КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ

об отказе в принятии к рассмотрению запроса Конституционного Суда Республики Карелия о проверке конституционности положения абзаца третьего части второй статьи 39 Временного положения о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, не обеспечивших реализацию конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления

город Москва                                                                                                        9 декабря 2002 года

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя М.В.Баглая, судей Н.С.Бондаря, Г.А.Гаджиева. Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина, В.Д.Зорькина. С.М.Казанцева, А.Л.Кононова, В.О.Лучина, А.Я.Сливы, В.Г.Стрекозова, О.И.Тиунова, О.С.Хохряковой, Б.С.Эбзеева, В.Г.Ярославцева

заслушав в пленарном заседании заключение судьи В.Г.Стрекозова, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "O Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение запроса Конституционного Суда Республики Карелия,

установил:

1. В производстве Конституционного Суда Республики Карелия находится дело по обращению гражданина А.И.Мазура о проверке соответствия Конституции Республики Карелия части 5 статьи 50 Закона Республики Карелия "О выборах депутатов представительных органов и глав местного самоуправления в Республике Карелия", устанавливающей, что избранным в представительный орган местного самоуправления признается зарегистрированный кандидат, получивший наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по сравнению с другим кандидатом; при равном числе полученных голосов избранным считается кандидат, зарегистрированный ранее.

При рассмотрении данного обращения Конституционный Суд Республики Карелия установил, что оспариваемое положение является аналогичным положению, содержащемуся в абзаце третьем части второй статьи 39 Временного положения о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, не обеспечивших реализацию конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, являющегося приложением к Федеральному закону "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранным в органы местного самоуправления" (в редакции от 22 июня 1998 года). Поэтому в случае признания части 5 статьи 50 Закона Республики Карелия "О выборах депутатов представительных органов и глав местного самоуправления в Республике Карелия" не соответствующей Конституции Республики Карелия правоприменители — в силу части второй статьи 1 Федерального закона "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления", согласно которой данный Федеральный закон применяется в части, не урегулированной законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, — при разрешении конкретных дел будут обязаны руководствоваться идентичной по содержанию нормой этого Федерального закона.

В связи с этим Конституционный Суд Республики Карелия, приостановив производство по делу, обратился в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности абзаца третьего части второй статьи 39 Временного положения о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, не обеспечивших реализацию конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, согласно которому при равенстве голосов на выборах по одномандатному избирательному округу избранным признается кандидат, зарегистрированный раньше.

По мнению заявителя, оспариваемая норма ставит кандидатов в неравное положение еще до голосования, так как момент регистрации определяется не только волей лица, выдвинутого кандидатом, но и не зависящими от него обстоятельствами временем, в течение которого избирательная комиссия осуществляет проверку представленных документов, решением избирательной комиссии о назначении даты и времени регистрации, состоянием здоровья кандидата, нахождением в командировке и т.д.; все это может явиться основанием, препятствующим реализации пассивного избирательного права граждан, а также приводить к нарушению активного избирательного права, поскольку определение результатов выборов ставится в зависимость не только от волеизъявления избирателей, но и от указанных обстоятельств, что противоречит статьям 2, 19 (часть 2), 32 (часть 2) и 130 (часть 2) Конституции Российской Федерации.

2. Временное положение о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, не обеспечивших реализацию конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, было принято в целях обеспечения избирательных прав граждан в тех субъектах Российской Федерации, которые не урегулировали порядок выборов в органы местного самоуправления собственным законодательством. Абзац третий части второй его статьи 39 не мог быть применен в деле гражданина А.И.Мазура, поскольку в Республике Карелия действует Закон Республики Карелия "О выборах депутатов представительных органов и глав местного самоуправления в Республике Карелия", на основе которого и проводились выборы.

Между тем в соответствии со статьей 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Следовательно, в силу статьи 102 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" запрос Конституционного Суда Республики Карелия не может быть признан допустимым.

Кроме того, доводы, приводимые Конституционным Судом Республики Карелия, свидетельствуют о том, что фактически он ставит вопрос о проверке нормы Временного положения в процедуре, предусмотренной статьей 125 (часть 2) Конституции Российской Федерации. Однако в соответствии со статьей 84 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации не являются субъектами права на такое обращение.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению запроса Конституционного Суда Республики Карелия, поскольку он не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми запрос может быть признан допустимым.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации                                                                                    М.В.Баглай

Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации                                                                                   О.М.Данилов

№ 347-О