирует крайне осторожную кадровую политику. Ни о какой крупномасштабной ротации в исполнительной власти речь пока не идет. Более-менее заметные фигуры из краевого правительства уходят, как правило, естественным путем».     

 

КОММЕРСАНТ, 17.01.17

         "ВАРЯГИ" ОБХОДЯТСЯ БЕЗ МЕСТНЫХ КАДРОВ

         Как формируют команды новые губернаторы

 

Александр Тихонов,

Александра Викулова,

Иван Сергеев,

Александр Гмырин

 

         Исполняющие обязанности глав регионов, которым в сентябре предстоят выборы, формируют региональные правительства из "варягов". Так поступили Дмитрий Миронов (Ярославская область), Игорь Васильев (Кировская область), Дмитрий Овсянников (Севастополь). Исключением выглядит кадровая политика врио калининградского губернатора Антона Алиханова, который успел поработать в своем регионе до назначения главой. По мнению эксперта, местные кадры появляются позже, "когда в регионах начинаются конфликты и интересы местных приходится учитывать".

         В Ярославской области, которую возглавил выходец из ФСО, экс-замминистра внутренних дел Дмитрий Миронов, все правительство сформировано из "варягов". Исключение составляли первый зампред по социальной сфере Виктор Костин и глава представительства региона в Москве Александр Князьков, но последний вчера был уволен. Кабинетом министров руководит сослуживец господина Миронова по ФСО, экс-министр сельского хозяйства Подмосковья Дмитрий Степаненко, он же курирует внутриполитический блок. Зампреды правительства — выходцы либо из минсельхоза Московской области, либо из федеральных структур. Илья Баланин, в чью сферу ответственности входит финансовый блок, прибыл в регион из Костромской области.

         Один из "варягов" уже попал под уголовное преследование — арестован по обвинению в педофилии и этапирован в Архангельск директор департамента транспорта Максим Семиохин. Он успел поработать в Ярославской области чуть больше недели, а до этого возглавлял управление автодорожного надзора Тульской области. В администрации региона заявили, что господин Семиохин еще не был назначен на должность. Ротация чиновников идет и в муниципалитетах. Врио главы администрации Ярославля стал Владимир Слепцов, выходец из региона, в последнее время работавший в Московской области. Администрацию Переславля-Залесского возглавил еще один выходец из Подмосковья Владимир Волков. Кадровые решения Дмитрия Миронова вызывают недовольство у местных чиновников. Источник, близкий к администрации региона, сказал "Ъ", что "решения принимаются в кабинете Степаненко, а Миронов, к сожалению, несамостоятелен".

         Похожую политику проводит и врио главы Кировской области, бывший руководитель Росреестра Игорь Васильев (ранее работал в ФСБ). Он получил пост после того, как президент уволил по утрате доверия экс-главу области Никиту Белых, обвиненного в коррупции. Большинство соратников господина Белых потеряли посты. Например, замминистра охраны окружающей среды Виктора Бушменева уволили в связи с утратой доверия: его подозревают в конфликте интересов и использовании служебного положения. Увольнение бывшего вице-губернатора Елены Ковалевой было мотивировано "непростым положением с бюджетом" и нарушениями соглашения о федеральных бюджетных кредитах.

         В новом составе кировского правительства "варяги" заняли больше половины должностей. Только два из семи зампредов работали при Никите Белых, еще один местный, главврач центра травматологии Дмитрий Курдюмов, стал зампредом по соцвопросам, из семи министров местных четверо. В своей кадровой политике Игорь Васильев предпочитает выходцев из федеральных ведомств и столичного бизнеса. Первым зампредом правительства стал коллега врио по Росреестру Константин Мищенко. Пост зампреда правительства--министра внутренней политики получил Владимир Бекетов, экс-глава PR-департамента московской фирмы "Медиа-консалтинг".

         Лидер отделения КПРФ Сергей Мамаев сказал "Ъ", что врио губернатора активно продвигает свои кандидатуры на должности глав муниципальных администраций. По данным коммуниста, в Орловском, Зуевском и Лебяжском районах местные депутаты не хотят поддерживать выдвиженцев региональной власти. В Кильмезском районе конкурс на должность главы администрации выиграл коммунист, но он "был вынужден покинуть партию под давлением", говорит господин Мамаев. В областном правительстве комментировать кадровую политику в муниципалитетах не стали.

         "Варягов" приглашает и врио главы Севастополя, бывший замминистра промышленности и торговли РФ Дмитрий Овсянников. Никакого отношения к городу до назначения не имели четверо из пяти его заместителей, среди них выходцы из Удмуртии (господин Овсянников работал в республике федеральным инспектором), Ямало-Ненецкого округа, Пензенской области. Среди семи членов правительства "варягов" трое.

         А вот глава Калининградской области Антон Алиханов делает ставку на местных. "Варягами" в его администрации можно назвать только зампреда правительства по финансам Эдуарда Батанова (выходец из Санкт-Петербурга) и главу представительства региона в Москве Александра Деркача, работавшего с господином Алихановым в Минпромторге. Отметим, что господин Алиханов до назначения врио губернатора уже успел поработать в регионе зампредом кабинета министров, а потом и возглавил его.

         Политолог Ростислав Туровский сказал "Ъ", что большинство губернаторов-"варягов" предпочитают приводить в регионы свою команду. "Как правило, они сменяют губернаторов-неудачников, значит, причины для замены есть. Силовики к тому же меньше склонны договариваться с местными влиятельными группами",— говорит он. При этом эксперт полагает, что в командах новых врио еще появятся местные кадры: ""Варяги" — это первый этап, местные появляются позже, когда в регионах начинаются конфликты, интересы местных приходится учитывать".

 

КОММЕРСАНТ, 17.01.17

         ГОССЛУЖАЩИМ ОТКРЫВАЮТ ОТЧЕТНЫЕ АККАУНТЫ

         Минтруд готовит разъяснения для чиновников, сидящих в интернете

 

Максим Иванов,

Роман Рожков

 

         В Министерстве труда готовят инструкцию для чиновников, которым теперь придется отчитываться о деятельности в интернете. С этого года им надо сообщать работодателю "об адресах сайтов", на которых ими размещалась "общедоступная информация". Отказ заполнить утвержденную правительством форму будет грозить расторжением служебного контракта, заявили "Ъ" в Минтруде. В Институте развития интернета отмечают, что сейчас "обработка достоверности ссылок чиновников не подразумевается".

         На вопрос "Ъ" об объеме информации, которую потребуется сдавать чиновникам, в пресс-службе Минтруда ответили, что "предоставление сведений будет осуществляться по установленной распоряжением правительства РФ от 28 декабря 2016 года N2867-р форме": "В настоящее время методические рекомендации по заполнению данной формы разрабатываются". Дату готовности инструкции там не уточнили. В Министерстве связи комментировать порядок заполнения формы "Ъ" не стали.

         Новая обязанность появилась у государственных и муниципальных служащих с этого года. К 1 апреля чиновники должны заполнить форму "об адресах сайтов и (или) страниц сайтов", на которых ими за последний год размещалась "общедоступная информация, а также данные, позволяющие их идентифицировать". Желающие поступить на службу должны заполнить информацию о своих действиях в интернете за последние три года. Обязанность была введена поправками к законам "О государственной гражданской службе РФ" и "О муниципальной службе в РФ" в середине 2016 года, а форма — распоряжением правительства.

         Чиновники в разговоре с "Ъ" отмечали, что новые требования по отчетности, изложенные и в законе, и в подзаконном акте правительства, размыты. Их интересовал вопрос, как можно будет отличить настоящий аккаунт, созданный госслужащим, от подделки. Отмечали они, что норма затронет не только самих чиновников, но и их знакомых (если на их персональных страницах в соцсетях чиновниками оставлены ссылки или записи). Соавтор поправок единоросс депутат Госдумы Владимир Бурматов обосновывал необходимость новой отчетности тем, что при поступлении на госслужбу соискателю можно будет отказать, если работодателю не понравится его интернет-активность: "А почему он должен брать на работу человека, который аффилирован с той или иной коммерческой структурой, а теперь приходит распределять миллиардные бюджетные подряды и средства?".

         По словам собеседника "Ъ" в одном из министерств, в аппарате правительства уже разрабатывают свои, смягченные рекомендации. В форму предлагается вносить информацию, только "если есть в интернет-материале ФИО, год рождения и фото". В любом случае, это будет означать официальную верификацию аккаунтов в соцсетях.

         Чиновники опасаются, что неточность при заполнении формуляра о деятельности в интернете может грозить увольнением. В пресс-службе Минтруда на вопрос "Ъ" об ответственности за отказ заполнить форму заявили, что "непредоставление указанных сведений может повлечь расторжение контракта": "Это несовместимо с нахождением на государственной гражданской или муниципальной службе, а также является препятствием к поступлению на службу". В случае с госслужбой Минтруд ссылается на ст. 16 ("Ограничения, связанные с гражданской службой") закона.

         "В данный момент обработка достоверности ссылок чиновников не подразумевается,— отмечает директор по проектной деятельности Института развития интернета Арсений Щельцин.— Первичный шаг в процессе — получить заполненные формы со ссылками на страницы чиновников".