ИЗВЕСТИЯ, 14.10.23 16:02
МАТВИЕНКО ДОПУСТИЛА ОТКАЗ РОССИИ ОТ УЧАСТИЯ В ПАЧЭС
Матвиенко: Россия может рассмотреть целесообразность своего участия в ПАЧЭС
Россия может поднять вопрос о целесообразности участия в Парламентской ассамблее Черноморского экономического сотрудничества (ПАЧЭС), заявила 14 октября спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко в ходе встречи с председателем Великого национального собрания Турции Нуманом Куртулмушем в рамках «парламентской двадцатки».
Она подчеркнула, что организация стала политизированной структурой.
«ПАЧЭС, которая создавалась как <...> хороший инструмент расширения экономического, гуманитарного взаимодействия, превратилась в такую непонятную политизированную структуру», — сказала политик.
Матвиенко продолжила, что если ситуация не изменится, то Москва рассмотрит целесообразность своего участия в организации.
Как напоминает «Газета.Ru», ПАЧЭС была создана в 1993 году по инициативе России и Турции. В нее также входят Албания, Армения, Азербайджан, Болгария, Грузия, Греция, Молдавия, Северная Македония, Румыния, Сербия и Украина.
Ранее в субботу на вопрос «Известий» по итогам участия в парламентском саммите G20 Матвиенко указала, что индийско-российское взаимодействие только углубляется. Матвиенко отметила, что передала премьер-министру Индии Нарендре Моди приветствие президента РФ Владимира Путина. Индийский коллега ответил, что был бы рад принять главу российского государства.
О том, что Матвиенко прибыла в Индию для участия в парламентском саммите G20, стало известно 12 октября. Саммит проходит с 13 по 14 октября. В нем приняли участие более 350 делегатов.
Мероприятие объединило спикеров — глав законодательных органов стран G20 и приглашенных государств.
КОММЕРСАНТ, 16.10.23
ДЕПУТАТЫ ОТОЗВАЛИСЬ НА БЮДЖЕТ
Большинство комитетов Госдумы одобрили проект основного финансового документа
Ксения Веретенникова
К концу прошлой недели уже 29 из 32 думских комитетов поддержали принятие в первом чтении проекта федерального бюджета на 2024 год и последующий двухлетний период. Больше всего замечаний в своих заключениях высказали комитеты, возглавляемые представителями парламентской оппозиции. Кроме того, ряд комитетов указали на необходимость детальнее проработать в главном финансовом документе вопросы, связанные с новыми территориями.
Проект федерального бюджета на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов правительство внесло в Госдуму 29 сентября. Его основные параметры таковы: доходы на уровне 35 трлн руб. в 2024 году, 33,5 трлн в 2025 году и 34,1 трлн в 2026 году; расходы — 36,6 трлн, 34,4 трлн и 35,6 трлн руб. соответственно. Рассмотрение проекта в первом чтении намечено на 26 октября.
Наибольшее число замечаний к бюджету традиционно высказали комитеты, возглавляемые депутатами от КПРФ.
Так, комитет по вопросам женщин, семьи и детей под руководством Нины Останиной в своем заключении отметил существенное снижение расходов по разделу «дополнительное образование» на 2024 год по сравнению с прогнозом, данным в прошлогоднем бюджете (23,5 млрд руб. против 31,6 млрд). При этом на 2025 год расходов по этой статье запланировано немного больше, чем в прошлогоднем прогнозе,— 13,3 млрд руб. против 12,6 млрд. «Следует крайне осторожно относиться к уменьшению ассигнований по этому направлению»,— полагают в комитете. Кроме того, депутаты предлагают ввести компенсационную выплату всем пострадавшим в ходе специальной военной операции детям в возрасте до 18 лет и семьям, в которых погиб ребенок. Также необходимо «уделить больше внимания разработке новых демографически ориентированных мер» и, в частности, увеличить ассигнования по программе «Обеспечение жильем молодых семей», учитывая, что недвижимость дорожает. Кроме того, считают в комитете, нужно добиться стопроцентной доступности детских садов, проиндексировать материнский капитал (его индексация не проводилась с 2022 года) и увеличить субсидии Фонду поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (в проекте бюджета — 855 млн руб. в год).
Комитет по развитию Дальнего Востока и Арктики (председатель — коммунист Николай Харитонов) обращает внимание на снижение ассигнований по программам социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа и Арктической зоны. По мнению депутатов, нужно предусмотреть больше средств на авиаперевозки, отдых и оздоровление детей, поддержку традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, обеспечение жителей Севера жильем и т. д. А комитет по аграрным вопросам во главе с Владимиром Кашиным (КПРФ) предложил увеличить расходы на мелиорацию и развитие сельских территорий.
Пожелания по увеличению расходов высказали и некоторые комитеты, руководимые представителями «Единой России» (ЕР).
Например, комитет по информационной политике под председательством Александра Хинштейна обращает внимание, что на обеспечение услуг связи в 2023 году было предусмотрено 15 млрд руб., а в 2024-м — только 5,6 млрд, и считает необходимым вернуть финансирование этого направления в объеме текущего года. Также комитет в своем заключении просит повысить расходы на оказание грантовой поддержки корпоративным заказчикам по замене зарубежных ИТ-решений новыми российскими разработками и на модернизацию почтовых отделений. Комитет по охране здоровья (Бадма Башанкаев, ЕР), в свою очередь, обеспокоен сокращением ассигнований по федеральному проекту «Борьба с сахарным диабетом» на 10% ежегодно в 2024–2026 годах. А комитет по экологии во главе с бывшим министром природных ресурсов Дмитрием Кобылкиным тревожится по поводу существенного снижения финансирования проекта «Чистый воздух» по сравнению с объемами, заложенными в прошлогоднем проекте бюджета (с 10,3 млн до 4,1 млн руб.) и отмечает заметное недофинансирование особо охраняемых природных территорий.
Несколько комитетов в своих отзывах дали правительству советы «нематериального» характера.
К примеру, комитет по экономической политике (председатель — Максим Топилин, ЕР), изучив прогноз социально-экономического развития РФ, согласился, что он может быть основой для формирования бюджета, но предложил кабинету министров, в частности, продолжить работу по анализу рисков для важнейших отраслей экономики и разработать «дорожную карту» по поддержке инвестиционной активности. Комитет по делам СНГ (Леонид Калашников, КПРФ) попросил выделить блок вопросов миграции в отдельную госпрограмму и раздел бюджета. Комитет по развитию гражданского общества (Ольга Тимофеева, ЕР) посчитал необходимым усилить контроль над расходованием средств, выделяемых на поддержку НКО, для чего правительству и Счетной палате, по мнению депутатов, стоит подготовить соответствующие методические рекомендации. Аналогичные пожелания к работе Счетной палаты высказал и комитет по промышленности и торговле под руководством Владимира Гутенева (ЕР).
Комитет по транспорту (Евгений Москвичев, ЕР) считает нужным продлить реализацию проектов «Безопасные качественные дороги» и «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» до 2030 года (они завершаются в 2024 году). Комитет по защите конкуренции (Валерий Гартунг, «Справедливая Россия — За правду») предложил обсудить возможные законодательные меры с целью отмены «налогового маневра» и переноса налоговой нагрузки с внутреннего потребления на экспорт.
В ряде заключений особое внимание уделено новым субъектам РФ.
Так, комитет по региональной политике (Алексей Диденко, ЛДПР) указывает на необходимость включить в Стратегию пространственного развития РФ на период до 2025 года специальные положения, связанные с новыми территориями, которым нужно присвоить статус геостратегических. А комитет по жилищно-коммунальному хозяйству (Сергей Пахомов, ЕР) предлагает проанализировать фактическое состояние сохранившегося жилищного фонда в новых регионах с указанием объема финансирования на расселение граждан и включить этот вопрос в проект бюджета ко второму чтению.
Наконец, два «силовых» комитета пришли к выводу, что их в проекте бюджета практически все устраивает. Комитет по обороне во главе с единороссом Андреем Картаполовым в своем заключении отрапортовал, что выделяемые объемы бюджетных ассигнований позволят обеспечить выполнение поставленных задач и реализацию основных стратегических целей для развития вооруженных сил РФ. (Напомним, что оборонные расходы в 2024 году предложено увеличить на 68% по сравнению с 2023 годом: с учетом закрытой и открытой части бюджета ассигнования по разделу «Национальная оборона» составят в 2024 году 10,77 трлн руб., в 2025-м — 8,53 трлн и в 2026-м — 7,4 трлн.) А комитет по безопасности (Василий Пискарев, ЕР) подчеркнул, что запланированные расходы по профильным статьям «адекватны сложившейся в соответствующих сферах деятельности ситуации». В то же время комитет отметил необходимость продолжить работу по анализу и оценке результатов реализации госпрограмм.
КОММЕРСАНТ, 16.10.23
ОСОБЕННОСТИ БРЯНСКОЙ ПОЛИТИКИ
Заместителем губернатора-единоросса по внутриполитическим вопросам стал бывший активист КПРФ
Сергей Толмачев
В Брянской области назначен новый вице-губернатор, курирующий внутреннюю политику. Эта должность была вакантной полгода после ареста бывшего заместителя главы области Татьяны Кулешовой по обвинению в получении взятки. Ее преемником стал Виталий Свинцов, который начинал карьеру в КПРФ, потом перешел в «Единую Россию», а затем возглавил областной департамент внутренней политики. Эксперт не видит в такой политической эволюции ничего удивительного, отмечая, что большинство брянских функционеров начинали работать в команде бывшего губернатора-коммуниста.
12 октября в правительстве Брянской области сообщили о назначении Виталия Свинцова на пост врио заместителя губернатора, курирующего внутреннюю политику. Эта должность оставалась вакантной в течение полугода, после увольнения в апреле 2022 года Татьяны Кулешовой, проработавшей на этом посту два года. Чиновницу заключили под стражу по обвинению в получении взятки (ч. 6 ст. 290 УК, до 15 лет лишения свободы) за поставки ноутбуков в рамках национального проекта «Образование». Предшественник госпожи Кулешовой Александр Коробко курировал внутреннюю политику в Брянской области более шести лет — с 2014 года, а теперь занимает аналогичный пост в Ульяновской области.
Виталию Свинцову 47 лет, он родился в Брянске, после окончания в 1998 году местного педагогического университета восемь лет проработал в образовательных организациях региона. В 2005–2016 годах господин Свинцов трудился в исполкоме брянского регионального отделения «Единой России», в том числе и на посту его руководителя, после чего перешел в областной департамент внутренней политики, а в 2022-м его возглавил. После повышения Виталия Свинцова до уровня заместителя губернатора на посту главы департамента его сменил заместитель Андрей Казорин.
Местные СМИ в связи с новым кадровым назначением припомнили, что Виталий Свинцов начинал карьеру в КПРФ как активист ее молодежного крыла и поддерживал губернатора-коммуниста Юрия Лодкина, возглавлявшего Брянскую область в 1996–2004 годах.
В частности, господин Свинцов упоминается как организатор весьма скандальных акций против кандидата от «Единой России» Николая Денина на губернаторских выборах-2004 (тогда коммунист Лодкин был в итоге снят с выборов Верховным судом за несколько часов до начала голосования, а единоросс Денин победил во втором туре и после этого десять лет руководил Брянской областью). Впрочем, первый секретарь брянского обкома КПРФ Андрей Архицкий признался “Ъ”, что узнал о работе господина Свинцова в структурах Компартии только из СМИ. Он также выразил мнение, что «чиновничья чехарда» в команде действующего губернатора Александра Богомаза не способствует улучшению ситуации в экономической сфере и в организационной работе региональной власти.
Тем не менее собеседник “Ъ” в органах власти Брянской области характеризует Виталия Свинцова как опытного и компетентного человека: «Он хорошо понимает повестку, зарекомендовал себя хорошим исполнителем, руками разводить не будет. Самое главное, что он государственный человек и ни с кем не аффилирован».
Политолог Владимир Слатинов напоминает, что многие сегодняшние брянские функционеры начинали карьеру при губернаторе Юрии Лодкине: «Он был харизматичным главой региона, умел формировать команду и подбирать эффективные кадры. В этом смысле неудивительно, что новый вице-губернатор начинал в его команде, а после успешно удерживался при других губернаторах». В то же время эксперт отмечает важную особенность Брянской области по сравнению со многими другими субъектами РФ: «Приграничным регионом продолжает руководить местный губернатор Александр Богомаз, не относящийся к губернаторам новой волны. В других регионах, где ранее утвердились губернаторы-технократы, история с заместителями по внутренней политике — это история выбора между местным и "варягом". Богомаз же опирается на собственные кадры, которые считает перспективными вне зависимости от того, где они начинали. И к нему, во всяком случае пока, не приставляют "политического комиссара"».
ГАЗЕТА.RU, 15.10.23
«УКРАИНА БУДЕТ ОГРЕБАТЬ». ПОЛЬША ИДЕТ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ВЫБОРЫ
Чего ждать России и Украине от парламентских выборов в Польше
Алексей Поплавский
15 октября в Польше начались парламентские выборы. Главная интрига голосования заключается в том, удастся ли правым консерваторам из «Права и справедливости» удержать власть. В спину правящей партии дышит проевропейская оппозиция в лице «Гражданской коалиции». Эксперты не исключают, что большое влияние на исход голосования окажет результат третьих партий, способных помочь основным претендентам сформировать парламентское большинство. Каков предвыборный расклад, что с этого России, и при чем здесь Украина — в материале «Газеты.Ru».
Воскресным утром 15 октября по всей Польше и в диппредставительствах страны за рубежом открылись избирательные участки. В государстве начинаются парламентские выборы и референдум по четырем вопросам: повышение пенсий, продажа госактивов иностранцам, сохранение забора на границе с Белоруссией и прием нелегалов с Ближнего Востока. В рамках голосования должны избрать 460 депутатов Сейма — нижней палаты парламента, и 100 представителей Сената — верхней палаты.
По последним опросам, возглавляет предвыборную гонку с 33,2% рейтинга партия власти, правые консерваторы евроскептики из «Право и справедливости» (ПиС) во главе с Ярославом Качиньским. Второе место за проевропейской либеральной «Гражданской коалицией» бывшего главы Евросовета и экс-премьера Польши Дональда Туска — 30,6%, а замыкает тройку лидеров коалиция либеральных консерваторов центристов «Третий путь» — 11,9%.
Четвертое место за социал-демократами из партии «Левые» с 11,6% рейтинга, следом ультраправая «Конфедерация» — 8,5%. Все остальные политические силы набирают менее 5%, то есть вероятно не смогут преодолеть барьер для вхождения в Сейм. К слову, 5% он только для партий, а коалиции вроде «Третьего пути» должны получить 8% голосов, чтобы войти в парламент.
Конец Польши или борьба против коммунистов
Небольшой разрыв между партией власти и оппозицией вряд ли позволит кому-то получить большинство в Сейме без помощи других партий, что создает довольно интересную ситуацию. По сути, евроскептики впервые с 2015 года могут потерять власть в стране, уступив место проевропейским партиям, что как минимум повлияет на будущее отношений Польши с Евросоюзом. Однако в случае победы им будет непросто, поскольку на стороне ПиС как минимум до 2025 года останется президент Анджей Дуда, способный наложить вето на законопроекты Сейма.
В рамках предвыборной кампании обе политические силы попытались заставить избирателей поверить в историческое значение голосования, в частности, чтобы стимулировать своих сторонников прийти на избирательные участки. К примеру, в «Гражданской коалиции» после миллионного марша своих сторонников в Варшаве сравнивали себя с движением «Солидарность», положившем конец коммунистическому правлению в Польше в 1989 году. А в «Право и справедливость» говорили об угрозе полного исчезновения страны в случае прихода к власти оппозиции. По словам Качиньского, победа его оппонентов буквально станет «концом Польши».
Опрошенные «Газетой.Ru» эксперты сходятся на том, что Качиньский и Туск имеют примерно равные шансы на выборах и немалую роль сыграет результат других политических сил. Так, доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ Вадим Трухачев считает, что успех оппозиции возможен при попадании в парламент «Третьего пути».
«Многое зависит от того, пройдет ли в парламент либерально консервативная проевропейская коалиция «Третий путь». Ей нужно преодолеть барьер в 8% голосов, которые она и набирает в опросах. В теории партия может стать партнером как ПиС, так и «Гражданской коалиции», но второй вариант более вероятен», — добавил эксперт.
Он отметил, что в случае провала «Третьего пути» возможен вариант, что большинства не будет ни у кого, и тогда Польша снова пойдет на выборы. Трухачев пояснил, что с крайне правой «Конфедерацией», которая может получить 8-10% голосов, никто не захочет сотрудничать.
«Конфедерация» — это еще более жесткие евроскептики, чем «Право и справедливость». В отличии от ПиС они относительно нейтральны к России и категорически против поддержки Украины, потому что она бандеровская», — указал эксперт.
В свою очередь эксперт Российского института стратегических исследований (РИСИ), доктор исторических наук Оксана Петровская не исключила, что исход выборов будет зависеть от каких-то незаметных нюансов. По ее словам, задача как партии власти, так и их оппонентов заключается в мобилизации электората.
«Вероятно, ПиС смогут получить большую часть голосов, но буквально несколько процентов сыграют решающую роль. То есть добьется ли она большинства в Сейме или нет. Если это ей не удастся, то партии придется искать коалиционного партнера. ПиС найти союзника будет сложнее, чем оппозиции. Есть вариант объединения с «Конфедерацией», но эта партия пока против такого сценария, так как опасается поглощения со стороны ПиС», — пояснила эксперт.
«Право и справедливость» в последнее время сильно потеряло популярность, добавила Петровская, на это повлияла экономическая ситуация в Польше, которая на данный момент не слишком хорошая, и целый ряд скандалов. С точки зрения эксперта, спад рейтингов, в особенности среди фермеров, заставил власти Польши пойти на ухудшение отношений с Украиной за счет блокировки поставок их сельхозпродукции.
Что поменяется для Украины и России
Защита поляков путем блокировки украинского зерна стала одним из фрагментов предвыборной кампании «Права и справедливости», но к концу уступила места вопросам борьбы с нелегальной миграцией и защите границ из-за «агрессивной России». Что касается оппозиционной коалиции Туска, то он лишь говорил о продолжении поддержки Киева, не особо концентрируясь на этих вопросах.
По факту единственной партией, которая выступала за прекращение помощи Украине, была ультраправая «Конфедерация». Ряд представителей политической силы даже пытались запустить кампанию с лозунгом «Стоп украинизация Польши». В такой ситуации неочевидно, что может ждать поддержку Киева по итогам выборов.
По мнению Вадима Трухачева из РГГУ, исход голосования ничего не поменяет как для России, так и для Украины — Польша продолжит поддерживать Киев с учетом своих собственных интересов.
«Так будет при любой власти в Польше, и одергивать Киев они также не перестанут. Культ Бандеры в равной степени не нравится всем полякам — как евроскептикам, так и проевропейским либералам. Поэтому за это Украина будет огребать от любой польской власти. И при любом правительстве интересы Польши будут стоять выше, чем интересы Киева», — добавил эксперт.
В то же время Оксана Петровская из РИСИ считает, что отношения Польши и России вряд ли как-то поменяются в случае смены власти. По ее словам, украинская поддержка может снизиться лишь при коалиции ПиС и «Конфедерации».
«У ПиС довольно глубокий конфликт с Украиной, уходящий своими корнями в историю, точно так же, как и их отношение к России. В текущей ситуации они объединены с Киевом против Москвы. Но с течением времени, когда «общий враг» в лице России отпадет, их отношения ухудшатся и очень сильно. До февраля 2022 года ничего хорошего в отношениях Киева и Варшавы не было, и вдруг случилась такая внезапная любовь. Это очень быстро может потухнуть при ПиС. «Гражданская коалиция», вероятно, будет вести более прагматичную и менее эмоциональную политику по отношению к Украине, если она придет к власти», — заключила эксперт.
Продолжая использовать сайт, Вы соглашаетесь на использование файлов cookie. Более подробная информация на странице об использовании cookies