РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15.09.2009 г.                                                                                       г. Москва

Московский городской суд в составе: председательствующего Назаровой A.M.,  c участием прокурора Лазаревой Е.И., при секретаре Соловьевой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 3-379/2009 по заявлению Давидиса Сергея Константиновича об отмене решения окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Московской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 16 от 03 сентября 2009 г . № 7/4 и обязании избирательной комиссии зарегистрировать его кандидатом в депутаты Московской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 16,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением Московской городской Думы от 8 июля 2009 г . № 225 на 11 октября 2009 года назначены выборы депутатов Московской городской Думы пятого созыва.

Решением окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Московской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 16 (далее - ОИК № 16) от 03 сентября 2009 г . № 7/4 Давидису С.К. отказано в регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 16 в связи с недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявлением 10 и более процентов недостоверных и недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки.

Давидис С.К. обратился в суд с заявлением об отмене вышеназванного решения окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Московской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 16 от 03.09.2009 г. и обязании избирательной комиссии зарегистрировать его кандидатом в депутаты Московской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 16, в обоснование своих требований ссылаясь на следующие обстоятельства: проверка подписей избирателей рабочей группой проводилась с нарушением частей 9, 11 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы, в связи с чем её результаты являются незаконными; справка об исследовании подписей избирателей, проведенном специалистами Экспертно-криминалистического центра УВД по ЗАО г. Москвы, не соответствует требованиям Федерального закона от 31.05.2001 г. № 37-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» и других нормативных актов, регулирующих судебную экспертизу; рабочей группой необоснованно признанны недействительными подписи избирателей, собранные Калинниковым А.А., как лицом , не внесенным список лиц, осуществляющих сбор подписей, представленный в ОИК № 16, поскольку указанное лицо было внесено в этот список.

В судебном заседании Давидис С.К. и его представитель, допущенный к участию в процессе в порядке части 6 статьи 53 ГПК РФ, Янкаускас Константинас Стасисович поддержали заявленные требования.

Представители окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Московской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 16 (по доверенности) Реут Д.А. и заместитель её председателя Уланов В.А. возражали против удовлетворения заявления Давидиса С.К., полагая его необоснованным, а решение ОИК, соответствующим требованиям закона и фактическим обстоятельствам.

Выслушав Давидиса С.К., его представителя Янкаускаса К.С, представителя ОИК № 16 (по доверенности) Реута Д.А. и заместителя её председателя Уланова В.А., исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора Лазаревой Е.И., полагавшего решение избирательной комиссии соответствующим требованиям закона, а заявление Давидиса К.С, не подлежащим удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что требования Давидиса С.К. об отмене решения окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Московской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 16 от 03 сентября 2009 г . № 7/4 и обязании избирательной комиссии зарегистрировать его кандидатом в депутаты Московской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 16 являются необоснованными и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Избирательный кодекс города Москвы содержит аналогичные положения (ч. 6 ст. 87 Избирательного кодекса города Москвы).

В силу положений статей 37, 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в поддержку выдвижения кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, устанавливается законом и не может превышать 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, но не может быть  менее   10  подписей.  Форма подписного  листа  и  порядок  его заверения устанавливаются законом.

Количество представляемых для регистрации кандидата подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, не более чем на 10 процентов, если иное не установлено федеральным законом.

Законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата количества подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).

Решением Московской городской избирательной комиссии от 09 июля 2009 года №44/52 «О количестве подписей избирателей, необходимом для регистрации кандидата, городского списка кандидатов при проведении выборов депутатов Московской городской Думы пятого созыва» установлено, что количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 16, составляет 3836 подписей.

Решением Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Московской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 16 (далее - ОИК) от 06 августа 2009 г . № 4/7 определено, что проверке подлежат все представленные кандидатами подписи, собранные в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Московской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 16. Этим же решением окружной избирательной комиссии установлено, что проверку достоверности подписей избирателей осуществляет рабочая группа для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах.

Из материалов дела следует, что 26 августа 2009 г . в 17 час. 45 мин. Давидис С.К. представил в окружную избирательную комиссию документы, необходимые для регистрации его кандидатом в депутаты Московской городской Думы пятого созыва, в том числе, 3 папки с подписными листами, содержащими 4185 подписей избирателей в поддержку самовыдвижения Давидиса С.К. в пронумерованном и сброшюрованном виде, а также список лиц, осуществляющих сбор подписей избирателей, на 50 листах и приложенная к ним опись на 2 -х листах, о чем был составлен акт от 26 августа 2009 г . председателем, заместителем и секретарем ОИК № 16 (л.д. 54).

28 августа 2009 г . кандидат получил уведомление № 49 от 27 августа 2009 г . о назначенной на 16 часов 00 минут 31 августа 2009 года проверке подписей избирателей, собранных в поддержку его самовыдвижения, в помещении ОИК № 16, расположенном по адресу: г. Москва, ул. Ивана Франко, дом 12.

31 августа 2009 г . заявитель прибыл по вышеуказанному адресу в назначенное время и присутствовал при проведении рабочей группой проверки подписей избирателей, собранных в поддержку его самовыдвижения.

В этот же день, 31 августа 2009 г . был составлен протокол рабочей группы об итогах   проверки   подписных   листов,    содержащих   подписи   избирателей   в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Московской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 16 Давидиса С.К., в соответствии с которым из 4178 проверенных рабочей группой подписей избирателей:

на основании п. 2 части 7 статьи 37 Закона города Москвы от 6 июля 2005 года N 38 «Избирательный кодекс города Москвы» (далее -Избирательный кодекс) было признано недействительными 30 подписей избирателей (подписи избирателей, указавшие в подписном листе сведения, не соответствующие действительности);

на основании п.З ч. 7 ст. 37 Избирательного кодекса признаны недействительными 2 подписи (подписи избирателей без указания каких-либо из требуемых в соответствии с настоящим Кодексом сведений либо без указания даты внесения подписи);

на основании п. 5 ч. 7 ст. 37 Избирательного кодекса признана недействительной 1 подпись (подпись избирателя с исправлениями в дате внесения подписи, если это исправление специально не оговорено избирателем);

на основании п. 6 ч. 7 ст. 37 Избирательного кодекса признаны недействительными 684 подписи в соответствии с письменным заключением экспертов. Указанное количество подписей на основании письменного заключения экспертов согласно вышеназванному протоколу одновременно признаны недостоверными.

на основании п. 8 ч. 7 ст. 37 Избирательного кодекса признаны недействительными 22 подписи (отсутствует внесения подписи лица, осуществляющего сбор подписей);

на основании п. 12 ч. 7 ст. 37 Избирательного кодекса признаны недействительными 5 подписей (подписи избирателей, внесенные в подписной лист после даты заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей);

на основании п. 14 ч. 7 ст. 37 Избирательного кодекса признана недействительной 1 подпись (все подписи одного и того же избирателя, кроме одной);

на основании п. 16 ч. 7 ст. 37 Избирательного кодекса признаны недействительными 168 подписей (все подписи избирателей в подписном листе, который заверен осуществлявшим сбор подписей лицом, не внесенным в список, составленный в соответствии с частью 12 статьи 34 настоящего Кодекса),

а всего признано недействительными 913 подписей, что в процентном отношении составляет 21,9 % от общего количества собранных подписей избирателей, представленных в ОИК для регистрации

Вышеперечисленные факты были установлены рабочей группой и отражены в протоколе рабочей группы об итогах проверки подписных листов, а также в ведомостях проверки подписных листов, представленных кандидатом в депутаты Московской городской Думы пятого созыва Давидисом С.К.

03 сентября 2009 года окружной избирательной комиссией было принято решение об отказе в регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы пятого созыва на основании пункта 5 части 20 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы, в связи с недостаточным количеством достоверных подписей    избирателей,    представленных    для    регистрации    кандидата,    либо

выявление   10   и   более   процентов   недостоверных   и   (или)   недействительных подписей от общего количества подписей.

С целью проверки доводов заявителя о том, что протокол рабочей группы об итогах проверки подписных листов, содержащих подписи избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Московской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 16 Давидиса С.К. от 31.08.2009 года, и сама проверка противоречат требованиям избирательного законодательства, в судебном заседании были исследованы подлинные подписные листы, содержащие подписи избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата Давидиса С.К., сброшюрованные в 3 папках, которые были сопоставлены с данными ведомостей проверки подписных листов и письменным экспертным исследованием подписей избирателей, содержащихся в подписных листах.

В результате исследования подписных листов в судебном заседании с участием заявителя, его представителя, представителей ОИК № 16 и прокурора, судом было установлено, что результаты проверки рабочей группой подписей избирателей соответствуют данным, изложенным в ведомостях проверки подписных листов и итоговом протоколе рабочей группы, а также справке об экспертном исследовании подписей (л.д. 113- 143), и предусмотренным Избирательным кодексом города Москвы основаниям, по которым подписи признанны недействительными и недостоверными, за исключением лишь 11 подписей, которые одновременно признаны и недействительными и недостоверными согласно письменному заключению эксперта.

Не могут быть удовлетворены требования заявителя о том, что 30 подписей избирателей, признанных недействительными на основании п. 2 части 7 статьи 37 Избирательный кодекса, в связи с тем, что указанные о них сведения в подписном листе сведения не соответствуют действительности, подлежат исключению, по следующим основаниям.

Как указывает заявитель, такие подписи могут быть признаны недействительными лишь на основании официальной справки органа внутренних дел либо письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с частью 4 настоящей статьи, что не было соблюдено избирательной комиссией при проверке подписей, содержащихся в представленных им для регистрации подписных листах.

Действительно, в соответствии с частью 4, пунктом 2 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса соответствующая избирательная комиссия для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, работников аппарата избирательной комиссии, привлеченных специалистов. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, юстиции, военных комиссариатов, а также специализированных учреждений и организаций, осуществляющих учет населения Российской Федерации. Их заключения могут служить основанием для признания недостоверными сведений, содержащихся в подписных листах. Для установления достоверности   сведений,   содержащихся   в   подписных   листах,   избирательные комиссии   вправе   использовать   государственную   систему  регистрации   (учета) избирателей.

Недействительными считаются подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной на основании официальной справки органа внутренних дел либо письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с частью 4 настоящей статьи;

Между тем, как следует из материалов дела, ведомости проверки указанного количества подписей, признанных недействительными по данным основаниям (п. 2 части 7 статьи 37 Избирательный кодекса) подписаны сотрудниками ОУФМС России по району Кунцево и району Фили-Давыдково на основании проведенной ими проверки подписных листов (л.д. 114, 116, 118), не доверять которым у суда оснований не имеется.

Сведения об избирателях получены в установленном порядке из государственного органа, осуществляющего государственный учет избирателей. Кроме того, полученные сведения ничем не опровергнуты.

Доводы заявителя о том, что справка специалистов экспертно-криминалистического центра УВД по Западному административному округу о почерковедческом исследовании подписей избирателей не соответствует Федеральному закону от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", суд находит несостоятельным, поскольку он основан на неправильном толковании норм материального права. Названный Федеральный закон, как следует из его преамбулы, определяет правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве и не подлежит применению к отношениям, связанным с привлечением избирательной комиссией специалистов (экспертов) к проверке подписных листов.

Кроме того, то обстоятельство, что данное экспертное почерковедческое исследование подписей избирателей имеет название «справка», не ставит под сомнение его достоверность. Письменная форма выводов эксперта соблюдена, содержание справки соответствует положениям Избирательно кодекса города Москвы, основания приведены, а форма заключения законодательством не предусмотрена.

С учетом изложенных выше обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что из общего числа подписей, собранных в поддержку самовыдвижения кандидата Давидиса С.К. - 4178 подписей, являются недействительными - 229, и недостоверными согласно заключению эксперта - 673 подписи, что составляет в 902 подписи или в процентном отношении 21,5 % от общего числа собранных в поддержку подписей избирателей.

Следовательно, кандидатом в депутаты Московской городской Думы Давидисом С.К. собрано 3276 достоверных подписи избирателей, что является недостаточным для регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы по одномандатному избирательному округу № 16.

Утверждение заявителя о том, что протокол рабочей группы об итогах проверки подписных листов, содержащих подписи избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Московской городской Думы от 31 августа 2009 года, противоречит части 9 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы, и сама проверка проводилась с нарушением указанных требований закона, является несостоятельным и не соответствует фактическим обстоятельствам дела.

В силу части 9 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы при проведении проверки подписей избирателей, в том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, или его доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидатов, городской список кандидатов и представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей. О соответствующей проверке должны извещаться кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, представившие необходимое для регистрации количество подписей избирателей.

Из объяснений заявителя, представителя ОИК № 16 и материалов дела следует, что он был извещен о месте и времени проведения проверки подписей и участвовал при проведении проверки подписей рабочей группой.

Согласно пункту 7 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», части 11 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы, содержащему аналогичные положения, по окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола передается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата. В случае, если проведенная комиссией проверка подписных листов повлечет за собой последствия, предусмотренные подпунктом "д" пункта 24 или подпунктом "г" пункта 25 настоящей статьи, кандидат вправе получить в комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей, участников референдума недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными. Итоговый протокол прилагается к решению комиссии о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации кандидата. Повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или комиссией в соответствии с пунктом 6 статьи 76 настоящего Федерального закона и только в пределах подписей, подлежавших проверке.

В судебном заседании установлено, что приведенные положения закона избирательной комиссией выполнены.

Протокол проверки подписей избирателей содержит все указанные выше позиции, копия которого была вручена кандидату заявителю в установленные законом сроки с копиями ведомостей проверки подписных листов, в которых указаны    основания    признания    подписей    избирателей    недостоверными    и недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также копии заключения эксперта и отдела УФМС России по г. Москве, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и недействительными.

В соответствии с частью 12 статьи 34 и частью 2 статьи 35 Избирательного кодекса города Москвы кандидат для своей регистрации обязан составить список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, а также нотариально удостоверить сведения об этих лицах и их подписи и представить его в соответствующую комиссию.

Судом установлено, что заявитель для регистрации среди других прочих документов сдал список лиц, осуществляющих сбор подписей избирателей на 50 листах, в числе которых отсутствовали нотариально удостоверенные сведения о Калиникове А.А., что подтверждается материалами дела (л.д. 44, 54) и не оспаривалось самим заявителем в судебном заседании

Таким образом, в срок, установленный частью 2 статьи 35 Избирательного кодекса, указанный документ, необходимый для регистрации кандидата, Давидисом С.К. в избирательную комиссию представлен не был.

Следовательно, никаких оснований для отмены решения окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Московской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 16 от 03 сентября 2009 г . № 7/4 и удовлетворения требований Давидиcа С.К. об обязании избирательной комиссии зарегистрировать его кандидатом в депутаты Московской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 16 не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 261 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Давидиса Сергея Константиновича об отмене решения окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Московской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 16 от 03 сентября 2009 г . № 7/4 и обязании избирательной комиссии зарегистрировать его кандидатом в депутаты Московской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 16 - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение пяти дней со дня его принятия через Московский городской суд.

Председательствующий                                                                                Назарова А.М.