Обзор прессы за 7 февраля 2023 года

06.02.2023
Обзор прессы
ВЕДОМОСТИ, 07.02.23
          ПРЕЗИДЕНТ ВЫСТУПИТ С ПОСЛАНИЕМ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ ЧЕРЕЗ ДВЕ НЕДЕЛИ
          Ориентировочная дата – 21 февраля
 
Елена Мухаметшина,
Максим Иванов
 
          Послание президента Федеральному собранию, вероятнее всего, состоится 20–22 февраля, сказали «Ведомостям» три высокопоставленных парламентария. Эту вилку с датами назвали «Ведомостям» еще два собеседника в Госдуме.
          Правда, и депутатам, и сенаторам официально дату послания еще не называли.
          Собеседник в госструктурах обращает внимание на плотный график президента 22 февраля, после которого начнутся выходные в связи с празднованием Дня защитника Отечества. Поэтому было бы логичнее выступить с посланием до этого, когда, с одной стороны, плотность мероприятий не так высока, а с другой – люди не начали отдыхать, рассуждает он.
          По словам еще одного чиновника, он слышал о подготовке к оглашению послания в 20-х числах февраля. По словам другого высокопоставленного сотрудника госструктур, послание пройдет 20-го или 21-го числа. Во всяком случае, заявил он «Ведомостям», «вероятность весьма высока».
          Близкий к администрации президента (АП) источник «Ведомостей» говорит, что «ориентировочная дата» послания – 21 февраля, но окончательное решение будет принято в пятницу, 10 февраля. О том, что на Старой площади обсуждается именно эта дата, знает еще один близкий к АП источник «Ведомостей».
          По Конституции президент обращается к Федеральному собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Последний раз послание президента было 21 апреля 2021 г. Традиционно с 2019 г. президент выступал с посланием по средам, а до этого – по четвергам.
          В 2022 г. послание президента не состоялось. Подготовка к нему велась в начале 2022 г., писали «Ведомости», а состояться оно должно было в феврале-марте. Но работа над ним приостановилась, поскольку 21 февраля президент подписал указы о признании ДНР и ЛНР независимыми государствами, а затем, 24 февраля, объявил о начале военной операции на Украине.
          Президент не выступал с посланием и в 2017 г. В итоге он обратился к Федеральному собранию 1 марта 2018 г., когда шла избирательная кампания по выборам президента.
          В декабре 2022 г. журналисты спрашивали у президента, почему послание не состоялось. Путин как раз сослался на схожую ситуацию в 2017 г. «Динамика событий очень большая, ситуация развивается очень динамично, поэтому очень, не очень, но сложновато было зафиксировать прямо в конкретный момент времени результаты и конкретные планы на ближайшее время. Мы это сделаем в начале года, безусловно», – сказал президент журналистам. При этом он отметил, что так или иначе в своих выступлениях он затрагивал какие-то вещи из тех, которые могли быть сказаны в послании.
          Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков 2 февраля 2023 г. говорил журналистам, что Кремль своевременно проинформирует их о дате послания. «Ведомости» направили запрос Пескову о дате послания, но ответа пока не получили.
          6 февраля «Ведомости» сообщали, что с 13 по 16 февраля президент проведет встречи с лидерами пяти думских фракций. Встречи с Геннадием Зюгановым (КПРФ) и Леонидом Слуцким (ЛДПР) намечены на 13 февраля, 14 февраля пройдет встреча с Сергеем Мироновым («Справедливая Россия»), 15 февраля – с Алексеем Нечаевым ( «Новые люди»), 16 февраля – с Владимиром Васильевым («Единая Россия»).
          Близкий к кремлевской администрации собеседник «Ведомостей» отмечал, что традиционно такое общение проходит во время работы над посланием президента Федеральному собранию. По словам еще одного источника «Ведомостей», окончательно с датой послания Путин может определиться за 1–2 дня до намеченной им даты: «Это его решение».
 
ГАЗЕТА.RU, 06.02.23 14:51
          СБОР ДНК ПОДОЗРЕВАЕМЫХ, ОТМЕНА ДЕКЛАРАЦИЙ О ДОХОДАХ. КАКИЕ ЗАКОНЫ ПОДПИСАЛ ПУТИН
          Президент РФ Путин подписал закон о сборе геномной информации у осужденных и подозреваемых
 
Мария Шустрова
 
          Президент России Владимир Путин в понедельник подписал несколько законов. Среди них – документ об обязательном сборе геномной информации у всех подозреваемых, а также отмена обязанности парламентариев публиковать декларации о доходах. Как изменилось законодательство России – в материале «Газеты.Ru».
          Сбор ДНК
          Президент России Владимир Путин подписал в понедельник закон об обязательном сборе геномной информации у всех подозреваемых. Новый документ опубликован на официальном портале правовой информации, он вступит в силу через 90 дней.
          Теперь, в соответствии с нововведением, у всех осужденных и подозреваемых в преступлении, а также у лиц под административным арестом будут собирать биометрические персональные данные, включая кодированные данные об определенных фрагментах ДНК.
          При этом геномная информация подозреваемых будет уничтожаться, если эти граждане получат право на реабилитацию на основании поданного ими заявления в органы внутренних дел по месту жительства.
          Законопроект внесли на рассмотрение Госдумы еще 3 ноября 2020 года. Комитет ГД по безопасности в январе порекомендовал палате принять его во втором чтении. 1 февраля инициативу одобрил Совет Федерации.
          Ранее пробы ДНК брались только у осужденных за совершение тяжких и особо тяжких преступлений.
          Декларация доходов
          Путин также подписал закон, по которому с парламентариев снимается обязанность публиковать декларации о доходах. Теперь декларации депутатов и сенаторов будут публиковаться в обобщенном виде без указания персональных данных.
          Предполагается, что на «официальных сайтах региональных законодательных органов и представительных органов муниципальных образований будет размещаться обобщенная (статистическая) информация об исполнении или ненадлежащем исполнении депутатами обязанности представлять соответствующие сведения».
          Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков ранее предупреждал, что законопроект не означает, что подача деклараций будет остановлена — она продолжится, несмотря на то что «условия СВО вносят свою специфику».
          Кроме того, документ предусматривает возможность непредоставления деклараций муниципальными и региональными депутатами, которые осуществляют полномочия на непостоянной основе.
          Согласно закону, теперь основанием для прекращения полномочий регионального или муниципального депутата может стать его отсутствие без уважительных причин на заседаниях законодательного органа шесть месяцев подряд.
          29 декабря 2022 года глава государства подписал указ, отменяющий публикацию в интернете и СМИ деклараций чиновников о доходах, расходах и других сведений об их имуществе на время военной спецоперации.
          Закон о пробации для осужденных
          Кроме того, в понедельник Путин подписал закон о введении института пробации для осужденных. Подготовленный Минюстом законопроект был внесен в Госдуму 10 ноября прошлого года.
          Согласно документу, определяются три вида пробации — исполнительная, пенитенциарная и постпенитенциарная. Первый вид предлагается использовать, когда наказание не связано с изоляцией осужденных от общества. Второй будет практиковаться в колониях и исправительных центрах для подготовки заключенного к освобождению. А третий будет необходим для социальной адаптации и реабилитации освободившихся граждан.
          Уточняется, что инструментом пробации будет индивидуальная программа ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации человека.
          Прием и хранение оружия
          Путин также подписал закон о приеме и временном хранении изъятого и сданного оружия территориальными органами МВД России. Документ разработало правительство России, оно предложило внести изменения в законы «Об оружии», «О полиции» и «О войсках национальной гвардии Российской Федерации».
          Теперь территориальные органы МВД России получат полномочия осуществлять прием и временное хранение изъятого, добровольно сданного и найденного огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ и основных частей огнестрельного оружия. Затем в течение срока, не превышающего четырех месяцев, нужно будет вернуть оружие собственнику на основании решения территориального органа Росгвардии или передать его в территориальный орган Росгвардии.
          Росгвардия в свою очередь получает право принимать от органов внутренних дел, хранить и уничтожать добровольно сданное и найденное оружие.
          Возвращение специалитета
          Еще один закон, подписанный главой государства, наделяет научные организации правом обучать студентов по программам специалитета.
          В пояснительных материалах к документу отмечается, что перечень научных организаций, которым разрешат вернуться к специалитету, определит правительство.
 
КОММЕРСАНТ, 07.02.23
          ЗА ТЕРРОРИСТАМИ СОХРАНИЛИ ПРАВО НА ЖИЗНЬ
          Правительство забраковало депутатский законопроект о возвращении смертной казни
 
Ксения Веретенникова
 
          Комиссия правительства РФ по законопроектной деятельности в понедельник утвердила отзывы на ряд рассматриваемых в Госдуме депутатских законопроектов. Среди одобренных инициатив — проекты о создании судов и отборе судей в Херсонской области. Отрицательный отзыв кабмин дал на законопроект единоросса Олега Матвейчева о введении смертной казни за совершение теракта. Также комиссия не поддержала идею обязательного размещения фотографий кандидатов на избирательных участках — по мнению автора поправок, эсера Дмитрия Гусева, это помогло бы в борьбе с «двойниками».
          Всего на заседании комиссии кабмина по законопроектной деятельности 6 февраля были утверждены 11 проектов заключений и официальных отзывов правительства, которые после подписи вице-премьера и главы правительственного аппарата Дмитрия Григоренко будут направлены авторам инициатив.
          Безоговорочную поддержку правительства получили законопроекты единороссов Павла Крашенинникова и Ирины Панькиной, а также сенатора Андрея Клишаса о создании судов и об отборе кандидатов в их первоначальные составы на территории Херсонской области. Первый документ предусматривает создание в этом новом субъекте РФ федеральных судов общей юрисдикции, в том числе военного и арбитражного. Второй проект устанавливает порядок проведения конкурсного отбора кандидатов в первоначальные составы судов Высшей квалификационной коллегией судей РФ. Преимущественное право закрепляется за гражданами России, работавшими судьями в Херсонской области на момент принятия ее в состав РФ.
          Однозначно отрицательный отзыв правительственная комиссия дала на предложение единоросса Олега Матвейчева ввести смертную казнь за совершение террористического акта, а также увеличить сроки лишения свободы за содействие террористической деятельности, публичные призывы к терроризму, публичное оправдание и пропаганду терроризма. Авторы отзыва сослались на правовую позицию Конституционного суда, отраженную, в частности, в его постановлении от 19 апреля 2010 года и в определении от 19 ноября 2009 года. В них говорится, что в России в настоящее время действует «конкретизирующий закрепленные Конституцией РФ гарантии права на жизнь комплексный мораторий на применение смертной казни». Кроме того, согласно Уголовно-процессуальному кодексу, преступления, связанные с террористическими актами, не относятся к компетенции присяжных заседателей, тогда как, согласно Конституции, обвиняемый в преступлении, за которое может быть назначена смертная казнь, имеет право на рассмотрение своего дела судом присяжных. Что же касается увеличения сроков за преступления террористической направленности, то эта идея, по мнению правительства, недостаточно обоснована в пояснительной записке к законопроекту. Кроме того, в ней «отсутствует анализ результатов правоприменительной практики и комплексная оценка социально-экономических, политических и иных последствий принятия соответствующего федерального закона», отмечается в отзыве.
          «К сожалению, здесь действительно трудно найти компромисс. Стоило бы принять такой закон, чтобы не было пособников терроризма, наша правовая система пока не подразумевает смертную казнь за подобные преступления. Возможно, время еще не пришло, и нужно подождать»,— сказал "Ъ" господин Матвейчев. В то же время он напомнил, что Россия приостановила сотрудничество с Советом Европы, в рамках которого и был принят мораторий на смертную казнь.
          Правительство дало отрицательный отзыв и на поправки к закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», которые летом прошлого года внес в Думу депутат от «Справедливой России — За правду», лидер московских эсеров Дмитрий Гусев. Он предложил обязать избиркомы выставлять фотографии кандидатов на стендах избирательных участков и указывать в бюллетенях внутригородской район проживания кандидата, если он зарегистрирован в городе федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь). По мнению депутата, такие поправки позволят эффективнее бороться с технологией «двойников», которая по-прежнему применяется на выборах. Летом в поддержку законопроекта высказывались московские коммунисты и «яблочники», не раз страдавшие от «двойников» во время избирательных кампаний. Напомним, сейчас ст. 61 упомянутого закона относит к обязательной для размещения на стендах информации лишь биографии кандидатов, указание о форме их выдвижения, сведения о доходах и имуществе и данные о «фактах представления кандидатом недостоверных сведений».
          Свой отказ поддержать законопроект господина Гусева правительство объяснило тем, что действующее регулирование «не исключает» размещения фотографий на стендах и подобные вопросы решают сами избирательные комиссии, организующие выборы. Требование же указывать район, по мнению кабмина, может привести к «несогласованности в системе федерального избирательного законодательства».
          Сам Дмитрий Гусев по-прежнему уверен в важности своей инициативы. В доказательство он приводит случай на выборах в Санкт-Петербурге, где в 2021 году выдвинулись сразу трое кандидатов по имени Борис Вишневский (двое из них специально сменили имя и фамилию, чтобы стать конкурентами известного в городе члена партии «Яблоко»). «Эта технология имела смысл в 90-е годы, когда избиратели были неискушенными, но теперь это смотрится очень смешно. Тем не менее она применяется. Мы за то, чтобы люди знали в лицо как своих кандидатов, так и жуликов, которые пытаются их обмануть»,— сказал господин Гусев. Он также отметил, что указание на район очень важно для городов федерального значения, потому что это подчеркивает связь кандидата с избирателями. Этот вопрос прорабатывался с юристами и, по их мнению, подобные изменения нужно вносить именно в федеральное законодательство, добавил депутат.
 
НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА, 06.02.23 20:42
          ГОСДУМА ВЕРНЕТ ХЕРСОН В РОССИЮ ПО ЗАКОНУ
          Создание федеральных судов в новых регионах требует много времени и денег
 
Иван Родин
 
          На решение Госдумы 8 февраля выносятся законопроекты о создании в Херсонской области федеральных судов. По ДНР, ЛНР и Запорожской области они приняты в первом чтении, но их движение приостановлено. Причина тому, во-первых, деньги, а во-вторых, вопрос о своевременности мирной юстиции в зоне военного положения. В-третьих, споры о границах правосудия РФ: Запорожского горсуда, например, не предполагается, а Херсонский – запланирован.
          Для Херсонской области предлагается общая для четырех новых субъектов РФ схема. Набор судей по конкурсу проводит Верховный суд (ВС), который в нужный момент и объявляет о готовности региона к вхождению в федеральную систему. В отношении ДНР, ЛНР и Запорожской области аналогичные пакеты – по паре законопроектов в каждом были приняты в первом чтении в декабре.
          По Херсонской же области получилось более чем месячное отставание, но анализ соответствующего законопроекта показывает, что пауза с ним была необходима. Например, второй документ во всех парах одинаковый по цели – определить границы судебных территорий, но по содержанию между ними есть существенные различия. К примеру, республики Донбасса получают городские и районные суды вне зависимости от того, контролируют ли какую-то местность российские или украинские войска. А потому по закону в той же ДНР создаются, скажем, и Артемовский, и Славинский горсуды.
          В Запорожье одноименных городского и районного судов не предполагалось явно ввиду неподконтрольности этих административных единиц. Но вот для Херсонщины этот принцип опять не применяется – горсуд данного города в законопроекте прописан. И после появления этого документа стало ясно, что законодатель решил применить в данном деле два разных подхода. Вряд ли это придумали формальные авторы – сенатор Андрей Клишас, депутаты Госдумы Павел Крашенинников и Ирина Панькина. Тем более вряд ли на это решился бы и ВС, который, похоже, хотя и составил нужные тексты, но не по своей инициативе, а по указанию сверху. Хотя все четыре новых субъекта РФ уже записаны в Конституцию, на территориальную целостность ДНР и ЛНР посмотрели исходя из принципа де-юре, а для Запорожья и Херсонщины оказалось достаточно принципа де-факто. Поскольку фактическое обладание территориями было разным: город Херсон какое-то время формально входил в состав РФ, а город Запорожье – нет, то исходя из этого и выстроили сетку федеральных судов.
          Напомним, что 29 ноября прошлого года президент Владимир Путин, выступая на X всероссийском съезде судей, заявил, что в новых регионах федеральные суды следует создать «максимально оперативно». По обыкновению такие публичные высказывания главы государства означают, что он уже интересовался ходом процесса у отвечающих за него лиц, но определенных ответов получить не смог. В пояснительных записках к каждому из региональных пакетов парламентарии отмечают, что они помнят об указании Путина. Однако вот в заключении профильного комитета по херсонским проектам, а этот комитет возглавляет тот же Крашенинников, звучит уже несколько иная мелодия – мол, необходимо «дополнительно проработать вопрос сроков и механизмов вступления в силу».
          Причин такой осторожности видится сразу несколько, причем одна из них совершенно очевидна – это деньги, другие же лучше отнести к разряду предположений. Что касается денег, то между законопроектами по Херсонской области и предыдущими разница в том, что под те были подготовлены финансово-экономические обоснования немалых бюджетных расходов, а под последнюю по поступлению инициативу такового нет. Указывается, что затраты будут произведены в рамках тех ассигнований, которые уже выделены на функционирование судебной системы РФ в 2023-м и последующие пару лет. В отношении же ДНР, ЛНР и Запорожской области речь шла как минимум о десятке миллиардов рублей на протяжении трех лет – и правительство отреагировало на это достаточно жесткими заключениями. То есть не поддержать законопроекты кабинет министров, конечно, не посмел, но указал, что с деньгами пока не все понятно. При этом парламентариям еще не было поставлено на вид нарушение Конституции, ведь те внесли затратные законодательные инициативы, не дожидаясь ответа от правительства.
          Короче говоря, очевидно, что распространение федеральной судебной системы на новые регионы быстрым не станет, но не только из-за финансовых трудностей. Не меньше затруднений составляет кадровый дефицит. Во всех законопроектах сказано, что преимущество при заполнении вакансий будет отдано уже работающим на местах судьям. Понятно, что в ДНР и ЛНР они есть, причем уже давно не украинские. В Северной же Таврии суды имеются сугубо формально, считается, что они как бы действуют, но это единичные истории. Кстати, нехватка кадров – это проблема всех пророссийских властных структур в Запорожье и на Херсонщине, причем в последнем случае она просто глобальная.
          Например, на официальном ресурсе обладминистрации размещается объявление о приеме на работу в аппарат нового правительства. И хорошо заметно, что разыскиваются именно главные и ведущие сотрудники, то есть те, у которых есть немалый шанс как-нибудь утром или вечером подорваться в автомобиле, заминированном украинскими диверсантами. Поэтому-то третья причина торможения судебной реформы как минимум в двух самых новых субъектах РФ – это неуверенность в их дальнейшем существовании. Но одно дело, когда в этом сомневаются люди на местах, а совсем другое – высокопоставленные федеральные чиновники или сенаторы с депутатами.
 
НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА, 06.02.23 20:03
          ИРАН ПРИВЛЕКАЕТ КИРГИЗИЮ ВЫХОДОМ К МОРЮ И ДРОНАМИ
          Бишкек старается не испортить отношения с Москвой
 
Виктория Панфилова
 
          Президент Киргизии Садыр Жапаров посетит c официальным визитом Иран. В Тегеране также ожидают и киргизскую военную делегацию. Об этом сообщил посол Исламской Республики Иран (ИРИ) в Киргизии Саид Харрази. Тегеран предлагает Бишкеку развивать транзитно-транспортное сотрудничество – использовать возможности иранских портов Бандер-Аббас и Чабахар для выхода в открытое море. В военной сфере – «присмотреться» к иранским разведывательным беспилотным аппаратам (БПА) «Абабиль-2».
          Президенты Киргизии Садыр Жапаров и Ирана Эбрахим Раиси встречались в сентябре в Самарканде на полях саммита ШОС. Раиси заверил, что Иран готов поделиться с Киргизией своим опытом и достижениями в науке и технологиях, а также взаимодействовать на региональном уровне с Узбекистаном, Казахстаном, Таджикистаном и Туркменистаном.
          Глава Ирана назвал развитие отношений с соседями и региональными государствами одним из приоритетов правительства. Тегеран заинтересован в том, чтобы страны Центральной Азии, не имеющие выхода в открытое море, использовали иранские порты Бандер-Аббас и Чабахар.
          По мнению политолога Марса Сариева, Киргизия наименее из всех стран Центральной Азии вовлечена в сотрудничество с Ираном. Возможность для развития торгово-экономических отношений была, но Бишкек ею не воспользовался. «Еще в 2009 году Бишкек получил участок в Свободной экономической зоне (СЭЗ) в порту Бандер-Аббас, но он все это время простаивал. За 15 лет киргизская сторона там не смогла построить своих терминалов. Иранская сторона этот участок вернула себе. Сегодня Иран предлагает Бишкеку использовать свои порты для переброски товаров на рынки других стран или поставок в Киргизию. Но дело в том, что торговать Киргизии особенно нечем», – сказал «НГ» Марс Сариев. По его словам, на экспорт республика отправляет текстиль и продукцию сельского хозяйства. Но все эти товары отправляются в Казахстан и Россию. Единственная возможность для Киргизии – это транзит. «За нами Китай, у которого хорошие отношения с Ираном. Поэтому для Пекина, который и является разработчиком транспортной стратегии, Киргизия – только звено в проекте «Один пояс – один путь». Летом начнется строительство железной дороги Китай–Киргизия–Узбекистан, которая состыкуется с другими магистралями и через Туркменистан и Каспий выйдет в Иран и Турцию.
          Исполнительный директор Центра стратегических решений «Аппликата» Кубат Рахимов cказал «НГ», что транзитный маршрут через Иран киргизский бизнес уже освоил, а вот получить площадку для строительства своих терминалов было бы интересно. «Однако если в случае Казахстана, который договаривается о получении участка в иранской СЭЗ, это понятно и прозрачно, потому как есть биржевые позиции, такие как зерно, мука, металл, нефть и нефтепродукты, то в случае с Киргизией нет таких товарных позиций, которые нуждались бы в массовом представлении на берегу той или иной акватории. У Киргизии нет опыта морских коммуникаций, нет кадров и нет возможности инвестировать в иранские порты. Поэтому принимать такой «подарок» нужно с осторожностью», – отметил эксперт.
          По его мнению, этот проект имел бы право на жизнь, если бы это было совместное ирано-российско-киргизское предприятие: «Киргизия, хотелось бы надеяться, в ближайшее время не попадет под санкции, тогда как Иран и Россия уже находятся под жестким прессингом. Возможна какая-то конфигурация, которая использовала бы неподсанкционную часть киргизской экономики в рамках развития таких проектов. Но здесь два момента: о таких проектах не говорят вслух. Второе – токсичность санкционных режимов имеет свойство распространяться, поэтому киргизские предприятия и банки, которые будут вовлечены в проекты по развитию инфраструктуры иранских портов, могут попасть под санкции».
          Более интересным для Киргизии может стать сотрудничество в военной сфере. Как сообщил посол Саид Харази, в Тегеран приглашена киргизская военная делегация для ознакомления с возможностями Ирана. «Мы готовы к обмену опытом в военных достижениях со всеми дружественными странами», – сказал посол. Он отметил, что, вероятнее всего, Киргизию заинтересует иранский беспилотник «Абабиль-2». Он, по словам начальника Генштаба МО Ирана Мохаммада Багери, обладает только разведывательными возможностями и не оснащен оружием и наступательной техникой. Однако в открытых источниках говорится, что «Абабиль-2» может быть использован как дрон-камикадзе.
          «Но киргизскому правительству нужно думать над возможными санкционными последствиями. Если резко интенсифицировать сотрудничество на иранском направлении, то можно под удар поставить российско-киргизское сотрудничество – Киргизия является важной прокси-страной для России. Через Киргизию идут платежи, заходит товар по параллельному импорту. Поэтому надо постараться, чтобы опрометчивыми действиями не нанести ущерб более важным стратегическим отношениям по осям Киргизия–ЕАЭС и Киргизия–Россия», – резюмировал Кубат Рахимов.

Продолжая использовать сайт, Вы соглашаетесь на использование файлов cookie. Более подробная информация на странице об использовании cookies