КОММЕРСАНТ, 02.02.23
СЕНАТОРЫ ПОСПОРИЛИ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ
Парламент Крыма может лишиться спикера из-за запрета работать по совместительству
Анастасия Корн;,
Александр Дремлюгин
Инициированные КПРФ антикоррупционные поправки могут привести к отставке одного из творцов «Крымской весны», бессменного с 2010 года руководителя крымского парламента Владимира Константинова. Это выяснилось в среду во время обсуждения в Совете федерации закона, разрешающего не публиковать декларации депутатов Госдумы и сенаторов. Один из пунктов этого документа запрещает спикерам региональных парламентов работать на неосвобожденной основе, а господин Константинов, тоже не получающий депутатскую зарплату, с таким требованием, как оказалось, не согласен.
Совет федерации (СФ) 1 февраля одобрил закон, который фактически отменяет декларирование доходов для региональных депутатов, работающих на непрофессиональной основе, и позволяет не публиковать информацию о доходах и имуществе депутатов Госдумы и сенаторов.
Активно обсуждавшийся на прошлой неделе документ снова стал предметом дискуссии — правда, на этот раз внимание сенаторов привлекли не вопросы декларирования, а внесенная ко второму чтению поправка, в соответствии с которой председателем заксобрания региона может быть только депутат, работающий на профессиональной основе.
«Валентина Ивановна, у меня вопрос следующий: а вообще сколько председателей региональных парламентов работают на непрофессиональной основе?» — поинтересовался у спикера СФ Валентины Матвиенко сенатор от Крыма Сергей Цеков, дождавшись, пока докладчик закончит представлять законопроект. «Не знаю»,— честно призналась госпожа Матвиенко. «Я знаю,— поспешил просветить собравшихся господин Цеков.— Трое!» И сообщил, что не будет поддерживать закон из-за этой поправки, так как она направлена персонально против председателя Госсовета Крыма Владимира Константинова.
«На эту поправку, насколько мне известно, было получено отрицательное заключение Государственного правового управления президента,— продолжил Сергей Цеков.— Правительством, аппаратом Госдумы даны заключения, согласно которым данная поправка не поддерживалась. Суть заключения — статус депутата, порядок осуществления депутатской деятельности и ее организации определяется конституцией, уставом или законом субъекта». Сенатор убежден, что принятие таких поправок будет означать для Крыма потерю эффективного руководителя. «Такое решение негативно повлияет в целом на работу крымского парламента, баланс и равновесие всех ветвей власти в республике»,— предупредил господин Цеков.
Председатели заксобраний, работающие на непрофессиональной основе, есть не только в Крыму, отметил сенатор. Но спорная поправка, настаивал он, «осознанно» направлена против Владимира Константинова и предложена его оппонентами в Крыму через фракцию КПРФ в Госдуме.
Сергей Цеков напомнил про заслуги господина Константинова в деле интеграции Крыма в российское правовое поле и «огромную патриотическую работу», которую проводит спикер: в частности, он построил мемориал жертвам фашистской оккупации, ставший основной площадкой для патриотического воспитания в регионе.
«Как-то вас не туда понесло, я извиняюсь,— отреагировала на демарш сенатора Валентина Матвиенко.— Мы очень ценим Константинова, и пусть работает, но я считаю: председатель регионального парламента должен заниматься профессионально освобожденной работой, неся такую огромную ответственность. Причем здесь политическая борьба?» «Это не мной придуманное выступление»,— честно признался господин Цеков, на что спикер удовлетворенно заметила, что так она и думала. Дискуссию закрыл председатель комитета СФ по госстроительству Андрей Клишас, который напомнил, что по Конституции РФ вопросы организации публичной власти субъекта относятся к совместному ведению. «Поэтому, безусловно, законодатель вправе установить ту норму, о которой мы с вами сейчас ведем дискуссию»,— подытожил он.
Отметим, что работающий на непрофессиональной основе руководитель заксобрания — скорее исключение, чем правило, хотя до сих пор такая возможность была предусмотрена законодательством 11 регионов.
Например, в Тульской области неосвобожденный депутат возглавил облдуму в 2020 году, после досрочного сложения полномочий предшественником. Для этого парламентариям пришлось срочно вносить в региональное законодательство поправки, позволяющие их будущему председателю работать на бесплатной основе.
Как рассказал "Ъ" Сергей Цеков, в свете новых событий Владимир Константинов не исключает, что будет вынужден покинуть пост спикера: «Я его вчера спросил: ну что, тебе придется уходить? Он ответил: придется уходить. То есть в 2024 году не будет баллотироваться на должность председателя Госсовета. Поэтому я и выступил. Для Крыма это большая потеря. Придется убеждать его найти возможность для работы в новом формате».
Владимир Константинов в начале девяностых годов основал группу строительных компаний «Консоль», а позже корпорацию «Укрросбуд», которые занимались строительством многоквартирных домов и торговых центров. До присоединения Крыма к России он был постоянным участником рейтинга богатейших граждан Украины. Полномочия главы корпорации господин Константинов сложил перед избранием на пост председателя Верховного совета Автономной республики Крым в 2010 году, а от депутатской зарплаты отказался летом 2021-го, пояснив, что пришел в политику из бизнеса «человеком, уже состоявшимся финансово», и «давно стремился к такому решению». По итогам 2021 года спикер задекларировал доход почти втрое больше, чем годом ранее,— 67,9 млн руб. На вопросы "Ъ" об источниках своих доходов и о том, почему он не сможет продолжить работу спикером на профессиональной основе, Владимир Константинов оперативно не ответил.
Лидер крымских коммунистов Сергей Богатыренко подтвердил "Ъ", что вместе с коллегами обратился к первому зампреду комитета Госдумы по госстроительству Юрию Синельщикову (КПРФ) с инициативой о введении соответствующего ограничения для руководителей заксобраний, но отдельным законом принять ее не получилось, поэтому одобрили позже в виде поправки.
«Конечно, они (соратники спикера Константинова.— "Ъ") будут против. Налицо конфликт интересов, когда одно из высших руководящих лиц Крыма не получает деньги за свою работу, но имеет право заниматься бизнесом»,— подчеркнул коммунист.
ВЕДОМОСТИ, 02.02.23
МАТВИЕНКО ПРЕДЛОЖИЛА «КАРДИНАЛЬНО» УСКОРИТЬ ОСВОЕНИЕ СРЕДСТВ ВО ВРЕМЯ СПЕЦОПЕРАЦИИ
Инициативу спикера Совета Федерации поддержали высокопоставленные сенаторы – и явно поддержит промышленность
Александр Тихонов,
Анастасия Бойко
Спикер Совета Федерации (СФ) Валентина Матвиенко на заседании верхней палаты парламента предложила наложить мораторий на исполнение федерального закона № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» до окончания специальной военной операции на Украине. Она сделала соответствующее заявление после выступления своего заместителя Николая Журавлева, который призвал регионы «оказать максимальное содействие ускорению» реализации инфраструктурных проектов, контракты по которым нужно заключать до 1 июня (по федеральным объектам) и до 1 июля (по региональным).
«Время такое, что нужно ускоряться, игнорировать избыточные процедуры. Коллеги, вы знаете, что 44-й закон дает определенные возможности для гибкости процедур, хотя, конечно, Валентина Ивановна, очевидно, что с учетом новых вызовов этот закон надо очень серьезно разгружать, пересматривать», – заявил вице-спикер. Матвиенко, в свою очередь, обратила внимание на то, что правительство России упорядочило систему госзакупок и сократило сроки по ряду процедур, но это «кардинально не решает проблему». По ее словам, «даже если все идет по плану, остается с 1 июля до конца года практически полгода для освоения средств, которые выделены на социальные объекты, на школы, на детсады, на дороги и т. д.».
Для северных регионов, заметила спикер СФ, «это вообще неприемлемо – там короткий строительный период, потому что морозы и т. д.». Она согласилась с тем, что регионы могут «сдвинуть [сроки] влево», но предложила «с учетом нынешних условий, новой реальности, в которой мы живем, не цепляться за какие-то догмы». «Может быть, наложить мораторий на 44-й закон и дать возможность быстро осваивать средства? Потому что 44-й закон подавался как борьба с коррупцией, наведение порядка. Те, кто воровал, те, кто, как говорится, нечистоплотно себя вел, тот, кто отдавал подряды своим карманным компаниям, – они и в рамках 44-го закона находят пути, а добросовестные компании страдают», – заявила Матвиенко.
Ее предложение сенаторы поддержали аплодисментами. Матвиенко поручила Журавлеву «обратиться в правительство», чтобы «на период до завершения специальной военной операции наложить мораторий и дать право регионам в ускоренном режиме принимать решения по началу строительства инфраструктурных, социальных и иных объектов». «Нельзя из-за теоретических подозрений останавливать всю машину освоения федеральных средств и развития страны», – добавила спикер, уточнив, что также «переговорит с председателем правительства» Михаилом Мишустиным.
«Полагаю, будет правильным наложить мораторий, развязать руки и дать возможность эффективного, а не в спешке, быстрого, некачественного освоения выделения денег на развитие страны и инвестиций в экономику», – заключила Матвиенко.
Журавлев написал в своем Telegram-канале, что мораторий на закон о контрактной системе «позволит заказчикам выбирать наиболее оптимальный способ закупки и существенно сократить сроки процедур, что критически важно в текущий период». Инициативу Матвиенко «решительно» поддержал и другой вице-спикер СФ – Константин Косачев. По его словам, он получает на эту тему много обращений из Марий Эл, которую представляет в верхней палате парламента. «В свое время ФЗ № 44 принимался из самых благих намерений, главными из которых были два: снижение стоимости контрактов для бюджета и исключение коррупционной составляющей. Как показал опыт, ни первое, ни второе реализовать на 100% не удалось», – констатировал Косачев в своем Telegram-канале.
О поддержке инициативы спикера верхней палаты парламента сообщил в своем Telegram-канале и глава комитета по конституционному законодательству Андрей Клишас.
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что предложение Матвиенко необходимо прорабатывать на уровне правительства. О том, чтобы это обсуждалось с Владимиром Путиным, ему не известно. Сама Матвиенко сказала журналистам, что вопрос заранее с правительством не обсуждала, но 31 января он обсуждался на совете верхней палаты парламента.
Высокопоставленный чиновник в беседе с «Ведомостями» назвал идею спикера СФ «абсолютно нереалистичной», поскольку инициативу «не пропустят ни [министр финансов РФ Антон] Силуанов, ни [первый вице-премьер Андрей] Белоусов (курирует Минэк. – «Ведомости»)». «Ведомости» направили запросы этих членов кабмина в пресс-службу Белого дома. Представитель пресс-службы Минфина сказал «Ведомостям», что «действующее законодательство обеспечивает все необходимые инструменты для заключения контрактов в самые сжатые сроки, в том числе как в рамках конкурентных процедур, так и без их использования по решениям органов исполнительной власти субъектов РФ и местных администраций».
«В настоящее время определение исполнителей госконтрактов, в том числе подрядчиков для строительных работ, может быть осуществлено в срок, не превышающий 26 календарных дней при проведении конкурса или 18 календарных дней при проведении аукциона, – отметил собеседник. – При этом для строек может осуществляться закупка «под ключ» одновременно на выполнение работ по проектированию и строительству объекта капитального строительства, а также на оснащение оборудованием». Кроме того, как напомнили в Минфине, с 2022 г. субъекты Федерации и муниципальные образования наделены полномочиями самостоятельно устанавливать любые дополнительные случаи определения единственных поставщиков.
Впрочем, идею, которую высказала с трибуны спикер верхней палаты парламента, однозначно поддержат заказчики из реального сектора экономики. По словам собеседника «Ведомостей» в промышленности, Матвиенко «безусловно своевременно» выступила с инициативой, которая позволит не растягивать на долгие месяцы процесс закупок, особенно в секторе гособоронзаказа. Это не только ускорит процесс взаимодействия в стратегических отраслях, но и придаст импульс развитию реального сектора и экономики в целом, считает собеседник «Ведомостей». По его словам, сейчас промышленность «стонет из-за длительности и забюрократизированности процедур». Это можно назвать консолидированной позицией отрасли, которая, безусловно, найдет поддержку у всех ее представителей, говорит источник «Ведомостей».
Замораживание контрактной системы действительно позволит более оперативно расходовать бюджетные средства, но мораторий, пусть и временный, может перечеркнуть все ее достижения, сказал «Ведомостям» юрист Forward Legal Ростислав Кац. По словам эксперта, контрактная система, создававшаяся для структурирования торгов, которые без нее «находятся в хаосе», «позволила значительно снизить коррупцию» и «процент злоупотреблений на торгах». «Поскольку контрактная система публична и открыта, она успешно обеспечивает как общественный контроль, так и государственный контроль за расходованием бюджетных средств. Если отключить контрактную систему на полгода, правоохранительные органы попросту лишатся этой возможности», – пояснил Кац.
Партнер, адвокат юридической компании «Сотби» Варвара Кнутова также согласна с тем, что мораторий на закон о контрактной системе или некоторые его положения поможет ускорить все процессы, поскольку «процедура проведения закупки не лишена бюрократии, ее запуск и оформление требуют времени, равно как и процесс проведения и подведения итогов». Руководитель проектов «Актион госзаказа» Павел Кушнарев обратил внимание на то, что, хотя Матвиенко и привязывает свое предложение к завершению спецоперации, речь идет обо всех госзакупках. По его мнению, крайне маловероятно, что на действие закона будет полностью наложен мораторий: мгновенная, хоть и временная отмена контрактной системы может парализовать закупки всей бюджетной сферы.
«Технически и юридически остановить действие столь масштабного федерального закона очень сложно. 44-ФЗ дополняют сотни подзаконных актов и отдельных постановлений. Тысячи заказчиков уже запланировали миллионы закупок на 2023 г.», – говорит Кушнарев. Более вероятно, по его мнению, что, к примеру, стройку полностью или частично выведут из-под действия контрактной системы, предложив какой-либо альтернативный механизм, либо все сроки сдвинут влево: чтобы закупки на развитие инфраструктуры начинались раньше и проходили быстрее.
«Компромиссный вариант, при котором 44-ФЗ хоть как-то продолжит действовать, – временный перевод всех закупок в статус неотложных закупок у единственного поставщика», – допускает Кац. В любом случае заказчики смогут просто выбирать поставщика по своему усмотрению, добавил Кац. Он напомнил, что в 2011 г. предлагали ввести мораторий на «предка» современного закона о контрактной системе – закон о закупках № 94. «Но это предложение звучало лишь для научных организаций из-за трудностей, которые у них возникали из-за ужесточившегося регулирования. Такого масштабного моратория, как обсуждается сейчас, не было», – добавил Кац.
КОММЕРСАНТ, 02.02.23
В ОЖИДАНИИ НОРМАЛЬНОСТИ
Эксперты оценили настроения в обществе перед региональными выборами
Андрей Винокуров,
Ксения Веретенникова
В среду Экспертный институт социальных исследований (ЭИСИ) провел круглый стол, на котором обсуждались некоторые особенности намеченных на осень региональных выборов. Участники дискуссии особо отметили их масштабность и фактическое наложение региональной кампании-2023 на президентскую-2024. Эксперты полагают, что в эпоху неопределенности избиратели, тоскующие по «нормальности» и стремящиеся отвлечься от глобальных и федеральных новостей, станут больше интересоваться вопросами развития своих регионов и городов. В то же время участники мероприятия не исключили внезапного появления ближе к выборам новых факторов, способных скорректировать их прогнозы и повлиять на общую ситуацию в стране.
Открывая круглый стол, управляющий директор ЭИСИ по взаимодействию с экспертным сообществом Фирдус Алиев отметил, что «внутри большого электорального цикла» между двумя президентскими выборами предстоящая кампания — самая насыщенная по числу избираемых губернаторов и депутатов заксобраний:
«Что немаловажно, эти субъекты (где проходят выборы.— "Ъ") электорально очень весомые».
Он напомнил, что осенью впервые можно будет понаблюдать за кампаниями в четырех новых субъектах «со всеми особенностями, помноженными на особенности в том числе специальной военной операции и на особенности восприятия формирующейся правовой системы этих регионов».
Научный руководитель Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков заявил, что где-то региональная кампания будет накладываться на предстоящую в 2024 году президентскую, которая начнется чуть раньше официальных сроков. Впрочем, их смысловые повестки все же будут разными, а региональные выборы будут скорее иметь технологическое значение для президентских как важный замер электоральных настроений, пояснил эксперт. Он предложил посмотреть на единый день голосования-2023 как на одну большую кампанию, которая формирует «контур внутренней политики в информационном и смысловом ключе». Этот «контур», по мнению политолога, также будет сформирован предстоящим посланием президента Федеральному собранию. В целом же, по его оценке, власть сохраняет курс на «нормальность» и стабильность.
Политтехнолог Евгений Минченко отметил, что выборы будут проходить в новую эпоху. «Мы ее называем "эпоха страха" — когда уровень тревог у людей, уровень озабоченности завтрашним днем значительно выше, чем раньше. Это делает их выбор более осознанным и более осторожным»,— пояснил эксперт. По его словам, кандидатам на этих выборах придется искать «новый ключик», которым раньше была «новая искренность», а теперь может стать «циничная откровенность».
Политконсультант Мария Сергеева полагает, что доминирующей темой кампании останется «сплочение вокруг флага», но в то же время на фоне общей тревожности люди стали внимательнее относиться к городской и муниципальной повестке.
«Из фокус-групп складывается такое ощущение: лишь бы "не думать о белом слоне", лишь бы не думать о тревоге по поводу завтрашнего дня. Давайте немедленно поговорим о том, как нам обустраивать наши регионы, обсудим все эти программы, давайте говорить о будущем — вот что говорят люди. Есть большой запрос на разговор о будущем»,— разъяснила госпожа Сергеева.
Люди хотят спокойствия, хотят вернуть себе возможность что-то планировать в жизни, согласилась политолог Анна Федорова. По ее мнению, кандидатам на этих выборах придется соблюдать баланс: с одной стороны, им нельзя будет не касаться военно-патриотической тематики, но с другой — им надо работать на успокоение людей и презентацию им какого-то «приятного образа будущего, в котором они наконец отдохнут душой».
Директор по политическому анализу Института социального маркетинга Виктор Потуремский тоже отметил, что сейчас Россия находится в ситуации «максимальной неопределенности»: «Весна этого года будет важной точкой по смысловой перезагрузке аргументации обеих сторон конфликта. Можно ожидать переосмысления его итогов и того, что будет происходить дальше». Он обратил внимание на три электоральные группы, работа с которыми станет вызовом для власти: женщины (ядро провластного электората), семьи мобилизованных (в том числе раненых и погибших) и ветераны (включая инвалидов). В числе возможных угроз эксперт назвал тревогу и страхи населения, ухудшение экономической ситуации, негативные тренды рейтингов власти, снижение доверия к СМИ, обилие разнонаправленных сил в информационном поле. Но наряду с угрозами есть и «возможности», добавил господин Потуремский: «донбасский консенсус», достаточно стабильная экономическая ситуация, «позитивно оцениваемые населением» действия в рамках СВО, опора на признаваемые результаты. В то же время он согласился, что в условиях СВО у населения возрастает запрос на региональную повестку: «Мы находимся под влиянием фактора страха, когда качество плитки, интервалы движения автобусов приобретают максимальную чувствительность». Поэтому люди хотят от власти развития ключевых отраслей экономики, поддержки материального благополучия, помощи мобилизованным и их семьям, обеспечения эффективного управления, демонстрации «общей судьбы», перечислил эксперт. «Евгений Николаевич (Минченко.— "Ъ") сказал слово "циничность". Согласен, но я бы говорил о прагматичности и рациональности. Все-таки есть запрос на эмпатию»,— заключил Виктор Потуремский.
Политолог Александр Асафов, в свою очередь, прокомментировал намерение партий привлекать в качестве кандидатов на выборах участников СВО.
По его мнению, партии могут вести такой рекрутинг, но большой вопрос — будет ли на него отзыв «со стороны окопа». Вряд ли участники СВО видят себя сейчас в электоральном ключе, пояснил эксперт: «Потому что люди заняты. Хотя, конечно, какое-то количество из них, кто вернулся в связи с истечением контракта или по каким-то проблемам со здоровьем, примут участие в выборах, и у них будет преимущество. Но это не будет подавляющим трендом». Тенденция на выдвижение таких кандидатов скорее проявится в кампании по выборам в Госдуму в 2026 году, предположил господин Асафов. Он также предупредил, что делать однозначные прогнозы по поводу ситуации накануне и во время выборов сейчас не стоит, так как все мы находимся в мире «колоссальной политической динамики». «Вероятность "черных лебедей", а точнее, "лебедей цвета хаки", которые могут прилететь в этот электоральный период, высока»,— пояснил свою мысль политолог.
ГАЗЕТА.RU, 01.02.23 12:54
«ЭТО УДАР ПО БЕРЛИНУ». БРАЗИЛИЯ ОТКАЗАЛАСЬ ПОМОГАТЬ УКРАИНЕ, НЕСМОТРЯ НА ПРОСЬБУ ФРГ
Junge Welt: позиция президента Бразилии по Украине стала «двойной пощечиной» канцлеру Шольцу
Мария Шустрова
Президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва унизил канцлера Германии Олафа Шольца и «дал ему двойную пощечину», отказавшись поставлять Украине оружие и не выступив против России, пишет Junge Welt. Он также «нанес Берлину удар», пожелав взаимодействовать с Китаем, считают немецкие журналисты.
Конец «очарования»
Канцлер Германии Олаф Шольц посетил Бразилию. Вместе с бразильским президентом Луисом Инасиу Лула да Силва он выступил на пресс-конференции. Журналисты Junge Welt уверены, что бразильский лидер дал «двойную пощечину» немецкому коллеге.
«Бразилия имеет снаряды для «Гепард» (зенитная самоходная установка (ЗСУ) — «Газета.Ru») с тех пор, как приобрела его для защиты своих стадионов на чемпионате мира по футболу 2014 года. Но он не желает участвовать в войне на Украине и поэтому не вывозит боеприпасы», — говорится в статье.
Лула также подчеркнул, что «Бразилия – страна мира». По мнению авторов материала, это заявление перечеркивает усилия Германии, «которая так любила изображать из себя «миролюбивую державу», и делает ее «страной войны».
В статье отмечается, что «вторую пощечину» Шольцу Лула нанес тем, что не позволил себе «занять политическую позицию против России, а напротив, выступил с инициативой переговоров в войне на Украине».
«Тем самым он (Лула да Силва – «Газета.Ru») ставит Бразилию не только между Украиной и Россией, но и фактически между Россией и Западом: как самостоятельный полюс силы. Кроме того, он хочет вовлечь Китай в посреднические усилия и тем самым утвердить за Пекином ключевую позицию в мировой политике. Это является следующим ударом по Берлину», — говорится в статье.
Журналисты также отметили, что Шольц «попытался замаскировать разногласия и подчеркнуть общие черты, такие, как желание, чтобы Соглашение о свободной торговле ЕС с МЕРКОСУР, наконец, было заключено под эгидой Организации Объединенных Наций». МЕРКОСУР — общий рынок стран Южной Америки, экономическое и политическое соглашение между Аргентиной, Бразилией, Уругваем, Парагваем и Венесуэлой.
Авторы материала напомнили, что некоторые страны Евросоюза, в том числе Франция, «до сих пор сдерживались» и не поддерживали идею заключения Соглашение о свободной торговле ЕС с МЕРКОСУР. Они действовали «в интересах своих производителей сельскохозяйственной и мясной продукции, которые хотели предотвратить конкуренцию со стороны Южной Америки».
Но и в случае с МЕРКОСУР наметились разногласия между Германией и Бразилией, когда Лула да Силва объявил, что заключение соглашения должно «продемонстрировать, насколько гибки» все стороны договора. Он уверен, что европейцы тоже должны «проявить гибкость».
«Возможно, времена, когда Запад мог не только диктовать войну и мир, но и в одностороннем порядке сдерживать разграбление глобального Юга <…> прошли», — предположили авторы статьи.
Они также напомнили, что у президента Германии Франка-Вальтера Штайнмайера «наступило очарование», когда его бразильский коллега только вступил в должность в начале 2023 года. Тогда немецкий политик отметил, что ему «приятно знать, что Бразилия вернулась на международную арену». Ту же политику «очарования» продолжил и Шольц, приехав с визитом в Бразилию. Однако ФРГ и Бразилия так и не стали «близкими партнерами», считают авторы материала.
Отказ от поставок вооружений Украине
Накануне Лула да Силва заявил, что власти Бразилии не намерены передавать третьим странам оружие и боеприпасы, которые впоследствии могут быть использованы в конфликте на Украине.
«Бразилия не заинтересована в передаче вооружений, чтобы они использовались в войне между Украиной и Россией», — сказал он на совместной пресс-конференции с Шольцем.
По словам да Силвы, «Бразилия — мирная страна и потому не хочет ни коим образом, даже косвенно, участвовать» в каком бы то ни было конфликте. Глава государства также призвал заняться поисками посредников для достижения мира на Украине.
«Поэтому Бразилия приняла решение не передавать боекомплекты, потому что мы не хотим, чтобы они использовались в войне против России», — пояснил он.
За день до этого президент Аргентины Альберто Фернандес после встречи с Шольцем также заявил, что его страна и другие государства Латинской Америки не рассматривают возможность отправки оружия ни на Украину, ни в какую-либо другую конфликтную зону.
24 января президент Колумбии Густаво Петро сообщил, что США обратились к нему с просьбой передать Украине имеющиеся вооружения российского и советского производства, однако его страна отказалась это сделать. Кроме того, на прошлой неделе бразильская газета Folha de S.Paulo опубликовала статью, в которой объявила, что Бразилиа не собирается передавать Киеву боекомплекты для немецких танков Leopard, несмотря на просьбы Берлина.