ВЕДОМОСТИ, 08.05.2009
Агитаторов ставят на учет
Вера Холмогорова
 
Профильный комитет Госдумы поддержал законопроект, по которому агитировать на выборах смогут только официально уполномоченные штабами граждане.
 
Ввести норму, в соответствии с которой «проводить предвыборную агитацию от имени кандидата, избирательного объединения вправе только уполномоченные представители и доверенные лица», предлагается поправкой в статью 48 закона «Об основных гарантиях избирательных прав». Внесенный в Госдуму еще в октябре 2008 г. Самарской губернской думой документ вчера был рекомендован к принятию в первом чтении парламентским комитетом по конституционному законодательству.
По мнению авторов нововведения, сейчас закон не определяет четко круг лиц, уполномоченных вести агитацию, и в случае совершения ими противоправных действий наказание партии или кандидата, от имени которого они выступали, затруднено. Пробел в законодательстве есть, согласен председатель профильного думского комитета Владимир Плигин.
Поправки создают очередные трудности для оппозиции, уверен секретарь ЦК КПРФ депутат Вадим Соловьев. По его словам, для коммунистов одной из основных форм агитации является устное общение с избирателями, и обязать всех вставать на учет будет технически невозможно. В свою очередь отсутствие регистрации может стать еще одним способом борьбы с неугодными партиями, уверен Соловьев: поставить провокатора с соответствующей партийной символикой, но без необходимых документов проще простого. Закон создает лишний бюрократический барьер, согласен сопредседатель «Правого дела» Леонид Гозман, к тому же не решает проблему провокаторов. Человек, сознательно желающий навредить, может спокойно зарегистрироваться, но заранее его намерения все равно не установить.
Необходимость поправки объяснима, говорит член Центризбиркома Евгений Колюшин: раньше доказать связь агитатора-правонарушителя с кандидатом было сложно, теперь эту практику хотят упростить, но в такой форме закон нарушает избирательные права.
Законодательная инициатива — способ защиты от черных избирательных технологий, отмечает президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов, не секрет, что партии зачастую не финансируют своих агитаторов из легальных фондов, а ведь на федеральных кампаниях количество агитаторов исчисляется тысячами.
У оппозиции проблем не будет, уверяет Плигин. Пока закон рекомендовано принять лишь в общей форме, подчеркивает депутат, однако ко второму чтению могут появиться поправки, конкретизирующие порядок привлечения агитаторов, чтобы не допустить ущемления избирательных прав.
 
ГАЗЕТА, 08.05.2009
Предвыборный эфир может стать подарочным.
Партиям разрешат один раз не платить за агитацию в ходе избирательных кампаний
ОЛЬГА ПАВЛИКОВА
 
В четверг комитет Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству рекомендовал принять в первом чтении поправки в закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ", позволяющий партиям отказаться от оплаты рекламных площадей в СМИ на период предвыборной агитации.
Авторы законопроекта - председатели трех думских комитетов Владимир Плигин, Сергей Попов и Валерий Комиссаров, а также первый вице-спикер нижней палаты Олег Морозов и глава центрисполкома "Единой России" Андрей Воробьев - решили позаботиться о партиях и кандидатах, которые не сумели набрать даже 3% голосов избирателей на выборах в Госдуму или 2% по итогам президентской кампании.
Сегодня аутсайдеры федеральных выборов обязаны оплачивать редакциям предоставленные для пропаганды эфир и газетные площади.
Избавиться от долгов партии до сих пор могли, только самораспустившись или влившись в другую партию. Так, например, за Аграрную партию должна рассчитаться поглотившая ее недавно "Единая Россия". Авторы документа предложили партиям, проигравшим на выборах, самим решать - оплачивать услуги бумажной и электронной прессы или не оплачивать, но при условии, что на следующих выборах бесплатного эфира они уже не получат. Поэтому партиям, участвующим в предвыборных кампаниях из раза в раз, гасить долги все равно придется.
"С принятием закона спишутся лишь долги тех, кто влился в другие партии. Например, "Единая Россия" не будет платить за эфир и газетные площади, даже если она и не погасит долги аграриев. Остальные партии просто не смогут воспользоваться правом на размещение агитматериалов в СМИ в предстоящих избирательных кампаниях", - заявил корреспонденту "Газеты" первый зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Александр Москалец. Он подчеркнул, что с каналов и газет не будут взиматься налоги за предоставление платного эфирного времени кандидатам и партиям - до тех пор, пока те не погасят свои долги перед ними. Не исключено, что ко второму чтению кто-то из депутатов выступит с инициативой списать задним числом и долги с аутсайдеров думских выборов 2007 года.
 
ЭХО МОСКВЫ, 07.05.2009
Председатель Центризбиркома Владимир Чуров по случаю Дня Радио
собрал у себя в офисе представителей более чем десятка столичных радиостанций
 
Недежурные поздравления с профессиональным праздникам всем радиостанциям, которые, так или иначе, работают с Центризбиркомом, заготовил глава ЦИКа Владимир Чуров. В комиссии не поленились – подсчитали, кто из ее членов в какой студии – «любимый гость». «Любовью» радиоэфира оказались охвачены все 15 ЦИКовцев, которые отплатили взаимностью. Первым с пожеланиями в День Радио выступил сам Чуров, отметивший специфические особенности каждой из приглашенных станций. Так, Маяку он посоветовал взять под собственный контроль голосование на всех российских маяках, Авторадио предложил лозунг: избирательный участок на каждой бензоколонке. Похвалил за остроту государственную радиокомпанию.
Для всех Владимир Чуров нашел оригинальные слова. «Эхо Москвы» отметил за отсутствие претензий к работе радиостанции со стороны Центризбиркома.
А член комиссии Майя Гришина, которая отвечает за правовую чистоту освещения выборов в прессе, помнит о том, что именно журналисту Эха в Конституционном суде удалось добиться ответа на вопрос – что есть выборы, а что – агитация.
Пока радиорепортеры принимали поздравления и комплименты, художник-карикатурист рисовал дружеские шаржи – к нему выстроилась очередь из свободных от работы сотрудников ЦИКа. Портреты получались очень похожие. Жаль, что по радио – не видно.
Всего в Москве сейчас работают более полусотни радиостанций.
 
ВЕСТИ, 07.05.2009
На сайте ЦИК появился ресурс для слабовидящих пользователей
 
ЦИК России создала на своем сайте ресурс для слабовидящих пользователей, сообщают в пресс-службе ведомства. "7 мая 2009 года на сайте Центральной избирательной комиссии Российской Федерации создан специальный ресурс для слабовидящих избирателей", - сообщили в пресс-службе Центризбиркома.
В марте 2009 года ЦИК России приняла решение об обеспечении полноценного доступа граждан с ограниченными физическими возможностями к своему интернет-ресурсу и привести его в соответствие с государственным стандартом РФ "Интернет-ресурсы: требования доступности для инвалидов по зрению".
С сентября 2009 года ведомство планирует открыть специальную версию своего сайта в соответствии с ГОСТом, регламентирующим требования доступности интернет-ресурсов для инвалидов по зрению, передает "Интерфакс".
 
Грызлов выступил за взаимодействие «ЕР» с общественными организациями
 
«Единая Россия» считает необходимым совершенствовать механизмы взаимодействия с гражданским обществом, заявил председатель высшего совета партии, спикер Госдумы Борис Грызлов.
«В условиях глобального кризиса, быстрого и далеко не всегда позитивного изменения ситуации, нужды и конкретные проблемы людей и целых социальных групп требуют особого внимания. Нужен мониторинг буквально в режиме реального времени. Это требует от нас совершенствования системы взаимодействия с гражданским обществом», - заявил Грызлов.
По мнению спикера, вопреки сложившимся стереотипам, российское общество отнюдь не пассивно. Ссылаясь на экспертные оценки, Грызлов сообщил, что уже сегодня в деятельности различных некоммерческих организаций (НКО) принимает участие около 10 млн. граждан России. При этом в основном работа НКО касается проблем, которые непосредственно затрагивают интересы людей.
Грызлов сообщил, что именно для таких людей партия предлагает взаимодействие в рамках «Гражданской платформы». По его словам, эта инициатива прорабатывается на партийных клубных площадках и есть уверенность, что взаимодействие с общественными организациями послужит укреплению социальной стабильности в обществе, сообщает «Интерфакс».
 
ВЗГЛЯД, 07.05.2009
ВЦИОМ: Популярность радио в РФ падает
 
Доля россиян, которые не слушают радио, в 2009 году выросла до 36%, хотя популярность радио у молодежи, наоборот, возрастает, сообщает ВЦИОМ. А в целом по радио россияне предпочитают слушать музыку и новости.
64% россиян знают, кто изобрел радио. Чаще это жители столиц и крупных городов (70-71%), 45-59-летние (72%), респонденты с высшим или неполным высшим образованием (81%). Впрочем, 28% наших соотечественников изобретатель радио неизвестен - в основном среди селян (37%), 18-24 летних (39%) и респондентов с начальным или неполным средним образованием (48%).
Подавляющее большинство (99%) из тех, кто знает изобретателя радио, считают им Попова. Лишь 1% приписывают это изобретение Маркони.
В 2009 году по сравнению с 2005-м годом на треть выросла доля россиян, вообще не слушающих радио (с 23% до 36%). Только 14% опрошенных стали больше слушать радио (в 2005 году - 21%), а 29% слушают его столько же, сколько и раньше (в 2005 году - 33%). 20% сообщают, что к этому виду СМИ стали обращаться реже. Слушают радио больше, чем раньше, 18-24-летние (19%). 35-59-летние (22-23%) и опрошенные со средним специальным, высшим или неполным высшим образованием (21%) стали меньше слушать радио. Наконец, пожилые и малообразованные респонденты чаще других вообще не слушают радио (45% и 47% соответственно).
Россияне предпочитают слушать по радио музыку и новости. Если четыре года назад из всего содержания радиоэфира наши сограждане предпочитали, в первую очередь, новости (39%), чуть меньше - музыку (35%), то теперь музыкальное наполнение стало даже популярнее информационных программ (48% и 41% соответственно). Как и прежде, радиопередачи «разговорного жанра» остаются наименее привлекательными для россиян (8%).
Музыка на радио в основном привлекает жителей столиц, крупных и средних городов (51-53%), 18-24-летних (84%) и россиян со средним образованием (54%). Новостным программам чаще отдают предпочтение жители малых городов и сел (45-48%), пожилые (63%) и малообразованные респонденты (65%). Наконец, программы «разговорного жанра» наиболее склонны предпочитать москвичи и петербуржцы (12%), россияне старше 45 лет (11-12%) и малообразованные (12%).
Радио привлекает россиян, в первую очередь, музыкой разных стилей, музыкальными новинками (41%). 35% предпочитают радио из-за оперативности информации, регулярных выпусков новостей, 26% ценят возможность слушать его фоном, занимаясь при этом чем-то еще. Для 14% прослушивание радио - способ отдохнуть и расслабиться, 12% ценят возможность слушать его там, где недоступны другие СМИ, для каждого десятого (10%) преимуществом радио является разнообразие форматов радиостанций. Наконец, 6% привлекает в радио отсутствие платы за доступ к радиостанциям, дешевизна радиоприемника.
Мужчины и женщины выбирают радио по разным мотивам. Для мужчин важнее, чем для женщин наличие разнообразной музыки (42% против 39% среди женщин) и возможность слушать радио там, где недоступны другие СМИ - в машине, в общественном транспорте и т.д. (14% против 9%). Женщины больше мужчин ценят возможность слушать радио фоном, занимаясь при этом другими делами (31% против 21% среди мужчин), сообщает ВЦИОМ.