ИЗВЕСТИЯ, 18.04.17

         КС УВИДЕЛ ОГРАНИЧЕНИЕ КОНКУРЕНЦИИ В ЗАКОНЕ О ВЫБОРАХ

         Конституционный суд потребовал устранить нарушение правила «один округ — один кандидат» при выдвижении одномандатников

 

Татьяна Берсенева,

Марина Юршина

 

         Конституционный суд (КС) РФ признал не соответствующей Основному закону норму, позволяющую Центральной избирательной комиссии (ЦИК) снимать с выборов весь список кандидатов от партии, если она нарушила правило «один округ — один кандидат» и выдвинула сразу несколько одномандатников. В КС заявили, что эта норма противоречит принципу конкурентности на выборах и нарушает права граждан. Признание оспоренных норм неконституционными «не затрагивает результаты выборов в Госдуму седьмого созыва и не может служить основанием для их пересмотра», указали в КС. Однако закон «О выборах депутатов Государственной думы» предстоит скорректировать.

         КС РФ рассмотрел жалобу экс-кандидатов в депутаты Госдумы от Партии пенсионеров Михаила Юревича и Игоря Трунова. Они решили оспорить нормы, позволяющие партиям выдвигать только одного кандидата в одномандатном избирательном округе. В случае если партия выдвигает несколько одномандатников, ей могут не заверить список кандидатов (ч. 2 ст. 40 и ч. 10 и 11 ст. 42 закона «О выборах депутатов Государственной думы»).

         Поводом для обращения в КС стал отказ ЦИК в июле прошлого года заверить список Партии пенсионеров — как раз из-за того, что в трех избирательных округах партия выдвинула по два кандидата в депутаты. Кроме того, ЦИК увидела нарушение и в порядке их выдвижения: съезд партии утвердил 166 человек, однако в поданном в ЦИК списке оказалось уже 169 кандидатур.

         В самой партии расхождение в данных тогда признали технической ошибкой, однако Верховный суд (ВС) РФ при рассмотрении иска назвал такой аргумент несостоятельным. По мнению судей, ЦИК не могла принять другое решение, поскольку именно этот список, а не протокол партийного съезда содержал полную персональную информацию о 169 кандидатах. Тогда же ВС отказался рассматривать и иск Игоря Трунова и Михаила Юревича, в котором они просили признать постановление Центризбиркома от 19 июля незаконным. В ВС посчитали, что решение ЦИК было адресовано политической партии в целом и не затрагивало прав отдельных кандидатов. Следовательно, оспаривать его в судебном порядке вправе исключительно сама политическая партия.

         КС, рассмотрев жалобу, указал, что последствия нарушений «должны быть обоснованными, пропорциональными и соразмерными» им, а также соотноситься с природой нарушений, степенью причастности к ним политической партии и отдельных кандидатов.

         «Иначе правовое регулирование соответствующих избирательных процедур, не имея под собой необходимого обоснования, будет вступать в противоречие с общеправовыми критериями допустимого вмешательства государства в осуществление прав и свобод граждан и их объединений», — говорится в решении КС.

         В нем также сказано, что отказ ЦИК заверить весь список депутатов со ссылкой на нарушения в некоторых округах «не обеспечивает дифференцированного реагирования на различные — как по характеру, так и по масштабам — нарушения установленного порядка выдвижения политической партией кандидатов». При этом исключена возможность реализации пассивного избирательного права всеми гражданами, включенными в список. По мнению КС, «это расходится с конституционно значимыми принципами соразмерности и пропорциональности, порождает избыточные препятствия в реализации избирательных прав граждан и неоправданно ограничивает электоральную конкуренцию политических партий».

         Из решения следует, что необходимо устранить нарушение правила «один округ — один кандидат», однако отказ в заверении всего списка кандидатов — не единственный способ.

         Эксперт по избирательному праву Андрей Бузин полагает, что решение КС вынесено в «достаточно правильном направлении».

         — Если не придерживаться подобной тактики, могут быть провокации со стороны отдельных влившихся кандидатов. Они могут подавать документы, не совсем правильно оформленные, которые очень трудно распознать с партийной стороны, — сказал он «Известиям».

         Один из истцов, Игорь Трунов, заявил «Известиям», что вынесенное решение «не повлияет на итоги выборов». Однако, по его мнению, отменить результаты и провести выборы в округах, где незаконно сняли людей, «было бы логично».

         — Но остается моральное удовлетворение от того, что теперь закон будет лучше и на следующих выборах меньше будет брака со стороны избирательного процесса, — сказал он.

         На внесение в Госдуму законопроекта, направленного на исполнение решения КС, у правительства есть полгода. Свои предложения по корректировке закона также могут внести депутаты и сенаторы.

 

ВЕДОМОСТИ, 17.04.17 23:41

         ПАРТИЯ ПЕНСИОНЕРОВ ОТЫГРАЛАСЬ ЗА СНЯТИЕ С ВЫБОРОВ В ДУМУ В СУДЕ

         Это может оградить партии в будущем от аналогичных придирок

 

Анастасия Корня

 

         Конституционный суд признал противоречащими Основному закону страны положения ст. 42 закона о выборах депутатов Госдумы, которые позволили Центризбиркому снять с выборов в сентябре прошлого года весь список Российской партии пенсионеров за справедливость (РППС). В партийном списке оказалось 169 кандидатов, выдвинутых в 166 округах, в то время как закон разрешает выдвигать в округе не более одного кандидата. Выдвинутые по списку адвокат Игорь Трунов и экс-губернатор Челябинской области Михаил Юревич доказывали, что такое применение закона нарушило конституционное право граждан избирать и быть избранными. По их мнению, ЦИК должен был исключить кандидатов в тех округах, где были выявлены нарушения, а не отказывать партии в заверении всего списка. Они также жаловались на нарушение их права на судебную защиту, поскольку Верховный суд отказался рассматривать заявления, поданные от имени кандидатов.

         Конституционный суд с заявителями отчасти согласился. Нормы, касающиеся выборов, не должны допускать деформирования смысла народовластия и создавать барьеры для осуществления пассивного избирательного права, отмечается в решении суда. Устранять нарушения нужно, но это вовсе не означает, что единственным выходом из ситуации может быть лишь полный отказ в заверении всего списка кандидатов. Средства реагирования нужно соотносить с природой и масштабом нарушений. Отстранение тех депутатов, в отношении которых было соблюдено правило «один округ – один кандидат», создает препятствия для реализации избирательных прав граждан и ограничивает электоральную конкуренцию партий, подчеркнул суд. При этом в итоговой резолюции особо оговаривается, что итоги уже состоявшихся выборов пересмотру не подлежат, но несостоявшиеся депутаты могут потребовать компенсации вреда, причиненного действиями должностных лиц. Процедура оспаривания решений ЦИК нареканий у Конституционного суда не вызвала.

         Дело было рассмотрено без публичных слушаний. По данным Трунова, особенно горячо встал на защиту действующего порядка представитель президента в Конституционном суде Михаил Кротов. Возможность участия в управлении делами государства исключена для партии, которая не проявила на данном этапе избирательного процесса «той должной степени ответственности и добросовестности, которой от нее следует ожидать как от участника выборов, претендующего на место в законодательном (представительном) органе публичной власти», говорится в отзыве Кротова на иск. Кандидаты же от партии, по его мнению, должны учитывать существующий риск.

         Трунов называет свою победу «виртуальной», ведь она не позволяет исправить допущенное нарушение. Решение Конституционного суда не дает оснований для отмены результатов выборов, напоминает он. Хотя, по идее, именно это следовало сделать – кандидаты, чьи права участвовать в выборах были нарушены, и избиратели должны получить возможность полноценного выбора, которого их лишили. «Да, на следующих выборах такое нарушение уже не повторится. Но у нас – что, как у Маклауда, две или три жизни?» – говорит Трунов. Впрочем, добавляет он, аналогичная жалоба от его имени подана еще и в ЕСПЧ. И вот там он ставит вопрос о необходимости отмены результатов выборов, если кандидат был незаконно снят с предвыборной гонки.

         У члена ЦИК Евгения Шевченко нет никаких сомнений в том, что Центризбирком принимал решение исключительно в рамках своей компетенции и действовавшего в тот момент законодательства. Он подчеркивает, что Конституционный суд особо оговорил: принятое им постановление не затрагивает результаты состоявшихся выборов и не может служить основанием для их пересмотра. В последующем ЦИК будет руководствоваться этим решением суда, говорит Шевченко.

         С точки зрения развития избирательной системы это хороший сигнал, оценивает решение Конституционного суда политолог Александр Кынев. «Как показывает практика, защиты избирательных прав не бывает много», – замечает он. Постановление суда отразится не только на следующих парламентских выборах, но и не позволит регионам копировать эту порочную практику. Что касается перспективы получить возмещение вреда, то она выглядит сомнительной, рассуждает Кынев, – он не помнит ни одного случая, чтобы снятие кандидата с выборов было оценено в денежном выражении.

 

КОММЕРСАНТ, 18.04.17

         ГУБЕРНАТОР ВИКТОР НАЗАРОВ РАСТЕРЯЛ КАНДИДАТОВ

         За пост мэра Омска отказались бороться министры областного правительства

 

Татьяна Косачева

 

         Министр труда и социального развития Омской области Владимир Куприянов, ранее утвержденный конкурсной комиссией в качестве одного из двух кандидатов на пост главы Омска, отказался от дальнейшего участия в конкурсе. Вслед за другой креатурой омского губернатора Виктора Назарова, вице-губернатором Станиславом Гребенщиковым, он взял самоотвод по состоянию здоровья. Политологи уверены, что кандидатура 31-летнего предпринимателя Андрея Ерошевича не найдет поддержки депутатов горсовета, и выборы будут признаны несостоявшимися.

         Вчера в горсовет Омска поступило заявление от кандидата на пост мэра Владимира Куприянова о самоотводе по состоянию здоровья. Политологи называли господина Куприянова дублером вице-губернатора, главного фаворита предвыборной гонки Станислава Гребенщикова, который после сообщений омских СМИ о возбужденном уголовном деле по статье «Злоупотребление должностными полномочиями» снялся с конкурса по состоянию здоровья. В итоге за два дня до выборов на должность мэра Омска претендует только 31-летний индивидуальный предприниматель Андрей Ерошевич.

         По словам председателя горсовета Галины Горст, голосование за кандидата на пост градоначальника 19 апреля все же состоится, поскольку по регламенту конкурсная комиссия представила двух кандидатов. А снялся кандидат уже позже. «И тут вопрос: наберет ли данный кандидат более 21 голоса. Если наберет, он считается избранным мэром, если нет, то возможны два варианта: депутаты могут либо перенести голосование на следующее заседание горсовета, либо признать выборы несостоявшимися. Тогда будет объявлен новый конкурс, вновь будет работать комиссия, начнется прием заявлений»,— рассказала „Ъ" Галина Горст.

         Депутат горсовета от фракции ЛДПР, член конкурсной комиссии Алексей Ложкин считает, что Андрей Ерошевич не наберет необходимого числа голосов и в итоге выборы не состоятся. «Программа кандидата Ерошевича составила не более девяти строк. Были кандидаты и более опытные, и программа у них сильнее. Но выбрали его, и это нонсенс»,— рассказал „Ъ" депутат. Депутат горсовета Омска от КПРФ Иван Ивченко считает самоотвод Владимира Куприянова ожидаемым стечением обстоятельств. «Я думал, что Куприянову не хватит голосов, чтобы стать мэром, и голосование перенесут. Ведь он рассматривался как технический кандидат, и он не готовился стать мэром. Что же насчет Андрея Ерошевича, думаю, он даже десяти голосов не наберет»,— рассуждает Иван Ивченко.

         Политолог Сергей Старовойтов уверен, что после снятия с гонки обоих кандидатов омского губернатора выборы мэра начали разваливаться. «Идет война всех против всех, в регионе — политическая раздробленность, внутриэлитные конфликты. Власть самоустранилась от жителей, все решения принимаются кулуарно. Это ведет к росту недовольства избирателей»,— говорит политолог. Он предположил, что политические проблемы достигли той точки, когда администрация президента будет решать судьбу региона «либо в формате ручного управления, вводя какую-то команду в область, либо сменив политическое управление регионом».

 

КОММЕРСАНТ, 17.04.17 20:34

         С МАКСИМОМ РЕШЕТНИКОВЫМ ПОБОРЮТСЯ АДВОКАТ И КРАЕВОЙ ДЕПУТАТ

         ЛДПР и КПРФ назвали кандидатов в пермские губернаторы

 

Дмитрий Никитин

 

         Высший совет ЛДПР решил выдвинуть на пост главы Пермского края депутата заксобрания Олега Постникова, а конференция крайкома КПРФ рекомендовала президиуму ЦК выдвинуть в качестве кандидата столичного адвоката Ирину Филатову, участвовавшую в прошлогодних выборах депутатов Госдумы. Эксперты полагают, что оба кандидата даже по стартовым позициям уступают врио губернатора Максиму Решетникову.

         Как стало известно "Ъ", высший совет ЛДПР принял решение выдвинуть в губернаторы координатора регионального отделения партии, лидера партийной фракции в краевом парламенте Олега Постникова. Сам он оставил эту информацию без комментариев. Ранее в числе возможных кандидатов от партии назывался и бывший вице-премьер, член фракции ЛДПР Игорь Орлов. По одной из версий, решение не выдвигать его связано с тем, что на выборах в заксобрание господин Орлов оказался последним из кандидатов, снявшим свою кандидатуру в одномандатном округе №2 (Дзержинский и Кировский районы Перми), в итоге единственным претендентом на мандат остался единоросс Владимир Данилин, и выборы пришлось проводить повторно. По законодательству последний из снявшихся кандидатов должен компенсировать расходы на проведение выборов и организацию отложенного голосования. По данным "Ъ", стоимость иска, который крайизбирком может предъявить к господину Орлову (избрался в заксобрание по партсписку), составляет несколько миллионов рублей, поэтому в партии решили не рисковать и сделали ставку на другого кандидата. В крайизбиркоме пояснили, что сейчас ведется проработка вопроса о порядке, сроках и размере требований о выплате компенсации в бюджет Пермского края.

         В воскресенье на отчетной конференции крайкома КПРФ коммунисты приняли решение рекомендовать президиуму ЦК КПРФ выдвинуть в губернаторы столичного адвоката, члена ЦК КПРФ Ирину Филатову. Первый секретарь крайкома КПРФ, депутат заксобрания Владимир Корсун сообщил, что ее кандидатуру делегаты конференции поддержали единогласно. Решение должен одобрить ЦК КПРФ. Ирина Филатова выдвигалась от КПРФ в Госдуму как по партсписку, так и по одномандатному округу №61, где фаворитом кампании стал выдвиженец «Единой России» Дмитрий Сазонов. В числе возможных кандидатов от партии ранее также называли экс-депутата Госдумы, вице-спикера заксобрания адмирала Владимира Комоедова.

         В региональном отделении «Справедливой России» сообщили, что не спешат с принятием решения о выдвижении кандидата в губернаторы. О намерении участвовать в выборах заявлял лидер движения «Выбор» Константин Окунев, не исключали своего участия экс-депутат Госдумы, лидер Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин и экс-глава приемной президента в регионе, бывший министр сельского хозяйства края Олег Хараськин.

         Выборы губернатора состоятся в сентябре этого года. Последним всенародно избранным главой региона был Юрий Трутнев, одержавший победу на выборах в 2000 году. Следующие губернаторы — Олег Чиркунов и Виктор Басаргин — утверждались заксобранием по предложению президента. С февраля 2017 года Пермский край в статусе врио губернатора возглавляет бывший министр правительства Москвы Максим Решетников. Он намерен пойти на выборы от «Единой России», конкуренцию на партийных праймериз ему составит депутат заксобрания Сергей Клепцин.

         Политтехнолог Олег Борисенко считает, что ни Олег Постников, ни Ирина Филатова не составят реальную конкуренцию врио губернатора: «Даже по стартовым условиям они существенно уступают ему и по уровню узнаваемости, и по наличию финансового и административного ресурсов». По мнению эксперта, госпоже Филатовой «эти выборы интересны с точки зрения повышения своей узнаваемости для участия в выборах Госдумы в 2021 году, а господину Постникову — для укрепления реноме партийного лидера в регионе, сохранения либо увеличения партийного электората». Политолог Олег Подвинцев не исключает, что вопрос по кандидату от КПРФ еще может быть пересмотрен в Москве. «Перспективы лидера пермских "жириновцев", конечно, сомнительны, но и выдвижение на выборы молодого политика из Москвы от КПРФ говорит о сдаче кампании на ее старте. Президиум ЦК может выдвинуть на выборы другого кандидата — политика федерального уровня, что позволит партии получить по итогам кампании дополнительные бонусы в виде новых сторонников и каких-то преференций со стороны региональных властей»,— говорит Олег Подвинцев.

 

КОММЕРСАНТ, 17.04.17 17:23

         ЯРОСЛАВСКАЯ ОППОЗИЦИЯ ПРЕДЛАГАЕТ ЦЕНЗ ОСЕДЛОСТИ

         Для кандидатов в губернаторы

 

Александр Тихонов

 

         Депутаты ярославской областной думы от «Гражданской платформы» и ПАРНАС Сергей Балабаев и Василий Цепенда подготовили законопроект, устанавливающий ценз оседлости для кандидатов в губернаторы. Соответствующие поправки оппозиционеры предлагают внести в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов госвласти субъектов РФ». В ярославской «Единой России» считают, что оппозиционеры заняты самопиаром.

         Депутаты ярославской обдумы Сергей Балабаев («Гражданская платформа») и Василий Цепенда (ПАРНАС) подготовили законопроект, вводящий ценз оседлости для кандидатов в губернаторы. Оппозиционеры предлагают внести поправки, расширяющие перечень требований к кандидатам в губернаторы, в федеральное законодательство. В частности, по их мнению, кандидат в губернаторы должен прожить в регионе не менее пяти лет, непосредственно предшествующих выдвижению, либо в совокупности в течение 20 лет. Василий Цепенда заявил "Ъ", что кандидату, который рассчитывает избраться губернатором в «чужом для себя регионе», необходимы время и силы для адаптации. По мнению Сергея Балабаева, кандидат так или иначе должен быть связан с субъектом, в котором планирует участвовать в выборах.

         Выборы губернатора Ярославской области пройдут 10 сентября. Законопроект господ Балабаева и Цепенды в случае его принятия не будет распространяться на эти выборы. Сейчас врио губернатора Ярославской области является бывший заместитель министра внутренних дел РФ Дмитрий Миронов. Он был назначен на свой пост 28 июля 2016 года и до этого В партии власти законопроект восприняли скептически. Вице-спикер облдумы, член фракции «Единой России» Павел Исаев напомнил "Ъ", что Сергей Балабаев идет на выборы губернатора от ПАРНАС «и для раскрутки ему требуются резонансные законопроекты и выступления». «Это одно из таких действий в линейке их (Сергея Балабаева и Василия Цепенды.— "Ъ") предложений по запрету увековечения памяти Сталина или повышения штрафов за оставление экскрементов домашних животных».

 

LENTA.RU, 17.04.17 20:04

         Ройзман похвастался сплошными победами на выборах

        

         Мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман заявил о намерении баллотироваться на пост губернатора Свердловской области. Об этом он написал на своей странице в Facebook в понедельник, 17 апреля.

         «Иду в губернаторы Свердловской области. Я здесь не проигрывал ни одних выборов», — отметил он.

         Ранее в понедельник президент России Владимир Путин подписал указ о досрочном прекращении полномочий губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева. За неделю до этого глава государства принял досрочную отставку главы Мордовии Владимира Волкова и назначил его врио руководителя республики до выборов, которые пройдут в сентябре этого года.

         Ройзман победил на выборах мэра Екатеринбурга в сентябре 2013 года. Он баллотировался от партии бизнесмена Михаила Прохорова «Гражданская платформа». До 2011-го состоял в другой партии бизнесмена — «Правое дело», которая прекратила существование в марте прошлого года. Ройзман является одним из основателей общественной организации «Город без наркотиков».

 

ГАЗЕТА.RU, 17.04.17 16:52

         ФРАНЦУЗЫ ВЫБИРАЮТ КРИЗИС

         «Газета.Ru» представляет расклад сил перед выборами президента Франции

 

Валентин Логинов

 

         Франция готовится избрать нового президента. Предвыборная кампания проходит в условиях, когда традиционные институты власти Пятой республики переживают глубокий системный кризис. Почему нынешние выборы принципиально отличаются от того, что переживала Франция раньше, и как политическая система, сформированная еще во времена Шарля де Голля, будет существовать на фоне этого кризиса, разбиралась «Газета.Ru» в рамках своего спецпроекта.

         В воскресенье, 23 апреля, во Франции пройдет первый тур президентских выборов. Однако уже до начала голосования очевидно, что Пятая республика переживает глубокий системный кризис, когда традиционные для этой страны институты власти перестают играть ту роль, которую они исполняли на протяжении последних нескольких десятилетий.

         Во-первых, впервые за всю историю Пятой республики действующий президент, имеющий право переизбраться на второй срок, не выставляет свою кандидатуру. Франсуа Олланд, избранный в 2012 году от Социалистической партии, осенью прошлого года заявил, что не станет участвовать в президентской гонке.

         Во-вторых, политические партии, традиционный каркас политической системы Пятой республики, переживают институциональный кризис. Во Франции на протяжении полувека складывалась в основном биполярная политическая система. К власти поочередно приходили либо голлисты, которых сейчас принято называть республиканцами, либо социалисты. При этом всего можно насчитать несколько случаев, когда во главе страны становился президент-голлист при социалистическом парламенте или, наоборот, социалист при парламенте, большинство в котором занимали голлисты.

         В таких случаях президент, наделенный большими полномочиями, не мог выполнять свои обязанности, потому что политические оппоненты практически блокировали работу главы государства.

         Вместе с тем ни в одном из случаев такого политического «сожительства» во Франции сама система биполярного деления политического спектра не ставилась под сомнение.

         В этом году, считают социологи, кто бы ни стал президентом Франции, он не сможет опереться на прочное большинство в Национальном собрании. Поэтому для осуществления государственной политики будущий президент должен будет находиться в постоянном поиске компромиссов, что чревато политическими кризисами.

         Осложняется ситуация и тем, что внутри самих ведущих партий страны не все спокойно. В рядах республиканцев и социалистов нет консенсуса относительно будущего собственных объединений.

         «Республиканцы» еще до праймериз делали ставку на бывшего премьер-министра Алена Жюппе. Некоторые журналисты уже считали его новым президентом Франции. Социологи утверждали, что в целом неплохие шансы стать единым кандидатом от правых есть у Николя Саркози. Однако в итоге победу на праймериз одержал Франсуа Фийон.

         Примерно такая же ситуация в рядах социалистов. Мануэль Вальс, экс-премьер Франции при Франсуа Олланде, считался фаворитом внутрипартийных выборов, однако победителем здесь вышел Бенуа Амон, который, в отличие от системного политика Вальса, отличается куда более левыми взглядами.

         Это свидетельствует о том, что представления партийного руководства об идеальном кандидате существенно отличаются от мнения избирателя.

         Этот разрыв в оценках политиков между институтами власти и самих избирателей также говорит о кризисе традиционной системы Пятой республики.

         От стандартов де Голля к распаду системы

         Пятой республикой во Франции называют исторический период, начавшийся в 1958 году, окончательно оформившийся к 1962 году и длящийся до сих пор. В основе политической системы, установленной президентом Шарлем де Голлем, лежит сильная позиция президента страны, профессиональное правительство и ответственный парламент. Кроме того, одним из центральных элементов системы Пятой республики является Конституционный совет, который одновременно контролирует законность принимаемых решений, а также выступает элементом системы сдержек и противовесов.

         Важным достижением Пятой республики стало четкое закрепление деления политического спектра на левых и правых. Ядром этих направлений стали политические партии, которые представляли голлистов (правых) и социалистов (левых).

         «Шарль де Голль, первый президент Пятой республики, выстроил жесткую модель управления обществом. Недаром до сих пор эту модель называют выборной монархией — никогда во Франции не было таких полномочий, как у президента Пятой республики», — рассказала в беседе с «Газетой.Ru» Наталья Лапина, главный научный сотрудник ИНИОН РАН.

         При этом одним из основных условий последовательного функционирования политической системы во Франции является парламентское большинство.

         Президент просто не может качественно выполнять свои функции в условиях большого количества политических партий, ни одна из которых не имеет уверенной поддержки со стороны электората.

         «И хотя де Голль сам не особенно любил партии — он считал, что они раскалывают общество, — он все равно был вынужден опираться на этот политический институт. При этом правящее большинство необходимо, чтобы президент проводил ту политику, которую он хочет», — добавила Лапина.

         Ключевой проблемой нынешней избирательной кампании является тот факт, что этой реальности больше не существует. Об этом на прошлой неделе говорили и эксперты, принимавшие участие в «круглом столе» «Франция накануне президентских выборов» в аналитическом центре при Франко-российской торговой палате «Обсерво».

         «Деление на левых и правых исчерпало себя. Впервые президентская кампания во Франции развивается в новой реальности», — считает Наталья Лапина.

         Франсуа Фийон и Бенуа Амон — кандидаты от республиканцев и социалистов соответственно — испытывают трудности не только в связи с тем, что они не пользуются абсолютной поддержкой своих собственных партий, но и с тем, что им приходится защищаться от конкурентов, которые ставят им политические подножки и справа и слева.

         Так, Амону приходится держать оборону слева от Жан-Люка Меланшона и Эммануэля Макрона — справа. Фийону же надо держать удар от того же Макрона, но уже слева и от лидера праворадикальной партии «Национальный фронт» Марин Ле Пен — справа.

         «Обе партии — и республиканцы, и социалисты — стали жертвами поляризации политической системы в общенациональном масштабе», — считает Юрий Рубинский из Центра французских исследований Института Европы РАН.

         Феноменальным в нынешней избирательной кампании можно назвать поведение Эммануэля Макрона, который раньше был членом Социалистической партии и занимал министерское кресло в правительстве Мануэля Вальса. Сегодня Макрон достаточно успешно отстраивается от социалистов и от существующих центров власти вообще.

         В целом, отсутствие единства и четкой и понятной политической стратегии у традиционных политических партий способствует формированию во французском обществе запроса на новых людей. И это также является кризисным сигналом существующей политической системе.

         Кандидат уходит в сеть

         Нынешняя президентская кампания во Франции вскрыла еще одну проблему — представление о традиционном течении политического процесса для Франции больше не будет прежним. И явным ответом на запрос на новых людей как раз и стали Эммануэль Макрон и Марин Ле Пен.

         С точки зрения руководителя Центра французских исследований Института Европы РАН Юрия Рубинского, прецедентным фактом для современной Франции является то, что политики, которые раньше считались маргиналами, сегодня выходят на лидирующие позиции, оставляя позади представителей политических партий. Тем самым, по словам эксперта, становится очевидным, что старая система здесь перестает работать.

         Как Макрон, так и Ле Пен ранее считались бы маргиналами, хотя и по разным причинам. Ле Пен — потому что придерживается крайне правых взглядов, которые раньше оставались на обочине политического спектра Франции. Сегодня же ультраправый кандидат имеет все шансы пройти во второй тур голосования. По разным оценкам, за нее готовы отдать голоса от 22 до 23,5% избирателей. Этого вполне достаточно, чтобы считаться фаворитом первого тура.

         Эммануэль Макрон в недавнем прошлом покинул ряды партии социалистов, тем самым отказавшись от нее как от политического ресурса. В ранней политической парадигме Пятой республики Макрон бы превратился в маргинала, который не имеет шансов на дальнейшую политическую карьеру.

         Однако сегодня партии отходят на второй план в плане способа продвижения по политической лестнице. «Современные французские элиты хотят быстрого восхождения на пирамиду власти», — подчеркнула Наталья Лапина.

         И успешность Макрона является прямым отражением потребностей современного французского электората. Он разрывает связи с традиционными институтами власти и вместо стандартных политических партий предлагает движение «Вперед!», которое по большому счету носит сетевой характер.

         «Вперед!» является политическим движением нового типа, в котором нет оформленного членства, нет партийных билетов и членских взносов, рассказала Лапина.

         При этом эксперт подчеркивает, что будущее подобных сетевых образований оставляет без ответа много вопросов. У партии всегда есть традиционное электоральное ядро, на поддержку которого политическое образование может рассчитывать. С сетевыми движениями дела обстоят куда сложнее, поскольку непонятно, какую модель поведения изберут для себя его участники.

         Плюс ко всему, нефиксируемое членство не позволяет контролировать и оценивать уровень поддержки.

         Получается, что «Вперед!» существует, пока Макрон нравится сетевому сообществу. Однако если он допустит какую-нибудь ошибку, нельзя прогнозировать поведение участников движения.

         Вместе с тем на данный момент можно говорить, что Макрон имеет все шансы стать следующим президентом Франции. Его поддержка составляет около 22%, и если данные социологов совпадут с итогами первого тура, то он пройдет во второй. А если социологи не ошибаются и относительно уровня поддержки Ле Пен, то во втором туре Макрон сумеет с существенным преимуществом победить лидера «Национального фронта».

         У поддержки есть предел

         Несмотря на отсутствие единства внутри французского электората и все более очевидную слабость политических партий, можно с высокой долей вероятности утверждать, что уже сложилась основная четверка лидеров из 11 кандидатов на пост президента.

         На четверку лидеров приходится, по разным оценкам, от 80 до 86% будущих голосов избирателей.

         Лидирует в рейтингах, как и прежде, Марин Ле Пен. За нее готовы проголосовать от 22 до 23,5% французов. Далее — Эммануэль Макрон, который пользуется поддержкой 22–22,5% избирателей. На третьем месте идет Франсуа Фийон, который может рассчитывать на 19–20% голосов, замыкает четверку фаворитов Жан-Люк Меланшон, за него готовы проголосовать 17–20% граждан Франции.

         Примечательно, что кандидат от социалистов Бенуа Амон, будто в подтверждение многократно повторяющегося тезиса о структурном кризисе внутри партии, никак не может претендовать на президентский пост. По оценкам социологов, в лучшем случае он сможет набрать 9% голосов в первом туре.

         Наталья Лапина в разговоре с «Газетой.Ru» подчеркнула, что данные социологов нельзя интерпретировать как то, что Франция становится правой. Она обращает внимание, что если бы социалистам удалось выдвинуть единого кандидата, партия получила бы возможность побороться за лидерство в президентской гонке. Если сложить проценты поддержки Меланшона и Амона, получается, что тех, кто придерживается левых взглядов, достаточно, чтобы обеспечить выход кандидата-социалиста во второй тур.

         Сегодня, за неделю до выборов президента, все чаще возникает вопрос, остается ли у кандидатов потенциал найти в электоральном пространстве дополнительные голоса.

         По словам директора Центра политических технологий Игоря Бунина, в представленном перечне фаворитов еще есть шансы побороться за несколько процентов голосов избирателей у Франсуа Фийона. Эту возможность ему, как ни странно, обеспечил коррупционный скандал, в центре которого оказались он сам и его жена Пенелопа.

         После того как стало известно о махинациях с заработной платой супруги Фийона, от него откололась часть электората, представленная по большей части католиками, придерживающимися центристских взглядов. Эта часть французского электората выступает против аморальности во всех ее проявлениях. При этом коррупция попадает в эту категорию. За их поддержку с республиканцем борется Макрон.

         Однако здесь возникает другая проблема. Та часть избирателей, которые засомневались в Фийоне, по оценкам Бунина, является достаточно консервативной, а значит, для них важно, чтобы политика оставалась делом профессионалов. Если сравнивать политический опыт Фийона и Макрона, второй явно уступает первому.

         «И здесь перед французами становится простой выбор — голосовать за честного или за того, кто умеет управлять государством. На данный момент, чтобы обеспечить себе место во втором туре, Фийону требуются дополнительные 2–3% голосов. В целом при правильных шагах республиканец может успеть обеспечить себе такую поддержку», — сказал Бунин.

         В то же время достаточно стабильным выглядит положение Ле Пен и Меланшона. Проблема заключается лишь в том, что оба политика, по мнению экспертов, исчерпали свой лимит поддержки, что, скорее всего, обеспечит лидеру «Национального фронта» место во втором туре, а Меланшон, вероятно, после первого тура покинет гонку.

         Россия важна, но не в первую очередь

         Тема России в избирательных кампаниях кандидатов на пост президента Франции присутствует, однако говорить, что она занимает решающее место, нельзя. И все же попытка ответить на вопрос о взаимоотношениях Парижа и Москвы присутствует практически во всех предвыборных программах. Независимо от того, как и кто на него отвечает, российская тематика является важным элементом оценки для французских избирателей, считает Евгения Обичкова, профессор кафедры международных отношений и внешней политики России МГИМО.

         По ее словам, на тему России во Франции обратили пристальное внимание после неожиданной для многих наблюдателей победы Франсуа Фийона на праймериз «Республиканцев». Именно этот политик первым в публичном пространстве высказался в пользу пересмотра отношений с Россией в сторону их улучшения.

         Вместе с тем, по словам эксперта, сейчас во Франции сложились подходящие условия для того, чтобы обсуждать этот вопрос. Еще несколько лет назад, при «старой» системе координат, тема России была достаточно скользкой, чтобы обсуждать ее на высоком уровне.

         Фийон в ходе избирательной кампании неоднократно заявлял, что санкции наносят вред французским фермерам, поэтому необходимо пересмотреть устоявшийся подход.

         «Я сделаю все, чтобы снять санкции в отношении России, которые ни к чему, кроме разорения французских фермеров, не привели», — заявил Фийон 8 апреля.

         Кроме того, Фийон один из немногих политиков в стране, который положительно отзывается о российском президенте Владимире Путине, что в целом не принято во французском истеблишменте в последнее время.

         «Он был премьер-министром, когда я занимал тот же пост. За четыре года я имел возможность встретиться с ним много раз, и вместе мы проводили успешную политику, которая привела, в частности, к активизации французско-российских отношений в экономике», — говорил Фийон.

         Другой кандидат — Марин Ле Пен — также подогревает интерес французского избирателя к теме отношений с Москвой. Кроме того, настоящей «информационной бомбой», по словам Обичковой, во Франции стало сообщение, что Ле Пен буквально за пару недель до выборов поехала с визитом в российскую столицу и даже встретилась там с Путиным.

         Эксперт также обращает внимание, что Ле Пен важна Москве не столько как потенциальный будущий президент, с учетом того, что социологи не прогнозируют ей победу во втором туре, сколько как политик, который транслирует внутри самой Франции идею, важную для России.

         Во Франции достаточно часто мысли, которые озвучивают националисты, позже перетекают в риторику системных государственных деятелей.

         При этом не стоит считать, что позитивная риторика отдельных кандидатов по поводу России обязательно говорит о том, что отношения наших стран будут налажены в случае их избрания на пост президента Франции, считает Юрий Рубинский из Института Европы РАН. По его словам, даже если будущий президент будет позитивно настроен к диалогу с Россией, прежде всего ему придется разбираться с накопившимися внутренними проблемами в стране.

         «Вопросы образования, экономики, этнической принадлежности — вот те проблемы, которые являются областью борьбы для французских политиков», — рассказал он в беседе с «Газетой.Ru».

         Вместе с тем эксперты считают, что те данные, которые представляют социологи, не обязательно отражают реальные предпочтения французов. «Многие будут определяться с тем, за кого отдать свой голос, уже за занавеской, прямо в момент выборов», — считает директор аналитического центра при Франко-российской торгово-промышленной палате «Обсерво» Арно Дюбьен.