« Назад

Обзор прессы за 5 апреля 2021 года

ИЗВЕСТИЯ, 04.04.21 15:22

          Путин проведет совещание по выполнению послания 2020 года

          Президент России Владимир Путин на следующей неделе проведет совещание, где будет озвучен отчет по выполнению его поручений после послания Федеральному собранию от 15 января 2020 года. Об этом 4 апреля сообщил телеканал «Россия 1».

          В ходе передачи «Москва. Кремль. Путин» отмечалось, что основной темой обсуждения станут итоги выполнения поручений президента.

          15 января 2020 года, обращаясь с посланием к Федеральному собранию РФ, Путин предложил внести поправки в Конституцию и закрепить приоритет Основного закона перед международными документами в российском правовом пространстве.

          Кроме того, президент РФ предложил закрепить в Конституции регулярную индексацию пенсий и норму о том, что минимальный размер оплаты труда (МРОТ) не может быть ниже прожиточного минимума трудоспособного населения. Социальные меры поддержки населения, к которым относятся материнский капитал и пособия для детей, также вошли в перечень поручений. Помимо этого глава государства поручал наладить поставки жизненно важных лекарств, увеличить количество бюджетных мест в вузах и многое другое.

 

КОММЕРСАНТ, 05.04.21

          ДЕПУТАТЫ НЕ ИДУТ НА ПРИЗЫВ

          Госдума не спешит вводить наказание за содействие санкциям

Мария Макутина

          Депутаты Госдумы пока не готовы вносить в Уголовный кодекс поправки об ответственности за призывы к введению санкций против россиян. С такой инициативой выступил в начале февраля спикер нижней палаты Вячеслав Володин, который поручил создать рабочую группу для ее реализации. Однако с тех пор группа не собиралась ни разу, а в администрации президента все еще не приняли окончательного решения, стоит ли одобрять такие поправки, рассказали собеседники "Ъ".

          Решение о создании рабочей группы по подготовке предложений об установлении уголовной ответственности за «совершение умышленных действий, направленных на введение иностранными государствами ограничительных мер» против России и ее граждан, было принято советом Думы 8 февраля. Такое поручение дал спикер Вячеслав Володин: о своем законопроекте 2018 года об уголовной ответственности за содействие введению санкций против России он вспомнил после того, как исполнительный директор Фонда борьбы с коррупцией (ФБК, включен Минюстом в список иностранных агентов) Владимир Ашурков в январе 2020 года обратился к президенту США с призывом ввести санкции против нескольких российских политиков и бизнесменов, причастных, с точки зрения ФБК, к нарушению прав человека и преследованию оппозиционера Алексея Навального.

          Спикер предложил депутатам доработать законопроект, внесенный им вместе с группой депутатов и председателем Совета федерации Валентиной Матвиенко 14 мая 2018 года.

          Законопроект дополняет УК новой статьей 284.2, согласно которой за исполнение зарубежных санкций на территории России можно будет получить до четырех лет лишения свободы. Вторая часть статьи предусматривает наказание до трех лет лишения свободы за «умышленные действия, способствующие введению санкций в отношении российских частных и публичных субъектов»: к числу таких действий отнесены в том числе «предоставление рекомендаций и передача сведений», которые «могут привести» к введению санкций.

          В первом чтении проект был одобрен уже 15 мая 2018 года, а на следующий день рекомендован профильным комитетом к принятию во втором чтении. Однако на пленарном заседании 17 мая документ был снят с повестки. С его жесткой критикой выступил, в частности, РСПП, потребовавший не допустить уголовного преследования за хозяйственную деятельность.

          В феврале 2020 года идею господина Володина поддержал режиссер Никита Михалков, предложивший лишать гражданства тех, кто призывает ввести антироссийские санкции. А пресс-секретарь президента Дмитрий Песков тогда же заявил, что «вполне очевидно отношение подавляющего большинства наших сограждан вот к таким действиям неких россиян».

          В состав рабочей группы вошли депутаты всех фракций, а возглавил ее председатель комитета по безопасности, единоросс Василий Пискарев. Однако, как рассказали "Ъ" ее участники, группа пока не провела ни одного заседания и не проявляла никакой активности по этому вопросу.

          Сам господин Пискарев не смог оперативно прокомментировать ситуацию, так как на прошлой неделе находился в своем регионе — Мордовии, рассказал "Ъ" его представитель (при этом во время своего пребывания там депутат активно комментировал в Telegram, например, события в США и Европе). Сразу после создания группы единоросс заявлял, что «призывы к санкциям против своей страны аморальны и недопустимы, и задача нашей рабочей группы — определить степень ответственности за подобные деяния».

          В марте фракция «Единая Россия» интересовалась мнением об этой инициативе премьера Михаила Мишустина, которому направила письменные вопросы перед его ожидаемым отчетом в Думе. Депутаты спросили, какие меры принимало правительство в сфере противодействия санкциям в отношении россиян и нужны ли дополнительные законодательные решения для минимизации последствий санкций, в частности, возможное установление уголовной ответственности за совершение умышленных действий, способствующих их введению.

          По словам собеседника "Ъ" в рабочей группе, вопрос буксует из-за того, что «все ждут каких-то страшных санкций, как, например, отключение России от SWIFT, поэтому и активность пригасили сверху». Напомним, в списке тех, против кого в начале марта Евросоюз и США ввели санкции из-за ситуации с Алексеем Навальным, оказались, в частности, директор Росгвардии Виктор Золотов, генпрокурор Игорь Краснов, директор ФСИН Александр Калашников, председатель СКР Александр Бастрыкин и первый замруководителя администрации президента Сергей Кириенко.

          Источник "Ъ" в администрации президента говорит, что там вопрос о целесообразности «санкционных» поправок в УК все еще обсуждается: «С одной стороны, тема правильная, с другой — не вызовет ли это негативного резонанса».

          Западные санкции воспринимаются большей частью населения как недружественный шаг и ограничительные меры против России, а не конкретных граждан, поэтому, скорее всего, большинство россиян не будут против такой инициативы, но и электоральной пользы от нее не будет, рассуждает политолог Екатерина Курбангалеева. По ее мнению, в обществе накопилась усталость от противостояния и постоянного повышения градуса в отношениях с Западом, поэтому очевидных плюсов от принятия такого законопроекта тоже не просматривается.

 

НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА, 04.04.21 20:05

          "ЯБЛОКО" ПОДГОТОВИТ К ВЫБОРАМ РАЗНЫЕ СПИСКИ

          Явлинский утвердил на съезде свой план укрепления партии

Иван Родин

          XXI съезд «Яблока», который стартовал еще в декабре 2019 года, 3–4 апреля возобновил работу, но пока ее не закончил. Часть поправок в устав утверждена, другая отложена. Однако, как заявил основатель партии Григорий Явлинский, главное сделано – «Яблоко» сохранит ядро, защитится от атак снаружи и изнутри. Ключевой пункт выборной стратегии – приоритет различным спискам. «Яблоко» сделает упор на общепартийной кампании, а округами готово поделиться с идеологически близкими партнерами.

          «Яблоко» со своим съездом претендует на рекорд. 3–4 апреля был его второй этап, третий предстоит провести для утверждения кандидатов, а четвертый – для завершения корректировок устава. Как и предполагала «НГ», самые спорные – вроде Высшего совета, который будет цербером идеологической чистоты партии, пока решено отложить.

          Изменения устава, с одной стороны, расширяют внутрипартийную демократию через праймериз и выборность главных руководителей, а с другой – сужают за счет введения членства с разным статусом. Однако главное, считает Явлинский, это «сохранение политического ядра демократической оппозиции». Оно должно быть хорошо забронировано, чтобы «не позволить разрушить партию изнутри и извне и сохранить ее».

          Лидер «Яблока» Николай Рыбаков поставил задачу создания в Госдуме «серьезной демократической единственной оппозиционной фракции». Приоритет будет отдан выборам по партспискам, округами партия обещает поделиться с идеологически близкими партнерами. По поводу же списка есть подозрение, что Явлинский может возглавить его даже и в единственном числе.

 

КОММЕРСАНТ, 05.04.21

          ЕСЛИ ПОНЯТ, ТО НЕ ТАК

          Российские законы слишком сложны даже для их авторов

Андрей Винокуров,

Ксения Веретенникова

          В Институте государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ повторно проанализировали сложность российских законов. Эксперты отмечают, что они год от года становятся сложнее для восприятия из-за длины предложений, обилия причастных оборотов и других особенностей текста. Проблему удобочитаемости и понятности законов признают и в Госдуме: решить ее предполагают за счет новых рекомендаций по юридико-техническому оформлению законопроектов. Авторы исследования и законодатели согласны, что законы стоит писать лаконичнее, проще и уважительнее как по отношению к людям, которые их читают, так и по отношению к русскому языку.

          Институт государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ (ИГМУ НИУ ВШЭ) вновь рассчитал индекс синтаксической сложности российских законов. Удобочитаемость законов снижается год от года. Первый раз специалисты института оценили сложность российских законов в начале 2020 года. Тогда ученые выделили семь параметров, которые в наибольшей степени влияют на сложность восприятия текста:

          доля глаголов (чем их больше, тем понятнее);

          отношение количества зависимых слов к общему количеству слов в тексте;

          количество причастных оборотов;

          количество слов в одном предложении;

          расстояние между зависимыми словами;

          количество грамматических основ (связка «подлежащее и сказуемое») в одном предложении;

          количество слов в абзаце.

          После этого путем эксперимента с участием профессиональных юристов и студентов юридической магистратуры НИУ ВШЭ ученые оценили значимость каждого из параметров и вывели общую формулу индекса синтаксической сложности законов (ИСЗ). Его максимальное значение для российских законов — 65 (наименее понятный текст), минимальное — 16 (самый простой). Усредненный индекс (рассчитанный для 600 с лишним федеральных законов) сейчас составляет 40,1 против 39,9 год назад.

          За 2020 год федеральное законодательство удлинилось на 344 тыс. слов, статьи в законах стали длиннее, в предложениях стало больше зависимых слов и причастных оборотов.

          Чтобы сопоставить законы с действительно сложным для восприятия текстом, авторы исследования вычислили индекс для «Критики чистого разума» Иммануила Канта. Если бы этот труд был российским законом, его позиции в рейтинге снижались бы год от года: к концу 2019 года 77 российских законов были сложнее труда философа, в 2020 году таких документов уже 87.

          В десятке самых сложных законов есть акты, регулирующие вопросы пенсионного обеспечения, соцзащиты и исполнительного производства для жителей Крыма и Севастополя. Эксперты предполагают, что на их сложность могли повлиять спешность разработки и принятия, сложный правовой статус этих территорий, необходимость точечных правовых установлений.

          На усложнение законодательства в 2020 году повлияла конституционная реформа, отмечают исследователи, причем по ее итогу сам Основной закон стал сложнее для восприятия: ИСЗ для Конституции повысился на четыре пункта и теперь составляет 28, хотя она и остается одним из самых простых законов и занимает 600-ю строчку в рейтинге. Корректировка Конституции усложнила и связанные с ней акты: так, ИСЗ для закона о правительстве увеличился на целых пять пунктов и теперь составляет 33, а закон о порядке формирования Совета федерации усложнился на единицу: теперь его ИСЗ составляет 52.

          Сложность законов растет не всегда одинаково быстро, скорость меняется от одного созыва Думы к другому. Так, за третий созыв (1999–2003 годы) ИСЗ законов вырос лишь на 0,2 пункта. Рекордсменом по усложнению оказался шестой созыв (2011–2016 годы): за это время ИСЗ возрос на два пункта. Нынешние парламентарии пока усложнили законы только на 1,1 пункта.

          Автор исследования, старший научный сотрудник ИГМУ НИУ ВШЭ Александр Кнутов считает, что на проблему сложности законов напрасно не обращают достаточно внимания:

          Нет фильтров, которые бы исключали слишком сложные формулировки. Нет формальных критериев избыточной сложности. В итоге негативные языковые практики канцелярита укореняются, становятся привычными».

          По словам господина Кнутова, каждая новая поправка в уже действующий документ часто ведет к тому, что текст закона утрачивает «системность». Еще одна проблема — сложность согласования ведомственных интересов: «Авторы поправок нередко понимают, что статью в изменившейся редакции лучше разделить на две или даже три новые, но тогда это потребует дополнительных согласований формулировок, не относящихся к предмету текущих правок и не важных для инициаторов изменений. Поэтому они ограничиваются точечными изменениями в существующей структуре. Это приводит к значительному усложнению конструкции статей».

          «Усложнение есть,— признает председатель комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников.— Предложения становятся огромными, сплошные запятые и точки с запятыми, мысль становится не видна. Когда тексты перегружены, это плохо и с точки зрения восприятия, и с точки зрения правоприменения. Это препятствует правовой определенности: значит, обязательно будет сбой. Такие сбои несут в себе самые разные риски — от непонимания целей, которым должны следовать правоприменители, до коррупционных возможностей». Господин Крашенинников напомнил, что законодатели разработали методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов. Рекомендации недавно представили на правительственной комиссии по законопроектной деятельности. «Будем выводить субъектов права законодательной инициативы на путь уважения к русскому языку и к людям, которые читают законы»,— пообещал господин Крашенинников. Александр Кнутов также подчеркивает, что проблема не только в юридико-техническом оформлении законов, но и в «лаконичности и простоте языка законодателей».

 

ИТАР-ТАСС, 05.04.21

          ПРАВЯЩАЯ ПАРТИЯ ЛИДИРУЕТ НА ПАРЛАМЕНТСКИХ ВЫБОРАХ В БОЛГАРИИ

          На втором месте идет партия "Есть такой народ"

          Партия "Граждане за европейское развитие Болгарии" (ГЕРБ) уверенно лидирует на парламентских выборах в Болгарии. Об этом сообщает Центральная избирательная комиссия (ЦИК) на основании обработки 31,07% протоколов к 05:30 часам (время совпадает с московским).

          По данным, опубликованным на официальном сайте ЦИК, за ГЕРБ проголосовали 23,92% избирателей. На втором месте идет партия "Есть такой народ", за нее отдали голоса 18,81% граждан. Болгарская социалистическая партия занимает третье место с 14,87% голосов.

          В новый созыв парламента также проходят партия "Демократическая Болгария" (11,02%), "Движение за права и свободы" (9,11% голосов) и гражданская платформа "Встань. Мафия вон" (5,12%). Остальные политические объединения на данный момент четырехпроцентный избирательный барьер не преодолевают. Подсчет голосов продолжается.

          Премьер-министр Болгарии и лидер ГЕРБ Бойко Борисов предложил политикам лидирующих партий объединиться во имя интересов государства. Видеообращение Борисова было представлено на его официальной странице в Facebook.

          "Вместо того, чтобы рассуждать о том, кто более велик, предлагаю в ближайшие восемь месяцев года подумать о консолидации [усилий]. Слышал, что те, кто получил 4-5% [голосов избирателей], хотят создать нечто типа "анти-Борисов". Поздравляю, делайте. Мои милые оппоненты, знаю вас всех. Радуйтесь тому, что вы в парламенте. Я предлагаю мир, необходимо собрать экспертов (сформировать экспертное правительство - прим. ТАСС), хотя бы до декабря, и приложить максимальные усилия, чтобы выйти из пандемии. Давайте выберем лучшее из того, что можем совершить. Без стабильной политической обстановки у нас ничего не получится", - сказал Борисов.

          Премьер-министр подчеркнул, что его партия ГЕРБ в пятый раз победила на парламентских выборах и никто лучшее нее не справился бы с финансовым кризисом, миграционным давлением и пандемией COVID-19. Борисов добавил, что его партия имеет огромный потенциал и знания, которые необходимы для управления страной, а остальным политическим формациям еще предстоит многому научиться.

          Очередные парламентские выборы состоялись в Болгарии в воскресенье, 4 апреля. За 240 мест в 45-м созыве Народного собрания Болгарии (однопалатный парламент) боролись представители 22 партий и восьми коалиций.

 

ГАЗЕТА.RU, 03.04.21 11:09

          «ПОДХОДЯЩАЯ АЛЬТЕРНАТИВА»: «ЗЕЛЕНЫЕ» ПАРТИИ ЗАХВАТЫВАЮТ ЕС

          Как «зеленые» используют озабоченность граждан изменением климата

Лидия Мисник

          На фоне увеличения заинтересованности граждан климатическими проблемами в некоторых странах Европы растет популярность «зеленых» партий. Эксперты признают эту тенденцию, но не всегда ее стоит связывать с растущей популярностью климатической повестки: в ряде случаев «зеленые» остаются единственной альтернативой правящим силам.

          Активизация «зеленых»

          Более 90% европейцев считают изменение климата важной проблемой, что должно указывать на удачное время для партии «зеленых», пишет Politico. В издании обратили внимание, что в последние годы «зеленые» сумели завоевать определенную часть власти в ряде стран и стали пятой по величине группой на выборах в Европарламент 2019 года.

          При этом, как пишут журналисты, они вышли на плато в местной политике и присоединяются к правящим коалициям в качестве младших членов, нигде не пробившись в высшую лигу.

          «Зеленые» входят в правительственные коалиции в нескольких странах, в том числе в Бельгии, Швеции, Финляндии и Австрии. В каждой из этих стран партии «зеленых» подтолкнули правительство к тому, чтобы установить далеко идущие цели по углеродной нейтральности.

          В парламенте Италии также появилась новая группа «зеленых», мэр Милана Беппе Сала объявил, что присоединится к европейской группе «зеленых».

          Во Франции в июне прошлого года партия «Европа — Экология — «Зеленые» (EELV) получила наилучший результат по итогам второго тура местных выборов. Кандидаты «зеленых» впервые были избраны мэрами Страсбурга, Лиона, Марселя, Бордо. На тех территориях, где «зеленые» не выиграли, они смогли войти в альянс с левыми партиями и обеспечить победу их выдвиженцам.

          Вместе с тем в Нидерландах ситуация для «зеленых» сложилась гораздо хуже. На прошедших в середине марта парламентских выборах в этой стране «Зеленые левые», у которых было 14 мест в парламенте, лишились сразу шести депутатских мандатов.

          Все же, как полагает программный директор клуба «Валдай» Тимофей Бордачев, в условиях проблем, которые есть у традиционных европейских партий, избиратели будут очень активно голосовать за «зеленых», так как это единственная альтернатива и тем правящим кругам, «которые всем надоели», и тем правым, «которых пока никто не хочет».

          «Зеленые» пока в этом отношении — самая подходящая альтернатива. Так что у них действительно есть очень серьезные шансы», — сказал эксперт «Газете.Ru».

          Отдельного внимания в контексте роста популярности «зеленых» заслуживает ситуация в Германии, где они в опросах общественного мнения догоняют правящий Христианско-демократический союз (ХДС). Так, в середине прошлого месяца ХДС потерпела поражение на земельных выборах в Баден-Вюртемберге, получив 24,1% голосов и отдав первое место партии «Зеленые», у которых 32,6% голосов.

          Как объяснил «Газете.Ru» научный директор Российско-германского форума Александр Рар, в данном случае речь идет не об экологическом вопросе.

          Он обратил внимание, что все партии в Германии настроены на экологические изменения, но «Зеленые» — это партия, которая олицетворяет либеральные ценности.

          «Здесь очень сильная мода на либеральные ценности. Эта партия выступает как правозащитная, как партия, которая больше, чем другие проповедует либеральный дух, либеральную политику. Она становится все более привлекательной для избирателей Западной Германии, но не Восточной», — сказал эксперт.

          Он обратил внимание, что, пока во всех европейских странах скорее чувствуется крен в сторону национализма, правых партий, в Германии все наоборот: там правые партии не пользуются таким успехом, в основном люди поддерживают как альтернативу правящей партии именно «зеленых».

          «Это определенный феномен Германии. Немцы чувствуют, что они должны вести Европу, спасать Евросоюз, бороться с диктаторами, поэтому есть такая тенденция», — констатировал специалист.

          По его словам, на сегодняшний день у «Зеленых» хорошие шансы победить ХДС и они растут.

          В свою очередь Тимофей Бордачев обратил внимание, что в Германии «зеленые» традиционно имеют очень сильные позиции — еще 20 лет назад партия входила в федеральное правительство.

          Кроме того, как он отметил, в Германии имеет место очень сильное ослабление социал-демократических партий и христианских демократов, то есть проваливается традиционный центр немецкой политики.

          «Поэтому часто возникает ситуация, когда избирателям приходится выбирать между «зелеными» и правыми, но за правых избиратели голосовать не хотят, поэтому они начинают голосовать за «зеленых»», — пояснил эксперт.

          Восточная Европа

          В Польше «зеленые» входят в широкую оппозиционную коалицию, возглавляемую правоцентристской партией «Гражданская платформа», у которой есть три места в национальном парламенте, обращает внимание Politico. Как отметили в издании, основные усилия оппозиции в Центральной Европе направлены на то, чтобы отстранить от власти нелиберальные партии, такие как «Фидес — Венгерский гражданский союз» и польскую «Закон и справедливость».

          По словам руководителя Центра исследований стран Восточной Европы МГИМО Даниила Чугунова, «зеленые» как отдельная политическая сила, возможно, и не появятся в Восточной Европе. Вместе с тем, как он полагает, зеленая политика станет частью государственной. В комментарии «Газете.Ru» он отметил, что с каждым днем все больше обсуждаются инициативы по декарбонизации, водородизации, отказу от углеродной энергетики.

          Двигателем процессов он назвал Евросоюз, который втягивает в них и третьи страны.

          «В целом мы уже видим, как отдельные государства формируют свою экологическую политику под воздействием запада: например, Черногория, не являясь даже членом ЕС, но стремящаяся туда войти, в 2020 году внедрила схему торговли выбросами СО2, несмотря на отсутствие обязательств. Примерно в том же направлении двигается и Северная Македония, она представила план по национальной энергетике и климату — взяла на себя излишнюю инициативу, чтобы выделиться перед союзом», — обратил внимание эксперт.

          Как полагает специалист, если политическая и экономическая ситуация будут вынуждать политических лидеров стран Восточной Европы прибегнуть к развитию зеленого направления, они это сделают с оглядкой на своих бизнес-партнеров.