Как показал недавний опрос ВЦИОМ, инициативу С. Миронова о внесении в Конституцию изменений, позволяющих Президенту РФ В. Путину занимать президентский пост три срока подряд, поддерживают 69% россиян. Против выступают только 23%. Причем категорически против выступают лишь 8%. Не менее интересной оказалась и реакция губернаторов.
БОЛЬШИНСТВО из них получили по «власт­­ной вертикали» указание следовать положениям Конституции и не поддер­живать предложение г-на Миронова. Однако, несмотря на такие указания, ни один глава региона не выступил против продления полномочий действующего президента. Из этого следует вывод о том, что в душе губернаторы не против того, чтобы видеть нынешнего главу государства президентом страны и еще 4 года. Даже свердловский губернатор Э. Россель, у которого со спикером Совета Федерации не самые лучшие отношения, заявил, что поддер­жит третий срок президента, но только «если за это выступит сам В. Путин».
А 9 губернаторов откровенно поддержали инициативу С. Миронова. Наиболее активно заявил о том, что является ее сторонником, кемеров­ский губернатор А. Тулеев. Причем сделал это на совместном заседании вместе с местным спикером Законодательного собрания. Поддержал инициативу и курганский губернатор О. Богомолов. Последнее, кстати, вполне закономерно. Ведь в феврале 2000 года именно А. Тулеев и О. Богомолов (а также М. Прусак) первыми озвучили идею увеличения срока президентских полномочий с 4 до 7 лет. С тех пор дискуссии на эту тему разгораются чуть ли не каждый год, а иногда и каждый месяц.
По мнению экспертов, публичное выдвижение инициативы усилит влияние С. Миронова как среди губернаторов, так и в Кремле, где у лидера «Справедливой России» было немало недоброжелателей. Теперь у последних (пытавшихся обвинить лидера «эсеров» в заигрывании с «противниками президента») выбит из рук главный козырь.
 
 
 
 Анализ изменения ситуации накануне президентских выборов 2008 года проводится сегодня почти всеми членами политологического сообщества. В центре внимания - модель обеспечения «преемственности» власти дейст­вующего Президента Российской Федерации. Задача аналитиков - определить условия, при которых она не прервется. Дело в том, что группы интересов, сделавшие ставку на «преемников», последовательно и целенаправленно «обрезают» любые правовые и политические возможности, позволяющие сохранить непрерывность власти нынешнего главы государства.
 НАИБОЛЕЕ характерным показателем стало форсированное внесение поправок в избирательное законодательство. Ликвидация в бюллетенях строки «Против всех» и порога явки означает, что даже при минимальной активности избирателей и абсолютной непривлекательности кандидатов кто-то из кандидатов будет обязательно избран. В такой конструкции качество кандидатов практически не имеет значения для результатов голосования. Стало быть, главной целью изменения порядка выборов является не только создание условий для избрания нового главы государства. Но еще и обеспечение 100-процентных гарантий ухода действующего Президента РФ.
 В этом случае единственными реальными гарантиями возвращения сверхпопулярного В. Путина на пост президента станут добрая воля и личная преданность его «преемника». Но при этом изменится сама природа президентства В. Путина. Сегодня он является самостоятельным харизматическим лидером, который опирается не только на поддержку элит, но и на кредит доверия всего народа. В новых реалиях он может стать так называемым договорным лидером. Лидер такого типа будет вынужден постоянно согласовывать свою линию с наиболее крупными политическими фигурами и группами интересов. Поддержка элит достигается в таком случае на основе принципа «ты - мне, я - тебе».
 Если предположить, что такой сценарий - нежелательный, то на будущее необходимо создать некую систему сдержек и противовесов. Они должны гарантировать как действующий курс президента, так и возвращение его к власти после временного перерыва. Такие гарантии должны подкрепляться не только честным словом «преемника», но и целым рядом объективных политических, правовых и экономических факторов. В такой модели «преемник» становится не «наследником», а «хранителем».
 Для того чтобы модель «хранителя» была реализована на практике, необходимо предварительно создать некий механизм. Он «свяжет руки» основным политическим игрокам нового периода. Ограничит их свободу маневра узким коридором заранее запрограммированных возможностей.
 Основные элементы механизма политических сдержек и противовесов являются традиционными - это палаты Федерального Собрания РФ, Правительство РФ, Конституционный суд РФ. Важную роль играет трехлетний бюджет, который фактически задает экономический коридор для переходного периода.
4-5-партийная Госдума
 «РЕПЕТИЦИЯ» парламентских выборов прошла 11 марта 2007 года. Она показала, что основу следующей Государственной Думы могут составить две системообразующие партии - «Единая Россия» и «Справедливая Россия». Они будут уравновешивать друг друга вследствие острой конкуренции. В новом составе нижней палаты парламента потребуются еще две-три относительно крупные фракции другого политического спектра (КПРФ, ЛДПР и какая-либо правая партия, например, под руководством М. Барщевского). Это сделает Думу неспособной принять консолидированное решение по ряду принципиальных вопросов. При таком составе Государственной Думы возможны два типа коалиций. Это - модель коалиции из двух системообразующих партий либо модель коалиции из одной системообразующей партии и одной-двух «оппозиционных». В любом случае такие союзы будут временными, быстро распадающимися.
 Если модель управляемой коалиционной Думы будет реализована, то будет исключена возможность реализации любых парламентских инициатив, объективно ведущих к разрушению политической стабильности. Например:
 - изменение действующей Конституции Российской Федерации и конституционных законов;
 - объявление импичмента Президенту Российской Федерации;
 - требование отставки Правительства Российской Федерации.
Сильное правительство
 ФОРМАЛЬНО для периода 2008-2011 гг. существует два принципиальных вопроса:
 Каким будет правительство - сильным или слабым («техническим»)?
 Каким будет премьер - сильным или слабым?
 Очевидно, что в переходный «постпутинский» период правительство не должно быть слабым («техническим»). Почему?
 «Техническое» правительство предполагает наличие сильной Администрации Президента РФ. Именно она решает все ключевые вопросы экономики и политики. То есть в руки «преемника» передаются реальные инструменты власти, а значит, повышаются его возможности для несистемного маневра (изменения курса).
Чтобы исключить этот фактор, Администрация президента должна быть ли­шена права выполнять роль второго (а то и первого) правительства. Ее функции должны быть сведены к канцелярии, протоколу и делопроизводству главы государства. Все вопросы экономической стратегии и тактики должны быть переданы в Правительство Российской Федерации.
 Таким образом, работоспособное правительство будет сдерживать в переходный период политическое вмешательст­во Администрации президента. Однако и эта сила, в свою очередь, также должна быть ограничена.
 Для того чтобы правительство не «заигралось в политику», необходимо заложить в его структуру механизмы внутренних противоречий. Они будут препятст­вовать консолидации и политическому «омоноличиванию» кабинета министров.
 Эту задачу решает модель, напоминающая устройство правительства парламентского большинства. Фактически концепция коалиционной Думы, состоящей из нескольких «воюющих» блоков, переносится и на площадку правительства. В этом случае жесткая внутренняя конкуренция заставит членов правительства эффективнее выполнять свои обязанности. Но при этом будет исключена возможность формирования несистемной коалиции по стратегическим вопросам.
 Особенности статуса и роли председателя правительства в переходный период зависят от кадровых решений.
 Например, премьер будет безусловно «сильным», если этот пост займет ныне действующий президент.
 Премьер окажется слабым, если его фигура будет итогом компромисса между конкурирующими политическими группировками коалиционной Думы и кабинета министров.
 Возможен вариант, когда конкурирующие между собой «преемники» займут посты главы государства и председателя Правительства РФ. Тогда для балансирования ситуации необходимо усилить фигуру руководителя аппарата правительства - вице-премьера Правительства РФ. При определенных обстоятельствах он может стать премьером.
Гибкий Совет Федерации
 СОВЕТ Федерации в переходный период должен оставаться эффективным инст­рументом сдерживания несистемной активности любых политических субъектов (новый президент, Госдума, правительство, регионы).
 Например, «слабый», не играющий заметной политической роли Совет Федерации, тем не менее должен быть способным выполнять важную функцию в системе сдержек и противовесов. Если говорить на понятном языке - «путаться под ногами» ключевых игроков, имея в руках такой инструмент, как вето на принятие законов. Как известно, для преодоления Государственной Думой вето Совета Федерации требуется собрать при повторном голосовании не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Это практически нереально для коалиционной нижней палаты.
 Одновременно Совет Федерации в любом своем качестве является страховкой от реализации таких несистемных акций, как:
 - объявление импичмента Президенту РФ;
 - введение чрезвычайного и военного положения.
 Модель «сильного» Совета Федерации возможна только в случае, если его возглавит действующий глава государства. В этом варианте разнообразные полномочия Совета Федерации могут быть активно использованы в качестве инструментов политического влияния. Например - назначение на должность судей Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ, заместителя председателя и половины членов Коллегии Счетной палаты РФ. А также назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ.
 Кроме того, ни один из политических субъектов не может распустить Совет Федерации. Именно на этот орган, согласно конституционной модели, возложена миссия оставаться гарантом стабильности и преемственности власти в случае масштабного политического кризиса.
 Фактически именно Совет Федерации в ситуации масштабного кризиса играет роль охранителя территориальной целостности страны, обеспечивает согласование интересов субъектов федерации.
 Поэтому при любом развитии событий нецелесообразно изменять порядок формирования Совета Федерации в «переходный период». Члены Совета Федерации не должны избираться прямыми выборами, поскольку в этом случае верхняя палата может окончательно потерять репутацию органа, формально стоящего вне политики. Она окажется неспособной выполнить в критической ситуации функции арбитра, говорящего от лица всех регионов России.
Авторитетный Конституционный суд
 ФАКТИЧЕСКИ Конституционный суд Российской Федерации является высшим и последним арбитром между основными субъектами власти. Необходимо, чтобы общественное мнение считало КС органом действительно независимым, самостоятельным, стоящим вне каких-либо политических игр.
 К сожалению, в настоящее время представления о самостоятельности и независимости Конституционного суда подверглись коррозии. Этому способствовало знаковое решение о переезде в Санкт-Петербург, которое было принято вопреки воле судей.
 Для того чтобы вернуть репутацию и авторитет суда, а также расположение судей, достаточно оставить конституционное судопроизводство в основном в Москве. А площадку Санкт-Петербурга использовать для международных мероприятий, рассмотрения наиболее значимых, резонансных вопросов (например, толкование Конституции Российской Федерации, представление доклада о состоянии конституционной законности в стране и пр.).
Трехлетний бюджет
 НОВЫЕ принципы бюджетирования и среднесрочного планирования являются дополнительным инструментом сохранения статус-кво политического и экономического курса в переходный период. Основные цели, задачи, экономическая стратегия и тактика будут сформированы сейчас, то есть до выборов 2008 года.
 Вновь избранные глава государства, правительство или палаты Федерального Собрания по отдельности не будут иметь возможностей добиться изменения базовых принципов и показателей трехлетнего финансового плана. А система сдержек и противовесов не позволит сформировать коалицию всех этих сил. Таким образом, закладывается механизм финансово-экономического обеспечения преемственности политического курса.
* * *
 В настоящее время каждый из вышеперечисленных элементов системы власти управляется в «ручном режиме». Активность палат Федерального Собрания, правительства, Конституционного суда сдерживается и направляется главой государства. А сами эти органы «настраиваются по образу и подобию» действующего президента.
 В переходный период этот импульс должен пойти в обратном направлении. «Настроенные» на действующего Президента РФ элементы системы власти должны оказывать моделирующее влияние на начинающего президента. Их задача - ограничить его вероятные несистемные инициативы коридором допустимых возможностей.
 Перечисленные выше рекомендации системы сдержек и противовесов могут использоваться и в качестве индикаторов для мониторинга практической реализации различных моделей политического будущего.
 Предположим, что на практике будут последовательно воплощаться такие знаковые события:
 - усиление экономической и политической роли Администрации Президента РФ;
 - формирование «технического» кабинета министров с политически слабой фигурой во главе;
 - ликвидация возможностей для «многопартийности» в Государственной Думе (целена­правленное создание условий для победы одной партии);
 - переезд Конституционного суда в Санкт-Петербург;
 - переход к полной выборности Совета Федерации либо активизация инициатив по созданию однопалатного парламента в Российской Федерации.
 Это будет означать, что новое политическое руководство страны вольно или невольно работает на разрушение преемственности курса. А стало быть - создает условия, препятствующие возвращению нынешнего Президента России к руководству страной после «переходного периода».
ОТДЕЛ ПОЛИТИКИ
 
 
Андрей Гиберт будет возглавлять избирательную комиссию Ямало-Ненецкого автономного округа еще 4 года, до 2011 года. Его кандидатура на руководящем посту была утверждена сегодня, 7 мая, в ходе заседания нового состава окризбиркома. ЦИК РФ внес кандидатуру Гиберта на утверждение в комиссию автономного округа 3 мая.
Как сообщил «URA.Ru» Андрей Гиберт, на заседании комиссии присутствовали главный федеральный инспектор ЯНАО Владимир Ковальчук, заместитель губернатор автономного округа Алексей Артеев и вице-спикер Думы ЯНАО Марат Абдрахманов.
Помимо утверждения председателя в ходе заседания комиссии были избраны замглавы избиркома и секретарь комиссии. Заместителем председателя стал Игорь Горелик, сменив на этом посту Вячеслава Лычева, не вошедшего в новый состав комиссии. Секретарем комиссии по-прежнему осталась Ольга Тарасова.
Напомним, семерых членов комиссии назначил губернатор округа Юрий Неелов и столько же депутаты Думы округа. В целом в новый состав избиркома вошли: Андрей Гиберт, Ирина Андреева, Олег Запольских, Наталья Казанцева, Евгений Никитин, Алексей Белокопытов, Татьяна Винокурова, Ольгу Тарасова, Александр Ваганов, Игорь Горелик, Сергей Климентьев, Лидия Евай, Людмила Рочева и Артемий Лазарев.

ИА REGNUM, 07.05.07 12:56
В Чувашии формируется новый состав Центризбиркома
В Чувашии формируется новый состав Центральной избирательной комиссии, полномочия действющего истекают в июле 2007 года. Как передает корреспондент ИА REGNUM, согласно законодательству, половину состава (шесть человек) утверждает Госсовет Чувашии, половину - президент - на основе предложений политических партий, избирательных объединений, центризбиркомов России и Чувашии, а также представительных органов местного самоуправления и общественных организаций. При этом государственные и муниципальные служащие не могут составлять более одной трети от общего числа членов ЦИК Чувашии. Срок внесения предложений по кандидатурам в состав Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики продлен до 18 мая.
Материалы по кандидатурам включают приложение со сведениями о кандидате биографического характера (фамилия, имя, отчество, дата рождения, образование, место жительства, стаж работы, место работы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), наличие гражданства Российской Федерации, а также заявление лица о его согласии на назначение членом Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики с правом решающего голоса.
Напомним, 18 апреля в Москве состоялась встреча президента Чувашии Николая Федорова с новым председателем Центральной избирательной комиссии России Владимиром Чуровым. Пресс-служба главы Чувашии ограничилась только сообщением об этой встрече, но, вероятно, речь шла о новых кандидатах Центризбиркома республики и, в частности, о кандидатуре ее председателя. Последние два срока чувашский ЦИК возглавляет Людмила Линик. С 1995 года она находилась в должности заместителя председателя, с 1999 года - председатель Центризбиркома Чувашии.
Центральная избирательная комиссия Чувашии является государственным органом Чувашской Республики и в пределах своих полномочий обеспечивает на территории региона реализацию и защиту избирательных прав и права на на участие в референдуме граждан Российской Федерации. Действует на постоянной основе. Срок полномочий - четыре года.

Итоги выборов в Законодательное собрание Красноярского края были прогнозируемы. Как передает корреспондент ИА REGNUM-KNews, к такому мнению пришли участники "круглого стола" "Апрель - 2007: Уроки краевых выборов", который состоялся 7 мая в красноярском Доме журналиста. В обсуждении приняли участие ведущие политологи и журналисты края. Практически единогласным стало мнение, что все яркие события предвыборной кампании были инициированы федеральными политиками. Большинство партий, по мнению участников "круглого стола", использовали на выборах федеральные матрицы политических технологий и не сделали упора на региональную программу. Исключением стала лишь "Единая Россия", лидеры которой, являясь действующими чиновниками, предложили программу дальнейшего развития края.
"Можно сказать, что участники выборов отказались от избытков демократии. Торжествовал просвещенный авторитаризм и режим всеобщего согласования", - заявил обозреватель еженедельника "Вечерний Красноярск" Александр Силаев.
Что касается конкретных результатов, достигнутых партиями, то участниками круглого стола было отмечено, что ЛДПР грамотно сумела привлечь часть протестного электората, которая предпочла бы голосовать против всех; "Справедливая Россия" набрала бы больше голосов, если бы не поставила одним из лидеров списка бывшего губернатора Валерия Зубова; СПС повел себя неожиданно прагматично - наотрез отказавшись от праворадикальной программы, сумел привлечь избирателей патриотическими лозунгами и левой риторикой.
Проанализировав данные наблюдения, красноярские политологи сошлись во мнении, что многие проявившиеся тенденции определят ход предстоящей кампании на декабрьских выборах в Госдуму.
Анастасия Корня
Алексей Никольский
За месяц на инициативу Сергея Миронова "неформально обсудить" вопрос о продлении полномочий президента откликнулись лишь 15 регионов. Предложение Миронова напрямую поддержали только семь из них, остальные стараются уходить от однозначного ответа.
В конце марта председатель Совета Федерации Сергей Миронов направил руководителям региональных заксобраний письмо с предложением провести неформальное обсуждение своей инициативы — продлить полномочия действующего президента Владимира Путина. В пятницу на личном сайте спикера были опубликованы первые 15 отзывов, полученные из регионов. Только депутаты Сахалинской облдумы смогли сказать твердое "нет". Горячее всех поддержали Миронова на Чукотке, губернатор которой Роман Абрамович сам хотел уйти в отставку, но президент не отпустил.
Мордовские депутаты разрываются между инициативой Миронова и уважением к желанию Путина соблюдать Конституцию, свидетельствует письмо председателя Госсовета Мордовии Валерия Кечкина. По его словам, "участники собраний опасаются, что с уходом действующего президента свернутся <...> национальные проекты". Воронежские и липецкие депутаты готовы поддержать третий срок, если с такой инициативой выступит сам Путин.
Пять регионов предпочли "воздержаться". Например, депутаты Брянской облдумы готовы поддержать решение Путина, каким бы оно ни было, пишет председатель заксобрания Владимир Гайдуков.
Опрошенные "Ведомостями" региональные депутаты, которые Миронову не ответили, мотивировали это по-разному. Нижегородские парламентарии отказались письмо обсуждать, поскольку, по словам лидера фракции "Единой России" Александра Вайнберга, это было "официальное письмо с неофициальным предложением". Так же поступили и самарские парламентарии. "Что тут было обсуждать, когда сам президент неоднократно заявлял, что не позволит нарушать Конституцию", — говорит член фракции единороссов Александр Живайкин.
А в парламенте Санкт-Петербурга инициативу Миронова обсуждали по фракциям. "Нам не удалось прийти к общему знаменателю", — констатировал лидер единороссов, спикер Вадим Тюльпанов. Эсеры в целом поддержали идею третьего срока и отправили свои соображения письмом Миронову, а потом изложили их и при личной встрече. На ней Миронов сообщил, что в регионы стали поступать из администрации президента сигналы с требованием не обсуждать его предложения, вспоминает эсер Алексей Ковалев.
Отзывы можно присылать до конца осени, говорит пресс-секретарь Миронова Юрий Козлов. Получив положительные отклики не менее чем от 2/3 регионов, можно будет оформить эту инициативу как законодательную, говорит сенатор Анатолий Лысков.
Но трактовать полученный результат как согласие примерно двух третей регионов с этой идеей вряд ли правильно, считает его коллега Юрий Шарандин: молчание остальных регионов скорее следует понимать как то, что они воздержались от ответа. Когда несколько месяцев назад та же идея обсуждалась в Думе, регионы были активнее, напоминает Дмитрий Бадовский из НИИ социальных систем. Это значит, что региональные элиты услышали послание президента, где он снова заявил об отсутствии планов на третий срок. (В подготовке статьи участвовали Алексей Никольский, Алексей Окишев, Ольга Морозова, Елена Рагозина.)

КТО ЗА СРОК
За третий срок для Путина однозначно высказались семь регионов: Белгородская, Тульская, Воронежская, Липецкая, Кемеровская области, Тува, Чукотский АО. Тюменская, Ивановская, Брянская, Пензенская области, Ненецкий АО, Еврейская АО и Мордовия дали Миронову расплывчатый ответ. А против инициативы спикера Совфеда категорически высказались лишь сахалинские депутаты.

Кира Латухина
Национал-патриоты нашли замену "Родине". Они пытаются зарегистрировать партию "Великая Россия" и ждут притока бывших соратников. Партию могут зарегистрировать, если у националистов найдутся влиятельные друзья в Кремле, ведь она может отнять часть голосов у одной из партий власти, считают эксперты.

 
Избирательный блок "Родина" появился в 2003 г., его возглавили известные политики Дмитрий Рогозин и Сергей Глазьев. На думских выборах он получил более 9%. В 2005 г. Рогозин провозгласил переход в оппозицию к власти. После этого "Родину" повсеместно сняли с региональных выборов. В 2006 г. Рогозина сместили с поста председателя, а сама партия вошла в состав "Справедливой России" Сергея Миронова. Последние несколько месяцев Рогозин стал активно появляться в СМИ и выступать, публично подчеркивая сближение позиции власти и предложений "Родины".

 
В субботу в гостинице "Измайловская" прошел учредительный съезд партии "Великая Россия". Ее председателем стал депутат Госдумы, бывший родинец Андрей Савельев, а поддержал коллегу бывший лидер "Родины" Дмитрий Рогозин. Сам Рогозин в партию пока не вошел. "Чтобы у новой партии не было проблем с регистрацией", — пояснил он свое решение.
Зато в партию вступили активисты рогозинского объединения "Конгресс русских общин" (КРО) и "Движения против нелегальной иммиграции". Всего на съезд приехали 183 делегата из 61 региона. Чтобы принять участие в парламентских выборах, партийцам еще надо пройти госрегистрацию, а для этого не позднее 1 июля сдать документы в Росрегистрацию.
Зал пестрел георгиевскими ленточками и значками с черными крестами, напоминающими георгиевские, — их выдавали участникам при входе. Эмблемой великороссов стал уссурийский тигр, идеологической платформой — национал-консерватизм. "Георгиевской ленточкой с зубами" назвал партийный символ новоизбранный лидер партии Савельев. "В прошлом году этот тигр впервые перестал вымирать, это достойный оппонент "голубому медведю", — поддержал его Рогозин.
Этими словами критика в адрес единороссов со стороны великороссов ограничилась. Более серьезно от их "зубов" пострадали коммунисты и эсеры. Первые — за то, что не могут отказаться от марксизма, а вторые — за продвижение чуждого для России европейского социализма.
Устав партии идентичен уставу "Справедливой России", утверждает Рогозин и надеется, что так будет легче опротестовать возможный отказ в регистрации в суде.
Сдержанной получилась и программа "Великой России" — это даже вызвало недовольство некоторых делегатов. Провели процедуру стерилизации, чтобы не обвинили в экстремизме, успокоил соратников Савельев. "Великая Россия" открыта для экс-родинцев: социализм эсеров для многих, вступивших в партию, оказался неприемлем, говорит Рогозин. Он рассчитывает минимум на 25% голосов на выборах в Госдуму. При этом Рогозин ссылается на данные ВЦИОМ: за "Великую Россию" уже готовы проголосовать в целом 14%.
Савельев уверяет, что Кремль не имеет отношения к создании партии. Источники финансирования лидеры великороссов не называют. Рогозин лишь заметил, что это не известный предприниматель Борис Березовский. Среди делегатов съезда треть (67 человек) — руководители коммерческих компаний.
Партия создается с ведома силовиков из администрации президента, но не при прямой поддержке Кремля, полагает политолог Дмитрий Орешкин. По его мнению, она будет конкурировать с партиями власти на левопатриотическом поле.
"Великая Россия" — попытка оппозиционных националистов, выпавших из партийного пространства, создать свою политическую силу и участвовать в выборах, отмечает замдиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин. По его мнению, великороссов не зарегистрируют — вряд ли Рогозина вытесняли из "Родины", чтобы он вернулся во главе такой же структуры. Партия может стать спойлером, но не эсеров, а ЛДПР, иначе бы Рогозин подчеркивал левизну, а не критиковал ее, уверен Макаркин.

Центризбирком РФ в пятницу рекомендовал избрать в состав избиркома Свердловской области его действующего председателя Владимира Мостовщикова. "Справедливая Россия", лидер которой Сергей Миронов в октябре 2006 года грозил главе свердловского избиркома тюрьмой, воспрепятствовать этому не смогла.
Региональные избиркомы формируются на паритетной основе главой субъекта РФ и законодательным собранием с учетом предложений партий, представленных в Госдуме и региональном парламенте. Двух членов в комиссию делегирует ЦИК, он же вносит и предложение по кандидатуре председателя комиссии, который избирается ее членами из своего состава.
В пятницу Центризбирком единогласно (присутствовали 11 из 15 членов комиссии) рекомендовал включить в новый состав свердловского избиркома главу комиссии Владимира Мостовщикова (он занимает этот пост с 1994 года) и его заместителя Тамару Устинову. Заседание прошло с участием лишь членов ЦИКа и сотрудников аппарата. Представители СМИ приглашены не были, хотя ст. 30 закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" предписывает избиркомам всех уровней проводить заседания открыто и гласно.
Эту информацию Ъ подтвердили в облизбиркоме, а затем и в ЦИКе. Первоначально голосование по кандидатуре господина Мостовщикова планировалось провести 3 мая, но вопрос был отложен, по официальной версии, из-за неготовности ряда документов. Член ЦИКа Елена Дубровина, курирующая Свердловскую область, закрытый характер заседания пояснила Ъ "скорее техническим характером вопроса". В то же время она считает, что подготовка к его рассмотрению затянулась "из-за того, что к кандидатуре были претензии у представителей 'Справедливой России' и ЛДПР". Сама госпожа Дубровина, по ее словам, не смогла присутствовать на заседании из-за болезни.
Напомним, что претензии к господину Мостовщикову возникли в ходе выборов в Свердловскую облдуму в октябре 2006 года. Особое недовольство выражала Российская партия жизни (РПЖ), влившаяся затем в "Справедливую Россию". Избирком не только отказал ей в регистрации, но и, по мнению партийцев, затянул исполнение решения Верховного суда, вернувшего РПЖ на выборы. В итоге жизненцы заняли третье место (11,5% голосов), уступив "Единой России" (40,5%) и своему будущему союзнику по "Справедливой России" – Российской партии пенсионеров (18,8%). "Думаю, что Владимир Мостовщиков должен готовиться к очень серьезному сроку",– заявил после выборов лидер РПЖ Сергей Миронов. Кроме того, жизненцы пообещали сделать все, чтобы глава облизбиркома не попал в его новый состав.
Кстати, претензии к Владимиру Мостовщикову возникали и у самого ЦИКа. Так, в 2004 году, когда на выборах в облдуму облизбирком отказал в регистрации шести партиям, но четыре из них вернулись на выборы по решению суда, свердловских коллег критиковал глава ЦИКа Александр Вешняков. Известно также, что новый глава ЦИКа Владимир Чуров и Сергей Миронов накануне пятничного заседания комиссии проводили консультации.
В итоге ЦИК решил, что господин Мостовщиков должен остаться членом избиркома. Это означает, что высоки и его шансы на сохранение поста председателя: кандидат на эту должность чаще предлагается из числа членов, делегированных ЦИКом. Впрочем, источник Ъ в облизбиркоме оговорился: "Председатель будет избираться в начале июня, за него должны проголосовать более половины членов комиссии. Губернатор включил в свой список членов старой комиссии, но парламент делегирует новых людей – их позицию предсказать сложно". В то же время большинство в облдуме принадлежит единороссам, которые одобрили решение ЦИКа. "Владимир Дмитриевич – высококвалифицированный специалист, жесткий и в то же время объективный руководитель, он создал систему, которая обеспечивает равные возможности для всех партий. Альтернативы ему нет. Его уход с поста председателя будет означать отступление от принципа толерантности",– заявил председатель исполкома свердловской "Единой России" Леонид Раппопорт.
Лидер свердловской "Справедливой России", депутат Госдумы РФ Евгений Ройзман, напротив, по-прежнему убежден, что господин Мостовщиков в силу личных качеств не должен возглавлять избирком. "Если вдруг он будет снова назначен председателем, то шансы на выборах всех партий, кроме 'Единой России', значительно уменьшатся",– заявил господин Ройзман.
САЛМАН Ъ-ГИНАЗОВ, Екатеринбург; ИРИНА Ъ-НАГОРНЫХ

Кира Латухина
Выборы в Госдуму в декабре будут фальсифицированы и не отразят волю народа, считают большинство опрошенных "Левада-центром" граждан. А две трети россиян просят вернуть графу "против всех".

 
Опрос проведен в апреле 2007 г., опрошено 1600 человек в 46 регионах.

Социологи спрашивали: ожидаются ли злоупотребления на выборах в Госдуму? Граждане в этом не сомневаются. Думские выборы подтасуют избиркомы, считает больше трети (39%) граждан. По трети опрошенных отмечают, что подкупит избирателей власть (33%) и оппозиция (30%). Исключения из списков неугодных властям кандидатов опасается 26% респондентов. Столько же говорят о предоставлении партиям власти преимуществ в избирательной кампании и отстранении от выборов неугодных. Подтасовки результатов ЦИК ждут 23%. В чистоте выборов убеждены всего 8%.
Парламентские выборы не будут отражать волю народа, констатируют 45% респондентов, и 40% считают ровно наоборот. При этом треть отмечает, что не будет считать Госдуму-2007 законным органом власти. Подавляющее большинство (65%) хочет вернуть графу "против всех". По опросу "Левада-центра" в 2004 г., тех, кому нравилась эта графа (кто выступал против ее исключения из бюллетеня), было на 5% меньше.
Граждане убеждены, что следующие выборы будут протекать в условиях нарушений, но при этом считают, что выборность нужна — в том числе губернаторов, говорит ведущий эксперт "Левада-центра" Леонид Седов. Избирательный механизм работает с нарушениями и люди это тоже видят, констатирует социолог.
Главное, что дискредитирует выборы, — прямое участие в них исполнительной власти на стороне конкретной силы, констатирует президент Независимого института выборов, экс-председатель ЦИК Александр Иванченко. Административный ресурс применялся и в 1993 г., но был рассредоточен: министры и вице-премьеры выступали на стороне разных партий. В 1995 и 1999 гг. государство помогало двум партиям, а в 2003 г. — лишь одной, и это был пик давления на избирательный процесс. Сейчас власти почувствовали, что перегнули палку, и отыгрывают назад, вновь распределяя ресурсы между двумя партиями, хотя доверие избирателей сильно подорвано, считает Иванченко.
Тем не менее мартовские региональные выборы оказались еще более грязными, чем октябрьские, и это не случайно — низкая легитимность Думы и будущего президента поможет Владимиру Путину сохранить влияние, полагает Валерий Хомяков, гендиректор Совета по национальной стратегии.