Обзор прессы за 18 апреля 2023 года

17.04.2023
Обзор прессы
НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА, 17.04.23 20:19
          ЗА СОДЕЙСТВИЕ ЗАПАДУ БУДУТ ДАВАТЬ ДО ПЯТИ ЛЕТ
          В Уголовном кодексе появляется еще одна широкая "оппозиционная" статья
 
Иван Родин
 
          На заседание Госдумы 18 апреля выносятся два закона, представляющие собой оперативную реакцию властей на предопределенные спецоперацией изменения внутри России и за ее пределами. Заранее разрекламированное расширение полномочий президента РФ по защите граждан и их интересов от ущемления другими государствами сформулировано общими словами. А вот поправки в Уголовный кодекс (УК) вводят такое деяние, как содействие Западу в преследовании должностных лиц и военнослужащих РФ. За это будут давать только до пяти лет, но понятие преступления не конкретизировано по аналогии с «дискредитацией Вооруженных сил». Получается еще одна широкая «оппозиционная» статья.
          Над законодательным пакетом трудились два думских комитета – по законодательству и по обороне. Наверное, это можно считать совпадением, но свои наработки они выложили в базу нижней палаты практически одновременно. Речь идет о поправках в УК и о модернизации ряда давнишних законов – о миротворческих контингентах РФ и о безопасности.
          Именно в последнем нормативном акте и прописывается некое новое полномочие президента России, правда, сформулированное максимально неконкретно. Дескать, глава государства принимает «меры по защите РФ и ее граждан в случае принятия иностранными и (или) международными (межгосударственными) органами (организациями) решений или осуществления ими действий, противоречащих интересам РФ и (или) основам публичного правопорядка РФ». Особенно загадочной выглядит последняя часть новеллы, поскольку ни в одном законе эти самые основы не то что не перечислены, а даже и не описаны.
          С другой стороны, компетенция президента страны и в Конституции изложена по максимуму общими словами, что, наверное, и правильно. Ведь потом она расшифровывается в различных законах и иных нормативных актах. Но как раз в связи с этим и возникает вопрос по поводу дополнительного полномочия, появившегося в ст. 8 закона «О безопасности»: принимаемые президентом меры будут касаться внешнего контура страны или они допустимы и внутри нее? Судя по логике корректировки УК, скорее всего правильными будут оба варианта ответа.
          Напомним, что главной обещанной заранее поправкой в УК должно было стать наказание за поддержку решений Международного уголовного суда (МУС), который не так давно выдал своего рода ордер на президента Владимира Путина и уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка Марию Львову-Белову. Данный состав в УК РФ теперь появился – и стало ясно, что квалификация преступных деяний будет проходить по аналогии с пресловутой «дискредитацией Вооруженных сил», предполагающей самые широкие трактовки. И даже сроки здесь будут одинаковыми – до пяти лет лишения свободы.
 
НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА, 17.04.23 20:08
          ЛДПР ЗАВАЛИЛА ГОСДУМУ ПРОСТЫМИ ИНИЦИАТИВАМИ
          Партия Слуцкого наращивает рейтинги активности и популярности
 
Иван Родин
 
          Новую неделю апреля думская фракция ЛДПР начала с очередного транша своих законодательных инициатив. Группа депутатов во главе с лидером партии Леонидом Слуцким на этот раз предложила достаточно простые решения не самых важных проблем страны, однако с весьма громким медийным содержанием. При этом все замыслы ЛДПР последнего времени объединяет один признак – предполагаемая популярность у населения, хотя одновременно она, конечно, наращивает и рейтинг своей деловой активности. Вопрос о том, будут ли в итоге приняты какие-то проекты или нет, видимо, даже и не стоит.
          Взять хотя бы заранее анонсированное предложение об отмене штрафа за небрежное хранение паспорта гражданина РФ, которое привело к утрате документа. ЛДПР рекомендует оставить наказание только за его умышленную порчу или уничтожение, что уже вызвало жесткое недовольство правительства. Вице-премьер Дмитрий Григоренко с возмущением указал, что разве можно отменять как раз наказание за небрежность, которая установлена постановлением кабинета министров. Фракцию Слуцкого упрекнули в том, что ее инициатива приведет к нарушению системной взаимосвязи регулятивных и охранительных норм права.
          Проблема в том, что оба правонарушения караются одним и тем же штрафом в диапазоне от 100 до 300 руб. То есть должностное лицо миграционного отдела полиции может проявить милость, скостив человеку сотню-другую, но такие решения всегда будут субъективными. Впрочем, дозволенная экономия не спасает никакого гражданина от уплаты госпошлины за новый паспорт в размере 1,5 тыс. руб. Элдэпээровцы указали в пояснительной записке, что за небрежность не следует карать настолько весомо. Но, понятное дело, исполнительная власть не собирается отказываться от таких доходов, что называется, из воздуха.
          По двум другим законодательным предположениям ЛДПР, которые одно за другим 17 апреля появились в базе Госдумы, правительственное мнение пока не известно. Слуцкий вместе со своими коллегами настаивает на том, чтобы Жилищный и Градостроительный кодексы РФ не менялись по ходу дела. Корректировку этих актов следует проводить только в непосредственно им посвященных законопроектах, а не в пресловутых «братских могилах». С таким черным юмором на Охотном Ряду обозначают ту работу, когда одним документом с ничего не означающим общим названием депутаты могут изменить несколько десятков, а иногда и под сотню действующих законов разом.
          ЛДПР приводит по двум выбранным ею кодексам удручающую статистику. Например, с 2005-го по 2023 год Жилищный кодекс менялся 116 раз, из которых прямых изменений с соответствующим названием было лишь 59. Разоблачается и другая технология, активно применяемая думцами, – это когда первоначально законопроект концентрируется на узкой теме, но во втором чтении превращается в максимально широкий. «Такие законопроекты не получают должной, объективной правовой оценки, и, как следствие, принятые законы могут создать угрозу ущемления прав, свобод и законных интересов граждан и других участников жилищных правоотношений», – говорится в пояснительной записке. Что касается Градостроительного кодекса, то тот за аналогичный период корректировался 157 раз, но прямо – только в 56 случаях. В общем, фракция ЛДПР делает принципиальный вывод о том, что с таким типом законотворчества пора заканчивать.
          Однако именно на этом – на хитросплетениях проектов законов и действующих норм, что позволяет оперативно принимать нужные наверху решения, и выстроена практическая деятельность Госдумы. Так что и данные инициативы ЛДПР вряд ли будут одобрены парламентским большинством, которое еще и упрекнет эту системную партию в следовании популизму и стремлении дешево повысить свой рейтинг деловой активности.
 
КОММЕРСАНТ, 18.04.23
          НЕЙРОПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
          Парламентские партии примериваются к искусственному интеллекту
 
Ксения Веретенникова
 
          ЛДПР объявила о запуске проекта по созданию нейросети «Жириновский», которая станет «первым в мире политическим алгоритмом». Нейросеть, созданная на базе выступлений и публикаций политика, должна будет давать прогнозы и советы по управлению страной. Другие парламентские партии, как выяснил "Ъ", тоже пытаются использовать возможности искусственного интеллекта (ИИ). Эксперты оценивают перспективы проекта ЛДПР неоднозначно, но считают возможным использование партиями нейросетей, в частности во время избирательной кампании.
          О новом проекте лидер ЛДПР Леонид Слуцкий рассказал 6 апреля, в годовщину смерти основателя партии. «Это амбициозный футуристический проект, который призван сохранить в оболочке ИИ возможности того уникального прогнозирования, которым обладал Владимир Вольфович. Конечно, мы не тешим себя иллюзиями, что на сегодняшнем уровне развития ИИ нам удастся воссоздать человека, тем более человека гениального. Но мы будем приближаться с месяцами, с годами к решению этой задачи»,— заявил господин Слуцкий.
          Нейросеть планируется создать на базе более чем 18 тыс. часов интервью и выступлений Владимира Жириновского за 30 с лишним лет, а также 50 томов его сочинений. Разработкой будут заниматься специалисты учрежденного политиком Университета мировых цивилизаций (УМЦ). С помощью нейросети в ЛДПР уже в 2024 году собираются написать программу партии. Депутат Госдумы Владимир Кошелев (ЛДПР) также предположил, что к 2030 году алгоритм будет подключен ко всем доступным большим данным и «станет полноправным участником управления страной — консультантом и помощником главы государства».
          Зампред комитета Госдумы по информационной политике Андрей Свинцов (ЛДПР) пояснил "Ъ", что курировать проект будет лично Леонид Слуцкий, а базовую работу, то есть оцифровку, сделают волонтеры — студенты УМЦ. «Команда самого алгоритма — это молодые программисты из крупных IT-компаний. Создание альфа-версии мы финансируем за счет частных пожертвований сторонников ЛДПР. Про остальное сказать пока что не могу, кроме того, что масштаб вас удивит. Будет круто!» — пообещал депутат.
          Опрошенные "Ъ" эксперты считают создание нейросети «Жириновский» вполне реальной задачей, но сомневаются в том, что она сможет выдавать уникальные идеи и экспромты, которыми славился покойный лидер ЛДПР. «В целом нет проблем создать что-то подобное, нужны две вещи: текстовая модель и голос,— говорит соучредитель компании "Робот Вера" Владимир Свешников.— Текстовая модель — что-то вроде GPT4 (последняя из больших языковых моделей семейства GPT от OpenAI, которая легла в основу первой версии популярного бота ChatGPT; модель состоит из большого количества нейросетей, которые умеют обрабатывать, понимать, анализировать, интерпретировать и генерировать тексты на естественном языке.— "Ъ"). Можно сделать так, чтобы она генерировала что-то в стиле Жириновского. Конечно, каких-то суперуникальных идей там не будет. Но то, что будет очень похоже и можно будет людей этой штукой вводить в заблуждение, это сто процентов. Нет проблем и сделать голос. Но трудно сказать, сможет ли нейросеть выдавать суперэкспромты, как это делал сам Жириновский: это зона не особо изученная».
          По оценке господина Свешникова, чтобы сделать голос, синтезирующий простые фразы, достаточно нескольких тысяч долларов. Решения по текстовой модели тоже есть в открытом доступе: например, можно взять за основу разработки Сбербанка. Эксперт полагает, что партии могут использовать нейросети при подготовке любых текстовых материалов, даже агитационных стихов. Также ИИ может помочь в обработке обращений граждан — как на «Госуслугах» и в банках, где запросы уже частично обрабатываются машиной.
          IT-эксперт, доцент НИУ ВШЭ Олег Артамонов оценивает проект ЛДПР скептически. «Важно понимать, что ИИ не является разумным в человеческом понимании. Ни одна из существующих систем, включая самые мощные, такие как ChatGPT и GPT-4, не обладает сознанием, даже самыми минимальными его признаками,— поясняет эксперт.— Разговаривающий ИИ — это всего лишь алгоритм, который очень хорошо умеет предсказывать, какое слово в тексте должно быть следующим. Его обучили этому, загрузив сотни гигабайт текста — в тысячи раз больше, чем за всю жизнь прочитает человек. Даже на сложные логические вопросы он отвечает, просто перебирая слова, и довольно часто рождает так называемые галлюцинации, то есть внешне выглядящие убедительно, но внутри совершенно ложные утверждения. ИИ не обладает способностями к планированию или прогнозированию, он лишь способен бесконечно пересобирать то, что в него было загружено при обучении. Поэтому то, что получит ЛДПР, будет не более чем попугаем с огромным объемом памяти, помнящим тысячи фраз и способным разбирать эти фразы на кусочки и склеивать их в другом порядке. Это, несомненно, может быть забавным ярмарочным развлечением, но к политике не имеет и не будет иметь никакого отношения».
          Член комитета Госдумы по информполитике, координатор федерального партпроекта «Цифровая Россия» Антон Немкин («Единая Россия»), напротив, относится к планам коллег из ЛДПР с интересом и полагает, что их разработки послужат науке. «Мы сейчас являемся свидетелями настоящей гонки технологий в сфере ИИ, и победителем в ней станет тот, кто вложит больше ресурсов. Если УМЦ сможет разработать новую эффективно работающую модель и протестировать ее, то это выйдет за рамки конкретного случая сохранения наследия крупного политического деятеля и может оказаться очень полезным для создания новых трендов в развитии российской ИТ-индустрии»,— полагает депутат. Он также видит много возможностей для использования ИИ в партийной работе — от прикладных (автоматизация баз знаний, обучение наблюдателей на выборах) до более концептуальных, таких как разработка алгоритмов для отчетов, программ и, возможно, даже материалов по агитации.
          Другие партии тоже пытаются «подружиться» с ИИ. Так, КПРФ проводит серию семинаров, где обсуждаются возможности использования ИИ в избирательных кампаниях: 7 апреля такое мероприятие прошло в Якутске, 14 апреля — в Ульяновске, на очереди Иваново. По итогам семинара в Ульяновске секретарь ЦК КПРФ, депутат Госдумы Сергей Обухов написал в Telegram-канале, что пока «юристы призывают к осторожности»: «Партия, конечно, в период до начала выборов будет активно использовать креативные разработки нейросетей. Использование ИИ для дизайна, верстки, чат-ботов под принятые концепции выборных кампаний должно вестись активно. Но после объявления выборов много рисков при использовании продуктов нейросетей».
          Вице-спикер Госдумы от «Новых людей» Владислав Даванков назвал эксперимент ЛДПР интересным, но отметил, что «никакая нейросеть не сможет передать искреннюю любовь Жириновского к людям, его оригинальность и патриотизм». «Нейросети умеют удачно компилировать продукты творчества разных людей, но новых идей, эмпатии и тем более взгляда за горизонт от них ожидать не стоит. Приход новых технологий в политику я поддерживаю, но заменить или хотя бы приблизиться к публичным политикам нейросети не смогут. Уверен, что предстоят серьезные обсуждения перспектив развития языковых моделей, ведь они способны и изменить реальность, и создать новые угрозы»,— сказал господин Даванков.
          Депутат Госдумы, политтехнолог Дмитрий Гусев («Справедливая Россия — За правду») сообщил "Ъ", что пользуется нейросетями в своей работе каждый день, и его партия тоже будет использовать их в избирательной кампании. «Когда сделаем, об этом расскажем»,— пообещал господин Гусев.
 
ИЗВЕСТИЯ, 18.04.23
          Ирина Гусева: рядом с людьми и ради людей
 
Василиса Ясенева
 
          В Москве завершились стратегические сессии марафона «Муниципальный диалог», но процесс выработки механизмов повышения эффективности системы управления, а следовательно — качества жизни граждан продолжается, рассказала корреспонденту «Известия» сопредседатель Всероссийской ассоциации развития местного самоуправления Ирина Гусева.
          Каждый человек хочет, чтобы его проблемы решались максимально быстро, причем на той земле, где он живет. Ведь по большому счету людям неважно, чьими полномочиями — федерации, региона или муниципалитета — являются ремонт дорог или уборка мусора. Важен результат. Поэтому со всеми вопросами люди обращаются в местную администрацию, к тем, кто ближе всего. И от того, насколько оперативно удовлетворяются запросы людей, зависит качество жизни в каждом конкретном муниципалитете.
          Эффективно решить проблему можно лишь при тесном взаимодействии всех уровней власти.
          14 февраля Всероссийская ассоциация развития местного самоуправления (ВАРМСУ) запустила марафон «Муниципальный диалог». Старт ему дал первый заместитель руководителя администрации президента Российской Федерации Сергей Кириенко. По сути, был создан постоянно действующий механизм выстраивания обратной связи с органами местного самоуправления.
          С самых первых минут «Муниципальный диалог» объединил свыше 100 тыс. представителей муниципального сообщества страны из разных уголков России. На созданную для обмена опытом и предложений цифровую платформу ВАРМСУ за полтора месяца поступило более 81 тыс. инициатив от глав, муниципальных служащих крупных городов и маленьких сельских поселений по 13 темам.
          Анализ и систематизация обращений показала, что органы местного самоуправления наиболее сильно волнуют вопросы кадрового потенциала и популяризации муниципальной службы, муниципальной экономики, взаимодействия с контрольно-надзорными органами и пространственного развития территорий. Эти темы и составили четыре основных направления стратегических сессий, которые прошли в Москве при участии глав муниципальных образований и экспертного сообщества страны.
          Главы муниципалитетов говорили открыто по каждой проблеме, причем, как отмечает Ирина Гусева, не только обозначали ее, но и предлагали пути решения многих вопросов. Участники стратегической сессии отмечали необходимость обучения, поскольку компетенции руководителя должны соответствовать стремительно меняющемуся миру, чтобы в полной мере реализовывать запросы жителей. Решением вопроса может стать создание Школы мэров, о которой сказал во время открытия «Муниципального диалога» Сергей Кириенко.
          Звучали в ходе стратегических сессий предложения о внедрении механизма дистанционного обучения. Образовательной площадкой способна стать Всероссийская ассоциация развития местного самоуправления, готовая реализовывать востребованные муниципалами программы. К беседе подключались эксперты, в числе которых заместитель министра науки и высшего образования РФ Айрат Гатияров, и.о. ректора РАНХиГС Алексей Комиссаров, заместитель генерального директора АНО «Россия — страна возможностей», ректор мастерской управления «Сенеж» Андрей Бетин.
          Как говорит Ирина Гусева, диалог показал, что в отдельных муниципалитетах уже есть механизмы решения обозначенных на марафоне вопросов. Так, в Норильске успешно работает школа молодого специалиста, более того, создан институт наставничества, а в Самарской области реализуется проект «Старт-форсаж», который показал свою эффективность как инструмент поддержки уровня компетенции муниципальных служащих, находящихся в отпуске по уходу за ребенком.
          — Одной из задач «Муниципального диалога» является сбор и систематизация уже существующих механизмов для их доработки и распространения в масштабах страны. Для этого мы обмениваемся опытом, плотно взаимодействуем с федеральными экспертами. А цель одна: чтобы каждый человек в каждом городе или поселении почувствовал на себе заботу и внимание, — отмечает Ирина Гусева.
          Наряду с кадрами муниципальные команды волнует вопрос экономики. Главы говорили о развитии туристической отрасли в муниципалитетах: агро- и индустриальном туризме, спортивном и лечебно-оздоровительном направлении. Как показывает практика, точки роста есть в каждом муниципальном образовании, важно увидеть потенциал и умело его использовать. Это относится к Шуе Ивановской области, к Уварово Тамбовской области, где вишня, по словам Ирины Гусевой, превратилась в знаковый символ, а поток туристов за счет раскрутки бренда вырос в разы. Благодаря развитию муниципалитетов страна постепенно становится самодостаточной: у нас есть свои молочные фермы, как, например, в Подмосковье, и рисовые чеки в Калмыкии.
          Представитель Ульяновской области отметил значимость программы развития села. Благодаря принятым программам развития сельских территорий, отмечают главы, туда приходит бизнес. А с учетом того, что земельный налог остается в муниципалитетах, многие из них активизировали работу по привлечению инвесторов на земли сельхозназначения. Вместе с тем у глав есть запрос на создание единой карты инвестора, которая даст бизнесу представление об имеющихся на той или иной территории возможностях.
          — На уровне государства создано достаточное количество инструментов, которые позволяют развиваться районам, городам и поселениям, а значит, повышать там качество жизни. Нужно лишь владеть этими знаниями и уметь пользоваться, — отмечает Ирина Гусева. Эта тема была лейтмотивом обсуждения с экспертами каждого направления. Среди них — заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Алексей Ересько, заместитель министра труда и соцразвития России Елена Мухтиярова.
          Оживленной была дискуссия на тему контроля и надзора. Без них немыслима ни одна государственная система. И здесь основная цель — выстроить такое взаимодействие, чтобы максимально эффективно решать вопросы безопасности на местах.
          Стоит отметить, что в обсуждении актуальных для всех направлений приняли также участие зампред правительства РФ Дмитрий Григоренко, министр экономического развития России Максим Решетников, статс-секретарь — замминистра экономического развития РФ Алексей Херсонцев, заместитель министра МЧС России Анатолий Супруновский и другие руководители профильных министерств и ведомств.
          Дискуссионная площадка марафона «Муниципальный диалог» собрала глав со всей страны. За одним столом работали представители северных регионов с 30-градусным морозом, и Краснодарского края, где в этот же день было +20 °С. Разная география, разные по площади территории, разное финансирование. Но всех объединяет любовь к малой родине и стремление служить людям.
          В ходе марафона «Муниципальный диалог» поступали запросы из ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей. Главная задача для них — увидеть лучшие практики управления, посмотреть, как работают их коллеги и использовать передовые наработки в своей деятельности.
          По сути всё, о чем говорили главы на стратегических сессиях с федеральными экспертами, созвучно задачам президента РФ. Все уровни власти — и муниципальные, и государственные служащие — должны быть сосредоточены вокруг интересов жителей, их потребностей, считает Ирина Гусева.
          — Всё, что мы делаем, мы делаем во благо человека, где бы он ни проживал: в крупном городе или небольшом селе. Мы работаем рядом с людьми и ради людей, — подчеркнула сопредседатель ВАРМСУ.
          На многие вопросы, говорит Ирина Гусева, ответы уже есть. Нужно лишь обобщить имеющуюся практику и сделать действенные и уже зарекомендовавшие себя инструменты открытыми для всего муниципального сообщества. Такую цель ставит перед собой Всероссийская ассоциация развития местного самоуправления.
 
НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА, 17.04.23 20:30
          ПРЕЗИДЕНТ ТУРЦИИ МОЖЕТ ПЕРЕВЕРНУТЬ ПРЕДВЫБОРНЫЕ РАСКЛАДЫ
          Что обеспечивает Эрдогану сохранение электоральной поддержки
 
Георгий Бондарев
 
          Приближение всеобщих выборов в Турции обострило общественный спор о необходимости сохранения той политической системы, которую действующий президент Реджеп Тайип Эрдоган выстраивал последние 20 лет. Речь идет не только о внутренне-, но и внешнеполитической концепции, лежащей в основе возглавляемой им Партии справедливости и развития (ПСР). Несмотря на то что социологические опросы рисуют противоречивые сценарии, эксперты уверены, что правила игры определяет та поддержка, которую Эрдоган обеспечил себе поэтапными и многолетними реформами.
          Тезис о том, что турецкая оппозиция, объединившаяся в этом году вокруг лидера Республиканской народной партии (РНП) Кемаля Кылычдароглу, может показать неплохие результаты, стал мейнстримным задолго до того, как в феврале во внутренней политике возник новый фактор – фактор стихийного бедствия. Драйвером подобных прогнозов стала ситуация вокруг экономических показателей республики, наложившаяся на проблему сирийских беженцев и сложный внешнеполитический баланс, который Анкара сохраняет между Востоком и Западом. Но слабостью этих прогнозов может оказаться то, что они проектируются без учета того контекста, который за 20 лет сформировался в Турции под влиянием эрдогановских проектов.
          Созданная Эрдоганом ПСР, объединившая исламских консерваторов, правоцентристов и представителей делового сообщества, пришла к власти в ноябре 2002 года, получив по итогам парламентских выборов 34,3% голосов. Это дало ей шанс сформировать правительство. В числе факторов, позволивших ПСР привлечь общественный интерес, был худший с 1970-х годов экономический спад в Турции, осложнявшийся глубокой бесхозяйственностью и рецессией.
          «Старая Турция была плохой во многих отношениях, – вспоминает турецкий политолог Барыш Унлю. – Она была коррумпирована, в ней господствовали стамбульская буржуазия и армия. Многие люди поддержали ПСР, несмотря на то что сами по себе они не были ее сторонниками».
          «Избиратели, оправившиеся от изнурительного экономического кризиса 2001 года, продемонстрировали, что им надоели нестабильные коалиции, коррупция и бесхозяйственность», – подтверждает доцент Школы перспективных международных исследований Университета Джонса Хопкинса Лизель Хинтц. По ее словам, рейтинг ПСР и Эрдогана в нулевых был обеспечен «сочетанием таких ощутимых преимуществ», как экономический рост, масштабные строительные проекты и риторическая стратегия, закрепившая за лидером партии реноме «человека из народа».
          Когда меры жесткой экономии, введенные в Турции в рамках программы Международного валютного фонда 2001–2002 годов, показали тенденцию на ослабление, Эрдоган взял на вооружение политику свободного рынка, которая была необходима в том числе для развития контактов с Западом. Мировой финансовый кризис 2008–2009 годов, конечно, нанес удар по национальным показателям, но в то же время спровоцировал приток иностранных инвесторов, которые находились в поиске прибыли на развивающихся рынках.
          За тот период, пока Эрдоган занимал пост премьер-министра (2003–2014), ВВП Турции возрос в 2,7 раза – с уровня в 303 млрд долл. в 2003 году до 820 млрд в 2013-м. По официальным данным, инфляция в республике сократилась с 45% в 2003 году до 7,5% в 2013-м. После того как Эрдоган занял пост президента в 2014 году, инерция некоторых тенденций в национальной экономике сохранилась. Его инициативами после выборов 2018 года стали усиление контроля над национальной денежной политикой и повышение результативности административной системы, в том числе за счет сокращения ресурсов бюрократии.
          Вместе с тем ПСР вела коррекционную работу над преодолением этнической фрагментированности общества. В середине нулевых Эрдоган провозгласил: «Курдская проблема – моя проблема». На этом фоне его партия приступила к конструированию имиджа безальтернативной представительницы курдских интересов. В свою очередь, парламент принял ряд законов, дающих зеленый свет ограниченному радио- и телевещанию на языках этнических меньшинств и свободному применению национальных языков.
          Внешняя политика за почти 20 лет подвергалась не меньшей модернизации. Долгое время стратегической целью ПСР была интеграция Турции в Евросоюз. Именно в рамках движения к членству правительство запустило реформы, направленные на приведение системы юстиции, сферы гражданского общества и сферы прав человека в соответствие с европейскими стандартами. Но постоянно повышавшаяся планка требований со стороны ЕС заставила Анкару более трезво оценивать договороспособность блока. К 2023 году позиция Турции выкристаллизовалась в концепцию моста между Востоком и Западом, которая находит отражение в активном посредничестве республики в ситуации вокруг Украины.
          В свою очередь, внешнеполитическая идея «ноль проблем с соседями», артикулированная еще в нулевых бывшим премьером Ахметом Давутоглу, поэтапно эволюционировала в тренд на тотальную нормализацию отношений между Турцией и ее бывшими антагонистами на Ближнем Востоке. Это явление носит многофакторный характер, но одним из его определяющих стимулов турецкие эксперты склонны считать заметно поднявшуюся при Эрдогане оборонную промышленность, продукция которой рассматривается другими региональными державами в качестве эффективной альтернативы американскому вооружению.
          В 2022 году Саудовская Аравия и ОАЭ, традиционные соперники Турции в регионе, фигурировали в числе зарубежных игроков, заинтересованных в приобретении беспилотников Bayraktar. В этом январе число стран, подписавших контракты на покупку известных дронов, достигло 28. Если, по оценкам властей, в 2002 году Анкара реализовывала оборонные проекты на 5,5 млрд долл., сегодня эта цифра достигает 60 млрд. Впереди – увеличение бюджета оборонной промышленности до 75 млрд долл., анонсировал Эрдоган в этом месяце.
          Приглашенный научный сотрудник вашингтонского Института Ближнего Востока Говард Эйзенштадт признает, что именно поэтому не доверяет результатам социологических опросов. «Многие сторонние наблюдатели склонны предполагать, что из-за плохой экономической ситуации народ сбежит с корабля, но не обязательно так. Подозреваю, что многие избиратели ПСР вернутся к ней», – резюмирует он. По его словам, многие западные эксперты промахнулись в 2018 году, ожидая, что кампания тогдашнего кандидата от РНП Мухаррема Индже проложит путь для второго тура президентских выборов, но все решилось в первом раунде.

Продолжая использовать сайт, Вы соглашаетесь на использование файлов cookie. Более подробная информация на странице об использовании cookies