2008-09-17 / Александра Самарина, Иван Родин
«Справедливая Россия» отказалась от реформирования политической системы страны. Предложение ее лидера Сергея Миронова увеличить срок президентских полномочий отложено на неопределенный срок. Более того: глава фракции СР в Госдуме Николай Левичев дважды в разговоре с корреспондентами «НГ» сообщил, что проект потерял актуальность. Эксперты увидели в случившемся отражение любопытных политических тенденций.
Еще весной редкая неделя в информпространстве обходилась без призывов увеличить срок президентского правления. Подавалась идея под предлогом выполнения указания Владимира Путина о разведении во времени двух избирательных кампаний.
Однако происходило все это на фоне обсуждения теории «технического президента» – подразумевалось, что любой преемник Владимира Путина недолго задержится на посту, а вернувшийся во власть президент получит возможность оставаться в должности гораздо дольше, чем раньше.
Напомним: уже на следующий день после выборов в Думу пятого созыва Миронов на итоговой пресс-конференции объявил о том, что соответствующие поправки в Конституцию страны могут быть внесены уже в самом скором времени. После него на горячую тему позволил себе порассуждать и тогдашний лидер «Единой России» Борис Грызлов. Он ясно дал понять: в его партии над проблемой думают, но окончательного способа разделить две избирательные кампании более или менее значительным промежутком времени пока не нашли. Именно поэтому лидер партии эсэров ехидно заметил: его коллеги в Госдуме специально подождут полгода, чтобы с такими же поправками к Основному закону могла выступить сама ЕР. Если же единороссы этого не сделают, пообещал Миронов, эсэры сами станут продвигать эту инициативу.
Между тем сегодня никто на Конституцию замахиваться не решается. В последний раз о своем мегапроекте на эту тему спикер Совета Федерации и лидер «Справедливой России» Сергей Миронов заявил в июле этого года. А потом как отрезало. Глава думской фракции СР Николай Левичев в ответ на недоуменные вопросы по поводу невыполненных обещаний отвечает: война сделала проблему неактуальной. После 8 августа и всех последующих событий, поясняет депутат, ситуация и в мире, и в нашей стране кардинально изменилась: «Сейчас необходимо найти решения таких глобальных проблем, что явления, как говорится, второго порядка сами собой ушли на задний план». Правда, источник в партии Миронова сообщил корреспонденту «НГ»: хотя актуальность предложений по срокам полномочий действительно несколько снизилась, но с повестки дня их никто не снимал. «Ничего не отменено», – сказал источник в рядах эсэров, но объяснил, что никаких телодвижений до конца этого года ожидать не стоит.
Депутат из «Единой России» Николай Гончар предполагает, что Миронов говорил об увеличении срока президентских полномочий только для того, чтобы понравиться Медведеву. По его словам, единороссы выступать с поправками в Конституцию на эту тему не намерены – во всяком случае, он об этом ничего не слышал.
Собеседник «НГ» в рядах ЕР объяснил вчера, что если когда-то план временного пребывания Медведева на президентском посту и обсуждался серьезно, то сейчас никаких внешних признаков этого уже нет. «Я не уверен, что Медведев в чем-то недоволен своей нынешней работой, – сказал он. – Но главное, я не вижу, что и Путин недоволен своей новой должностью и своими обязанностями главы правительства». Источник «НГ» предположил, что какие-то внутриполитические изменения не будут производиться до тех пор, пока не прояснится экономическая и финансовая ситуация на мировых и российском рынках.
Эксперты «НГ» тоже замечают в новой позиции эсэров признак изменившейся политической ситуации в стране. Некоторые из них выдвигают довольно экзотические версии происходящего. К примеру, руководитель Центра изучения элит Института социологии РАН Ольга Крыштановская допускает среди прочих и вариант создания в будущем некоего межгосударственного образования, «мини-СССР», в составе «микроскопическом»: России, Белоруссии, Южной Осетии, Абхазии и, возможно, Приднестровья. В связи с этой теорией политолог предлагает обратить внимание на данные о раздаче в этих регионах (а также в Украине) российских паспортов.
Кроме того, эксперт напоминает: если по-прежнему кто-то делает ставку на возвращение Путина, то уже сейчас надо начинать процедуру увеличения срока полномочий. А если этого не происходит, то возможен, несмотря на уверения руководства страны о нежелании правки Конституции, вариант парламентской республики. И здесь, замечает Крыштановская, любопытно проследить за двумя процессами: «с одной стороны, Путин накачивает свои полномочия премьер-министра», с другой – усиливается роль «Единой России».
Сценарий «мини-СССР» кажется эксперту реальным: «Если все это будет создаваться, уже сейчас должна начаться активизация этого процесса. Но для этого просто надо еще, чтобы несколько стран приняли суверенитет этих новых государств. И это будет наш ответ Европе – некая пародия на Евросоюз». В такой системе, говорит эксперт, Путин может получить любую должность, и тогда разговоры о его президентстве в России действительно становятся неактуальными. Крыштановская не сомневается: все эти сценарии обсуждаются сегодня в так называемой группе чаепития, среди людей, близких Путину, но не являющихся сейчас субъектами публичной политики.
Член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко не согласен с Ольгой Крыштановской: на его взгляд, предположения насчет союзного государства не имеют под собой почвы. Сегодня, отмечает эксперт, всех устраивает статус-кво: «Власти поняли, что лучше всего сохранить существующий порядок. Малейшие перемены на политическом поле могут привести к тому, что прорвутся к власти голодные. Политическая система стала настолько хрупкой, что даже такое небольшое потрясение, как увеличение полномочий, может привести к нарушению сдержек и противовесов».
РБК daily, 17.09.08
Депутаты рвутся в телеэфир
Пока только в региональный
Депутаты хотят заставить государственные региональные СМИ транслировать все выступления народных избранников, которые те считают важными. Вчера представители ЛДПР внесли в Думу соответствующий законопроект. Единороссы смотрят на инициативу с сомнением. Как заверили РБК daily во фракции, представляющей конституционное большинство, депутаты и так имеют доступ к местным ТВ и вводить обязаловку тут не нужно.
Поправить закон «О порядке освещения деятельности органов госвласти в государственных СМИ» вчера предложил депутат от ЛДПР Сергей Иванов. Парламентарий хочет обязать региональные ГТРК и государственные региональные печатные издания, в случае если об этом попросит член Совета Федерации (СФ) или депутат, предоставлять им на бесплатной основе эфирное время. Давать обязательное эфирное время депутаты предлагают по-скромному: только в том регионе, который депутат или член СФ представляют. По замыслу разработчиков, в печатных изданиях члену СФ или депутату положена один раз в месяц бесплатная печатная площадь в объеме ? печатной полосы. Что касается ТВ, то если в рамках одной теле- или радиопередачи принимают участие несколько членов СФ или депутатов Госдумы, каждому из участников программы должно быть предоставлено не менее 7 минут эфирного времени.
Как отмечает депутат Иванов, сейчас слугам народа часто отказывают. Одним из оснований для отказа в предоставлении эфира служит то обстоятельство, что согласно закону предоставить возможность выступления обязаны только государственные телепрограммы, которые транслируются по 5-му телевизионному каналу. Депутатов это категорически не устраивает: дело в том, что местные ГТРК вещают на 5-м канале только в десяти субъектах РФ. Кроме того, авторы хотят, чтобы субъектами правоотношений выступали не сами программы, газеты или журналы, как это имеет место в настоящее время, а специальные организации — юридические лица, что должно соответствовать регулируемым правоотношениям.
«Законопроект направлен прежде всего на реализацию права сенаторов и депутатов Госдумы выступать по вопросам своей деятельности в государственных СМИ», — говорит инициатор Сергей Иванов. Член комитета Госдумы по информполитике единоросс Александр Хинштейн уверяет, что на сегодня практика предоставления эфира на местных ГТРК уже сложилась. «Депутаты имеют право на получение эфирного времени в регионе, от которого они избраны, — заверяет он РБК daily. — Такое право есть у каждого депутата, и депутаты им пользуются».
На вопрос, может ли оказаться, что это не совсем право, а скорее привилегия, и пользуются ею сейчас в основном единороссы, депутат ответить затруднился. «Как профессиональный журналист считаю, что если человеку нечего сказать, то тут хоть в лепешку расшибись, а публиковать его не станут», — говорит единоросс Хинштейн. Парламентарий убежден, что любые попытки загнать СМИ в какие-то рамки и обязать их хвалить власть обречены на провал. «Если заставить СМИ полюбить насильно депутата, то получится только отторжение», — смеется он. Александр Хинштейн убежден, что такую инициативу отклонят в первом же чтении.
ТАТЬЯНА КОСОБОКОВА
Общественная организация "Голос" потребовала объяснений от председателя Центризбиркома Владимира Чурова в связи с тем, что с сайта ЦИКа исчезла электоральная статистика выборных кампаний прошлых лет. Господин Чуров объясняет случившееся техническими работами на сервере и обещает вернуть все на место.
Региональная ассоциация защиты прав избирателей "Голос" на своем сайте опубликовала открытое письмо в адрес председателя ЦИКа Владимира Чурова. Эксперты обращают его внимание "на очевидные проблемы, которые в течение последнего времени возникли с возможностью свободного доступа граждан к информации, касающейся выборов, которые проводились в РФ, ее регионах и местностях в предыдущие годы".
В письме отмечается, что "со второй половины 2007 года объем информации о выборах прошедших лет, доступной гражданам через сайты избирательных комиссий, существенно сократился" (напомним, что Владимир Чуров возглавил Центризбирком в 2007 году). На сегодняшний день "в публичном электоральном архиве ЦИКа все данные начинаются с сентября 2003 года, а все, что было раньше (начиная с 1993 года.— "Ъ"), исчезло из свободного доступа".
Все это, по мнению ассоциации "Голос", нарушает права граждан на "открытость и гласность деятельности избирательных комиссий", которые гарантирует им п. 5 ст. 3 закона "Об основных гарантиях избирательных прав". Подписи под письмом поставили исполнительный директор ассоциации "Голос" Лилия Шибанова, председатель Межрегионального объединения избирателей Андрей Бузин, руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики Александр Кынев и другие эксперты ассоциации "Голос". Копия письма была отправлена в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ).
Как рассказала "Ъ" исполнительный директор ассоциации "Голос" Лилия Шибанова, она лично передала открытое письмо господину Чурову. По ее словам, председатель ЦИКа объяснил недоступность статистических данных "отсутствием технических возможностей сервера". "Он сказал, что сейчас продолжается пополнение информации, идет очень большая работа, нужно сканировать документы, и пообещал все вернуть на сайт",— рассказала Лилия Шибанова, упомянув, что председателю ЦИКа явно не понравились такие "активные действия со стороны общественной организации".
Открытое письмо на данный момент размещено на сайте ассоциации, и пока на сайте ЦИКа не появятся исчезнувшие статистические данные, убирать его авторы не собираются.
Член ЦИКа Игорь Борисов подтвердил "Ъ" заявление Владимира Чурова о том, что все данные по выборам будут возвращены на сайт. Господин Борисов полагает, что это произойдет в течение одной-двух недель.
Наталья Ъ-Беспалова
РБК, 16.09.08 11:41
Центральная избирательная комиссия РФ рекомендовала
на должность председателя ЦИК Татарстана А.Фомина.
16.09.2008, Москва 11:41:04 Центральная избирательная комиссия (ЦИК) РФ рекомендовала на должность председателя ЦИК Татарстана Анатолия Фомина. Такое решение принято сегодня на заседании ЦИК РФ.
А.Фомин в настоящее время является членом ЦИК Татарстана с правом решающего голоса. Как отметил на заседании заместитель председателя ЦИК РФ Леонид Ивлев, в настоящее время в Татарстане завершается процесс формирования избирательной комиссии. Весной 2009г. в республике пройдут выборы в Госсовет Татарстана.
Вчера премьер-министр, председатель партии "Единая Россия" Владимир Владимирович Путин пообщался с лидером Либерально-демократической партии России, вице-спикером Госдумы Владимиром Вольфовичем Жириновским и прочими депутатами фракции ЛДПР. Собеседники охватили широчайший спектр тем - от смены президента в Грузии до подъема сельского хозяйства в России. Отдельно лидер ЛДПР убедительно попросил премьер-министра оставить партии ее электорат.
На встречу с премьером, первую за пятнадцать лет, как отметил г-н Жириновский, собралось около 40 видных представителей депутатской фракции Либерально-демократической партии. В Белом зале Дома приемов чай депутатам не предложили, но депутата ЛДПР Андрея Лугового от греха подальше посадили подальше от премьера. Г-н Путин, как обычно, «задержался» на час. «А что это мы тут сидим уже час и молчим», начал уж было солировать г-н Жириновский - действительно, для него час молча - смерти подобно, «давайте выскажемся...» По какому вопросу хотел высказаться лидер ЛДПР, узнать не пришлось - в зал наконец вошел премьер.
Он сразу задал дружелюбный тон встрече, назвав ЛДПР «одной из наиболее влиятельных фракций» и поблагодарив ее за поддержку «наших действий в Южной Осетии». «Мы можем иметь различные позиции по разным вопросам, но когда речь идет о защите наших национальных интересов - мы выступаем единым фронтом», сказал председатель "Единой России". Единым фронтом он призвал выступить ЛДПР и в деле повышения уровня жизни россиян, которое назвал «общей задачей». Для ее решения депутаты могли бы поддержать внесенный в Думу бюджет, предусматривающий, как напомнил премьер, рост расходов на образование, здравоохранение, инновации, оборону и национальную экономику. Хотя ЛДПР никаких претензий к бюджету не высказывала.
Глава кабинета обратил внимание на создание Федерального агентства по делам СНГ, которому предстоит тесно сотрудничать с профильным комитетом Госдумы, который как раз возглавляет член фракции ЛДПР. Напоследок г-н Путин еще раз сделал приятное партии г-на Жириновского, заявив, что правительство внимательно относится к «традиционно важным для ЛДПР вопросам поддержки малого и среднего предпринимательства». «Правительство готово рассматривать предложения (законотворческие. - Ред.) всех парламентских партий, даже оппозиционных», - заверил премьер.
«Мы, конечно, не правящая партия, а оппозиция, - гордо подтвердил Владимир Жириновский в ответном слове, - но мы всегда поддерживали руководство страны». Ответное слово лидера ЛДПР ожидаемо переросло в целую ответную речь, затянувшуюся минут на сорок. За это время г-н Жириновский успел осветить позицию партии по всем актуальным и не очень вопросам.
Вместо изобретения национальной идеи главный либерал-демократ предлагает уделять больше внимания объединению россиян за границей. По мнению г-на Жириновского, в Средней Азии, Белоруссии и на Украине наши соотечественники при поддержке России могли бы стать реальной политической силой, разумеется, с пользой для Родины. Можно активнее вмешиваться и в деятельность Совета Европы, общеевропейского парламента, где есть российское представительство. В Грузии, к сожалению, с этим сложнее, но г-н Жириновский поделился информацией, что президента там все же сменят - на Ираклия Аласанию, нынешнего постоянного представителя при ООН, или Нино Бурджанадзе, бывшую главу парламента. Правда, нашей заслуги в этом нет - «американцы планируют или Аласанию сделать президентом, он десять лет кадровый сотрудник ЦРУ США, полностью проамериканский, антироссийский, или Бурджанадзе», - поделился конспиративной информацией с г-ном Путиным г-н Жириновский. «То есть, думаете, снимут все-таки?» - доверительно посоветовался с депутатом премьер. «Они много лет на него потратили, подобрали голландскую жену, воспитывали, навязали ему это все. Но все равно они его снимут», - уверенно заявил г-н Жириновский.
И перешел к просьбам. Сначала личным, точнее - партийным. «Владимир Владимирович, у нас есть просьба - хотелось бы, чтобы наш избиратель остался с нами. Мы понимаем, что есть вопросы стабильности, у нас нет административного ресурса...» - обратился лидер ЛДПР к главе правительства, от которого, по мнению г-на Жириновского, лично зависит, сколько избирателей кому причитается. Взамен ЛДПР есть что предложить. «В Европе есть антиамериканские финансовые институты, которые готовы прямо сейчас предоставить России от 1 до 3 трлн евро! У меня сейчас человек сидит в машине, Владимир Владимирович, вы дайте поручение с ним встретиться», - предложил Владимир Вольфович. Потратить их найдется на что - «Интернет в руках американцев, надо развивать ГЛОНАСС», а ведь «у нас еще сталинские ученые остались, у них есть все готовое».
Г-н Жириновский также озабочен судьбами сельского хозяйства, которое задавили монополисты, патриотических журналов («Новый мир», «Звезда» и пр.), которые забил гламур, губернаторов, которых нужно ограничить двумя сроками - «они, может быть, хорошие люди, но человек от этого (бессрочного правления регионом. - Ред.) устает».
В экономике главный демократ придерживается не совсем либеральных взглядов - «нам ближе кейнсианская теория», со знанием дела г-н Жириновский убеждал премьера, что «по монетаристским теориям мы сельское хозяйство и легкую промышленность у нас не поднимем».
Г-н Путин прокомментировал некоторые тезисы лидера ЛДПР. В частности, пообещал поддержать сельское хозяйство и разобраться с Советом Европы. Сохранить за партией ее электорат премьер не обещал.
Юлия МИРОНОВА
Вслед за "Единой Россией", которая на прошлой неделе заявила о слиянии с Аграрной партией России, "Справедливая Россия" объявила, что в ближайшее время к ней могут присоединиться Партия социальной справедливости и партия "Зеленые". Эксперты называют неизбежным укрупнение политических партий на пути к построению малопартийной системы в стране.
Вчера лидер думских справороссов Николай Левичев сообщил, что в ближайшее время в ряды "Справедливой России" может влиться полным составом Партия социальной справедливости (ПСС). Также "будут интенсифицированы" переговоры об объединении с партией "Зеленые". Уже 25 сентября ПСС проведет съезд в Сочи, на котором примет решение о самороспуске и вхождении в "Справедливую Россию".
Зампред партии "Зеленые" Александр Белозеров подтвердил "Ъ" факт переговоров со "Справедливой Россией": "Нам, конечно, хотелось бы остаться самостоятельными, потому что наша позиция отличается от позиции парламентских партий: мы защищаем экологию. Но у нас не хватает финансовых средств: деньги как раз в руках нефтяников и металлургов, которые загрязняют природу". По его словам, слияние со справороссами обеспечит партии финансовую и административную поддержку. При этом господин Белозеров признался, что в ряде регионов партия ведет переговоры о сотрудничестве и с "Единой Россией".
Однако, как считает господин Левичев, после региональных выборов зеленым так или иначе придется принимать решение (партия выдвинула свои списки в Иркутской области и Чечне, но в последней им было отказано в регистрации). Неизбежность "укрупнения партий" он объяснил перераспределением политического потенциала в пользу партий, которые имеют "четко выраженную идеологию". Поэтому, на его взгляд, исчезают партии, которые возникли в 90-х годах, ориентируясь на интересы "узкой социальной группы". Последней из таких партий господин Левичев назвал Аграрную партию России (АПР), которая на днях объявила об объединении с "Единой Россией" ("Ъ" сообщал об этом 15 сентября).
Фактически, по словам Николая Левичева, процесс "исчезновения таких партий" сводится к решению пойти "налево или направо". В этой связи он назвал нелогичным слияние "Единой России" и АПР, партийная программа которой схожа с программой справороссов и ставит своей целью построение "общества социальной справедливости". При этом он признал, что сами объединительные процессы в конечном итоге ведут к созданию малопартийной системы в стране. "Сделан очередной шаг к стабилизации нынешней парламентской системы, в которой выделяются четыре ведущие партии, представленные в Госдуме и участвующие во всех региональных выборах, а остальные партии фактически "выпадают в осадок"",— заявил он "Ъ".
Напомним, сейчас в Госдуме представлены четыре партии — "Единая Россия", "Справедливая Россия", КПРФ и ЛДПР. Эти партии примут участие в октябрьских парламентских выборах во всех пяти регионах. Остальные десять партий, имеющие официальную регистрацию Минюста, либо вообще не примут участия в выборах (например, "Яблоко" или СПС), либо смогли получить регистрацию в одном-двух регионах. Такая же картина, кстати, имела место и на мартовских выборах в 11 регионах.
По мнению независимого политолога Дмитрия Орешкина, существование в России четырех партий нужно Кремлю, чтобы "создать видимость демократии". По его словам, такая система была бы оправдана в том случае, если бы партии формировались в условиях здоровой конкуренции, а не создавались сверху: "Кремль ставит партии в зависимое положение. Они прислуживают ему на задних ножках и вряд ли осмелятся критиковать". Президент института национальной стратегии Станислав Белковский уверен, что "укрупнение партий" в конечном итоге приведет к созданию двухпартийной системы, о которой Владимир Путин заявлял два года назад, еще будучи президентом: ""Единая Россия" поглотит правый планктон, а "Справедливая Россия" — левый". Неизбежным назвал этот процесс и гендиректор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко. "Рано или поздно у нас будет четыре-шесть партий. Сейчас любую партию, кроме КПРФ и "Справедливой России", можно смело закрывать, так как они не проявляют активности. Не вижу смысла в существовании таких "малышей", как зеленые",— заявил он "Ъ", отметив, что четырехпартийная система нужна государству еще и для того, чтобы "ограничить внешнее политическое влияние". Такая модель лишает радикальную оппозицию возможности вести какую-либо деятельность.
Виктор Ъ-Хамраев, Алла Ъ-Барахова, Павел Ъ-Кошкин
Эсэры разоблачают союз единороссов и аграриев
В "Справедливой России" считают слияние политическим фарсом
2008-09-17 / Ульяна Махкамова, Виктория Кручинина
Вчера лидер парламентской фракции в Госдуме Николай Левичев заявил, что далеко не все аграрии вольются в ряды единороссов, и назвал союз, о котором накануне объявила ЕР, фарсом. Заодно Левичев напомнил, что его структура готовит объединение с Партией социальной справедливости и «зелеными».
На прошлой неделе руководители ЕР и Аграрной партии подписали объединительный меморандум. В конце октября аграрии проведут съезд, где объявят о самороспуске, а ее членам будет предложено пополнить ряды партии власти.
В «Справедливой России» считают это решение как минимум странным – ранее о возможном объединении аграрии вели переговоры с эсэрами. Лидер парламентской фракции в Госдуме Николай Левичев вчера заметил, что многие аспекты программы АП противоречат установкам партии власти: «Это очень похоже на политический фарс. Вряд ли все 160 тысяч членов Аграрной партии поддержат решение ее руководства и вольются в ряды единороссов. Не думаю, что это будет такой марш согласных». По его словам, «пойти не налево, а направо» решили именно представители руководства аграриев.
Тем не менее эсэры уверены в том, что передел политического поля еще не закончен и к «Справедливой России» все-таки присоединятся несколько партий. 25 сентября состоится съезд Партии социальной справедливости (ПСС), где будет принято решение о взаимодействии с эсэрами. Так же инициируются переговоры с Партией зеленых: «В ближайшее время мы дойдем до принятия консенсусных решений по этому вопросу», – сказал Левичев.
В партии считают, что слияние аграриев с «Единой Россией» – небольшая потеря для эсэров. По мнению члена центрального совета «Справедливой России» Алексея Митрофанова, Аграрная партия как политическая сила «существовала только на бумаге»: «Когда-то в конце 90-х аграрии представляли собой какое-то лобби, но все это давно закончилось, сейчас новая конструкция власти, никакой роли в ней они не играют. Вариантов было два – либо с вещами на выход, либо притулиться к «Единой России». По его мнению, присоединение к партии власти – это решение проблемы для нескольких человек, которые находятся во главе партии. «Это решит судьбу Плотникова, который не вошел в Думу и повел партию на выборы. В целом идет процесс ликвидации маленьких партий и создания реальной двухпартийной системы», – решил Митрофанов.
Между тем, по мнению экспертов, и объединение «Справедливой России» с ПСС и «зелеными» не принесет эсэрам ощутимой пользы. «Подберезкин и «зеленые» – не активные игроки на политическом поле. У них никогда не было своего электората, раскрученных лидеров либо мощной региональной структуры», – считает директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко. «Дополнительных ресурсов эсэрам объединение этих партий не принесет», – добавил эксперт. Минченко не исключает возможности слияния маленьких партий в будущем: «Очевидно, что должно произойти объединение Гражданской силы и Демократической партии России. По своим функциям они идентичны, и их можно слить в одну». Кроме того, Минченко предполагает, что в долгосрочной перспективе Кремль попытается объединить КПРФ и СР: «Обе эти партии – социал-демократического толка». В результате, по его словам, прослеживается политическое будущее России: правая «Единая Россия», левый тандем коммунистов и эсэров, а «для любителей экзотики будет ЛДПР».
Между тем руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики Александр Кынев не пошел столь далеко в своей оценке политического будущего России. «С маленькими партиями будет так, как решат в Кремле», – сказал эксперт. Вместе с этим он убежден, что слияние эсэров с ПСС и «зелеными» вполне закономерно. «Было время, когда Партия социальной справедливости исполняла лишь технологическую роль, но, видимо, им это надоело. А объединение ЕР и аграриев вполне логично – АПР сыграла роль некоего спойлера на думских выборах и выполнила свою функцию. К тому же глава Аграрной партии в прошлом был членом ЕР – сейчас верхушка аграриев идет обратно», – утверждает Кынев.
"Единая Россия" не поделила собственность
В партии власти спорят о механизмах ее защиты
2008-09-17 / Элина Билевская
Единороссы не смогли договориться между собой по поводу того, как эффективнее защищать институт частной собственности в России. Партийный институт экономики и законодательства предложил придумать новый конституционный закон «О собственности». Представители либерального крыла ЕР эту инициативу раскритиковали, предложив защищать собственность силами гражданского общества.
«Единая Россия» желает заняться разработкой федерального конституционного закона «О собственности». Об этом вчера было заявлено на совместном заседании дискуссионных партийных клубов, обсуждавших экономическое развитие России до 2020 года.
Инициаторы проекта ссылаются на положение Конституции о том, что в России гарантируется право собственности. Всего в России действует 11 федеральных конституционных законов. Согласно Основному закону страны их количество может увеличиваться только в рамках вопросов, обозначенных в Конституции.
«Защита собственности и прав легального собственника – основное направление обеспечения экономической безопасности страны. Решение этих задач может быть найдено в рамках подготовки и принятия проекта федерального закона о собственности в Российской Федерации», – говорится в справке, которая была распространена представителями Института экономики и законодательства на заседании клубов.
По мнению авторов идеи, в законопроекте логично было бы закрепить определенные принципы института собственности. В первую очередь презумпцию гарантий частной собственности и правомерности действий собственника, одновременно признав вне закона любую незаконно приобретенную собственность. «В России нет понимания собственности, как таковой. Впрочем, для сырьевой экономики понятие собственности не так важно», – посетовал председатель думского комитета по экономической политике и координатор партийного Института экономики и законодательства Евгений Федоров.
По его мнению, если Россия не перестроится на инновационный тип экономики, через 10 лет сырьевой характер экономического развития приведет к серьезным сбоям в системе. «Важно понять, что собственность и национальный курс – это одно и то же!» – не успокаивался Федоров. «Мы должны разработать законодательство о собственности на 100 лет вперед», – резюмировал он.
Глава думского комитета по конституционному законодательству и координатор либерально-консервативного клуба «4 ноября» Владимир Плигин попытался охладить пыл коллеги. «Многие проблемы нельзя решить принятием законопроектов. Надо понимать, что право имеет пределы», – парировал он.
Он убежден, что для защиты собственности вовсе не требуется принятие специализированного закона: «Невозможно написать особый закон о собственности». Права собственности, по его словам, и без того регулируются четвертой частью Гражданского кодекса.
На взгляд Плигина, более действенно не расширять законопроектное пространство, а создать новый гражданский институт – Центр зашиты собственности. «Мы должны этим заняться, как только примем во всех трех чтениях законопроект о медиации», – призвал коллег Плигин.
Анна Закатнова
Вчера в Центре социально-консервативной политики в Москве Институт экономики и законодательства, созданный "единороссами", презентовал стратегию своей работы, которую вполне можно считать законотворческим планом парламентского большинства.
Конечно, структура новая, молодая, можно даже сказать - совсем зеленая. Создали Институт экономики и законодательства по инициативе депутатов-"единороссов" только в мае, курирует его работу глава думского Комитета по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров. Предполагается, что в будущем Институт станет своего рода законотворческой опорой для фракции "ЕР", вчера же Федоров представил прессе перечень первоочередных законопроектов и стратегию работы института.
Там много различных предложений, например, поправки в Налоговый кодекс или блок проектов федеральных законов в части задействования оборота нематериальных активов, четыре предложения по техрегламентам и блок по культурному наследию. Но особое внимание Евгений Федоров привлек, когда сообщил о возможном появлении проекта федерального конституционного закона о собственности. Как гласила специальная справка, "защита собственности и прав легального собственника - основное направление обеспечения экономической безопасности страны". Поэтому в законопроекте (который пока еще не написан и рабочая группа не сформирована) предполагается закрепить презумпции гарантий частной собственности и правомерности действий собственника, более четко определить статус добросовестного приобретателя. А также четко определить статус и правовой режим имущества, находящегося в публичной (то есть государственной и муниципальной) собственности. Как гласит справка, в законе "предполагается определить критерии и порядок применения таких форм принудительного изъятия имущества у собственников, как реквизиция и национализация, а также принудительный выкуп имущества в случаях, установленных федеральным законодательством (при нарушениях собственником имущества публичных обязательств, например по охране объектов культурного наследия). Правда, глава думского Комитета по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин выразил сомнение в том, что такой законопроект можно будет быстро подготовить, поскольку вопросы собственности нельзя решить одним законом. Зато Плигин предложил создать центр защиты собственности в рамках борьбы с коррупцией.
А Евгений Федоров тоже не растерялся и пошел еще дальше, предложив создать другой орган: политбюро нации - "это национальный орган, систематизирующий структуру управления в органах власти". Федоров полагает, что в такой орган должна войти политическая элита, а также гражданское общество. Такой орган мог бы стать "генеральным политическим штабом, отслеживающим ситуацию в стране". И Федорова не пугает возможное сравнение его идеи с продуктом интеллектуального творчества в КПСС: "Нет, я не боюсь сравнения, после ликвидации КПСС мы не создали механизмов стратегического управления". Правда, законопроекта такого пока нет.
Прокуратура и избирком Забайкальского края начали проверку законности продаж в школах Читы дневников с фотографией мэра Анатолия Михалева. Конкуренты "Единой России" усматривают в продаже дневников незаконную агитацию: мэр идет третьим в партсписке "Единой России" на выборах в краевой парламент, которые пройдут 12 октября.
3 сентября в школах Читы появились дневники с фотографией мэра города Анатолия Михалева и его напутствием ученикам. Директора школ продавали их ученикам или родителям по 35 руб. (в рознице обычный дневник стоит около 150 руб.). Сейчас в Чите 49 школ, в которых учится 30,5 тыс. человек.
В середине сентября в одной из читинских газет появилась статья о том, что в школах города дневники распространяют в обязательном порядке. После этого прокуратура, как сообщил "Ъ" старший помощник прокурора Забайкальского края Анатолий Усков, решила проверить, не нарушались ли права граждан в школах и "не предлагались ли дневники к покупке в обязательном порядке". По его словам, прокуратура также направила запрос в комитет по образованию читинской мэрии, который выступил инициатором создания социальных дневников. "Нас интересует, откуда администрация Читы взяла деньги на печать дневников. Мы также проверяем факты того, что директора школы продавали их родителям без выдачи кассовых чеков",— пояснил он.
Вслед за прокуратурой на дневники обратил внимание временный краевой избирком. Комиссия, как заявил ее глава Андрей Просяник, также направила запрос в мэрию: "Наша цель установить, является ли документ элементом предвыборной агитации и когда именно были отпечатаны дневники — до или после начала предвыборной кампании".
В пресс-службе комитета по образованию мэрии Читы "Ъ" сообщили, что решение о печати дневников было принято в прошлом году: "Есть у нас президент РФ, его все знают. А почему ученики Читы не могут знать своего мэра?" Дневники тиражом около 30 тыс. экземпляров начали печатать в январе этого года в Ульяновске, однако из-за изменения герба Читы в мае партия дневников была подготовлена к концу лета. По словам собеседника "Ъ", дневники печатались исключительно за счет ООО "Стрежень", перед которым будут отчитываться директора школ. При этом представитель комитета заверил, что дневники не навязываются родителям в обязательном порядке.
В забайкальском отделении "Единой России" "Ъ" заявили, что предвыборной агитацией продажа дневников с обращением мэра, который идет третьим в списке партии на выборах в краевой парламент, не является. "Я видел дневники, у меня двое детей, они принесли их из школы. Ничего там такого нет: три страницы в начале и три страницы в конце — обращения к ученикам, справочная информация и фотография Анатолия Дмитриевича",— заявил "Ъ" единоросс Юрий Шкретов. Он рассказал, что распространял похожие дневники в школах Читинского сельского района в мае: "Меня тоже приглашали в прокуратуру, искали призывы голосовать, но ничего не нашли". В забайкальском отделении Аграрной партии, которая уже объявила о слиянии с "Единой Россией", тоже не видят в дневниках агитации. "Это скорее всего подстава получилась. Просто в неудобной ситуации человек оказался",— заявил лидер местных аграриев Галын Доржиев.
А вот конкуренты единороссов по выборам считают иначе. "Он навязывается в школах по цене от 35 руб. до 100 руб. Продается без кассовых аппаратов",— заявил "Ъ" лидер местных справороссов первый номер партсписка Александр Михайлов. "Это политический заказ",— уверен лидер партячейки ЛДПР Олег Федоров. Он рассказал, что у его ребенка два дневника — один свой, а другой мэрский, который стоил около 40 руб.
Вадим Ъ-Малышев, Чита; Александра Ъ-Терентьева, Алексей Ъ-Копылов, Иркутск
Новая Политика, 16.09.08 09:51
Конкуренция под контролем

Механизмов манипулирования результатами выборов стало больше
Завершилась регистрация партийных списков на выборах в региональные парламенты 12 октября 2008 года. Как известно, в этот день будут избраны парламенты пяти российских регионов: Чеченской Республики, Забайкальского края, Иркутской, Кемеровской и Сахалинской областей.
Региональные выборы 12 октября – последняя точка в первом этапе региональной избирательной реформы, растянувшемся почти на пять лет (с 15 июля 2003 года), пока все российские регионы один за другим добровольно-принудительно переходили на избирательную систему с избранием не менее половины депутатов регионального ЗС по партийным спискам. Именно 12 октября проведет выборы последний регион, где еще оставался "чисто мажоритарный" региональный парламент – Кемеровская область. Для Иркутской, Сахалинской областей и Чеченской Республики это будут вторые выборы с применением пропорциональной системы, подобные выборы также уже проходили в образовавших Забайкальский край Читинской области и Агинском Бурятском автономном округе.
Подобный "разнобой" объясняется целым комплексом причин. Во-первых, сроки выборов в конкретном регионе зависят от даты предыдущих выборов и срока полномочий конкретного законодательного собрания, который составляет где 4, а где 5 лет. Во-вторых, на усиление различий в региональных избирательных циклах влияет то, что в конце 2007 – начале 2008 года пять регионов провели досрочные выборы в условиях самороспуска предыдущих заксобраний, явно инициированного сторонниками губернаторов, а летом 2008 г. к ним добавилась Чеченская Республика.
Кроме того, Вологодская область дважды успела провести выборы по пропорциональной системе в связи с ранее существовавшей системой ротации половины депутатского корпуса каждые два года. Исключением является также Свердловская область, "ветеран" пропорциональных выборов среди российских регионов – ротация половины облдумы (одной из двух палат Законодательного Собрания) по партспискам прошла в марте 2008 уже в седьмой раз (каждые два года по спискам избирается половина облдумы – такие выборы уже прошли в 1996, 1998, 2000, 2002, 2004, 2006 годах), из них третий раз начиная с 2003 г. При этом вторая палата Законодательного Собрания Свердловской области – Палата представителей – избирается только по одномандатным округам раз в четыре года.
Часть из регионов, где выборы по новым правилам прошли, уже утратили статус субъектов РФ в связи с процессами объединения регионов (Корякский, Таймырский, Агинский Бурятский, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ), два региона до своей ликвидации так и не успели провести выборы по новым правилам (Коми-Пермяцкий и Эвенкийский автономный округа).
Но любой финиш на самом деле всегда означает начало чего-то нового. Если в 2003 году реформа начиналась с того, что половина мест в законодательных собраниях отдавалась под партийные списки, а половина оставалась у депутатов, избранных по округам, то в настоящее время по факту все более начинает внедряться уже полностью пропорциональная система. В марте 2007 года только по партийным спискам прошли выборы в Санкт-Петербурге, Московской области и Дагестане, в марте 2008 к ним добавились Ингушетия, Калмыкия и Амурская область. Теперь к ним добавилась Чеченская Республика. Таким образом, уже в семи регионах в парламентах будут только депутаты от партий, зависимые от партийной бюрократии как минимум не менее, чем от избирателей.
Расширяется внедрение партийных списков и на муниципальных выборах. Так, в Ставропольском крае, где "Единая Россия" проиграла региональные выборы в 2007 году, после разгрома группы сторонников бывшего мэра Ставрополя Дмитрия Кузьмина решено "на корню" решить вопрос о власти в областном центре – теперь здесь на выборах гордумы отменены одномандатные округа и введена полностью пропорциональная избирательная система.
В Тверской области еще летом 2008 года депутаты регионального парламента одобрили изменения в Избирательный кодекс региона. Согласно им, если в уставе муниципалитета до сих пор не прописан тип системы, по которой избирается местный парламент, то сельские советы депутатов выбираются по мажоритарному принципу, а все остальные (то есть районы и городские округа и поселения) по смешанной, мажоритарно-пропорциональной системе. В частности, в самой Твери, где состав городской Думы определяется по принципу ротации, граждане 12 октября изберут 17 депутатов по партийным спискам, а в марте по одномандатным округам. Всего же в Тверской области на выборах 12 октября смешанная избирательная система будет применяться сразу в 70 муниципальных образованиях – это невиданный для российских регионов рекорд. Ранее её внедряли только на уровне региональных центров, "на худой случай" – в более или менее значимых городах или муниципальных районах, однако в Твери решили "не мелочиться" и внедрить партсписки даже в городские поселения (как правило это то, что раньше именовалось "поселки городского типа" – часто в них всего пара тысяч жителей). Есть отделения партий в таких населенных пунктах или нет, никого не интересует – главное гарантированно присутствует отделение одной, известно какой партии. А уж "конкуренцию" (по закону нужно хотя бы два списка) для видимости обеспечат.
Решили полностью отменить выборы по мажоритарным округам власти подмосковского Электрогорска, население которого составляет всего около 20 тысяч жителей. В декабре прошлого года Электрогорск "прославился" похищением всех бюллетеней на выборах мэра, в результате чего выборы были признаны недействительными.
Продолжающееся внедрение пропорциональной избирательной системы "до самых до окраин" сопровождается максимально возможной предвыборной селекцией. Конкуренция на региональных выборах в среднем чуть-чуть выросла по сравнению с декабрем 2007 года и мартом 2008 года, но все равно остается крайне низкой (всего 5,2 зарегистрированных списка на регион в среднем). Таким образом, продолжается тренд на минимизацию конкуренции, наиболее ярко обозначившийся на выборах начиная со второй половины 2007 года.
Сравнительные данные о числе выдвинутых и зарегистрированных партийных списков на региональных выборах в декабре 2003 – марте 2008 гг.
Дата выборов
Регионов
Выдвинуто списков (по числу сдавших документы в избирком)
Списков в бюллетене в день выборов
Отсев между выдвижением и днем голосования
Среднее число списков в бюллетене на регион
7 декабря 2003 (совмещенные с выборами Госдумы РФ)
7
63
47
16 (25,4%)
6,71
14 марта 2004 (совмещенные с выборами Президента РФ)
6
54
43
11 (20,37%)
7,17
Сентябрь 2004 – май 2005 ("период избирательных блоков")
19
155
134
21 (13,54%)
7,05
Вторая половина 2005
12
111
74
37 (33,3%)
6,17
12 марта 2006 (единый избирательный день)
8
83
65
18 (21,69%)
8,13
8 октября 2006 (единый избирательный день)
9
80
71
9 (11,2%)
7,9
3 декабря 2006 (выборы ЗС Пермского края)
1
10
8
2 (20%)
8
11 марта 2007 (единый избирательный день)
14
135
91
44 (33%)
6,5
15 апреля 2007 (выборы ЗС Красноярского края)
1
13
7
6 (46,15%)
7
2 декабря 2007 совмещенные с выборами Госдумы РФ)
9
64
42 (номинально 43, но в Смоленской области регистрация списка партии "Справедливая Россия" отменена после выборов)
22 (34,38%)
4,67
2 марта 2008 (совмещенные с выборами Президента РФ)
11
65
54
11 (16,9%)
4,9
12 октября 2008
(единый избирательный день)
5
35
Пока 26
9 (25,7%)
5,2
Обращает на себя внимание то, что из 35 списков, которые сдали документы на заверение во всех пяти регионах в совокупности, зарегистрированы все 20 списков, выдвинутые парламентскими партиями ("Единая Россия", КПРФ, ЛДПР, "Справедливая Россия" представлены во всех пяти регионах). Что касается партий непарламентских, то из 15 списков смогло зарегистрироваться только 6. Причем, одна партия ("Зеленые" в Забайкалье) выбыла еще до регистрации, не сдав ни подписей, ни залога, в Иркутской области "Зеленые" сдали залог, все остальные 13 партийных списков решили сдавать подписные листы. Из них 8 получили отказ в регистрации.
Это лишний раз говорит о том, что жесткость процедуры регистрации по подписям делает её почти нереализуемой без заведомо доброжелательного отношения проверяющих. Это дополнительное основание в пользу мнения о том, чтобы вообще освободить партии от внесения подписей и залогов при регистрации – иначе возникает вопрос, зачем тогда вообще крайне сложные постоянные проверки деятельности партий, если в итоге зарегистрировать партийные списки почти невозможно (избирательные залоги все более и более высоки, а регистрация по подписям носит иезуитский характер). В результате различных фильтров "отсечения" партий и кандидатов становится настолько много, что после них почти ничего не остается. В результате на 6 зарегистрированных списков "непарламентских" партий приходится 2 списка АПР (Иркутская область и Забайкалье), и лишь по одному списку "Патриотов России" (Чечня), "Народного союза" (Чечня), Партии Мира и Единства (Чечня) и "Зеленых" (Иркутская область). Не зарегистрировано ни одного списка СПС, "Яблока", ДПР. А такие партии как "Гражданская сила" и Партия социальной справедливости (последняя вскоре проведет съезд по объединению со "Справедливой Россией") вообще списков не выдвигали.
Что касается избирательных залогов, то на этот раз наибольший избирательный залог установлен для партийных списков в Иркутской области (6 млн. руб.), далее следуют Чечня (4,5 млн.), Забайкальский край и Кемеровская область (3 млн.), Сахалинская область (1 млн.). В ходе избирательных кампаний абсолютным рекордсменом в этом плане остается Санкт-Петербург, где на выборах Законодательного собрания 2007 года размер избирательного залога составил 90 миллионов рублей, который превысил залог для партий на выборах Государственной думы РФ 2007 года, составлявший 60 миллионов рублей.
Стоит отметить, что во всех данных регионах, кроме Сахалинской области, парламенты избираются на 5 лет (увеличение сроков полномочий с 4 до 5 лет – явная тенденция). Также традиционным является повышение заградительного барьера до 7 %. Не смогли добиться повышения барьера с прежних 6 % до 7 % в Сахалинской области, видимо, "по наследству" перешел 5-процентный барьер от Читинской области к Забайкальскому краю. Напомним, что в бывших Усть-Ордынском Бурятском и Агинском Бурятском автономных округах заградительного барьера не было совсем (при всего 9 распределяемых по спискам мандатам по факту он составлял около 10 %).
Что касается структуры партийных списков в пропорциональной составляющей региональных выборов 12 октября 2008 года, то во всех случаях, кроме Забайкальского края, они являются "плоскими" (то есть все кандидаты расположены в жесткой иерархической последовательности друг за другом с первого до последнего номера). И только в Забайкальском крае краевой список кандидатов включает в себя общекраевую часть, а также разбивается не менее чем на 7 и не более чем на 11 региональных групп кандидатов.
Продолжается введение методик, искажающих пропорциональное распределение мандатов между списками-победителями.
Как известно, в Российской Федерации с первых выборов Государственной Думы РФ в новейшей российской истории для распределения мандатов между списками применялась и применяется "квота Хэйра" – деление числа голосов, поданных за списки, преодолевшие заградительный барьер, на число распределяемых мандатов. В результате чего получается так называемое "первое избирательное частное" (квота голосов на один мандат). Затем каждая из партий, допущенных к распределению мандатов, получает число мандатов, равное целой части числа, полученного при делении числа поданных за нее голосов на "первое избирательное частное". Оставшиеся после распределения таким образом мандаты распределяются согласно рейтингу дробных частей чисел, полученных при делении полученных партиями голосов на "первое избирательное частное".
На региональных выборах абсолютное большинство регионов ранее повторяло эту методику, однако в ряде регионов решили использовать методы делителей, а именно метод д'Ондта (Калмыкия в 2003 году) и метод делителей Империали. Метод делителей заключается в том, что число голосов, полученных каждым списком, делится на ряд возрастающих чисел. Полученные частные располагаются по убывающей. То частное, которое по своему порядковому месту соответствует числу распределяемых мандатов, считается избирательной квотой, а число равных ей или превышающих ее частных, которые имеет каждый список, указывает на число получаемых списком мандатов. При методе д'Ондта деление начинается с 1, при методе Империали – с 2. Оба эти метода дают дополнительные мандаты партии-победителю за счет иных партий (причем, наиболее сильно нарушает пропорциональность метод Империали, при методе д'Ондта отклонение незначительно). Иные, не применявшиеся в России методы делителей (Сент-Лагюэ, датский и др.) преимущественно создают преференции партиям-аутсайдерам или партиям-середнякам.
В ходе предыдущих кампаний 2007-2008 года наиболее несправедливый и нарушающий пропорциональность метод делителей Империали уже применялся в Московской, Самарской, Саратовской областях, Санкт-Петербурге. Еще в нескольких регионах (Краснодарском крае, Тюменской и Свердловской областях) он применялся в смягченном виде – формально здесь деление начинается с 2, как при методе Империали, однако есть оговорка, что вначале каждому списку, преодолевшему заградительный барьер, предоставляется по одному мандату, что немного сглаживает создаваемые при делении числа голосов начиная с 2 диспропорции в пользу партии-лидера. В результате, оговорка про "один начальный обязательный мандат" делает результат более близким, но не тождественным методике д'Ондта (в которой деление начинается с единицы).
Именно этот "смягченный метод делителей Империали", аналогичный свердловскому, тюменскому или краснодарскому варианту, введен на выборах 12 октября в Сахалинской области.
Таким образом, конкуренции на выборах и возможностей для реализации права быть избранными для беспартийных граждан становится все меньше, а механизмов манипулирования результатами все больше.
российская газета, 16.09.08
Явка провалена

Горожанам неинтересны муниципальные выборы
Андрей Мармышев, Красноярск
В Красноярске на конференции Ассоциации сибирских и дальневосточных городов мэры и чиновники обсуждали вопросы выборов в органы местного самоуправления.
В дебатах также участвовали представители ЦИКа и местных избиркомов из 30 российских городов. Причем многие из них, например, Ульяновск, Самара, Волгоград, Челябинск, Екатеринбург, Магадан, Тюмень, не входят в ассоциацию, но тема оказалась актуальной и там.
Как подчеркнули представители Центризбиркома, местные выборы находятся под пристальным вниманием комиссии и нередко выступают на первый план.
Однако не секрет, что формирование муниципальных органов власти - больная тема для руководителей почти всех городов, расположенных за Уралом. Когда городской или районный плебисцит совпадает с общероссийским, явка довольно высока. Однако, если дело касается сугубо "внутренних" вопросов, активность электората падает в разы.
- Процент явки - это показатель доверия избирателей к власти, ее эффективности и полезности, - говорит исполняющий обязанности главы Красноярска Константин Филиппов. - При этом прослеживается тенденция: чем больше новых идей для привлечения горожан на участки, тем ниже явка.
По его словам, одна из причин такой ситуации - кадровая проблема. В избиркомы приходят новые люди, выдвинутые партиями, которые изначально не настроены на плодотворную работу по налаживанию избирательного процесса. Их цель - провокация, подготовка жалоб.
В то же время, отметил Филиппов, краевая столица "держит марку" - выборы в городе проходят по всем правилам, и скандалов, связанных с непризнанием результатов голосования, в городе не было.
- В этой теме нет простых вопросов, - считает председатель Красноярской избирательной комиссии Анна Лисовская. - Поскольку процесс выборов очень скоротечен, избирательные комиссии должны продумывать каждую мелочь, работать как отлаженный механизм. Подобные переговорные площадки, как нынешняя конференция, в этом очень помогают.
Первым следствием нынешнего обмена опытом могут стать новые редакции региональных законов о выборах в органы местного самоуправления и Законодательное собрание края.
- Мы обязательно применим полученный опыт, - подчеркивает глава крайизбиркома Константин Бочаров. - Проблемы и возможные пути их решения обязательно донесем до председателей избирательных комиссий муниципальных образований, которые будут заниматься проведением ближайших выборов.
Не исключено, что вслед за реформами выборного законодательства в Красноярске аналогичные процессы будут запущены в других городах.
- В марте 2009-го нам предстоят выборы мэра, и, наверняка, то, что мы услышали, будет очень полезно, - говорит представитель администрации Новосибирска Марина Желдак.
Мнение
Николай Конкин, секретарь ЦИК РФ:
- По итогам двух федеральных кампаний есть основания полагать, что проблему низкой активности избирателей все-таки разрешили. Явка поднялась примерно на 10 процентов - как по России, так и по Красноярскому краю. Думаю, мы на правильном пути. Хочется, конечно, чтобы голосовало не менее 70 процентов.