КОММЕРСАНТ, 14.02.24 22:20
МИР, ТРУД, МИД
Депутаты заслушали и одобрили Сергея Лаврова
Ксения Веретенникова
Министр иностранных дел Сергей Лавров выступил в среду в Госдуме в рамках «правительственного часа». Он заверил депутатов, что попытки «коллективного Запада» выстроить вокруг России «санитарный кордон» не увенчались успехом, и рассказал о «новых центрах силы», с которыми у нашей страны «ширится взаимопонимание». А председатель думского комитета по международным делам Леонид Слуцкий провозгласил, что в отличие от времен императора Александра III у России теперь три союзника: армия, флот и МИД.
Сергей Лавров вышел к трибуне под продолжительные аплодисменты депутатов, которые таким образом сразу продемонстрировали министру свое уважение. Глава МИДа поспешил заверить парламентариев, что сотрудничество министерства с ними носит «товарищеский характер».
Говоря о ситуации в мире, господин Лавров отметил «нарастание напряженности» по вине «коллективного Запада», не желающего «во главе с США отказаться от претензий на глобальное доминирование и собственную исключительность». «Деструктивный подход», по мнению главы МИДа, США проявляют не только в «украинском вопросе», но и в Азиатско-Тихоокеанском регионе, и на Ближнем Востоке. «Дестабилизируя регион за регионом, американцы пытаются управлять хаосом, но на деле, я думаю, они не знают, что творят»,— поделился министр. Ведь «ключевой тенденцией мирового развития» является «формирование многополярного мира», что «отражается в появлении новых центров силы в Евразии, на Тихом океане, на Ближнем Востоке, в Африке, в Латинской Америке», подчеркнул Сергей Лавров. «Замыслы западного меньшинства изолировать Россию, создать вокруг нас некий санитарный кордон потерпели крах»,— заверил глава МИДа. И пояснил, что именно помешало этим коварным замыслам: появляются и укрепляются «новые центры силы», «ширится взаимопонимание» со странами «глобального Востока» и «глобального Юга». В качестве примеров такого расширения взаимопонимания министр привел «развитие внешних связей ЕврАзЭС», «укрепление потенциала ОДКБ», «доверительный диалог» президента Владимира Путина и председателя КНР Си Цзиньпина. Кроме того, Россия продолжает «активно работать» в ООН, в том числе в рамках созданной пару лет назад Группы друзей в защиту Устава Организации Объединенных Наций. Господин Лавров пообещал и дальше использовать площадку ООН для донесения позиции России, а БРИКС назвал «становым хребтом формирующегося многополярного мира».
В конце своего выступления глава МИДа напомнил о предстоящих через месяц выборах президента РФ, отметив, что они будут проходить «на фоне беспрецедентной русофобской кампании, развязанной на Западе».
Он пообещал, что российские загранучреждения сделают все, чтобы голосование россиян за рубежом прошло «на высоком организационном уровне».
Депутаты не столько задавали вопросы, сколько высказывали министру свои предложения, которые он в основном одобрял. Так, Казбек Тайсаев (КПРФ) выступил с идеей создать совместную комиссию парламента и МИДа для разработки единого для стран СНГ учебника истории, чтобы «не допустить фальсификации исторических фактов» о Великой Отечественной войне. Министр ответил, что «открыт к такого рода вещам», но главное, чтобы «создание комиссии как таковой не подменяло работы по существу».
Андрея Лугового (ЛДПР) обеспокоила практика «недружественных» стран, «особенно англосаксов», нанимать персонал в посольства, минуя МИД и его Управление по обслуживанию дипломатического корпуса (УпДК), которое занималось оформлением персонала в советское время. В итоге, по словам депутата, «садовники, повара и водители выполняют специфические задачи, общаются с нашими гражданами на конфиденциальной основе», и проконтролировать их невозможно.
Сергей Лавров согласился, что нужно «законодательно лишить иностранных загранпредставителей права выполнять функции работодателя», и в этом случае использование УпДК — «абсолютно естественный, логичный ход».
Яна Лантратова («Справедливая Россия — За правду») предложила провести евразийскую олимпиаду школьников, победители которой могли бы поступать в вузы без экзаменов. Господин Лавров и эту идею поддержал. Анна Кузнецова («Единая Россия»), возглавляющая думскую часть совместной комиссии по расследованию преступлений киевского режима против несовершеннолетних, выступила с идеей создать рабочую группу для подготовки мер противодействия вовлечению детей в экстремистскую деятельность. Министр признал важность темы и пообещал рассмотреть этот вопрос, если госпожа Кузнецова сформулирует, как она видит этот механизм и «какая у него будет добавленная стоимость». А Сангаджи Тарбаев («Новые люди») спросил, планирует ли Россия установить безвизовый режим со странами БРИКС. Сергей Лавров ответил, что работа по унифицированному введению облегченных визовых требований не ведется. Причина тому — национальная специфика и межведомственные процессы, характерные для каждой страны.
Выдвижение депутатских инициатив продолжилось и в рамках итоговых выступлений от фракций. Дмитрий Новиков (КПРФ) высказал идею перенести штаб-квартиру ООН из Нью-Йорка, а в качестве вариантов назвал Хошимин (Вьетнам), Сан-Паулу (Бразилия), Улан-Батор (Монголия) и российскую Казань. Леонид Слуцкий (ЛДПР) вспомнил слова императора Александра III о том, что у России два союзника — армия и флот.
«Сегодня, проецируя на наши реалии, скажу: у России три союзника — армия, флот и Министерство иностранных дел во главе с Сергеем Викторовичем Лавровым!» — воскликнул депутат, сорвав аплодисменты.
Александр Бабаков (СРЗП) заявил, что России пора сформулировать и «предложить человечеству» свой «манифест будущего», куда бы вошли «все те мысли, о которых говорит наш президент». Наконец, Вячеслав Никонов (ЕР) обрушил свой гнев на некоторые недостаточно дружественные страны Латинской Америки: Аргентина, передумавшая вступать в БРИКС, по его словам, теперь «пусть встает в очередь», а Эквадор после решения передать российское оружие Украине «пусть подавится своими бананами».
После принятия постановления о «принятии к сведению» информации министра и об одобрении деятельности министерства в целом слово снова взял Леонид Слуцкий. Выступления главы МИДа в Думе в начале года стали хорошей традицией, и не менее традиционно депутаты поддерживают представленный министром план, резюмировал председатель профильного комитета.
НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА, 14.02.24 18:16
КАКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВЫБЕРЕТ ПАРТИЯ СЕРГЕЯ МИРОНОВА
Ветераны СВО – естественная база для "Справедливой России"
Илья Лакстыгал,
Елена Мухаметшина
Лидер партии «Справедливая Россия – За правду» Сергей Миронов сообщил, что планирует внести в Госдуму РФ законопроект об основах культурной деятельности и тем самым помочь защитить культурный суверенитет страны. По его словам, в этой области рыночные отношения и извлечение прибыли не могут быть обязательной нормой. По заказу партии ученые из Российского государственного социального университета разработали рекомендации «по совершенствованию нормативного правового регулирования в сфере культуры», и, обсуждая их, Миронов высказывался в поддержку и некой необязательной «государственной идеологии», и пятиминуток «общественных советов» на телевидении, и даже цензуры.
Этим деятельность председателя СР не ограничивается, он развил заметную активность, а пресса каждый день узнает о его новых инициативах. Только в феврале он выступил по поводу закредитованности граждан, предложил вдвое увеличить налоговые вычеты для детей, а также ввести налог на сверхприбыль нефтяников, обратил внимание на сверхприбыль банков, не прошел мимо фильма «Мастер и Маргарита», высказался по поводу украинской мобилизации и призвал к ударам возмездия по «главарям киевского режима». Сергей Миронов направил также специальное обращение президенту Владимиру Путину, предложив учредить награды за гуманитарную помощь спецоперации. Его последняя инициатива – разрешить ветеранам СВО и членам их семей пользоваться парковками бесплатно.
Одновременно в СМИ появляются слухи о том, что в ближайшее время «Справедливая Россия» может вернуться к своему старому названию, избавившись от дополнения «За правду», а заодно и от сопредседателей Миронова – Геннадия Семигина и Захара Прилепина. Официально в партии это, разумеется, не подтверждают. Альянс мироновцев с ультрапатриотами случился перед выборами в Госдуму в 2021 году. Его логичным продолжением стало то, что партия быстро подхватила дискурс СВО, долгое время весьма комфортно чувствовала себя в новых политических реалиях.
На нынешних президентских выборах СР поддерживает Владимира Путина. Своего кандидата она выставлять не стала. После истории с чуть было не состоявшимся альянсом с «вагнеровцами» это можно считать частью стратегии политического выживания. Другая часть этой стратегии – ответ на вопрос, какую нишу все-таки занимать партии при обновленной конфигурации политической системы. Есть ли там вообще ниша для СР?
Активность Сергея Миронова может указывать на то, что лидер СР как раз пытается нащупать твердую поверхность, по которой можно ходить. Прежде всего для его партии всегда было органичным движение «влево». Это декларировалось даже на примере интеграции в социалистический «интернационал». Однако вполне левой, то есть ориентированной на выполнение нацпроектов и социальных обязательств, остается и доминирующая партия – «Единая Россия». Ее конкуренты должны быть еще левее. А это означает, к примеру, жесткую критику капитализма и капиталистических институтов. Это означает и обращение к левым нарративным сюжетам вроде «недра принадлежат народу, а богатеют единицы». Сюда же можно отнести и призывы к государственному гиперконтролю не только в экономике, но и в любых сферах жизни, включая культуру, образование, досуг, семью.
Другое направление – СВО. Случаи «Вагнера» и осужденного Игоря Стрелкова показали, что идти по такому патриотическому пути рискованно. Но СВО – это еще и новые ветераны боевых действий. Это семьи, нуждающиеся в поддержке. Это новая социально и экономически уязвимая категория, а для левой партии – естественная база и объект приложения сил. Кажется, партия Миронова может двигаться именно в этом политически безопасном направлении.
ВЕДОМОСТИ, 15.02.24
НА ВЫБОРАХ ПРЕЗИДЕНТА ИНДОНЕЗИИ ПОБЕДИЛ МИНИСТР ОБОРОНЫ
Новый лидер продолжит курс на дружбу с Россией
Владимир Кулагин,
Ксения Калиневич
На выборах президента Индонезии 14 февраля, согласно предварительным подсчетам, победу одержал 72-летний министр обороны Прабово Субианто, набрав около 58%. Как пишет Reuters, в своей победной речи он пообещал создать правительство, состоящее из «лучших индонезийцев». Второе место на голосовании получил бывший губернатор столицы Джакарты Басведан Анис с 23%.
Субианто, который баллотировался от своей национал-консервативной партии «Гериндра», заменит осенью на посту главы государства правившего 10 лет Джоко Видодо из Демократической партии борьбы Индонезии (не мог баллотироваться в третий раз по конституции). При этом новым вице-президентом станет 36-летний старший сын уходящего лидера Гибран Ракабуминг Рака, который шел в тандеме с Субианто. Это стало возможным после того, как осенью 2023 г. Конституционный суд Индонезии во главе с дядей Гибрана Анваром Усманом разрешил занимать этот пост людям младше 40 лет.
Избранный президент прямо говорил в ходе кампании, что во внутренней политике планирует продолжать курс Видодо и будет сохранять традиционную линию страны в мире исходя из «философии неприсоединения». Как передает ТАСС, в сентябре 2023 г. Субианто называл российский народ «другом Индонезии». В последние годы власти двух стран активно обсуждали вопрос поставки Индонезии плавучих атомных электростанций. А ранее посол России в Индонезии Людмила Воробьева говорила, что Россия готова построить АЭС в создаваемой новой столице этой страны Нусантаре. Объем торговли между Россией и Индонезией в 2022 г. вырос на 40% и составил около $4 млрд (прежде всего за счет увеличения экспорта и импорта продукции химической промышленности и российского экспорта металлов).
В июне 2023 г. на форуме по безопасности «Диалог Шангри-Ла» Субианто выдвинул индонезийский мирный план по разрешению украинского конфликта. Он включал в себя призыв к немедленному прекращению огня, отвод сил на 15 км от позиций для создания демилитаризованной зоны, а также размещение там миротворческих сил ООН. Кроме того, эта организация должна была организовать референдум, «чтобы выяснить пожелания большинства жителей различных спорных районов». Представитель МИД России Мария Захарова тогда говорила, что план Субианто перекликается с минскими соглашениями, а Россия не видит необходимости в проведении новых референдумов. Бывший министр обороны Украины Алексей Резников назвал предложения индонезийцев похожими на «российские».
В западной прессе высказываются опасения, что Субианто может начать закручивать гайки, но он продолжит нынешний политический курс, считает ведущий эксперт Центра АСЕАН МГИМО Виктор Сумский. Что же касается России, то новый президент высказывался однозначно: Россию с Индонезией всегда связывали дружеские отношения и она имеет право на отношения с Москвой, отличающиеся от подходов Запада к ней.
Многие справедливо говорят о симпатиях Субианто к России, так как специфика индонезийских элит состоит в том, что их военное крыло, и в частности сухопутные силы, более благосклонно относятся к России, поясняет заместитель директора ЦКЕМИ НИУ ВШЭ Александр Королев. При этом Индонезия продолжит сохранять многовекторную и равноудаленную политику и открытого сближения с Россией вряд ли стоит ожидать, говорит эксперт. Основными экономическими партнерами страны являются Китай (товарооборот в 2022 г. – $65,9 млрд), США ($28,2 млрд) и Япония ($24,8 млрд).
НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА, 14.02.24 20:13
ВЛАСТИ ИРАНА ПЫТАЮТСЯ СКРЫТЬ АПАТИЮ ЭЛЕКТОРАТА
Парламентским выборам предрекают рекордно низкую явку
Игорь Субботин
В Иране 14 февраля началась предвыборная кампания для кандидатов в Совет экспертов – госорган, ключевой функцией которого является избрание верховного лидера страны. Голосование, до которого остается менее трех недель, должно пройти параллельно с выборами в Меджлис – местный парламент. Критики утверждают, что иранское руководство запретило публиковать развернутые результаты соцопросов по поводу возможной расстановки сил, потому что уровень явки обещает быть предельно низким. Консервативное крыло ведет тотальную зачистку политического поля, говорят эксперты.
О том, что предвыборная кампания в Совет экспертов стартовала, сообщил Избирательный штаб Ирана. Она должна продлиться 15 дней. По официальным данным, всего было подано 500 заявок на участие от кандидатов из всех провинций Ирана.
Однако до самого голосования местным регулятором – Советом стражей Конституции – было допущено только 144 кандидата. Среди тех, кто был отфильтрован, оказался бывший президент Ирана Хасан Рухани, который долгое время считался апологетом концепции ограниченного сотрудничества с Западом.
Выборы в Совет экспертов, которые проводятся каждые восемь лет, запланированы на 1 марта. Тогда же должно состояться голосование в парламент. Для консервативного лагеря, и без того получившего большинство мандатов на предыдущих выборах, это будет проверкой на прочность – первой с начала мощного протестного движения 2022–2023 годов, набравшего силу на фоне гибели молодой курдянки Махсы Амини. Смерть 22-летней девушки, предположительно избитой патрулем за «неподобающее ношение хиджаба», стала триггером антиправительственного движения.
Наибольшие опасения властей связаны с явкой. Как сообщило издание Amwaj media, Тегеран пытается не допустить до публикации результаты соцопросов, которые могли бы пролить свет на апатию избирателей. В этой ситуации обратило на себя внимание высказывание заместителя министра внутренних дел Исламской Республики Мохаммада Шахчераги, который заявил в феврале, что недавние опросы показали интерес населения к тому, чтобы прийти на выборы 1 марта. По его словам, такие исследования появлялись «последние два месяца».
Представитель реформистского лагеря Аббас Абди отметил, что «ни у кого нет оснований верить» таким высказываниям. «Было бы лучше, если бы они позволили авторитетным агентствам проводить опросы и публично публиковать их результаты», – сказал он, добавив, что власти запретили публикацию исследований, потому что «они не видят результатов в свою пользу».
Один из неприятных для властей опросов провел социологический Центр иранских студентов (ISPA), который выявил, что менее 28% респондентов уверены в готовности прийти на избирательные участки. Правда, аналитики ISPA в декабре представили только выдержки из доклада. Вероятно, это напугало консервативные круги, потому что в январе этого года агентство Fars заявило со ссылкой на неназванные исследования, что явка 1 марта составит не менее 40%.
«Власть, конечно, заинтересована в легитимации через выборы, – заявил «НГ» эксперт Российского совета по международным делам Никита Смагин. – Здесь мало что изменилось. С одной стороны, ей необходимо продемонстрировать народную поддержку, а другого сопоставимого механизма для этого нет. С другой стороны, нужно показать протестно настроенной публике, что ситуация стабильна и что альтернативы нет. Другой вопрос, что эту легитимацию сейчас продемонстрировать через выборы очень сложно». Прежде всего эта трудность, по словам собеседника «НГ», сводится к показателям явки.
«На выборах не будет никаких значимых кандидатов от альтернативного лагеря, – заявил Смагин. – На выборы в Совет экспертов даже не был допущен Рухани, весьма умеренный и системный реформатор, который особой поддержкой даже и не пользуется. Но даже в этой ситуации его решили на всякий случай не допустить. Консерваторы идут на тотальную зачистку».
Эксперт называет очевидным результатом укрепление позиций консервативного лагеря и при этом низкую явку. «Возможно, она будет даже ниже, чем на предыдущих выборах, – считает Смагин. – В этой ситуации власть находится в странном положении, когда, с одной стороны, варианта не проводить голосование или идти через какие-то другие способы легитимации у нее нет, а с другой стороны, эти выборы очевидным образом не дадут искомого».
В связи с этим Тегерану нужно что-то придумывать, рассуждает собеседник «НГ». «Исламская Республика в последние годы шла по пути того, что массовые фальсификации – деструктивны, – обращает внимание Смагин. – К этому выводу власть пришла после выборов 2009 года, когда победил Махмуд Ахмадинежад. Тогда, судя по всему, были действительно масштабные фальсификации, которые сделали его победителем в первом туре. Тогда прошли самые масштабные до настоящего времени протесты в пределах Тегерана по числу участников. С того момента власть не решалась прибегать к массовым фальсификациям».
Впрочем, ничего исключать нельзя, считает аналитик. «История с фильтрацией опросов общественного мнения может быть связана со следующим: если проводить их и параллельно с этим разрешать вопрос с явкой путем каких-то вбросов, то это будет значительно сложнее скоординировать: нужно будет не просто докрутить результат до нужного, но и еще сделать так, чтобы этот результат соотносился с опросами, – рассуждает Смагин. – Как в таких случаях еще бывает, власти до конца не придумали точно, что будут делать на выборах, какой механизм будет использован. Если явка будет за 40%, к примеру, то это результат, который можно оставить. Но велика вероятность, что показатели явки будут значительно ниже уровня реального посещения участков».
Продолжая использовать сайт, Вы соглашаетесь на использование файлов cookie. Более подробная информация на странице об использовании cookies