РБК daily, 14 мая
Выборы без пива — деньги на ветер
Производителям алкоголя и табака запретят спонсировать партии
Производителей, а также оптовых торговцев алкоголем и табаком отлучат от финансирования политических партий — с такой законодательной инициативой выступили в пятницу «справедливороссы» Сергей Миронов и Евгений Ройзман. «Справедливая Россия» перед выборами стремится заработать очки, защищая здоровье нации, и в то же время урезать финансовые потоки политических конкурентов, чьими спонсорами в регионах нередко выступают представители алкогольного бизнеса. Эксперты считают, что в случае принятия этого законопроекта «черные кассы» партий увеличатся.
Законопроект запрещает перечислять пожертвования политическим партиям, их региональным отделениям, а также в избирательные фонды кандидатов на выборы всех уровней (равно как пожертвования в фонды референдумов) от юрлиц, занимающихся производ­ством или оптовой торговлей этиловым спиртом, алкогольной или табачной продукцией. Тот же запрет действует для производителей пива и напитков на его основе. Как отмечают авторы законопроекта, подобная мера предлагается как «противодействие лоббированию узкокорпоративных интересов производителей и поставщиков данной продукции в ущерб интересам общества и государства». Во Франции, например, руководящие работники компаний-производителей и оптовых продавцов табачной продукции даже не могут участвовать в выборах, говорится в пояснительной записке к законопроекту
Оппоненты «Справедливой России» — единороссы — настроены критически по отношению к законопроекту. Зампред комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму Владимир Мединский полагает, что такой закон не будет иметь практического значения. «При существующей финансовой системе в стране никто никогда не докажет, что деньги идут именно от производителей табака или алкоголя, — сказал он РБК daily. — Если кто-то захочет что-то профинансировать, то он это сделает». Насколько мне известно, добавил Мединский, «Единую Россию» подобные предприниматели не спонсировали. В то же время авторы законопроекта утверждают, что их инициатива не направлена против «Единой России». «Я вношу свой проект против ситуации в стране, я вижу, как работает алкогольное лобби — ни в одной другой стране нет такого влияния производителей алкоголя на принятие решений», — сказал г-н Ройзман РБК daily.
 «Проблема надуманна, нет причин запрещать финансирование политических партий производителям продукции, которая пользуется спросом и вполне законна», — считает независимый эксперт в области избирательного права Вадим Прохоров. По его мнению, принятие такой нормы приведет лишь к тому, что партиям можно будет официально получать еще меньшее количество денег, а, следовательно, увеличится объем партийных черных касс».
АНАСТАСИЯ МАТВЕЕВА
 
 
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ЦИК РФ, 14 мая
Информация о системе так называемых «открытых списков»
В последнее время в ряде СМИ появилась информация о том, что новый состав ЦИК России в ближайшее время якобы планирует отказаться от применения открытых партийных списков на региональных выборах. Такое утверждение не согласуется с фактами, а также с нормами действующего федерального и регионального законодательства. На предстоящих федеральных выборах в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва будет использоваться применяемая ранее пропорциональная система закрытых списков. Система открытых партийных списков на региональных выборах закреплена в законодательстве ряда субъектов Российской Федерации. И отмена этой нормы входит в компетенцию региональных законодательных органов власти Российской Федерации. Обращаем также внимание на то, что в ЦИК России в 2004 и в 2005 годах в рамках рассмотрения практики применения смешанной мажоритарно-пропорциональной избирательной системы при проведении выборов в законодательные органы субъектов Российской Федерации подробно обсуждался вопрос о практике применения открытых списков в ряде регионов.
В 2003–2005 годах система открытых списков была закреплена в законах 12 из 89 субъектов Российской Федерации, а именно в Республиках Бурятия, Калмыкия, Тыва, Калининградской, Липецкой, Орловской, Смоленской, Тверской областях, Коми-Пермяцком, Корякском, Чукотском и Ямало-Ненецком автономных округах. Но уже в 2004 году норма об открытых списках была отменена в Чукотском автономном округе. В 2005 году данная норма была отменена в Калининградской области, а в 2006 году – в Республике Тыва, Липецкой, Орловской, Тверской областях. В Коми-Пермяцком автономном округе и Корякском автономном округе норма об открытых списках не отменялась, а перестала действовать в результате процесса объединения указанных регионов в Пермский край и Камчатский край. Избирательная система открытых списков была апробирована на выборах в парламенты в следующих регионах Российской Федерации: в Республике Калмыкия в 2003 году, в Корякском автономном округе в 2004 году, в Тверской области и в Ямало-Ненецком автономном округе в 2005 году.
В настоящее время система открытых списков сохранилась в четырех субъектах Российской Федерации: Республике Бурятии, Республике Калмыкии, Смоленской области и Ямало-Ненецком автономном округе. Следует отметить, что в Смоленской области и Ямало-Ненецком автономном округе разработаны проекты законов, в которых планируется заменить систему открытых списков на закрытые. При этом необходимо подчеркнуть, что работа над этими законопроектами в указанных регионах была начата в 2006 году.
В планах ЦИК России на 2007 года обсуждение вопроса об использовании открытых списков на выборах в региональные парламенты отсутствует.
 
Сведения о сроках введения и отмены системы открытых списков
Наименование субъекта Российской Федерации
Дата и название закона субъекта Российской Федерации, в соответствии с которым
вводиться система открытых списков
Дата и название закона субъекта
Российской Федерации,
в соответствии с которым
отменяется система открытых списков
1.
Республика Бурятия
Закон Республики Бурятия от 6 января 2004 года
№  03- III «О выборах депутатов Народного Хурала Республики Бурятия»
Система открытых списков
применяется по настоящее время
2.
Республика Калмыкия
Закон Республики Калмыкия от 8 июля 2003 года
№  334-II-З «О выборах депутатов Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия»
Система открытых списков
применяется по настоящее время
3.
Республика Тыва
Закон Республики Тыва от 9 июля 2003 года
№ 353 ВХ-1 «О выборах депутатов Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва»
Закон Республики Тыва от 23 июня 2006 года № 1869 ВХ-1 «О выборах депутатов Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва»
4.
Калининградская область
Закон Калининградской области от 4 декабря 2004 года № 464 «О внесении изменений в Закон Калининградской области «О выборах депутатов Калининградской областной Думы»
Закон Калининградской области от 15 апреля 2005 года № 563 «О внесении изменений в отдельные законы Калининградской области о выборах»
5.
Липецкая область
Закон Липецкой области от 4 июня 2003 года
№ 51-ОЗ «О выборах депутатов Липецкого областного Совета депутатов»
Закон Липецкой области от 2 июня 2006 года № 298-ОЗ «О выборах депутатов Липецкого областного Совета депутатов»
6.
Орловская область
Закон Орловской области от 23 июня 2003 года № 335-ОЗ «О выборах депутатов Орловского областного Совета народных депутатов»
Закон Орловской области от 13 октября 2006 года
№ 621-ОЗ «О выборах депутатов Орловского областного Совета народных депутатов»
7.
Смоленская область
Закон Смоленской области от 20 июня 2003 года № 26-з «О выборах депутатов Смоленской
областной Думы»
В настоящее время в первом чтении принят проект закона, в котором предусмотрена замена системы открытых списков на закрытые списки. 24 мая текущего года планируется второе чтение
8.
Тверская область
Избирательный кодекс Тверской области
от 7 апреля 2003 года № 20-ЗО
Закон Тверской области от 10 октября 2006 года
№ 99-ЗО «О внесении изменений и дополнений в Избирательный кодекс Тверской области»
9.
Ямало-Ненецкий АО
Закон Ямало-Ненецкого автономного округа
от 21 июня 2003 года № 40-ЗАО «О выборах депутатов Государственной Думы Ямало-Ненецкого
автономного округа»
В настоящее время разработан проект закона, в котором предусмотрена замена системы открытых списков на закрытые списки. Указанный проект законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации отклонен ввиду того, что в нем не предусмотрены квотируемые места для коренных малочисленных народов Севера
10.
Чукотский АО
Закон Чукотского автономного округа от 4 июня
2003 года № 26-ОЗ "О дополнительных гарантиях избирательных прав граждан при подготовке и проведении выборов в органы государственной власти Чукотского автономного округа и органы местного самоуправления в Чукотском автономном округе и права на участие в референдуме Чукотского автономного округа и местных референдумах
в Чукотском автономном округе"
Закон Чукотского автономного округа от 29 ноября
2004 года № 63-ОЗ «О внесении изменений в Закон Чукотского автономного округа "О дополнительных гарантиях избирательных прав граждан при подготовке и проведении выборов в органы государственной власти Чукотского автономного округа и органы местного самоуправления в Чукотском автономном округе и права на участие в референдуме Чукотского автономного округа и местных референдумах
в Чукотском автономном округе"
Правовое управление