Обзор прессы за 1 апреля 2024 года

1 апреля
Обзор прессы

ВЕДОМОСТИ, 01.04.24

В РФ СОЗДАДУТ ОТВЕТСТВЕННОЕ ЗА МЕЖНАЦИОНАЛЬНУЮ И МИГРАЦИОННУЮ ПОЛИТИКУ ВЕДОМСТВО

Оно может оказаться в прямом подчинении президента

Елена Мухаметшина

Дмитрий Гринкевич,

Максим Иванов,

Анастасия Бойко

Власти обсуждают создание нового ведомства, которое должно отвечать за межнациональную и миграционную политику. Об этом «Ведомостям» сказали пять источников: три источника, близких к администрации президента (АП), и два – близких к правительству. Предполагается, что новое ведомство будет напрямую подчиняться президенту, говорят сразу несколько источников «Ведомостей», сейчас в прямом подчинении главы государства находятся как министерства (МВД, МИД, МЧС, Минобороны, Минюст), так и другие органы (СВР, ФСБ, ФСО, Росгвардия, Росфинмониторинг, Росархив, ГУСП, УДП и фельдъегерская служба).

По словам двух собеседников «Ведомостей», сейчас прорабатывается структура нового ведомства. Но финально ее формат не определен. В частности, три источника «Ведомостей» отмечают, что это может быть министерство, которое, по сути, совместит те полномочия, которые сейчас есть у Федерального агентства по делам национальностей (ФАДН) и Главного управления по вопросам миграции МВД.

Еще два источника отмечают, что у нового ведомства может быть статус агентства в подчинении президента с такими же широкими полномочиями. По словам одного из этих собеседников «Ведомостей», новое федеральное ведомство будет заниматься всеми вопросами, которые касаются миграции и межнациональных отношений. Оно будет находиться в подчинении главы государства, подтверждает он, точнее, «в контуре Управления президента по внутренней политике» (УВП), полномочий которого де-факто и касается регулирование этих вопросов.

Тема создания нового ведомства «действительно актуализировалась», говорит еще один собеседник «Ведомостей», близкий к АП.

28 марта проходило заседание президиума Совета при президенте по межнациональным отношениям, который обсуждал подготовку к большому заседанию с участием президента 24 апреля, где могут затронуть эту тему, не исключают два источника «Ведомостей».

Собеседники затрудняются сказать, кто бы мог возглавить новое ведомство, но в связи со спецификой порученных этой структуре задач уверены, что это будет высокопоставленный сотрудник одной из силовых структур. К примеру, выходцами из спецслужб являются и нынешний глава ФАДН Игорь Баринов, и куратор межнациональных отношений в УВП Анатолий Вылегжанин. Еще один близкий к Старой площади источник «Ведомостей» полагает, что все разговоры о новой структуре органов исполнительной власти преждевременны до мая.

Вопрос с историей

Вопрос о Миннаце уже неоднократно поднимался на разных уровнях, напоминает депутат Госдумы, член президиума Совета по межнациональным отношениям Ильдар Гильмутдинов («Единая Россия»): «Но это полностью прерогатива президента. Он слышит все предложения. А будет в итоге или нет новое ведомство, мы узнаем, когда президент выскажет свое мнение по структуре правительства».

В декабре 2023 г. во время «Итогов года» Владимир Путин говорил о необходимости специального органа («не только МВД, которое занимается техническими правовыми вопросами»), регулировавшего бы тему миграции «в комплексе». Госдума по итогам правительственного часа Баринова, который проходил 24 мая 2023 г., рекомендовала правительству рассмотреть предложение о расширении полномочий ФАДН и создании Миннаца.

«В течение последних лет мы предлагаем разные инициативы по развитию национальной политики», – говорит и другой член президиума Совета по межнациональным отношениям, депутат Госдумы Геннадий Семигин («Справедливая Россия»): «Одной из них является создание Миннаца». Задача в том, чтобы сконцентрировать все полномочия, функции, ресурсы в этом ведомстве, говорит он: «Министерство должно подчиняться президенту страны напрямую, потому что эффективность реализации нацполитики – залог национальной безопасности нашей страны». Также он считает, что было бы необходимо создать и Федеральную миграционную службу (ФМС), которая бы находилась в подчинении у нового министерства либо у кого-то еще.

«Ведомости» направили запросы пресс-секретарю президента Дмитрию Пескову, в ФАДН, МВД и правительство.

Проблема мигрантов

В зависимости от внимания, которое власти уделяли национальной и миграционной политике последние 30 лет, увеличивался или понижался статус ответственных чиновников. С 1994 г. существовало Министерство по делам национальностей и региональной политике, которое до 2001 г. пережило несколько реорганизаций и переименований, пока не было упразднено. После его ликвидации функции были переданы МДВ и частично распределены между МИДом и Минэкономразвития.

В 2001–2004 гг. национальную политику курировал «министр без портфеля» Владимир Зорин. С 2004 по 2014 г. действовало Министерство регионального развития, частично ответственное за национальные отношения, а после его упразднения в 2015 г. было создано ФАДН (среди задач – мониторинг межэтнических отношений и предотвращение конфликтов). ФМС же была создана при Минтруде в 1992 г., затем в 2004 г. перешла в ведение МВД. С 2012 г. ФМС стала подчиняться напрямую правительству, в 2016 г. ведомство было упразднено, а его функции перешли в Главное управление по вопросам миграции МВД.

Когда в 1990-е гг. ФМС возглавляла Татьяна Регент, у нее был доступ к президенту и это «здорово помогало продвигать решения, несмотря на тяжелые времена, когда в России было более 10 млн беженцев из бывших советских республик», говорит экс-замглавы ФМС (2006–2008 гг.), эксперт по миграции Вячеслав Поставнин. В 2000-е представители ФМС еженедельно собирались у премьера, что тоже помогало быстро решать вопросы, а заседания заканчивались поручениями правительства, продолжает он: «Поэтому если сейчас мы хотим изменений, то прямое подчинение президенту структуры, связанной с миграционной и национальной политикой, было бы хорошим шагом».

Создание нового ведомства обусловлено необходимостью комплексно заниматься интеграцией мигрантов в социокультурную среду нашей страны, считает исполнительный директор экспертного клуба Центра стратегических разработок Асхаб Индарбаев: «Важно было бы создать по стране сеть специальных центров доиммиграционной подготовки, которые занимались бы адаптацией мигрантов в России». По его словам, сейчас в стране поставлено на миграционный учет 16,5 млн иностранных граждан, которые трудятся в различных сферах: ЖКХ, строительстве, логистике, сфере услуг.

КОММЕРСАНТ, 01.04.24

ДЕПУТАТЫ СОВМЕСТЯТ ПРИЯТНОЕ С ПОМПЕЗНЫМ

Чем займется Госдума в апреле

Григорий Лейба

Ключевыми пунктами апрельской повестки Госдумы станут ежегодные отчеты глав правительства и Банка России. Вместе с тем депутаты намерены рассмотреть ряд заметных инициатив, в том числе инициированных Белым домом. Так, первого чтения дождались важные законопроекты в области миграционной политики, избирательного законодательства и поддержки спорта высших достижений. Кроме того, традиционно в повестке значатся документы, направленные на обеспечение социальных гарантий для участников СВО и их семей.

Согласно утвержденному на прошлой неделе календарю, в апреле депутаты заслушают два ежегодных отчета: 3 апреля в Госдуме выступит премьер Михаил Мишустин, а 10 апреля о работе Банка России расскажет его председатель Эльвира Набиуллина.

Откроет же Дума первую пленарную неделю месяца 2 апреля рассмотрением двух инициатив в области миграционной политики.

Так, первого чтения дождался законопроект, направленный на борьбу с фиктивными браками иностранцев с россиянами ради получения гражданства РФ. Его авторы — группа сенаторов и депутатов во главе с председателем комитета Совета федерации по госстроительству Андреем Клишасом — предлагают выдавать разрешения на временное проживание (РВП) по семейным основаниям только по прошествии двух лет с момента заключения брака соискателя с гражданином РФ. Внеочередной вид на жительство (ВНЖ) родителям (усыновителям или опекунам) детей-россиян, по замыслу парламентариев, можно выдавать только в том случае, если ребенок был рожден в действующем браке с россиянином. Дезавуировать миграционный статус предложено в случаях, если брак признается судом недействительным либо если акт установления отцовства (усыновление) ребенка—гражданина РФ был отменен судом. Законопроект уже поддержан правительством при условии учета ряда замечаний.

Другая миграционная инициатива касается участников государственной программы по репатриации — отказников от российского гражданства либо бывших граждан СССР, проживавших или родившихся на территории нынешней России. Законопроект главы думского комитета по связям с соотечественниками Леонида Калашникова (КПРФ) предусматривает выдачу ВНЖ таким соискателям без получения ими РВП «после прохождения обязательной государственной дактилоскопической регистрации и представления медицинских документов». Документ был поддержан правительством без оговорок.

В апрельских планах депутатов значится и рассмотрение двух законопроектов, касающихся выборных процессов.

2 апреля нижняя палата изучит не поддержанные профильным комитетом и правительственной комиссией поправки Анжелики Глазковой (КПРФ) к закону о референдуме. Коммунист предлагает позволить гражданам выносить на плебисцит вопрос о досрочном прекращении полномочий президента или текущего созыва Госдумы, а также снизить количество требуемых для проведения референдума подписей с 2 млн до 500 тыс. и увеличить срок их сбора с 45 до 60 дней.

На пленарном заседании 9 апреля депутаты рассмотрят правительственный законопроект, уточняющий избирательное законодательство в части регистрации кандидатов на выборы разных уровней. Поправки были разработаны во исполнение решения Конституционного суда, который минувшим летом постановил, что опечатки в данных отдельных кандидатов, внесенных в партийные списки, не могут служить основанием для автоматического признания недействительным и снятия с выборов всего списка. Это решение судьи вынесли по итогам рассмотрения жалобы оренбургского отделения КПРФ, ссылавшегося на соответствующий прецедент в сентябре 2022 года.

Всего же в апреле депутатам предстоит рассмотреть 14 правительственных законопроектов. В частности, Дума рассмотрит законопроект о Национальном словарном фонде, который, как ранее сообщал “Ъ”, будет представлять собой «совокупность содержащейся в словарях информации о языковых нормах». Предполагается, что благодаря этой цифровой платформе граждане смогут оперативно разыскивать и получать информацию о «нормах современного русского литературного языка».

Два законопроекта, намеченных к рассмотрению 9 апреля, расширяют социальные гарантии для участников СВО и их семей, а также для Героев России и полных кавалеров ордена Славы.

Первая инициатива, внесенная группой сенаторов и депутатов из разных фракций во главе с секретарем генсовета «Единой России» Андреем Турчаком, предусматривает дополнительную поддержку детей-инвалидов и инвалидов с детства из семей участников СВО. Парламентарии предлагают предоставить право на одновременное получение пособий по случаю потери кормильца и социальной (по инвалидности) пенсии детям, потерявшим родителей «вследствие гибели в период прохождения военной службы или пребывания в добровольческом формировании, а также смерти вследствие военной травмы после увольнения с военной службы или пребывания в добровольческом формировании». Правительственная комиссия по законопроектной деятельности поддержала законопроект при условии доработки с учетом замечания юридико-технического характера. Концептуально правительство одобрило и инициативу о наделении Героев РФ и полных кавалеров ордена Славы правом на внеочередное предоставление бесплатного земельного участка для ведения фермерского хозяйства. Документ, внесенный группой единороссов во главе с тем же Андреем Турчаком, оговаривает переход этого права к члену семьи соискателя в случае его гибели.

Заявлены на рассмотрение 9 апреля и четыре «физкультурно-спортивных» инициативы. Две были внесены профильным комитетом Думы во главе с Дмитрием Свищевым (ЛДПР) и касаются порядка проведения и финансирования Игр будущего в Казани, а также наделения правовым статусом детских физкультурно-оздоровительных центров. Третью разработала межфракционная группа депутатов во главе с Риммой Баталовой («Единая Россия»): законопроект предусматривает льготы при поступлении на профильные специальности в вузах для спортсменов—победителей международных соревнований, перечень которых будет утверждать правительство. «Такими соревнованиями могли бы стать, например, Всемирные игры дружбы, Игры будущего, Игры стран БРИКС»,— уточняется в пояснительной записке. Три этих документа рекомендованы к принятию при условии некоторых доработок.

А вот инициативу ЛДПР об обязательном подъеме российского флага во время торжественных физкультурно-спортивных церемоний правительство не поддержало, сочтя ее избыточной. Вместе с ней в поддержке отказано и законопроекту вице-спикера Владислава Даванкова («Новые люди»), предложившего отсчитывать срок давности административных правонарушений, связанных с постами в социальных сетях, с момента их публикации, а не обнаружения.

Отметим также, что с 15 по 21 апреля депутаты будут работать в округах, а последняя неделя месяца в графике нижней палаты значится отпускной. Впрочем, для многих парламентариев отдых будет условным: в этот период они примут участие в мероприятиях Совета законодателей в преддверии Дня российского парламентаризма, а также начнут подготовку утверждения премьера и членов нового состава правительства.

КОММЕРСАНТ, 31.03.24 22:49

ДЕПУТАТЫ ВЫШЛИ ЗА ПАРТИЙНЫЕ РАМКИ

В думе Екатеринбурга создана межфракционная оппозиционная группа

Анастасия Таначева,

Василий Алексеев,

Мария Шараева,

Андрей Прах

В думе Екатеринбурга учреждена межфракционная группа, в которую вошли три депутата от оппозиционных партий — КПРФ, «Справедливая Россия — За правду» (СРЗП) и «Новые люди». Инициатор созданного для «представления консолидированной позиции» объединения «яблочник» Константин Киселев пока в него не вступил, но обещает сделать это позже. Эксперты указывают, что подобные межпартийные коалиции нетипичны для России, но реального влияния на решения гордумы, где большинство имеет «Единая Россия», группа иметь не будет.

Председатель гордумы Екатеринбурга Анна Гурарий на прошлой неделе подписала постановление о регистрации межфракционной группы «За Екатеринбург!». В нее вошли три депутата: Виктория Ивачева (КПРФ), Денис Хаванцев (СРЗП) и Сергей Козлов («Новые люди»). Депутат от «Яблока» Константин Киселев, который, по его словам, стал идеологом нового объединения, в него пока не вступил, а в ответ на просьбу “Ъ” прокомментировать свои действия предложил обратиться к его соцсетям. «Я там все написал. О том, что это была моя идея, что я разрабатывал положение, потом мы его совместно дорабатывали. Там все объяснения того, как это происходило»,— пояснил он. Ранее господин Киселев обещал, что вступит в новую группу позже «с уже готовыми предложениями и заявлениями».

Виктория Ивачева сообщила “Ъ”, что вопрос о присоединении к группе Константина Киселева рассмотрят на следующем заседании объединения. Ранее пояснялось, что депутаты создали новую группу для представления консолидированной позиции по ряду проблем, оперативного реагирования на обращения горожан и решения вопросов, выносимых на заседания гордумы и ее комиссий.

Выборы депутатов гордумы Екатеринбурга VIII созыва прошли в сентябре 2023 года. По их итогам «Единая Россия» получила в парламенте 27 из 35 мандатов, ЛДПР — три, КПРФ — два, СРЗП, «Яблоко» и «Новые люди» — по одному. Каждая партия уже имеет в гордуме свою фракцию.

Свердловские аналитики выделяют в решении оппозиционеров прежде всего «пиар-составляющую». «Цель создания объединения — показать в информационном пространстве, что есть такая группа, которая защищает интересы жителей Екатеринбурга. С точки зрения реальной политической борьбы на расклад в гордуме это никак не повлияет»,— уверен политолог Михаил Коробельников.

«Для депутатов это объединение — возможность получить ощущение значимости своих решений»,— добавляет политолог Анатолий Гагарин, называющий создание группы «пиаровским ходом».

Федеральные эксперты, в свою очередь, отмечают нетипичность подобных альянсов. Так, политолог Константин Калачев не смог вспомнить современных примеров столь широких политических коалиций, но подчеркнул, что «Екатеринбург — город особенный»: «В политическом плане столица Урала очень продвинутая. Договороспособность больше даже просто в силу большей самостоятельности партийных депутатов». В то же время эксперт согласен, что группа создана «больше ради пиара, чем для реального влияния»: «Не факт, что в процессе обсуждения принципиальных решений их мнения совпадут. Первая же проверка делом может показать рыхлость объединения». Президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов подтверждает, что подобные объединения случаются редко и обычно или заведомо неустойчивы (особенно если являются подчеркнуто идейными), или выступают как часть большого «заказа». В качестве примера политолог приводит коалицию «Омская весна», которая существовала в начале 2010-х и боролась с командой бывшего градоначальника Виктора Шрейдера.

КОММЕРСАНТ, 30.03.24 14:00

ПЕРВЫЕ ПОЛУСВОБОДНЫЕ

26 марта 1989 года в СССР прошли выборы народных депутатов

Иван Тяжлов

35 лет назад, 26 марта 1989 года в Советском Союзе прошли выборы народных депутатов, которые принято называть первыми частично свободными выборами в отечественной истории. Вторые «частично свободные» выборы прошли через год после этого — в марте 1990 года своих народных депутатов избрала Россия. В июне 1991 года в России впервые был избран президент; вскоре после этого, задолго до истечения полномочий избранных союзных депутатов, Советский Союз перестал существовать. Следующие общенациональные выборы прошли уже в 1993 году, в новой стране, и были, как считается, свободными уже не частично. «Ъ» напоминает, какой электоральный опыт предшествовал частично свободному волеизъявлению, как оно проходило и к чему привело.

Первые шаги

В современной России выборы проходят каждый год и вошли в привычку. Количество избирательных кампаний разного уровня, ежегодно приходящих к финалу в единый день голосования, таково, что ЕДГ по размаху порой не очень уступает общенациональным выборам: проходящим раз в шесть лет президентским и раз в пятилетку — думским. Выборы в Государственную думу и выборы президента прошли в России уже восемь раз: новая и новейшая история Европы знала республики, не успевавшие обзавестись столь солидной историей политических институтов.

При этом история выборов в России не слишком древняя. Элементы выборов присутствовали в политической конструкции средневековых торговых республик Северо-Запада; Земский собор 1613 года избрал царем Михаила Романова; элементы выборов возникли во второй половине XIX века на уровне земского самоуправления. В 1906 году император Николай II открыл заседание Первой Государственной думы Российской империи. Это было политическим прорывом, однако Дума имела статус законосовещательного, а не законодательного органа, а правила выборов по сословной куриальной системе были крайне запутаны и очень далеки от ставших теперь привычными всеобщих, прямых и равных выборов при тайном голосовании.

Учредительное собрание и съезд советов

В ноябре 1917 года в России прошли выборы в Учредительное собрание — по сути, первые всеобщие и прямые в истории страны. К участию в них пригласили всех мужчин и женщин старше 20 лет вне зависимости от сословной принадлежности. Бывшая империя была разделена на округа из расчета 1 депутат от 200 тыс. человек (сибирские округа в силу малой населенности этой части страны получили льготу и выбирали одного депутата от 179 тыс.). Из 808 запланированных депутатов избраны были 766. Учредительное собрание получилось по-настоящему многопартийным и многонациональным, но большинство в нем — 374 места — получили социалисты-революционеры. Партия Ленина РСДРП(б) оказалась на втором месте с существенно более скромным результатом — 180 мандатов. Это привело к тому, что по окончании первого же заседания в Таврическом дворце в Петрограде Учредительное собрание было распущено; большевики практически сразу же созвали III съезд рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и устранили упоминания об Учредительном собрании из нормативных актов.

При этом советская избирательная система оказалась в значительной мере прорывом в будущее: РСФСР, например, стала одной из первых в мире стран, где право избирать и быть избранными закрепили за женщинами. Однако первая советская Конституция 1918 года закрепила свои ограничения избирательного права, критерии которых можно было по-прежнему считать классовыми.

Так, согласно 65-й статье, активного и пассивного избирательного права лишались «лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли; лица, живущие на нетрудовой доход; частные торговцы, торговые и коммерческие посредники; монахи и духовные служители церквей и религиозных культов; служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а также члены царствовавшего в России дома; лица, признанные в установленном порядке душевнобольными или умалишенными, а равно лица, состоящие под опекой; лица, осужденные за корыстные и порочащие преступления,— на срок, установленный законом или судебным приговором». Из этого списка ясно, что «молодая советская республика» попросту изъяла из списков избирателей и кандидатов всех «бывших», всех духовных лиц, а также всех, кто имел отношение к свободному предпринимательству.

В выборах депутатов первого Всесоюзного съезда Советов, учредившего в 1922 году СССР, еще принимали участие несколько партий, например, грузинская партия социалистов-федералистов, еврейская социал-демократическая партия «Поалей Цион», а также анархисты и беспартийные. Но 2082 мандата из 2214 уверенно взяла РКП(б). На выборы ее вел Ленин, который в силу состояния здоровья реального участия в политических делах принимать уже не мог. При этом съезд не формировался напрямую, а составлялся из делегатов советов нижестоящих уровней, исходя из квоты 1 депутат на 25 тыс. жителей в городах и на 125 тыс. жителей в сельской местности. Эта квота была зафиксирована к Конституции СССР 1924 года.

Выборы на Всесоюзный съезд советов прошли восемь раз: в 1922, 1924, 1925, 1927, 1929, 1931, 1935 и 1936-м. С 1929 года в них помимо коммунистов и беспартийных участвовали также представители комсомола, «фракция» которых выросла с 3 человек до 161 в 1936-м. Съезд советов по сути мало что решал в советском государстве; гораздо более существенное политическое значение в СССР имели съезды коммунистической партии и ее органы управления.

Верховный совет коммунистов и беспартийных

Новая «сталинская» Конституция, принятая в декабре 1936 года, исключила Съезд советов из системы высших органов государственной власти СССР. Высшим органом законодательной власти теперь являлся Верховный совет СССР, состоящий из Совета национальностей и Совета Союза. Каждая из палат состояла из 750 депутатов, избранных в одномандатных округах, «нарезанных» с учетом административно-территориального устройства страны. Из состава Верховного совета избирался его президиум, который по сути становился «коллективным главой государства». Конституция 1936 года впервые наделила советских граждан всеобщим, прямым, равным избирательным правом при тайном голосовании — вот только выборы по сути становились безальтернативными, поскольку 126-я статья Конституции провозглашала Коммунистическую партию большевиков «руководящим ядром всех общественных и государственных организаций трудящихся».

Верховный совет избирался на четыре года. Первые выборы прошли 12 декабря 1937 года при явке 96,79%. В обе палаты были избраны 1143 депутата, из которых 870 — члены РКП(б). Этот созыв Верховного совета из-за начавшейся в 1941 году Великой Отечественной войны проработал девять лет. Следующие выборы в Верховный совет прошли в 1946 году и с тех пор были проведены еще девять раз. Последние две кампании — 1979 и 1984 года — прошли по Конституции 1977 года, которая продлила на год срок полномочий Верховного совета. Последние выборы по этой системе состоялись 4 марта 1984 года; 1072 места из 1500 в двух палатах ВС заняли представители КПСС, которая согласно ст. 6 Конституции 1977 года сохраняла за собой статус «ядра политической системы», «руководящей и направляющей силы советского общества».

Коммунисты и филателисты

Вторая половина 1980-х стала временем начала реформ. Программа части политических преобразований обсуждалась и была поддержана на XIX партийной конференции КПСС. Предполагалось, в частности, изменить конфигурацию высших органов законодательной власти. В систему возвращался Съезд народных депутатов, которые должны были избрать из своего состава Верховный совет, функционирующий на постоянной основе. 1 декабря 1988 года был принят закон о выборах народных депутатов СССР.

Согласно этому закону, на съезд предполагалось избрать 2250 депутатов — на 750 больше, чем в Верховный совет по брежневской Конституции. Сам Верховный совет должен был теперь стать компактнее — в нем предусматривалось всего 542 места.

На съезде треть депутатов (750) избиралась от национально-территориальных избирательных округов (этот сегмент должен был отобразить сложную национально-территориальную структуру СССР, включавшую союзные республики и автономии).

Вторая треть избиралась от территориальных избирательных округов с равной численностью избирателей.

Наконец, третья часть должна была состоять из 750 представителей общественных организаций. 100 мандатов в этом сегменте по закону автоматически предоставлялись КПСС: партия выдвинула кандидатов в эту часть списка в январе 1989 года и утвердила их на пленуме в марте. Еще 100 депутатов направляли профсоюзные организации, по 75 — комсомол, Комитет советских женщин и Всесоюзная организация ветеранов войны и труда. 100 депутатов на съезд направляли кооперативные организации — подразумевались главным образом колхозы и потребительские кооперативы (закон о кооперации, приоткрывший перед советскими гражданами некоторые возможности частного предпринимательства, был принят 26 мая 1988 года и с 1 июля того же года вступил в силу). Еще по 75 депутатов на съезд направляли научные общества во главе с Академией наук, творческие союзы (архитекторов, журналистов, кинематографистов, писателей, композиторов и даже дизайнеров) и «другие общественные организации, имеющие общесоюзные органы» (ДОСААФ, Красный Крест, общество «Знание», фонд мира, детский фонд имени Ленина и другие, включая Всесоюзное добровольное общество любителей книги, Всесоюзное общество борьбы за трезвость, Всесоюзное общество филателистов и Общество друзей кино СССР).

Этот третий, общественный сегмент представлял собой своеобразного «троянского коня»: с одной стороны, он как бы вводил в состав съезда «третий сектор», представителей гражданского общества, причем КПСС со своей сотней мандатов как будто бы не тянула одеяло на себя и приглашала к участию чуть ли не всех желающих.

С другой — ничто не мешало профсоюзам, членам Комитета женщин или активистам ДОСААФ делегировать на съезд членов КПСС, в том числе тех, у кого могли возникнуть проблемы с избранием в округах. В итоге из 2249 избранных депутатов членами КПСС и кандидатами в члены КПСС оказались 1957 человек (87%). Беспартийных оказалось 292. Соотношение оказалось формально более благоприятным для коммунистов, чем по итогам выборов 1984 года: тогда КПСС получила 71,4% мест в Верховном Совете. 399 округов из 1500 остались безальтернативными.

Коммунисты и Ельцин

На самом деле превосходство КПСС, конечно же, оказалось весьма сомнительным, и выяснилось это вскоре после того, как в восемь вечера 26 марта 1989 года по всей стране закрылись избирательные участки (повторное голосование на участках и в округах, где оно потребовалось, прошло 9 апреля, выборы в общественных объединениях — с 11 по 23 марта).

«В ходе выборов Съезда народных депутатов СССР были забаллотированы 32 первых секретаря обкомов партии из 160,— напишет позже Вадим Медведев, на момент выборов секретарь ЦК КПСС, в книге мемуаров “В команде Горбачева: взгляд изнутри”.— В Ленинграде не избран ни один партийный и советский руководитель города и области, ни один член бюро обкома, включая первого секретаря и даже командующего военным округом. В Москве партийные работники также в основном потерпели поражение, за Ельцина проголосовало 90% москвичей».

Борис Ельцин, еще член ЦК КПСС, но уже известный оппозиционер, был зарегистрирован в Московском национально-территориальном округе 22 февраля; его штаб в городе возглавил будущий префект Центрального административного округа, а тогда инженер Госстроя Александр Музыкантский. Конкурентом Ельцина со стороны был директор завода ЗИЛ Евгений Браков; еще два десятка потенциальных кандидатов, включая члена Политбюро Виталия Воротникова, сняли свои кандидатуры. Ельцин в итоге получил 5 117 745 голосов из 5 736 470. Директор ЗИЛ получил 400 тыс. голосов.

Ельцин к тому моменту был уже широко известен; он подвергся опале со стороны партийного руководства и быстро набирал популярность, что и отразилось на результатах голосования. Но московская ситуация воспроизводилась и в округах, где не было политиков ельцинского уровня. «Партийные руководители потерпели поражение в Поволжье, на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке, на юго-востоке Украины, в Прибалтике, в Армении и Грузии»,— констатировал позже Егор Гайдар. С анализа итогов «первых в истории СССР полусвободных выборов» начинается раздел «Утрата контроля над экономико-политической ситуацией» в его работе «Гибель империи».

Вокруг Бориса Ельцина сложилась одна из главных интриг первых дней работы съезда, открывшегося 25 мая 1989 года, через два месяца после выборов. Депутатам предстояло избрать Верховный Совет СССР и его председателя — на этот пост пленум ЦК КПСС за несколько дней до открытия съезда выдвинул генерального секретаря Михаила Горбачева (генсек с 1 октября 1988 был председателем президиума прежнего состава Верховного Совета). Ельцин был единственным из членов ЦК КПСС, кто воздержался при голосовании на пленуме. На съезде он, по выражению его американского биографа Тимоти Колтона, «вел себя кокетливо»: «В первом своем выступлении 26 мая он заявил, что на данный момент является безработным и может согласиться на какое-то предложение».

Тем не менее ельцинская попытка заявить о претензии на пост формального главы советского государства так и не состоялась; 27 мая 96% депутатов поддержали кандидатуру Горбачева.

Однако Ельцину необходимо было попасть в состав Верховного Совета. Он претендовал на одно из 11 мест РСФСР в Совете национальностей. На 11 позиций выдвинулось 12 претендентов, и все кроме Ельцина были успешно избраны. Тогда юрист из Омска Алексей Казанник, прошедший в состав Верховного Совета, отказался от своего мандата в пользу будущего президента России. В июне, когда Верховный Совет собрался, Ельцин с согласия Горбачева был избран там председателем комитета по строительству и архитектуре.

Ельцин и Сахаров

Избранный в народные депутаты и члены Верховного Совета Анатолий Собчак, которому предстояло на будущий год возглавить Ленсовет, а затем стать первым губернатором Санкт-Петербурга, написал в книге о рождении российского парламентаризма, что «сложная и недемократическая система выборов» на съезд помогла попасть в число депутатов политикам и общественным деятелям, которые не имели бы шансов на избрание при всеобщих прямых и равных выборах. «Хорошо и надежно отлаженный поколениями партийной селекции аппарат не оставил бы демократам ни шанса на победу»,— написал Анатолий Собчак.

Депутаты-консерваторы, например, Виктор Алкснис, еще до начала работы съезда пытались добиться от мандатной комиссии, а затем даже от прокуратуры СССР ответов на ряд вопросов о нарезке округов. В Латвии, например, несмотря на требование закона о создании равных по численности национально-территориальных избирательных округов, созданы были округа, различавшиеся по численности вчетверо. В округе 290, например, числилось 127,3 тыс. человек, а в округе 308 — только 28,8 тыс. Алкснис и его единомышленники сетовали, что подозревали, что из-за этой электоральной эквилибристики прибалтийские республики на съезде представляли 7% депутатов, притом что доля их в численности населения Союза составляла около 2%.

Роль общественных объединений также оказалась неоднозначной: именно их, вероятно, имел в виду Анатолий Собчак, когда говорил о прохождении в состав съезда потенциально неизбираемых демократов.

Физик, академик и диссидент Андрей Сахаров был, например, выдвинут на съезд по квоте Академии наук. Именно Сахаров в последний день работы съезда предложил отменить 6-ю статью Конституции, а с ней и политическую монополию ЦК КПСС.

Если Горбачеву и хотелось провести на съезд нескольких представителей демократического крыла, то результат явно превзошел его ожидания.

30 июля было объявлено о формировании Межрегиональной депутатской группы, в которую первоначально вошли 250 оппозиционных депутатов весьма различных политических взглядов. Их число позднее увеличилось до 388 — фракция такого размера была уже вполне заметна на фоне съезда, ее члены в ряде случаев успешно противостояли на трибуне консервативному «агрессивно-послушному большинству». Сахаров был одним из неформальных лидеров группы, в которую вошел также и Ельцин. Сахаров довольно скептически относился к Ельцину как к политику и, по-видимому, не поддержал предложения оренбургского инженера Владислава Шаповаленко выбрать Ельцина председателем МДГ. В итоге на учредительном заседании в Доме кино было решено избрать пятерых сопредседателей. Ими стали Борис Ельцин (144 голоса), историк, будущий создатель РГГУ Юрий Афанасьев (143 голоса), экономист Гавриил Попов (132 голоса), доктор химических наук из Эстонии Виктор Пальм (73 голоса) и Андрей Сахаров (69 голосов). Идея выбрать Ельцина главным среди сопредседателей поддержки не получила. Его отношения с «межрегионалами» вообще оказались непростыми. Но сам факт появления большой оппозиционной группы, созданной без какого бы то ни было согласования с Горбачевым, едва ли соответствовал ожиданиям генерального секретаря. Михаил Горбачев вообще, вероятно, переоценивал уровень управляемости происходивших событий, в том числе и тех, которые сам инициировал.

«Школа парламентаризма»

На следующий год полусвободные выборы повторились в России: 4 и 18 марта 1990 года в два тура был избран состав Съезда народных депутатов РСФСР — 1068 человек, из них 920 членов КПСС. Их партийность оказалась не особенно долговечна. Съезд собрался 16 мая, уже 29 мая избрал Ельцина председателем Верховного Совета, а 12 июня проголосовал за Декларацию о государственном суверенитете РСФСР — правда, в составе обновленного Союза. Россия начала таким образом движение в сторону суверенитета, Борис Ельцин — к избранию российским президентом, а Советский Союз — к распаду, которому суждено было произойти вместо задуманного Горбачевым обновления. Независимо от оценки этого процесса и его результатов трудно не признать, что Съезд народных депутатов СССР, избранный на первых частично свободных выборах, был частью процесса.

На трибуну съезда один за другим, день за днем поднимались Юрий Афанасьев, Анатолий Собчак, Гавриил Попов, Юрий Власов, вспоминает российский биограф Ельцина Борис Минаев: «Это были высокообразованные, эрудированные, сверкающие красноречием люди. Мы и не знали, что о политике можно говорить так интересно. У всех смотревших трансляцию было ощущение взрыва, какого-то словесного вулкана… Шок был от мысли: почему они не сидят в Политбюро? Почему не они нами руководят, если уж теперь им позволено обращаться к нации во весь голос?.. Особая новизна съезда была именно в нем самом. В открытости его демократических процедур. В свободе высказывания. В том, что можно было произносить слова, не предупреждая заранее президиум и явно не визируя сам текст выступления… Это была школа парламентаризма для всей страны. Это была политика, открытая, драматичная, остросюжетная, понятная для всех».

Союзный съезд закрылся 9 июня 1989 года и после этого собирался еще четыре раза: в декабре 1989, в марте и в декабре 1990, в сентябре 1991-го. Эйфория, с которой вся страна внимала прямой трансляции съезда в мае и июне 1989 года, постепенно угасала. «Остросюжетная политика» прямо на глазах выходила далеко за пределы Дворца съездов и Московского Кремля.

ГАЗЕТА.RU, 01.04.24

ПОЛИТОЛОГ НАЗВАЛ РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫБОРОВ В ТУРЦИИ ПОЛИТИЧЕСКИМ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕМ

Политолог Аксай: результат оппозиции на выборах в Турции превзошел ее ожидания

Павел Хрущёв

Результаты муниципальных выборов в Турции превзошли ожидания оппозиции и стали политическим землетрясением. Об этом заявил эксперт по российско-турецким отношениям Хакан Аксай, слова которого передает РИА Новости.

«Эти выборы полны сюрпризов. Оппозиция была настроена амбициозно и собиралась выступить успешнее, чем в мае, однако нынешний результат гораздо выше ожиданий оппозиции и ниже ожиданий власти. Эти выборы стали политическим землетрясением или даже цунами для Турции», — сказал Аксай.

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что в течение ближайших 4-5 лет его партия и правительство исправят допущенные ошибки, выявленные на муниципальных выборах, где Партия справедливости и развития потеряла значительную поддержку избирателей.

Также Эрдоган сказал, что его партия не смогла на прошедших муниципальных выборах получить желаемые результаты.

Вечером 31 марта сообщалось, что действующие мэры Анкары и Стамбула Мансур Яваш и Экрем Имамоглу от оппозиции сохраняют свои посты градоначальников по итогам прошедших в Турции выборов в местные органы власти. После подсчета 17% протоколов с избирательных участков Имамоглу набирает 58,7% голосов граждан, Курум — 37,7%.

Ранее Эрдоган заявил, что частые выборы измотали турков.

ГАЗЕТА.RU, 01.04.24

НОВОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО ПАЛЕСТИНЫ ПРИВЕЛИ К ПРИСЯГЕ

WAFA: новое правительство Палестины приведено к присяге

Владимир Воропаев

Новое правительство Палестины под руководством Мухаммеда Мустафы принесло присягу и официально вступило в должность. Об этом сообщает WAFA.

По информации агентства, церемония прошла в Рамалле, административном центре Палестинской национальной администрации (ПНА), в присутствии президента Махмуда Аббаса. Глава государства отметил, что новое правительство сформировано из технократов, а его юрисдикция будет распространяться не только на Восточный Иерусалим и Западный берег реки Иордан, но и на сектор Газа.

В качестве приоритетных задач нового кабмина Аббас назвал предоставление гуманитарной помощи жителям Газы, поддержку перемещенных лиц в их стремлении вернуться в районы своего проживания и полноценную реконструкцию анклава.

15 марта движение ХАМАС и ряд других палестинских фракций выступили против нового кабмина Палестины.

В конце февраля президент Махмуд Аббас принял отставку правительства, возглавляемого Мухаммедом Штайе.

Ранее журналист лишился ноги в Газе.

Продолжая использовать сайт, Вы соглашаетесь на использование файлов cookie. Более подробная информация на странице об использовании cookies