РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15.09.2009 г.                                                                                       г. Москва

 

Московский городской суд в составе:

председательствующего судьи Магжановой Э.А.,

с участием прокурора Лазаревой Е.И.,

адвоката Айвар Л.К.

при секретаре Юдаевой Т.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №3-384/3-2009 по жалобе Трунова Игоря Леонидовича об отмене решения окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Московской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу №14 от 4.09.2009 г. №8/3 об отказе в регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу №14 и обязании окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Московской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу №14 зарегистрировать Трунова Игоря Леонидовича кандидатом в депутаты Московской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу №14,

УСТАНОВИЛ:

 

Постановлением Московской городской Думы от 8 июля 2009 г . № 225 на 11 октября 2009 года назначены выборы депутатов Московской городской Думы пятого созыва.

Решением окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Московской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу №14 (далее -ОИК № 14) от 04 сентября 2009 г . №8/3 Трунову И.Л. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Московской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу №14. Основанием к отказу в регистрации кандидата в соответствии с ч.2О ст. 37 Закона города Москвы от 6 июля 2005 года N 38 «Избирательный кодекс города Москвы» /далее Избирательный кодекс города Москвы/ явились пункты:

3) отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Кодексом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата;

3.1) наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований Федерального закона, настоящего Кодекса;

5) недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки (за исключением случая установленного частью 10 настоящей статьи);

Трунов И.Л. обратился в суд с жалобой об отмене решения окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Московской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу №14 от 04.09.2009 г. №8/3 и обязании окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Московской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу №14 зарегистрировать Трунова И.Л. кандидатом в депутаты Московской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу №14, в обоснование своих требований ссылаясь на следующие обстоятельства: все необходимые для регистрации кандидата документы, содержащие необходимые сведения им поданы своевременно до 18 час. 26 августа 2009 г . В соответствии с п. 1.1 ст.38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» 2.09.2009г. Трунов И. Л. представил в ОИК №14 документы, в которых уточнил сведения о себе, исправил недостатки в оформлении документов, выявленные самостоятельно, а именно справку с места работы и заявление о согласии баллотироваться. 31.08.2009 г. нотариусом г. Москвы Юсуповой Н.И. в помещении ОИК были устранены недостатки, указанные в решении ОИК №14 от 28.08.2009 г. №7/9. Из Разъяснения порядка применения пункта 1.1, подпунктов «в.1», «в.2» пункта 24, подпунктов «6.1», «6.2» пункта 25, подпунктов «з», «и» пункта 26 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», утвержденного постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 23.03.2007 г. №203/1272-4 следует, если избирательная комиссия в срок, установленный пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона, не известила кандидата, избирательное объединение о выявленных недостатках в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов документах, либо если в соответствующем извещении не было указано, какие конкретные сведения о кандидате (кандидатах) отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона, иного закона, и в чем состоит данное нарушение, избирательная комиссия не вправе принимать решение об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключении кандидатов из списка кандидатов по основаниям, предусмотренным подпунктом "в.1" и (или) "в.2" пункта 24, подпунктом "6.1" и (или) "6.2" пункта 25, подпунктом "з" и (или) "и" пункта 26 статьи 38 Федерального закона. Комиссия при проверке документов обнаружила новые нарушения, которые стали основанием для отказа в регистрации, однако никакого уведомления от ОИК №14 о каких-либо недостатках, которые обнаружены после внесения исправления в документы, заявитель не получал. ОИК в оспариваемом решении указала, что последний лист списка лиц, осуществляющих сбор подписей избирателей, не подписан кандидатом. Постановлением Центризбиркома РФ от 04.06.2007 г. №14/115 утверждена форма списка лиц, осуществляющих сбор подписей избирателей, в п. 10 примечаний которого указано на заверение кандидатом на оборотной стороне последнего листа списка, следовательно, данное основание не соответствует действительности. Ошибочным является вывод ОИК №15 о признании недействительными 100% подписей избирателей, собранных в поддержку самовыдвижения кандидата в депутаты Московской городской Думы пятого созыва Трунова И.Л., по тому основанию, что на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, имелись документы, оформленные с нарушением требований Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Избирательного кодекса города Москвы. В решении ОИК №14 от 04.09.2009 г. №8/3 не сказано, в чем конкретно выражается недействительность подписей избирателей. Протокол проверки подписных листов избирателей от 01.09.2009 г. содержит противоречивые сведения и является недействительным. Неправомерно признаны недействительными по основанию п.6 ч.7 ст.37 Избирательного кодекса города Москвы 56 подписей избирателей на основании вероятностного письменного исследования эксперта. По мнению заявителя, подписные листы изготовлены в соответствии с требованиями Избирательного кодекса города Москвы.

В судебном заседании Трунов И.Л., его представители (по доверенности) Лищенко В.В., адвокат Айвар Л.К. поддержали заявленные требования.

Представитель окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Московской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу №14 по доверенности Реут Д.А. возражал против удовлетворения жалобы Трунова И.Л., полагая её необоснованной, а решение ОИК соответствующим требованиям закона и фактическим обстоятельствам.

Заинтересованное лицо- нотариус г. Москвы Юсупова Н.И. поддержала доводы жалобы, пояснила, что удостоверяла список сведений о гражданах, осуществляющих сбор подписей избирателей, а также подлинность их подписей. Этот документ не является документом, который подписывается этими лицами, не вносила в текст документа исправления, внесла исправления в удостоверительную надпись, такое исправление оговаривается только нотариусом и подтверждается его подписью с приложением печати. 31.08.2009 г. в помещении ОИК №14 она внесла исправления в удостоверительную надпись, но забыла указать слово «избирателей», что, по ее мнению, не является существенным нарушением формы №76 «Удостоверительная надпись о засвидетельствовании сведений, содержащихся в списке лиц, осуществляющих сбор подписей избирателей (участников референдума), и подлинности подписи этих лиц», утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28.09.2005 г. №183.

Выслушав Трунова И.Л., его представителей - адвоката Айвар Л.К., Лищенко В.В., представителя ОИК №14 Реута Д.А., показания свидетелей Гореловой Н.В., Бадак Е.И., Тараненко Н.Ф., исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора Лазаревой Е.И., полагавшего решение избирательной комиссии соответствующим требованиям закона, а жалобу Трунова И.Л. не подлежащим удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что требования Трунова И.Л. об отмене решения окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Московской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу №14 от 4.09.2009 г. №8/3 и обязании окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Московской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу №14 зарегистрировать Трунова И.Л. кандидатом в депутаты Московской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу №14 являются необоснованными и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу положений статей 37, 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в поддержку выдвижения кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, устанавливается законом и не может превышать 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, но не может быть менее 10 подписей. Форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются законом.

Количество представляемых для регистрации кандидата подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума не более чем на 10 процентов, если иное не установлено федеральным законом.

Законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть,   но   не   менее   20   процентов   от   установленного   законом   необходимого   для регистрации кандидата количества подписей избирателей,  отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).

Решением Московской городской избирательной комиссии от 09.07.2009 г. №44/52 «О количестве подписей избирателей, необходимом для регистрации кандидата, городского списка кандидатов при проведении выборов депутатов Московской городской Думы пятого созыва» установлено, что количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу №14, составляет 4143 подписи.

Решением окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Московской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 14 за №5/5 от 12.08.2009 года «О количестве, подлежащих проверке подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Московской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу №14» установлено, что проверке подлежат 100% представленных подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Московской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 14.

Проверку достоверности подписей избирателей осуществляет рабочая группа для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах по решению ОИК №14 от 21.07.2009 г. №2/3.

31 июля 2009 г . Трунов И.Л. представил в окружную избирательную комиссию №14 заявление в письменной форме о согласии баллотироваться, копию паспорта, копию документа об образовании, справку с места работы, официально заверенный постоянно действующим руководящим органом политической партии, либо иного общественного объединения, либо уполномоченным на то уставом политической партии, иного общественного объединения документ, подтверждающий сведения о принадлежности к политической партии либо иному общественному объединению, сведения о размере и об источниках доходов кандидата, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах (л.д.41).

26 августа 2009г. Трунов И.Л. представил в окружную избирательную комиссию документы, необходимые для регистрации его кандидатом в депутаты Московской городской Думы пятого созыва, в том числе 2 папки с подписными листами, содержащими 4543 подписи избирателей в поддержку самовыдвижения Трунова И.Л. в пронумерованном и сброшюрованном виде, заявленных в протоколе об итогах сбора подписей как 4544 подписи избирателей (л.д.45). 28 августа 2009 г . ОИК №14 принято решение №7/9 «Об извещении кандидата в депутаты Московской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу №14 Трунова И.Л. о выявлении неполноты сведений о кандидате, несоблюдении требований закона к оформлению документов», которое своевременно вручено заявителю. Решением окружной избирательной комиссии от 28.08.2009г. № 7/9 Трунов И.Л. уведомлен в соответствии с частью 1.1 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы о недостатках в представленных им документах - в списке лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, а именно о том, что:

-  список составлен на нескольких листах (9 листов), при этом указание о том, в поддержку выдвижения какого кандидата проводился сбор подписей, содержится не на каждом листе;

-  удостоверительные надписи выполнены нотариусом не в соответствии с формой 76 «Удостоверительная надпись о засвидетельствовании сведений, содержащихся в списке лиц,   осуществлявших   сбор   подписей   избирателей (участников референдума) и подлинности  подписей  этих   лиц»,   утвержденной   приказом  Министерства  юстиции Российской Федерации от 28.09.2005г. № 183;

- листы списка не сброшюрованы, не пронумерованы, последний лист не подписан кандидатом.

Во исполнение указанного решения окружной избирательной комиссии и устранения выявленных недостатков 31.08.2009г. нотариусом г. Москвы Юсуповой Н.И. в помещении окружной избирательной комиссии внесены исправления в список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей- внесены исправления в удостоверительную надпись. При этом в форме 76 «Удостоверительная надпись о засвидетельствовании сведений, содержащихся в списке лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей (участников референдума) и подлинности подписей этих лиц», утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28.09.2005г. № 183, в фразе «Я, Юсупова Наиля Идрисовна, нотариус города Москвы, удостоверяю указанные в настоящем списке сведения о гр. Ф.И.О., осуществляющего сбор подписей избирателей...» не указано слово «избирателей».

02.09.2009 г. Труновым И.Л. представлены сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с частями 1 и 3 статьи 32 Избирательного кодекса города Москвы.

Трунов И.Л. был проинформирован о времени и месте проведения рабочей группой проверки подписей избирателей, которая состоялась 1 сентября 2009 г ., участвовал при проверке рабочей группой подписей избирателей.

01 сентября 2009 г . был составлен протокол рабочей группы об итогах проверки подписных листов, содержащих подписи избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Московской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 14 Трунова И.Л., в соответствии с которым все 4543 подписи избирателей, представленные для регистрации кандидата, признаны недействительными по основанию п. 15 ч.7 ст.37 Избирательного кодекса города Москвы, поскольку подписные листы, изготовлены с нарушением частей 5-8, 16 статьи 34 Избирательного кодекса города Москвы, не соответствуют форме, установленной приложением № 1 Избирательного кодекса города Москвы, что является нарушением требований части 5 статьи 34 указанного кодекса. Кроме того, в них отсутствуют сведения о принадлежности кандидата к политической партии.

Суд считает необоснованным утверждение заявителя о том, что подписные листы, представленные им для регистрации, изготовлены в соответствии с требованиями Избирательного кодекса города Москвы.

Согласно части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии с пунктом 8 ст. 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» форма подписного листа устанавливается законом.

Форма подписного листа и требования к его содержанию при сборе подписей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Московской городской Думы установлены частями 5 и 6 статьи 34 Избирательного кодекса города Москвы, приложением 1 к Закону, согласно которым при сборе подписей в поддержку выдвижения кандидата в каждом подписном листе указываются следующие сведения о кандидате:

1)  фамилия, имя, отчество;

2)  дата рождения;

3)  основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия
основного места работы или службы - род занятий);

4) если   кандидат   является   депутатом   и   осуществляет   свои   полномочия   на
непостоянной основе, - сведения об этом с указанием наименования соответствующего
представительного органа;

5)  наименование субъекта Российской Федерации, район, город, иной населенный
пункт, район в городе, где находится место жительства кандидата (в случае, если место
жительства находится в городе Москве, город Москва указывается один раз);

6)  в случае наличия у кандидата неснятой и непогашенной судимости - сведения о
судимости кандидата;

7)  исключен. - Закон г. Москвы от 04.07.2007 N 28;

8)  по желанию кандидата - сведения о его принадлежности к политической партии,
общественному    объединению,    если    это    указано    в    его    заявлении    о    согласии
баллотироваться в соответствии с частью 1 статьи 32 настоящего Кодекса;

9)      если    кандидат    выдвинут   избирательным    объединением    -    наименование
избирательного объединения, выдвинувшего кандидата;

10)  если кандидат сам выдвинул свою кандидатуру, - слово "самовыдвижение";

11)      для   кандидатов   в   депутаты   Московской   городской   Думы   и   в   депутаты муниципального   Собрания   -   номер   избирательного   округа,   по   которому   кандидат выдвигается.

Вышеприведенные нормы Закона города Москвы носят императивный характер, устанавливают исчерпывающий перечень сведений о кандидате, которые должны содержаться в подписном листе, и альтернативных положений не содержат.

В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом.

На территории города федерального значения - города Москвы- действует Избирательный кодекс города Москвы, предметом регулирования которого является порядок проведения выборов на уровне субъекта Российской Федерации, а также возможное установление в нем дополнительных гарантий реализации избирательных прав граждан Российской Федерации, место жительства которых находится на территории города Москвы.

Предусмотренная Избирательным кодексом города Москвы форма подписного листа, содержащая соответствующие графы, в которых указываются сведения о кандидате, устанавливает дополнительные гарантии реализации избирательных прав жителями города Москвы.

Приложения к Закону города Москвы являются его неотъемлемой частью. Следовательно, изготовление подписного листа с нарушением формы, установленной законом субъекта Российской Федерации, является нарушением данного закона.

Кроме того, свидетель Горелова Н.В., допрошенная в судебном заседании, показала, что при сборе подписей избиратели интересовались принадлежностью кандидата к политической партии.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что подписные листы в поддержку самовыдвижения кандидата Трунова И.Л. изготовлены с нарушением требований части 5 ст. 34 Избирательного кодекса города Москвы, а поэтому все подписи избирателей, содержащиеся в этих листах, считаются недействительными на основании п. 15 ч. 7 ст. 37 Избирательного кодекса города Москвы.

Доводы заявителя о том, что сведения о принадлежности кандидата к политической партии указываются в подписном листе по желанию кандидата, основаны на неправильном толковании п.8 ч.б ст.34 Избирательного кодекса города Москвы, анализируя положения данной нормы в ее взаимосвязи с чЛ ст.32, ч.5 ст.34, приложением 1 к Избирательному кодексу города Москвы, суд приходит к выводу о том, что указание сведений о принадлежности кандидата к политической партии необходимо, если это указано в его заявлении о согласии баллотироваться.

В заявлении Трунова И.Л. о согласии баллотироваться указано о принадлежности кандидата к политической партии, тогда как в подписных листах, представленных Труновым И.Л. для регистрации, отсутствует указание о принадлежности к политической партии.

Довод заявителя о том, что 2 сентября 2009 г . он заменил свое заявление о согласии баллотироваться на новое, которое не содержит указания о его принадлежности к политической партии, является необоснованным, поскольку положениями п. 1.1 ст.38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Разъяснения порядка применения пункта 1.1, подпунктов «в.1», «в.2» пункта 24, подпунктов «6.1», «6.2» пункта 25, подпунктов «з», «и» пункта 26 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлено, что кандидат вправе заменить документы, представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении, оформленные с нарушением требований закона, а не само заявление о согласии баллотироваться, принятое избирательной комиссией безоговорочно к форме заявления.

Если в подписном листе отсутствует хотя бы одно из тех сведений о кандидате, которые предусмотрены ч.б ст.34 Избирательного кодекса города Москвы, то у избирательной комиссии, рассматривающей вопрос о регистрации кандидата, имелись основания признать все подписные листы не соответствующими требованиям закона.

В соответствии с пунктом 3.1 части 20 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы основанием отказа в регистрации кандидата является наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований Федерального закона, настоящего Кодекса.

Принимая решение об отказе в регистрации кандидата, избирательная комиссия исходила из того, что на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата Трунова И.Л., имелись документы, оформленные с нарушением требований Федерального закона, Избирательного кодекса города Москвы. Суд считает возможным согласиться с таким выводом избирательной комиссии. Так, в заявлении Трунова И.Л. о согласии баллотироваться в графе «наименование основного места работы или службы, должность, при их отсутствии- род занятий» указано:"Коллегия адвокатов "Трунов, Айвар и партнеры" г. Москвы, адвокат, Председатель Президиума коллегии адвокатов", а также представлена подтверждающая указанные сведения справка за подписью заместителя председателя коллегии Айвар Л.К. (л.л.42, 43).

В соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона от 21.05.2002 г. №63-Ф3 "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" удостоверение адвоката является единственным документом, подтверждающим статус адвоката. Удостоверение адвоката (копия удостоверения) в окружную избирательную комиссию Труновым И.Л. не представлено, следовательно, заявителем не представлен документ, предусмотренный законом о таком роде деятельности, как адвокатская деятельность. Справка о том, что Трунов И.Л. имеет статус адвоката и является председателем Президиума коллегии адвокатов «Трунов, Айвар и партнеры" г. Москвы лишь косвенно подтверждает род его деятельности. Справка, предоставленная Труновым И.Л. 02.09.2009г. является сведениями об изменении в данных о кандидате, ранее представленных при выдвижении, поскольку Трунов И.Л. с 1.08.2009 г. перестал быть председателем Президиума коллегии адвокатов «Трунов, Айвар и партнеры" г. Москвы. Доводы Трунова И.Л. о том, что он не был уведомлен ОИК №14 об имеющихся нарушениях,    допущенных    при    оформлении    документов,    необходимых    для    его регистрации, суд находит несостоятельными, поскольку п. 1.1 ст.38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Разъяснением порядка применения пункта 1.1, подпунктов «в.1», «в.2» пункта 24, подпунктов «6.1», «6.2» пункта 25, подпунктов «з», «и» пункта 26 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», утвержденного постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 23.03.2007 г. №203/1272-4, не предоставлено право кандидату дополнительно внести документы, не поданные своевременно для регистрации его в качестве кандидата в депутаты, кандидат вправе только заменить представленный документ, если он оформлен с нарушением требований закона. Положениями ст.32 Избирательного кодекса города Москвы обязанность по предоставлению в избирательную комиссию необходимых для выдвижения кандидата документов возложена на самого кандидата, который одновременно с заявлением о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу должен представить документы, подтверждающие указанные в заявлении сведения, в том числе об основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий). Соответствующая избирательная комиссия обязана выдать лицу, представившему документы, указанные в частях 1, 3, 6 и 7 ст.32 Избирательного кодекса города Москвы, письменное подтверждение получения этих документов, а также документ для открытия специального счета (ч.11 ст.32 Избирательного кодекса города Москвы). В соответствии с решением Московской городской избирательной комиссии №44/2 от 09.07.2009 г. «О Календарном плане мероприятий по подготовке и проведению выборов депутатов Московской городской Думы пятого созыва 11 октября 2009 года» выдвижение кандидатов по одномандатным избирательным округам проводится не ранее 12 июля 2009 г . и не позднее 10 августа 2009 г . 31 июля 2009 г . Трунов И.Л. представил в окружную избирательную комиссию №14 заявление в письменной форме о согласии баллотироваться, другие документы, предусмотренные ч.ч.1, 3 ст.32 Избирательного кодекса города Москвы, о чем ему было незамедлительно выдано соответствующее подтверждение. К выявлению неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требования Избирательного кодекса города Москвы к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия приступает с момента представления документов для регистрации кандидата. 26 августа 2009 г . Трунов И.Л. представил в окружную избирательную комиссию документы, необходимые для регистрации его кандидатом в депутаты Московской городской Думы пятого созыва в соответствии с ч.2 ст.35 Избирательного кодекса города Москвы, с этого времени ОИК №14 вправе проверять достоверность, полноту сведений, изложенных в заявлении и представленных кандидатом в соответствии с ч.ч.1,2 и 3 ст.32 Избирательного кодекса города Москвы, уведомлять кандидата об имеющихся нарушения, допущенных им при оформлении документов, необходимых для его регистрации. Однако Избирательным законодательством РФ кандидату не предоставлено право дополнительно представить документы, не поданные своевременно для выдвижения кандидата.

Таким образом, ОИК №14 обоснованно исходила из того, что отсутствие надлежащего документа, подтверждающего адвокатскую деятельность, необходимого для предоставления вместе с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом, является самостоятельным основанием для отказа в регистрации кандидата по п.З ч.2О ст.37 Избирательного кодекса города Москвы.

Утверждение заявителя о том, что в итоговом протоколе содержатся противоречивые сведения, вследствие чего он является недействительным, не может служить основанием к отмене решения избирательной комиссии.

В соответствии с частями 4,5,6 ст.37 Избирательного кодекса города Москвы соответствующая избирательная комиссия для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, работников аппарата избирательной комиссии, привлеченных специалистов. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, юстиции, военных комиссаров, а также специализированных учреждений и организаций, осуществляющих учет населения Российской Федерации. Их заключения могут служить основанием для признания недостоверными сведений, содержащихся в подписных листах. Для установления достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, избирательные комиссии вправе использовать государственную систему регистрации (учета) избирателей.

В силу части 9 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы при проведении проверки подписей избирателей, в том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, или его доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидатов, городской список кандидатов и представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей. О соответствующей проверке должны извещаться кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, представившие необходимое для регистрации количество подписей избирателей.

Согласно пункту 7 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», части 11 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы, содержащему аналогичные положения, по окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола передается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата. В случае, если проведенная комиссией проверка подписных листов повлечет за собой последствия, предусмотренные подпунктом "д" пункта 24 или подпунктом "г" пункта 25 настоящей статьи, кандидат вправе получить в комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей, участников референдума недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными. Итоговый протокол прилагается к решению комиссии о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации кандидата. Повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или комиссией в соответствии с пунктом 6 статьи 76 настоящего Федерального закона и только в пределах подписей, подлежавших проверке.

Как усматривается из материалов дела и установлено в судебном заседании, приведенные положения закона избирательной комиссией выполнены.

Протокол проверки подписей избирателей содержит все указанные выше позиции, подписан руководителем рабочей группы, его копия была вручена уполномоченному представителю кандидата Трунова И.Л. 1.09.2009 г. (л.д.65). В тот же день уполномоченному представителю кандидата Трунова И.Л. вручены копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указаны основания признания подписей избирателей   недостоверными   и   недействительными   с   указанием   номеров   папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также копии заключения эксперта и заключения о результатах проверки подписных листов отдела УФМС России по г. Москве в ЮЗАО, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и недействительными. Вышеназванные положения Избирательного закона города Москвы не возлагают обязанность подписать протокол всем членам рабочей группы.

То обстоятельство, что в протоколе неправильно установлено количество подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата Трунова И. Л., признанных недействительными на основании п. 2 ч. 7 ст. 37 Избирательного кодекса города Москвы-«70», вместо «69» является технической ошибкой. В остальной части сведения, изложенные в итоговом протоколе от 01.09.2009 г., соответствует данным ведомостей проверки подписных листов, представленных кандидатом Труновым И.Л., заключению отдела УФМС по г. Москве в ЮЗАО от 01.09.2009г., заключению экспертов экспертно-криминалистического центра УВД по ЮЗАО г. Москвы от 31.08.2009 г., подписным листам, обозревавшимся и исследованным в судебном заседании. Никаких оснований для признания оспариваемого заявителем протокола рабочей группы от 01 сентября 2009 г . недействительным не имеется.

В решении ОИК №14 от 4.09.2009 г. № 8/3 содержится указание на нарушение Труновым И.Л. п.3.1 части 20 ст.37 Избирательного кодекса города Москвы, выразившееся по объяснению представителя ОИК №14 в том, что список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, представленный Труновым И.Л., выполнен с нарушением пунктов 6, 7, 8 Разъяснений порядка применения некоторых положений пункта 7 статьи 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», утвержденных на заседании Центральной избирательной комиссии Российской Федерации 28.09.2005г. № 153-3-4, с нарушением пункта 13 статьи 21 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Часть 12 ст. 34 Избирательного кодекса города Москвы устанавливает требования к лицам, осуществляющим сбор подписей избирателей, и настоящим законом на кандидата возложена обязанность составить список лиц, осуществляющих сбор подписей избирателей, а также нотариально удостоверить сведения об этих лицах и их подписи и представить его в соответствующую избирательную комиссию.

Вышеназванное Разъяснение порядка применения некоторых положений пункта 7 статьи 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», утвержденного на заседании Центральной избирательной комиссии Российской Федерации 28.09.2005г. № 153-3-4, предусматривает, что перед представлением в соответствующую избирательную комиссию, комиссию референдума листы списка лиц, осуществляющих сбор подписей избирателей брошюруются, пронумеровываются, а последний лист списка подписывается кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, инициативной группой по проведению референдума.

В судебном заседании обозревался список лиц, осуществляющих сбор подписей избирателей, представленных Труновым И.Л., который сброшюрован, пронумерован, содержит указания о том, в поддержку выдвижения какого кандидата проводился сбор подписей избирателей, исправления внесены и оговорены нотариусом, содержит удостоверительные надписи нотариуса, последний оборотный лист списка подписан кандидатом Труновым И.Л.

Согласно п.п.4,5 приказа Минюста от 15.03.2000 №91 «Об утверждении Методических рекомендаций по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами Российской Федерации» удостоверительные надписи совершаются, а свидетельства выдаются в соответствии со статьями 46, 51 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате по формам, установленным Министерством юстиции Российской Федерации. Удостоверительные надписи и свидетельства заверяются подписью нотариуса с приложением его печати. Исправления, сделанные в тексте документа, который не подписывается лицами, оговариваются только нотариусом и подтверждаются его подписью с приложением печати.

Поскольку исправления вносились нотариусом в удостоверительную надпись, то присутствие лиц, сведения о которых и подписи которых заверялись, не требовалось. Законодатель не содержит запрета кандидату подписывать последний оборотный лист списка. Допущенная нотариусом г. Москвы описка в удостоверительной надписи не является тем нарушением закона, которое может повлечь признание подписи избирателей недействительными.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что указание в оспариваемом решении избирательной комиссии на нарушение Труновым И.Л. п.3.1 части 20 ст.37 Избирательного кодекса города Москвы является необоснованным, также как утверждение заявителя о том, что в нарушение ст.49 Основ законодательства о нотариате Российской Федерации избирательная комиссия вышла за пределы предоставленных ей полномочий, оценивая действия нотариуса. В соответствии с частями 1, 1.1, 16 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы избирательная комиссия обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям закона, в том числе соответствие требованиям закона представленных кандидатом документов, необходимых для выдвижения и регистрации.

Несмотря на то, что в судебном заседании было установлено, что список лиц, осуществляющих сбор подписей избирателей, оформлен в установленном законом порядке и представлен своевременно среди прочих документов в избирательную комиссию для регистрации кандидата Трунова И.Л., и из числа достоверных подписей избирателей незаконно исключено 56 подписей избирателей по п.6 ч.7 ст.37 Избирательного кодекса города Москвы на основании заключения экспертно-криминалистического центра УВД по ЮЗАО г. Москвы от 31.08.2009 г., носящего предположительный характер, а также ошибочное признание недействительным одной подписи по п.2 ч.7 ст.37 Избирательного кодекса города Москвы, иные допущенные заявителем нарушения, установленные избирательной комиссией, являются самостоятельными основаниями для отказа в регистрации кандидата и не дают основания для отмены решения избирательной комиссии, поскольку в соответствии с ч. 6 ст. 87 Избирательного кодекса города Москвы решение избирательной комиссии может быть отменено, если будет установлено, что комиссией были нарушены требования, предусмотренные частями 20-22 ст. 37 Избирательного кодекса города Москвы.

С учетом изложенного, суд не усматривает оснований для признания незаконным решения окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Московской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу №14 от 04.09.2009 г. «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Московской городской думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу №14 Трунова И.Л.» и удовлетворения требований заявителя об обязании избирательной комиссии зарегистрировать его кандидатом в депутаты Московской городской Думы пятого созыва, приведя решение к немедленному исполнению.

Руководствуясь ст.ст. 193-199, 261 ГПК РФ,

 

РЕШИЛ:

 

В удовлетворении жалобы Трунова Игоря Леонидовича об отмене решения окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Московской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу №14 от 4.09.2009 г. №8/3 об отказе в регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу №14 и обязании окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Московской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу №14 зарегистрировать Трунова Игоря Леонидовича кандидатом в депутаты Московской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу №14 отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение пяти дней со дня его принятия через Московский городской суд.

 

Председательствующий                                                                           Магжанова Э.А.