РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА, 26.05.2009
Десять тезисов Медведева
Президент озвучил основные положения своего бюджетного послания
Владимир Кузьмин
 
 
 
Вчера Дмитрий Медведев в Кремле лично представил президиуму правительства, а также главам Федерального Собрания Бюджетное послание.
 
Тем самым глава государства решил подчеркнуть, насколько важным на данный момент является формирование верных ориентиров экономической политики.
Раньше Бюджетному посланию придавалось чуть меньшее значение. Документ в основном выходил в свет после оглашения Послания Федеральному Собранию и являлся во многом детализацией его экономической части. Заодно Бюджетное послание задавало ориентиры в работе над бюджетом, которая, как правило, начиналась после оглашения Бюджетного послания. Документ при этом просто передавался в парламент и правительство.
Кризисный 2009 год сместил ориентиры. В условиях, когда из-за кризиса экономические процессы внутри страны едва ли стали поддаваться более или менее точному прогнозу, Бюджетное послание стало основой бюджетного процесса на ближайшие несколько лет. О значимости документа говорит еще и тот факт, что впервые глава государства специально собрал в Кремле совещание с членами кабинета министров, чтобы лично обозначить основные тезисы бюджетной политики на 2010-2012 годы. Всего их оказалось десять.
Общая ситуация в экономике страны оценивается как крайне тяжелая. "Глобальный экономический кризис далек от завершения, - констатировал Дмитрий Медведев. - В 2009 году мы ожидаем, к сожалению, более глубокий по сравнению с теми первоначальными прогнозами спад ВВП". Впервые за последние 10 лет доходы бюджета стали ниже расходов. Дефицит казны на этот год, как известно, рассчитан на уровне 7,4 процента. "Это еще оптимистичная цифра", - подчеркнул глава государства.
"Макроэкономическая стабильность является фундаментальным условием развития экономики, - заявил президент. - Исходя из этого, бюджетное планирование должно базироваться на консервативных оценках будущей динамики цен на сырьевые ресурсы. Конечно, цены могут оказаться и выше, и для нас это было бы, безусловно, лучше, но рисковать исполнением обязательств мы не имеем права".
Еще один главный принцип бюджетной политики - поиск золотой середины между двумя крайностями. С одной стороны, необходимо сдерживать рост государственных расходов, а с другой - бюджет не должен стать одним из источников дополнительного снижения экономического роста и деловой активности. "Бюджет должен наконец превратиться в один из ключевых факторов достижения наших долгосрочных целей", - указал Медведев, предостерегая от приоритетов в виде решения сиюминутных задач.
Во главе государственных приоритетов по-прежнему остается исполнение социальных обязательств. Именно этот тезис бюджетной политики на 2010-2012 годы прозвучал первым. Одновременно Медведев призвал придать соцобязательствам более адресный характер, а с этим, зная специфику на местах, лучше могли справиться региональные органы власти. Следовательно, необходимо расширять их полномочия в этой сфере.
"Второе. Это последовательное снижение бюджетного дефицита, - заявил глава государства. - Темпы этого снижения подлежат отдельному обсуждению". При этом бюджет должен предусматривать повышенный уровень нераспределенных резервов, что даст возможность оперативно реагировать на меняющуюся экономическую ситуацию. "В частности, нам необходимо будет определиться с параметрами индексации фондов оплаты труда, денежного довольствия военнослужащих и минимального размера оплаты труда", - считает президент.
Об отдельном обсуждении бюджетного дефицита Дмитрий Медведев заговорил не просто так. Прогноз правительства предполагает, что в 2009 году дефицит составит 7,4 процента, в 2010-м - 5 процентов, а в 2011-м - 3. Определенная часть бюджетного дефицита в этом году была вызвана еще и тем, что, осуществляя значительный комплекс антикризисных мер, государство пошло на крупные дополнительные расходы. Однако в перспективе от них придется постепенно отходить. "Применение любых антикризисных мер является временным", - пояснил помощник президента Аркадий Дворкович.
Вопрос в том, как скоро и от каких мер поддержки государство сможет отказаться, учитывая, что уже сегодня в Белом доме ожидают продолжения кризисных явлений.
Вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин твердо убежден, что расходы бюджета все равно снизятся. Но это потребует от правительства решать серьезную задачу - переходить к режиму жесткой экономии бюджетных средств и эффективно расходовать каждый рубль. Это был третий президентский тезис. "Экономить - это не всегда обязательно сокращать расходы, хотя по многим направлениям, которые в нынешних условиях не являются первоочередными, делать придется и это, - заявил Дмитрий Медведев. - Важно четко определить приоритеты и цели использования средств налогоплательщиков".
В этих условиях, считает Алексей Кудрин, все министерства и ведомства должны будут пройти через защиту своих бюджетов с учетом эффективности каждой отдельной программы. "Каждую строку бюджета необходимо анализировать с точки зрения результата", - в свою очередь заметил Аркадий Дворкович. В то же время министерствам, ведомствам и губернаторам постепенно будут предоставлять большую самостоятельность для эффективного использования денег. Но и спрос будет совершенно другой. В частности, в восьмом тезисе бюджетной политики глава государства указал на важность установления ответственности за эффективность, отдельно подчеркнув, что бюджетные субсидии не должны финансировать любые расходные обязательства. "Их применение следует ограничить случаями, когда необходимо устранить избыточную неравномерность уровня предоставления публичных услуг или когда нужно простимулировать внедрение лучшей практики оказания таких услуг, в том числе в рамках приоритетных национальных проектов", - указал Медведев.
Четвертый тезис касается поиска оптимальных форм поддержки как реального сектора экономики, так и финансовой системы. "Повышение эффективности, прежде всего энергоэффективности и производительности труда, технологическая модернизация должны стать обязательными условиями государственной поддержки", - сказал глава государства.
Пятый принцип - кардинальное повышение качества публичных услуг, предоставляемых гражданам, что требует внедрения современных форм предоставления медицинских, образовательных и иных соцуслуг.
Шестой тезис акцентировал внимание на необходимости принципиального усовершенствования системы госзакупок. "Этот механизм должен стимулировать технологическую модернизацию и конкурентоспособность эффективных производителей, - сказал президент. - Случаи завышения цен, по сути - прямой коррупции, должны последовательно и оперативно пресекаться".
Важной составляющей бюджетной политики станет налоговое законодательство. "Необходимо определить экономически оправданный уровень налоговой нагрузки, который будет стимулировать развитие предпринимательства и применение передовых технологий", - обозначил седьмой тезис Медведев. К тому же оценить налоговую нагрузку придется еще и для смягчения отрицательного для налогоплательщиков эффекта от увеличения взносов на пенсионное и медицинское страхование.
Никаких революций в налоговой сфере в ближайшее время не планируется, предупредил помощник президента Аркадий Дворкович. Однако единый социальный налог, как и было решено ранее, будет ликвидирован. Заменят его - правда, не с 1 января 2010 года, а 2011 года - повышением максимальной ставки страховых взносов, которая увеличится с 26 до 34 процентов. Также принято решение о повышении порога упрощенного налогообложения бизнеса с 30 до 60 миллионов рублей. "Такие налогоплательщики не будут платить НДС", - сообщил Дворкович.
Девятый тезис очередного Бюджетного послания Дмитрия Медведева во многом повторил один из прошлогодних. Он касается завершения формирования надежной и сбалансированной пенсионной системы. "В 2010 году средний размер трудовой пенсии по старости должен превысить 8 тысяч рублей в месяц, должна быть ликвидирована бедность среди пенсионеров, в том числе за счет социальных доплат к пенсиям, размер которых меньше прожиточного минимума в субъектах Российской Федерации", - подчеркнул глава государства. Наконец, десятый принцип - тоже исключительно социальный - бюджетной политики должен быть направлен на создание безбарьерной среды для инвалидов.
В завершение Дмитрий Медведев подчеркнул, что сейчас важно консолидироваться вокруг решения задач по борьбе с кризисом, чтобы не упустить возможности для формирования будущего экономического роста.
Выход из кризиса правительство определяет на тот момент времени, когда экономика снова начнет расти. Однако до сих пор никто не может точно сказать, когда же это случится. Вице-премьер Алексей Кудрин оптимистом вчера не выглядел, хотя иногда вспоминал и об оптимистичных правительственных сценариях, например, когда пытался спрогнозировать размеры инфляции, что ему не удается сделать уже почти десятилетие. На сей раз, по Кудрину, у правительства есть возможность в следующем году снизить ее до 10%. В остальном же Кудрин внял призывам президента быть консерватором в прогнозах. "Мы ожидаем дополнительные проблемы, связанные со снижением мировой экономики", - удрученно сообщил он. В следующем году ведущие мировые экономики, предупредил он, снова могут получить снижение.
Российское правительство в этой ситуации уже в следующем году может оказаться перед лицом полного истощения Резервного фонда, который создавался для сглаживания колебаний в расходах при негативной конъюнктуре. Растягивать средства фонда, подчеркнул Аркадий Дворкович, государство не собирается, но при бюджетном дефиците в 5 процентов, пояснил Кудрин, фонд будет полностью опустошен. А именно такой дефицит планирует правительство на будущий год.
"Но если нам удастся сокращать дефицит до 3 процентов в последующем, то при цене на нефть свыше 50 долл. есть перспективы, что Резервный фонд снова начнет восстанавливаться уже с 2011 года", - заявил Кудрин. Что касается прогноза правительства на нефтяные цены, то он более чем сдержан: скромный рост с 50 долл. за баррель в 2010-м до 53 долл. в 2012 году.
Учитывая, что одним из принципов Бюджетного послания является разумное расходование Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, чтобы оставался запас для исполнения социальных обязательств государства, правительству придется как-то закрывать финансовые бреши. Для этого, заявил Кудрин, кабинет министров готов вернуться к внешним заимствованиям, которые уже в следующем году могут составить около 7 миллиардов долл., а дальше вырасти и до 10 миллиардов.
 
РИА НОВОСТИ, 26.05.2009
ЦИК РФ проведет совещание с партиями по мониторингу доступа к СМИ
 
ЦИК РФ во вторник обсудит с представителями партий методику мониторинга доступа к СМИ, сообщил РИА Новости источник в Центризбиркоме.
Президент РФ Дмитрий Медведев 12 мая подписал федеральный закон, который гарантирует парламентским партиям равенство при освещении их деятельности государственными общедоступными теле- и радиоканалами. Контроль за обеспечением гарантий равенства ложится на ЦИК России.
"Шестнадцатого июня состоится совещание с представителями политических партий по рассмотрению проекта учета эфирного времени, затраченного в течение календарного месяца на освещение деятельности каждой политической партии в общероссийских и региональных телепрограммах, общероссийских и региональных радиопрограммах", - сказал источник в ЦИК РФ.
Между тем, КПРФ уже высказала недовольство разработанной Центризбиркомом методикой и заявила, что подготовила свои собственные предложения. "По нашему мнению, эта методика мало чем отличается от того мониторинга, который ЦИК проводил во время выборов в Госдуму и по которому получилось, что больше всего времени досталось КПРФ, хотя всем было ясно, что доминировала с огромным перекосом "Единая Россия"... Поэтому мы, конечно, подготовим свои предложения", - сказал РИА Новости секретарь ЦК КПРФ, глава юридической службы Вадим Соловьев.
Основные претензии коммунистов касаются того факта, что если лидеры других парламентских партий выступают "под титром, что они руководители государственных органов - Госдумы и Совета Федерации, то их время абсолютно не учитывается", хотя "всем прекрасно понятно, что они выступают не только в качестве должностных лиц государственных органов, но и как руководители партий".
"Поэтому получается абсолютно неадекватный подход. Я уверен, что по этой методике, которую ЦИК толкает, опять Компартия будет формально впереди планеты всей", - заявил Соловьев. По его словам, коммунисты намерены "участвовать в рабочей группе, которую ЦИК создает в том числе из представителей политических партий", чтобы "не допустить перекоса" в сторону правящей партии.
"Мы жестко будем бороться за то, чтобы действительно обеспечить реальное равенство, а не демагогией заниматься", - отметил секретарь ЦК КПРФ.
 
ВРЕМЯ НОВОСТЕЙ, 26.05.2009
«Эффект Гарун аль-Рашида»
 
Председатель Центральной избирательной комиссии Владимир ЧУРОВ по возвращении из деловой поездки в Венгрию и Австрию рассказал корреспонденту «Времени новостей» Наталье РОЖКОВОЙ, насколько российские технологии организации избирательного процесса и подходы к наблюдению за выборами совпадают с западноевропейскими.

- Владимир Евгеньевич, в чем был главный смысл вашей поездки в Венгрию и Австрию?

- Начну с Будапешта - это был официальный визит по приглашению наших венгерских коллег из общенационального избирательного бюро. В Венгрии действует двухуровневая система (учреждений, организующих выборы. - Ред.), несколько отличная от нашей. Политический орган - это Всевенгерская избирательная комиссия, работающая на неосвобожденной основе. А главный организатор выборов - общенациональное избирательное бюро. Со стороны правительства Венгрии сейчас ему помогает министерство по делам самоуправления, оно также отвечает за подготовку изменений избирательного законодательства. На встречах с руководителями этих ведомств мы обсуждали вопросы организации голосования, современные методы дистанционного голосования и оборудование избирательных участков. Сегодня это основные темы сотрудничества избирательных органов уже хотя бы потому, что в современном глобальном мире многие граждане оказываются за рубежом в день голосования. Венгры это очень хорошо понимают: они приводили нам пример, когда сотруднику из посольства приходилось выезжать за 200-300 километров для организации голосования одного гражданина. Решить эту проблему можно с помощью внедрения новых дистанционных средств электронного голосования.

- Удалось ли в этой области достичь каких-либо соглашений?

- Мы предварительно договорились об организации этой осенью в Будапеште небольшой международной выставки, на которую будут также приглашены Швейцария, Эстония и, возможно, Австрия, чтобы показать разработки в области электронного голосования, частично уже опробованные в деле. Кроме того, достигнуто полное взаимопонимание по поводу необходимости создания системы международной сертификации средств электронного голосования. Только такая сертификация может обеспечить полное доверие к системе со стороны избирателей.

- Речь идет о сертификации конкретных технологий?

- Да, там все укладывается в рамки буквально нескольких технологий, которые применяются во всем мире. Из тех средств, с которыми непосредственно контактируют избиратели, это терминалы с сенсорным экраном (touch screen), обычный компьютер с диском доступа или чип-картой, мобильные системы и оптические сканеры. Кроме того, в сертификации нуждаются системы передачи данных в центральный избирательный орган с участков. Мы на выставке в Будапеште планируем показать свою систему, созданную на базе спутниковой системы для быстрой передачи данных, в том числе факсимильных.

- Поднимался ли на встрече вопрос организации международного наблюдения за выборами?

- Мы обсуждали общие подходы к институту международного наблюдения. Очень приятно, что все понимают необходимость соблюдения двух принципов - профессионализма и прозрачности. Поясню, что это значит. Во-первых, в миссию наблюдения предпочтительнее включать организаторов выборов или парламентариев, то есть профессионалов, лично знакомых с избирательным процессом, прошедших через все его этапы. Их наблюдения представляют наибольшую ценность. Во-вторых, орган, берущий на себя функции международного наблюдения, должен формировать состав миссии на основе принципа транспарентности. Например, если в миссию включается человек, не знакомый с избирательным правом, не участвующий в выборах, необходимость его присутствия в делегации надо обосновать. То же самое касается работы миссии. Некоторые наблюдатели во время мониторинга встречаются только с оппозицией, причем сами определяют, кого считать оппозицией. Такого не должно быть, и мы сами так не делаем: например, наша миссия наблюдения на предпоследних выборах в Сербии потратила два дня, чтобы объехать все избирательные штабы. Наконец, последнее: при составлении итогового отчета должны учитываться данные, полученные от всех наблюдателей. А не так, чтобы в миссии 100 человек, а документ с выводами подписывают два десятка.

- Какие вопросы обсуждались на встрече в Вене?

- В принципе те же самые: международное сотрудничество в области дистанционного голосования и выработка единых норм международного наблюдения. Эта тема будет продолжена осенью на встрече в Ереване и в июле на встрече по линии ОБСЕ. Сложилось впечатление, что может быть продолжена работа межпарламентской группы по выработке норм международного наблюдения.

- Вернемся к вопросу об электронном голосовании. В каком формате оно будет проходить у нас в России в осеннем цикле региональных выборов?

- Мне бы очень хотелось, чтобы уже в практическом формате, «набело». То есть чтобы оно имело юридическую силу. Иначе на парламентские выборы 2011 года мы не выйдем без увеличения расходов, а мы хотели бы провести их за те же средства, что и думские выборы 2007 года. С учетом инфляции это означало бы экономию порядка 25%.

- Но для того чтобы электронное голосование получило юридическую силу, должны бытьвнесены изменения в законодательство?

- Да, они уже готовы и сейчас запущены в обсуждение на уровне ведомств - то, что называется в обиходе «нулевым чтением».

- О каких именно поправках вы говорите?

- Об очень простых. Во-первых, предполагается изъять из закона ограничение на использование Интернета в ходе голосования. Для этого нужно просто убрать оборот «кроме сетей общего пользования». Во-вторых, предполагается, что правила голосования на кораблях будут просто распространены на другие типы участков. Ведь на судах всегда можно было голосовать дистанционно, правда, только с применением радиосвязи, а не Интернета или мобильных систем, в том числе спутниковых. Это такой рудимент технической революции начала ХХ века, потому что, конечно, сегодня спутниковая связь гораздо надежнее, чем радио.

- Внедрение этих новых методов позволит повысить явку?

- Да. И наоборот: если мы не введем эти методы, мы теряем избирателей. Вот Конституционный суд Германии временно приостановил такие способы голосования, а ими пользовались 3 млн. граждан. Не все могут позволить себе терять такое количество избирателей! Социологические опросы показывают, что и у нас, и в той же Венгрии 3% избирателей не будут никогда голосовать иначе как по Интернету. В России это порядка 3,2 млн. избирателей - для нас важен каждый из них.

- Владимир Евгеньевич, вы упомянули про экономию средств, значит ли это, что экономический кризис как-то сказывается на работе избирательной системы?

- Мы к кризису, можно сказать, готовились заранее: два года работали и не просили прибавок, только экономили. В частности, наше ведомство одним из первых перешло на авиабилеты эконом-класса независимо от должности в случаях, когда полет продолжается три часа и меньше. Экономия получается двукратная! Сейчас этим пользуются и другие ведомства, что постепенно привело к улучшению уровня обслуживания в эконом-классе.

- Какой неожиданно положительный эффект от кризиса!

- Ничего нового, этому явлению уже две тысячи лет. Называется эффект Гарун аль-Рашида (Гарун аль-Рашид - средневековый восточный властитель, согласно легендам, переодевался простым человеком и покидал дворец, чтобы узнать, что думают люди. - Ред.).
РИА НОВОСТИ, 25.05.2009
Избирательный участок на выборах в парламент ЮО открылся в Москве
 
Избирательный участок на парламентских выборах в Южной Осетии, которые состоятся 31 мая, открылся в Москве на улице Донской, дом 18/7, передает корреспондент РИА Новости.
Как сообщили сотрудники московской избирательной комиссии, ее председателем является посол Южной Осетии в РФ Дмитрий Медоев.
Избирательная комиссия состоит из шести человек. Как объяснили сотрудники югоосетинского ЦИК, это связано с тем, что в Москве находится не очень большое число избирателей-граждан республики.
"Сегодня мы открываем избирательный участок в Москве согласно решению ЦИК Южной Осетии. Голосование будет проходить 31 мая. Те граждане Южной Осетии, которые будут находиться в Москве, будут иметь возможность выразить свое волеизъявление, но это касается только тех избирателей, которые имеют паспорт гражданина Южной Осетии", - сказал Медоев, открывая избирательный участок. Он отметил, что, по подсчетам югоосетинского ЦИК, в Москве находятся около 250 граждан Южной Осетии, у которых есть республиканский паспорт. "Однако мы ожидаем, что для участия в выборах приедут также граждане Южной Осетии из Московской области. И я думаю, что эта цифра будет превышена в разы", - сказал Медоев.
Посол добавил, что на избирательном участке в Москве будут присутствовать наблюдатели от каждой партии, принимающей участие в выборах. Он также отметил, что для обеспечения процесса голосования в Москву специально были делегированы сотрудники ЦИК Южной Осетии и работники МВД республики. "Для нас эти выборы являются очень важным и ответственным событием - это первые выборы после признания независимости нашей страны", - подчеркнул Медоев.
В Южной Осетии 31 мая пройдут первые выборы в парламент республики после признания ее независимости. В самой Южной Осетии будет открыто для голосования 88 избирательных участков. Выборы пройдут по пропорциональной системе. В гонке за 34 депутатских места примут участие четыре политические партии: "Единство", Коммунистическая партия, Народная партия и партия "Фыдыбаста" ("Отечество").
В ночь на 8 августа 2008 года грузинские войска атаковали Южную Осетию и разрушили часть ее столицы Цхинвали. Россия, защищая жителей Южной Осетии, многие из которых приняли гражданство РФ, ввела войска в республику и после пяти дней боевых действий вытеснила грузинских военных из региона. В конце августа Россия признала независимость Южной Осетии и Абхазии.
 
ВЕСТИ, 25.05.2009
Действующий президент Монголии признал поражение на выборах
 
Действующий президент Монголии Намбарын Энхбаяр официально признал свое поражение на состоявшихся в воскресенье выборах главы государства.
Он поздравил кандидата от Демократической партии Цахиагийна Элбегдоржа с победой на выборах и пожелал успешной работы. Ранее 46-летний Цахиагийн Элбегдорж дважды занимал должность премьер-министра страны, был вице-спикером Великого государственного хурала Монголии. Подсчет голосов еще продолжается, но по данным предвыборных штабов, Цахиагийн Элбегдорж победил, набрав около 53% голосов.
Всего в Монголии правом голоса обладают 1,6 миллиона человек. 64,61% из них приняли участие в голосовании, передает "Интерфакс".