Обзор прессы за 14 ноября 2024 года

14.11.2024
Обзор прессы

НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА, 13.11.24 19:06

МОСКОВСКИЕ ДЕПУТАТЫ ОДОБРИЛИ СОЦИАЛЬНО-ИНВЕСТИЦИОННЫЙ БЮДЖЕТ МЕГАПОЛИСА

Главный финансовый документ столицы принят городской думой в трех чтениях

Татьяна Астафьева

Депутаты Мосгордумы в трех чтениях приняли бюджет столицы на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов. Представлявшая проект документа в городском парламенте глава департамента финансов Елена Зяббарова отметила, что на социальную поддержку граждан, работу и развитие систем образования, здравоохранения, культуры, спорта и другие социальные проекты, как и в предшествующие годы, направят половину расходной части городской казны.

В 2025 году ожидается, что доходы бюджета Москвы составят 5,1 трлн руб., а расходы – 5,6 трлн руб. Предполагается, что в 2026 году доходы бюджета Москвы будут составлять 5,4 трлн руб., расходы – 5,8 трлн руб. В 2027 году доходы московского бюджета составят 5,8 трлн руб., расходы – 5,9 трлн руб.

Как уже сообщала «Независимая газета» (см. номер от 13.10.24), проект бюджета Москвы был сформирован с учетом стратегических планов развития экономики, инфраструктуры и социальной сферы до 2030 года, а также того факта, что мегаполис за два года смог адаптироваться к антироссийским санкциям. Мэр столицы Сергей Собянин, комментируя документ, сообщал, что экономика города в новых условиях демонстрирует сбалансированный рост. «Мы можем прогнозировать ее развитие на три года вперед благодаря активному внедрению отечественных технологий, снижению зависимости от импорта оборудования и комплектующих, импортозамещению и высокому уровню занятости населения», – отметил градоначальник.

Глава департамента финансов Москвы Елена Зяббарова, представляя депутатам проект главного финансового документа мегаполиса, заявила: «Проект бюджета обеспечивает финансирование мероприятий государственных программ, реализация которых направлена на достижение стратегических целей развития города, определенных мэром Москвы, в числе которых – доступные и высококачественные образование и здравоохранение, комфортная и безопасная городская среда, сильная, устойчиво растущая экономика».

При этом, по словам Зяббаровой, финансы, заложенные в бюджет, дадут городу возможность гарантировать москвичам надежную социальную защиту, повысить качество предоставляемых населению услуг, продолжить выполнение планов развития городской инфраструктуры, а также поддержать высокотехнологичный и инновационный бизнес.

Примерно 90% расходов бюджета в 2025 году будут направлены на выполнение 13 госпрограмм. Больше всего финансов предполагается выделить на развитие транспортной системы и социальную поддержку москвичей. Бюджет развития достигнет 2,6 трлн руб. На образование в бюджете заложили 649,6 млрд руб., на здравоохранение – 610,7 млрд руб., а с учетом средств Фонда обязательного медицинского страхования – около 1,1 трлн руб.

Как отметила Елена Зяббарова, в 2025 году на социальную поддержку москвичей предусмотрено 690 млрд руб., из них на выплату пособий и компенсаций в денежной форме – 374 млрд. Еще 316 млрд направят на предоставление мер поддержки в натуральной форме. «Это льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, это бесплатный и льготный проезд на общественном транспорте, обеспечение граждан с инвалидностью техническими средствами реабилитации, приобретение путевок в санаторно-курортные учреждения, обеспечение лекарственными препаратами льготных категорий граждан. Сегодня мерами социальной поддержки за счет средств городского бюджета пользуется каждый третий москвич. Это около 4,5 млн горожан», – сообщила Зяббарова.

В 2025–2027 годах планируется продолжение выполнения программы модернизации московского здравоохранения, которая включает в себя обновление инфраструктуры медицинских учреждений. В 2024 году завершится программа комплексной реконструкции городских амбулаторий, что обеспечит внедрение московского стандарта поликлиник во всех подобных учреждениях города. А на развитие системы образования в 2025 году направят 649,6 млрд руб., что на 100 млрд руб. больше, чем в 2024 году. Всего за три года на развитие столичного образования планируется израсходовать более 2 трлн руб.

Также за три года в столице построят около 300 социальных объектов. «Продолжится реализация программы реновации жилищного фонда, в рамках которой планируется построить 7 млн кв. м жилья, – констатировала глава департамента. – Объем расходов по этой программе, предусмотренный в проекте бюджета на три года, составляет 1,2 трлн руб. Вместе с тем программа реновации предусматривает и возведение объектов социальной инфраструктуры: школ, детских садов, поликлиник. В новых кварталах реновации будут применены современные стандарты благоустройства: созданы парки и зоны отдыха, современные спортивные и детские площадки, велодорожки».

Крупнейшим разделом адресной инвестиционной программы будет развитие транспортной инфраструктуры. В частности, планируется построить более 28 км линий и 12 станций метрополитена, почти 260 км дорог, 48 пешеходных переходов, 45 искусственных сооружений – это эстакады, путепроводы, мосты.

Спикер Мосгордумы Алексей Шапошников отмечает, что бюджет уже в третий раз сверстан «в условиях беспрецедентного санкционного давления со стороны недружественных государств». «Бюджет города Москвы на 2025 год и плановый период 2026–2027 годов сохраняет преемственность с бюджетами прошлых лет и традиционно остается социальным и инвестиционным», – отметил председатель городского парламента. По его словам, документ отражает актуальные потребности москвичей, а также учитывает стратегические планы развития экономики, инфраструктуры, социальной сферы до 2030 года. «Столица продолжает повышать качество жизни москвичей», – полагает председатель городского парламента.

«Законопроект консолидирует усилия всего нашего общества в достижении тех амбициозных целей, которые нам поставил президент России, создает надежную основу для решения задач в рамках стратегии развития Москвы до 2030 года, главной идеей которой является «комфортная, развивающаяся, культурная и безопасная городская среда для каждого человека», – считает председатель комиссии Мосгордумы по экономической и социальной политике Людмила Гусева.

НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА, 13.11.24 20:25

СТАЛИН ЖДЕТ ОКОНЧАНИЯ ВНУТРИЭЛИТНОГО КОНФЛИКТА

Мэрия Череповца пока не разрешила КПРФ ставить памятник вождю

Иван Родин

Федеральный сайт КПРФ повторил сообщение из Вологодской области о возмутившем коммунистов решении администрации Череповца. Там сочли «преждевременным» памятник Сталину на территории музея «Парк Победы», тогда как в Вологде монумент генералиссимусу разрешили. И губернатор Георгий Филимонов даже показал, как делают макет статуи. Однако Череповец – это резиденция одной из крупнейших промышленных компаний страны, с владельцем которой у властей региона, похоже, есть и более серьезные противоречия. Сталину придется подождать того или иного конца внутриэлитного конфликта.

Губернатор Филимонов еще в начале октября сообщил в своем официальном Telegram-канале о решении дать разрешение на появление в Вологде памятника Сталину. Тогда он объяснил это таким образом: «При всем понимании неоднозначной интерпретации роли личности мы должны признавать великие достижения, знать историю своей страны, чтить и гордиться ею, потому что наша история – это единая и неделимая цепь взаимосвязанных, скованных между собой звеньев исторического процесса, каждое из которых формировало силу, дух и волю нашего великого народа».

Этим он заслужил похвалу от патриотической общественности, однако ряд местных медиаресурсов отозвались об инициативе губернатора весьма негативно. Это стало очередным подтверждением тому, что в области обостряется внутриэлитный конфликт. Ведь Филимонов пришел на место многолетнего руководителя этого региона Олега Кувшинникова, который фактически был прямым ставленником той финансово-промышленной группы, во владении которой находится всем известный Череповецкий металлургический комбинат.

То есть Череповец – это штаб-квартира данной группы, контроль над которой новая региональная власть, судя по всему, пока взять не смогла. Хотя в местных СМИ сейчас есть много рассуждений, например, о том, как обладминистрация будет переформатировать гордуму Череповца, чтобы затем поменять и мэра. В этом контексте действия вологодских коммунистов с их желанием иметь в области два памятника Сталину выглядят больше политической, чем мемориально-исторической акцией.

НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА, 13.11.24 20:15

МИНЮСТ ПОРУЧИЛ ФСИН РАЗОБРАТЬСЯ В РЕЦИДИВИСТАХ

Уровень повторных преступлений в 2022–2023 годах оставался высоким

Екатерина Трифонова

Минюст РФ поручил ФСИН найти способы борьбы с повторными преступлениями. Самой службе, возможно, передадут надзор над досрочно освобожденными, если, конечно, найдутся средства в госбюджете. Эксперты «НГ» считают, что против рецидивистов есть и менее затратные методы. Можно шире применять альтернативные наказания и советский опыт: обязательное трудоустройство бывших осужденных, общественный контроль за их поведением. Следует изучить и статистику по заключенным, которые участвовали в СВО.

Уровень повторной преступности в России остается стабильно высоким: тот, кто вышел из колонии, с большой вероятностью туда и вернется. Минюст предполагает принять по этому поводу ряд решений, в том числе законодательных и организационных.

На научно-практической конференции в Рязани замминистра юстиции Всеволод Вуколов сообщил, например, что сейчас перед специалистами ФСИН стоит задача разработать научно обоснованные методы борьбы с рецидивами. Службе предстоит «тщательно изучить причины и условия рецидивной преступности и подготовить предложения для улучшения ситуации». При этом у самого ведомства Константина Чуйченко есть и готовые предложения: скажем, поручить ФСИН контроль над лицами, освободившимися условно-досрочно. Сегодня за вышедшими по УДО осужденными должны надзирать участковые полицейские. Однако в реальности это трудно реализовать, большинство экс-заключенных остаются без внимания до тех пор, пока не совершат новых преступлений.

Имеется у Минюста и предварительный законопроект, в котором также вводится обязанность ФСИН вести персональный учет тех лиц, в отношении которых осуществляется контроль. Но предлагаемая система потребует для ее организации значительных бюджетных затрат. Это порядка 724 млн руб. в качестве единовременных расходов, а еще выплаты примерно по 130 млн ежегодно. И, дескать, в Минфине уже предупредили, что денег на все это пока нет.

Полноценных данных по рецидивистам за 2024 год пока нет, однако напомним, что по итогам 2023-го Генпрокуратура РФ сообщила, что «несмотря на некоторое снижение числа таких преступлений в абсолютном выражении (с 474,6 тыс. до 457,6 тыс.), их доля в структуре предварительно расследованных преступлений составляет около 60%». При этом годом ранее Чуйченко сообщал, что уровень рецидивов составляет около 44%.

Эксперты, опрошенные «НГ», подтвердили, что проблемы со снижением доли повторных преступлений существуют давно. И более эффективно они могут решаться, заметил «НГ» советник Федеральной палаты адвокатов (ФПА) РФ Нвер Гаспарян, при использовании государством как финансовых, так и организационных мер по ресоциализации осужденных. В первую очередь необходимо их трудоустраивать, чтобы обеспечить законным и достаточным для жизни заработком, сохраняя над ними и контроль. «Иные шаги не будут иметь долговременного эффекта для снижения рецидива», – уверен он.

Член президентского Совета по правам человека Александр Брод напомнил «НГ», что снижению рецидивов должен способствовать комплекс мер, предусмотренный законом «О пробации». «Важно вести мониторинг исполнения этого закона с привлечением экспертного и правозащитного сообщества, опрашивать тех, кто прошел процедуры ресоциализации, выявлять формализм, чтобы понимать эффективность действующих мер», – подчеркнул он. Хотя и успешная реализация такого закона, считает Брод, не станет панацеей: «Для снижения рецидивной преступности необходимо оздоравливать и саму общественно-государственную среду. Повышать авторитет судебной и правоохранительной системы, правовой и культурный уровень населения, преодолевать такие застарелые проблемы, как коррупция, алкоголизм, наркомания».

Вице-президент Гильдии российских адвокатов Евгений Корчаго полагает: есть надежда, что закон о пробации «при грамотном применении будет способен решить проблемы рецидива». Однако, по его мнению, главная их причина в том, что «учреждения пенитенциарной системы никого не исправляют», а наказывают изоляцией от общества, да еще часто и на огромный срок. «Например, за преступления в сфере незаконного оборота наркотиков. Или, что на сегодняшний день актуально, по целому ряду преступлений, связанных с различными, скажем так, политическими и околополитическими преследованиями», – отметил адвокат. Криминологической же наукой давно доказано: если человек находился в местах лишения свободы больше 7–8 лет, он уже в принципе тяжело социализируется и его тянет обратно в привычную среду. Поэтому, настаивает Корчаго, надо как можно чаще применять наказания альтернативные, которые не связаны с реальным лишением свободы, особенно в случаях первого привлечения к уголовной ответственности.

Советник ФПА Борис Золотухин настаивает, что ФСИН без взаимодействия с другими ведомствами и активного подключения гражданского общества не способна повлиять на снижение рецидивной преступности. При этом он подчеркнул, что интересно соотношение общего объема рецидива с повторными преступлениями бывших заключенных – участников СВО. Например, в июне 2023 года президент РФ в ходе встречи с военкорами заявил, что в среднем рецидив доходит до 40%, но среди участников СВО это 0,4%. Хотя, как заметил Золотухин, в этом году в СМИ появлялись данные, что именно среди осужденных, участвовавших в СВО, рецидив 10%, все равно это кратно меньше. И в целом это понятно – освободившийся из мест заключения человек должен чувствовать свою нужность семье, обществу и государству.

«И именно общество должно помочь здесь государству», для чего, по мнению Золотухина, вполне достаточно обратиться, скажем, к советскому прошлому: трудовой коллектив определенного властью предприятия был обязан не только взять бывшего осужденного, но и проводить с ним воспитательную работу. Надо предусмотреть законом роль этих коллективов, общественных и религиозных объединений в сфере предупреждения преступлений, к примеру, для тех же освобожденных по УДО, отметил он. Также речь может идти о наделении Общественных наблюдательных комиссий дополнительными функциями по координации такой воспитательной работы там, где трудятся лица, отбывшие наказание. Речь может идти и о введении вопросов о контроле над их трудоустройством и социальной адаптацией в обязанность представительных и исполнительных органов местной власти.

НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА, 13.11.24 19:42

В ГЕРМАНИИ ОПРЕДЕЛИЛИСЬ С ПРОВЕДЕНИЕМ ДОСРОЧНЫХ ВЫБОРОВ

Канцлер Олаф Шольц заявил, что не хочет вовлекать страну в прямое военное столкновение с Россией

Олег Никифоров

В Германии между руководством партий СДПГ и ХДС достигнута договоренность о переносе сроков досрочных выборов на более ранний срок. В недавнем интервью немецкому телевидению канцлер Олаф Шольц, который первоначально планировал постановку вопроса о доверии в Бундестаге на 2025 год, согласился под давлением политических партий, и прежде всего оппозиции, перенести его на этот год.

Правда, в интервью он поставил условие, что об этом должны были договориться парламентские фракции СДПГ и ХДС/ХСС. Посредником при этом выступал федеральный президент Франк-Вальтер Штайнмайер. Судя по всему, фракции договорились, и вопрос о доверии будет поставлен самим канцлером 11 декабря.

В случае отказа в доверии федеральный президент должен в течение 21 дня принять решение о роспуске Бундестага. Сомнений в том, что федеральный президент распустит Бундестаг и назначит досрочные выборы, нет. Как сообщают немецкие СМИ, досрочные выборы в этом случае будут проводиться 23 февраля 2025 года.

Открытым остается вопрос принятия запланированных Шольцем законов. Сообщается, что пока социал-демократам и христианским демократам удалось договориться принять в текущем легислатурном периоде закон об антитеррористической защите Верховного Конституционного суда. Запланированные СДПГ законы о налоговой реформе наталкиваются на сопротивление ХДС/ХСС.

Свое нынешнее видение ситуации в стране Шольц решил изложить в заявлении в Бундестаге, которое он сделал в среду, 13 ноября. Но сразу же обнаружились проблемы. Центральная избирательная комиссия уже объявила об отсутствии бумаги для печатания избирательных бюллетеней. Дело дошло до того, что польский президент предложил помочь Германии с поставками необходимой бумажной продукции.

В своем выступлении Шольц выделил темы будущей предвыборной кампании. Прежде всего он выразил солидарность с Украиной и подчеркнул готовность Германии защищать Киев. Но дальше он остановился на вопросе, какую цену немцы готовы заплатить за эту поддержку.

Канцлер заявил, что не намерен вовлекать Германию в прямое военное столкновение с Россией. Поэтому он не готов поставлять Украине оружие, с помощью которого та сможет атаковать российскую территорию. Он также высказался категорически против того, чтобы предоставлять Украине финансовые средства за счет ограничения уровня жизни граждан Германии или за счет ограничения инвестиционной деятельности. То есть канцлер не желает жертвовать экономической стабильностью в Германии.

Олаф Шольц также выразил уверенность, что в течение предстоящих трех месяцев до досрочных выборов его идеи и его позиция получат широкую поддержку избирателей.

Касаясь экономической ситуации в стране, Шольц хвалил достижения его правительства, утверждая, что он гарантировал низкую инфляцию и гарантированное энергообеспечение страны. Видимо, поэтому его речь периодически прерывалась смехом и выкриками протеста со скамеек депутатов.

В заключение он призвал к консолидации общества и поиску компромиссов различных политических сил. Сторонники Шольца приветствовали его высказывания аплодисментами. По мнению канцлера ФРГ, он и его партнеры по правительству остаются по-прежнему способными к управлению Германией.

В дебатах выступил лидер оппозиции Фридрих Мерц и упрекнул Шольца, что тот живет в мире иллюзий и реальный мир далек от его представлений. Мерц призвал к немедленной постановке вопроса о доверии, поскольку в реальности, как считает Мерц, канцлер Шольц уже не располагает большинством в Бундестаге.

В этом плане Мерц, очевидно, нарушил договоренности с руководством СДПГ и продемонстрировал свою непримиримую позицию в отношении курса канцлера Шольца. Пока трудно сказать, как это повлияет на вопрос формирования нового правительства.

Продолжая использовать сайт, Вы соглашаетесь на использование файлов cookie. Более подробная информация на странице об использовании cookies