Обзор прессы за 21 февраля 2025 года

21 февраля
Обзор прессы

НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА, 20.02.25 20:59

В ВЕРХОВНОМ СУДЕ ПОСЧИТАЛИ СЕМЬ ЛЕТ УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ РАЗУМНЫМ СРОКОМ

Президент РФ требует от Фемиды только справедливых решений

Екатерина Трифонова,

Иван Родин

Владимир Путин выступил на совещании судей, определив их задачи на этот год. После доклада председателя Верховного суда (ВС) РФ Ирины Подносовой президент опять взял слово и призвал принимать только справедливые решения, чтобы поддерживать устойчивость государства. Однако ВС, например, не счел несправедливостью, что уголовное дело протяженностью более семи лет российская Фемида отказывается признавать нарушением права на разумный срок судопроизводства. И выплатить человеку компенсацию, причем всего-то в 1,3 млн руб. Свое определение ВС обосновал процессуальными ошибками жалобщика, но вывод там глобальный – суды все правильно делают.

Президент на традиционном всероссийском совещании судей судов общей юрисдикции, военных и арбитражных судов, которое состоялось 20 февраля, как и полагается, поставил перед ними задачи на текущий год. Председатель ВС в первых же строках своего отчетного доклада помянула, что в 2024-м суды «продолжили осуществлять правосудие на высоком профессиональном уровне с соблюдением разумных сроков судопроизводства». После выступления Подносовой Путин слово взял еще раз, чтобы настойчиво призвать судей к справедливости. «Она важна и для тех, в отношении кого принимаются решения, и для самих судей. Но она важна и для государства. Потому что если люди видят, что государство – а вы представляете государство, когда решаете судьбы людей, – справедливо в отношении своих граждан, государство становится устойчивым. Это важно всегда, а в сегодняшних условиях это важно особенно», – заявил глава государства.

К сожалению, президентский тезис о том, что именно справедливые решения укрепляют каждого судью в убеждении, что он все сделал правильно и по-честному, срабатывает не всегда.

К примеру, недавно ВС рассматривал апелляционную жалобу, которую он отверг из-за формальной необъективности претензий одного из осужденных к соблюдению процессуальных формальностей. Конечно, в законе не определены четко временные критерии «разумности», это невозможно даже теоретически – ведь каждое уголовное дело особенное. Но раз данное понятие исключительно оценочное, то как раз суды и должны устанавливать причины волокиты и виноватую в том сторону. Впрочем, эти разбирательства всегда связаны с требованием компенсаций, а государство платить не любит.

Осужденный за особо тяжкое преступление обратился в ВС с жалобой на то, что суды всех уровней отвергли иски о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок. Уголовное преследование данного гражданина РФ продолжалось семь лет и пять месяцев, все это время он находился в СИЗО. Свои моральные и нравственные страдания заявитель в ВС благоразумно оценил всего лишь в 1,35 млн руб., но в выплате ему было отказано.

В своей жалобе гражданин настаивал, что многолетнее разбирательство в отношении него было «чрезмерным», тем более что его вины в каких-либо проволочках не было. В отличие, по его мнению, от органов предварительного расследования, якобы проявлявших бездействие, или судов, длительно знакомившихся с материалами уголовного дела. Кроме того, нижестоящие суды отказали обвиняемым, которых была большая группа, в ходатайствах о рассмотрении их дела с участием присяжных. Это решение затем было отменено, дело направлено на новое рассмотрение, однако коллегию заседателей собирали долго. Также судебные заседания по разным причинам постоянно откладывались или переносились.

Апелляционная коллегия ВС посчитала, что в обжалуемом решении учтены продолжительность судопроизводства, объем и сложность уголовного дела. И, напротив, нарушений органами предварительного следствия и судами разумного срока уголовного производства не было установлено. Как заметил «НГ» партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Вадим Клювгант, каждое дело, конечно, индивидуально, но его расследование и рассмотрение, вне зависимости от объема и сложности, должно обеспечить соблюдение назначения уголовного судопроизводства. Это сказано в ст. 6 Уголовно-процессуального кодекса РФ. Также должны быть соблюдены и все гарантии справедливого разбирательства и правосудия, в первую очередь – права на защиту и состязательность процесса. По его словам, из этих базовых критериев и следует с очевидностью, что не может быть установлен единый временной предел рассмотрения дела, после превышения которого срок становится «неразумным».

И Клювгант подтвердил, что все критерии здесь оценочные – и иными они и быть не могут. Однако есть два общих обязательных условия, соблюдение которых в совокупности и позволяет признать даже длительный срок разумным. Во-первых, если не было допущено волокиты со стороны следствия и суда: неважно – намеренной или из-за неправильной организации работы. И во-вторых, если не было двойных стандартов для сторон в обеспечении их равноправия и состязательности. К сожалению, подчеркнул Клювгант, на практике оба эти условия зачастую не соблюдаются: и волокита имеет место, и преимущества для «сильной» стороны. Это в целом сторона обвинения, которая может многократно приостанавливать и возобновлять следствие, набивать дела бессмысленным «мусором», а потом долгими месяцами «оглашать» такие материалы в суде под видом исследования доказательств, наконец, просто тянуть время в поисках или в ожидании новых доказательств обвинения и т.п.

В то же время защита часто ставится в очень жесткие временные рамки, не всегда позволяющие ей реализовать свою позицию. Но делается это именно под предлогом обеспечения разумного срока судопроизводства, напомнил Клювгант. «В результате таких перекосов выхолащивается существо судебного спора, а судопроизводство превращается в видимость такового и профанацию», – подчеркнул он, справедливости ради отметив, что встречаются случаи необоснованного затягивания и со стороны защиты. Но у нее, которая не обладает властными полномочиями на принятие процессуальных решений, гораздо меньше возможностей, чем у обвинения. Также у следователя и суда есть инструменты для пресечения недобросовестного поведения защитников или обвиняемых, а ни у кого из них таковых нет, они могут только жаловаться. Поэтому основные резервы для сокращения неразумного затягивания судопроизводства находятся у обвинения и суда, настаивает Клювгант. Эти резервы заключаются в эффективной организации работы и в эффективном контроле и надзоре со стороны вышестоящих органов, а также прокуратуры. «Есть что оптимизировать и в следственной, и судебной процедурах, где по-прежнему много рутины и ненужной писанины», – подытожил адвокат.

По словам вице-президента Ассоциации юристов по регистрации, ликвидации, банкротству и судебному представительству Владимира Кузнецова, при прочтении отказного определения ВС складывается двоякое мнение. С одной стороны, рассмотрение уголовного дела объемом в 765 томов, с большим числом участников и огромным количество доказательств на протяжении семи лет вполне может представляться разумным. С другой стороны, вряд ли можно согласиться с выводами судов о том, что бесконечные и не всегда оправданные отложения разбирательств, в том числе по причине отпусков судей или больничных листов присяжных, не свидетельствуют о недостаточной эффективности и оперативности уголовного преследования.

Говоря же о компенсациях за нарушение права на рассмотрение дела в разумные сроки, Кузнецов отметил, что данный правовой инструмент целиком построен на оценочных понятиях – и его существование в ином виде просто невозможно. Потому что не существует универсальных критериев и единых сроков для всего многообразия судебных дел. «Однако оценочные категории открывают дверь безграничному судебному усмотрению, что может вредить участникам судопроизводства, поскольку это позволяет на основе одного лишь мнения судьи квалифицировать абсолютно любой срок как разумный», – подчеркнул он. При этом сама идея компенсации за нарушение права на рассмотрение дела в разумные сроки граничит с попыткой обвинить судебные органы в неэффективной работе, что, очевидно, не в интересах судебной системы как таковой. Более того, компенсации выплачиваются из госбюджета.

Но тогда получается, заметил Кузнецов, что согласием с доводами лица о нарушении его права на судопроизводство в разумные сроки суд как бы и признает неэффективность судебной системы, и понуждает бюджет за это расплачиваться. «С политико-правовой точки зрения это ситуация, в которой правами простых частных лиц иногда можно и «пожертвовать», ведь повсеместное удовлетворение таких требований способно ощутимо нагрузить бюджет», – заметил он. Поэтому требования о компенсациях в любом виде судопроизводства – гражданском, арбитражном, административном и уголовном удовлетворяются достаточно редко, а их размеры оставляют желать лучшего. «Для изменения тенденции нужны масштабные правки процессуального законодательства и руководящие разъяснения, к примеру, от ВС, направленные в большей степени на защиту интересов участников судопроизводства», – подчеркнул Кузнецов. Например, можно было бы признать, что бесконечное откладывание рассмотрения дела в большинстве случаев неоправданно и должно быть квалифицировано как затягивание процесса со стороны судов.

Как подтвердила «НГ» адвокат адвокатского бюро БВМП Наталья Репина, несоблюдения разумных сроков предварительного следствия остается одной из наиболее острых и актуальных проблем российской правовой системы. Основными ее причинами можно назвать: сложность уголовных дел, высокая нагрузка на следователей и судей, недостаточная координация различных госорганов и структур, задействованных в производстве предварительного следствия. «Обвиняемый, находящийся под стражей, вопреки принципу презумпции невиновности может провести в СИЗО больше времени, чем это необходимо. А длительные сроки расследования подрывают доверие граждан к правоохранительной и судебной системе. Кроме того, затягивание следствия приводит к дополнительным расходам как для государства, так и для участников процессов», – пояснила она.

Конечно, если сроки расследования затягиваются, то можно обратиться в суд с жалобой в порядке ст. 125 УПК на волокиту или бездействие, однако такие жалобы редко рассматриваются по существу. «Часть под различными предлогами не принимается на начальном этапе с обоснованием, что для суда недопустимо решать вопросы, которые впоследствии могут стать предметом рассмотрения в первой инстанции. А если они все же становятся предметом рассмотрения, то в их удовлетворении отказывают в виду и сложности дел, и их многоэпизодности, и необходимости проведения большого количества следственных действий», – подчеркнула Репина.

«Нельзя не сказать, что сроки расследования и рассмотрения судами уголовных дел, мягко говоря, часто крайне немаленькие», – подтвердил, в свою очередь, советник юрфирмы «ЮСТ» Игорь Пастухов. По его мнению, не в последнюю очередь это результат перегрузки следователей и судей. Вопрос о научном определении объема нагрузки уже несколько десятилетий ставится, но разрешения так и не получил. Существует также проблема с явкой вызванных в суд свидетелей, есть некоторые сложности и с формированием составов присяжных заседателей, заметил он. Пастухов напомнил, что законодатель пытается разрешить отдельные аспекты перегрузки через введение дистанционного участия в судебных заседаниях, извещений в электронной форме. Но безусловно встречаются и явные случаи волокиты при рассмотрении уголовных дел: «Мне на практике пришлось столкнуться с ситуацией, когда после отмены апелляцией определения о возвращении дела прокурору оно тем не менее было отправлено в следственный орган, где находилось более полугода».

При этом, сказал Пастухов, нельзя забывать, что вопрос о том, требовать или нет компенсацию за нарушение разумных сроков уголовного судопроизводства, решает сам человек, привлеченный к уголовной ответственности. И таких процессов оказывается совсем не много: по данным Судебного департамента при ВС РФ за первую половину 2024 года на рассмотрении находилось более 470 тыс. уголовных дел, а заявлений о выплатах было рассмотрено 274, итоговых же решений вынесено еще меньше – 146. «Объективным, а главное, реальным решением против волокиты могут быть только научно обоснованные нормы нагрузки следственного и судебного аппаратов. И формирование их в соответствии с реальным количеством уголовных дел. Это решение, конечно, было бы непростым и сильно затратным, однако дешевое правосудие дорого обходится гражданам», – убежден Пастухов.

Как заметила партнер Criminal Defense Firm Анна Голуб, далеко не всегда большие сроки судопроизводства оказываются объяснимыми. Следователи продлевают их для допросов в качестве свидетелей огромного числа лиц, для назначения экспертиз, которые занимают время от нескольких месяцев до года, а то и больше. Потом почему-то уже не находятся лица, подлежащие привлечению к уголовной ответственности, так что производство по делам приостанавливается на неопределенное время. Только спустя годы может обнаружиться такое лицо, которое и становится обвиняемым и с участием которого следственные и процессуальные действия наконец начинаются. А дальше суд принимает дело к своему рассмотрению, но в ходе уже судебного следствия заседания откладываются на месяц или на два. Так что нарушение сроков, утверждает Голуб, происходит буквально в каждом втором деле. «На своем примере могу это показать, представляю интересы потерпевшего в том деле, которое с момента подачи заявления о совершенном преступлении до момента приостановления расследования в связи с розыском обвиняемых существует 6,5 лет. Права потерпевшего до сих пор так и не восстановлены, и неизвестно, будут ли восстановлены вообще», – рассказала она. По словам Голуб, известны и такие случаи расследования уголовных дел, когда сроки привлечения к ответственности уже истекли, но обвиняемые на их прекращение своего согласия не дали.

ВЕДОМОСТИ, 21.02.25

МУНИЦИПАЛЫ ВКЛЮЧИЛИСЬ В ПРЕОДОЛЕНИЕ ВЕТО ГЛАВЫ ХАКАСИИ НА БЮДЖЕТНЫЙ ЗАКОН

Большинство поддерживают принятие документа, утверждает спикер заксобрания

Александр Тихонов

Большинство муниципалитетов Хакасии (9 из 13) поддержали преодоление вето главы республики Валентина Коновалова (КПРФ) на поправку в закон «О бюджетном процессе и межбюджетных отношениях», призванную по замыслу инициаторов (совет депутатов Ширинского района) способствовать «повышению уровня предсказуемости и планомерности формирования и исполнения бюджетов муниципальных районов», а также «равномерному распределению финансовых ресурсов между муниципальными образованиями». Об этом в своем Telegram-канале написал председатель верховного совета (региональный парламент) республики Сергей Сокол («Единая Россия»).

По словам Сокола, муниципалитетам нужны деньги на исполнение обязательств перед людьми: «Ради исполнения этих обязательств верховный совет и продвигает поправки». «Преодоление вето поддерживает и большинство президиума регионального политического совета партии. «Единая Россия» всегда будет на стороне местного самоуправления, стоять на защите интересов наших граждан. Решение президиума доведу до членов фракции «Единой России» в верховном совете», – заявил единоросс. Параллельно в местных СМИ появляются обращения ряда сельсоветов Хакасии в поддержку вето. К примеру, главы сельсоветов Усть-Абаканского района считают, что принятие отклоненной главой поправки «приведет к бесконтрольному повышению заработной платы отдельных глав муниципальных районов за счет дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности всех 100 муниципальных образований».

В соответствии с конституцией Республики Хакасии в случае отклонения главой республики закон может быть одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от установленного общего числа депутатов регионального парламента. Документ, одобренный в ранее принятой редакции, не может быть повторно отклонен главой Хакасии и подлежит подписанию и обнародованию в течение семи дней со дня его получения. 25 декабря 2024 г. поправку в закон «О бюджетном процессе и межбюджетных отношениях» из 43 присутствующих (всего 50) поддержали 29 депутатов, 11 проголосовали против и один воздержался. Для преодоления вето необходимо 34 голоса – именно столько членов насчитывает фракция «Единой России».

Законодательная инициатива, принятая региональным парламентом 25 декабря 2024 г. и отклоненная Коноваловым 10 января 2025 г., фактически лишает правительство Хакасии полномочий применять санкции к муниципалитетам в случае неисполнения ими обязательств по оздоровлению своего финансового состояния без внесения изменений в бюджет республики. По действующему закону минфин Хакасии без участия депутатов верховного совета уменьшает размер республиканских дотаций для муниципалитетов при превышении ими установленного лимита расходов, закрепленного в соглашении с правительством региона.

В соответствии с утвержденным президиумом правительства Хакасии 8 ноября 2024 г. планом мероприятий по росту доходов, оптимизации бюджета и сокращению госдолга муниципалитеты могут наказываться сокращением дотаций за неподписание соглашения об оздоровлении финансов на очередной финансовый год, принятие своего бюджета с нарушениями законодательства, превышение нормативов по зарплате депутатов и чиновников и наличие просроченной кредиторской задолженности. В республиканском бюджете на 2025 г. предусмотрено 1,08 млрд руб. на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципалитетов (общий объем расходов – 63,8 млрд руб.).

Коновалов, накладывая на закон вето, заявлял, что все органы власти дали на него отрицательные заключения, поскольку он противоречит федеральному законодательству – в частности, Бюджетному кодексу. «На наш взгляд, это не что иное, как попытка отдельных глав муниципальных образований уйти от ответственности за нарушения в бюджетно-финансовой сфере. Например, если этот закон вступит в силу, то руководители муниципалитетов смогут безнаказанно поднимать себе заработную плату выше установленных нормативов за счет бюджетных, народных средств. Считаю это недопустимым, поэтому такой закон мной не подписан», – заявлял глава республики. На звонок «Ведомостей» он не ответил.

Дискуссия вокруг отклоненного законопроекта является очередным витком конфронтации между командами Коновалова и Сокола, говорит политолог Александр Кынев. «Это продолжение попыток на местном уроне вставлять палки в колеса [Коновалову]. Но в отличие от предыдущих эпизодов борьбы эта не сопровождается масштабной информационной кампанией», – сказал эксперт «Ведомостям». Ситуация вокруг бюджета Хакасии показывает, что Коновалов стремится политизировать буквально каждый вопрос, полагает руководитель аналитического департамента «Минченко консалтинга» Кирилл Петров. «Голосов у фракции «Единой России», чтобы преодолеть вето, хватит, на кону, по мнению партийцев, нормальное функционирование муниципалитетов. В результате совершенно необязательного конфликта Коновалов может потерять часть своего неформального влияния», – сказал он «Ведомостям».

ВЕДОМОСТИ, 21.02.25

ВЫБОРЫ В ГОРСОВЕТЫ ТАМБОВА И ЛИПЕЦКА ПРОВЕДУТ РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИЗБИРКОМЫ

У территориальных избирательных комиссий нет для этого ресурсов и опыта, считают в ЦИК

Юлия Малева

Выборы депутатов городских советов Липецка и Тамбова, запланированные на 14 сентября, будут проводить региональные избиркомы. Постановления, передающие организацию кампаний от территориальных избирательных комиссий (ТИК) на уровень комиссий субъектов, принял Центризбирком (ЦИК) по просьбе избиркомов Липецкой и Тамбовской областей.

В Липецкой области выборы в горсовет административного центра субъекта – это единственная кампания, которая планируется в единый день голосования, поэтому региональный избирком сможет ей уделить все «необходимое внимание», сказал на заседании ЦИК член комиссии Николай Левичев (курирует оба региона). Всего в Липецке пять ТИКов, в штате которых на постоянной основе работает только по одному сотруднику, тогда как избирком субъекта, по словам Левичева, напротив, имеет «количественный штат» с квалифицированными сотрудниками аппарата.

Ранее полномочия по организации и проведению выборов в горсовет Липецка были возложены на ТИК № 2 Октябрьского округа, который, как уточнил член ЦИК, «не наделен статусом юридического лица» и не имеет своего аппарата, «действующий состав не имеет опыта проведения подобных достаточно масштабных выборов». В Липецке зарегистрировано 396 669 избирателей – это 44,5% от общего числа в области. «Такое процентное соотношение делает выборы в горсовет Липецка сопоставимыми с региональными выборами», – обратил внимание член ЦИК.

Избиркомы муниципальных образований были ликвидированы до 1 января 2023 г. в соответствии с принятым в марте 2022 г. законом. Полномочия по организации и проведению выборов и референдума муниципального уровня были переданы в ведение территориальных и участковых избирательных комиссий.

В Тамбове аналогичная ситуация: количество избирателей в административном центре (268 838) составляет треть от всех избирателей области. У ТИК, который был наделен полномочиями по проведению выборов в гордуму региональной столицы, нет опыта проведения кампаний такого уровня, нет статуса юрлица и своего аппарата, а все его 12 членов работают на общественных началах, добавил Левичев. Глава избиркома Тамбовской области Андрей Офицеров пообещал не подвести ЦИК. Помимо выборов в гордуму Тамбова, в регионе пройдут досрочные выборы губернатора, поскольку 4 ноября 2024 г. этот пост по собственному желанию покинул Максим Егоров.

Выборы депутатов региональных столиц явно «не по росту» ТИКам, к которым их приписывает закон по умолчанию, а прежние муниципальные избиркомы уже демонтировали как класс (см. врез), говорит электоральный юрист Олег Захаров. «Даже если формально ТИК и будет отвечать за эти выборы, львиную долю работы будет де-факто выполнять облизбирком, больше просто некому, ТИК физически не сможет перемолоть проверку и регистрацию сотен кандидатов», – пояснил он. Такие решения повышают уровень централизации избирательной системы, рассуждает Захаров.

Выборная тенденция

С 2023 г. ЦИК уже согласовал шесть инициатив избиркомов субъектов по передаче им полномочий по организации выборов легислатур и глав административных центров. Так проходили выборы мэра Хабаровска в 2023 г., городских дум Владикавказа, Нарьян-Мара, Тулы, Хабаровска и Читы в 2024 г.

Предложение тамбовского облизбиркома передать ему полномочия по организации выборов в гордуму Тамбова можно объяснить тем, что мэр Максим Косенков – представитель партии «Родина» – не подконтролен врио губернатора Евгению Первышову («Единая Россия») и для власти это риск, говорит директор Центра развития региональной политики Ильи Гращенков. На выборах в гордуму Тамбова в 2020 г. кандидаты «Родины» победили в 17 из 18 одномандатных округов, а по спискам «Родина» получила 44,27%. «Единая Россия» тогда набрала по спискам лишь 23,45%, довольствовалась победой одного одномандатника.

На выборы «Родина» шла под лозунгом «Команда Косенкова». Теперь же, после передачи полномочий избиркому субъекта, ситуация будет контролироваться губернатором, а не мэром, добавил Гращенков. Впрочем, на выборах в горсовет Липецка в 2020 г. 34 из 36 мандатов достались «Единой России».

Передача полномочий по организации выборов представительных органов административных центров на уровень региональных избиркомов действительно усиливает контроль за кампаниями, согласен электоральный эксперт Аркадий Любарев. Это позволяет направлять жалобы на решения региональных избиркомов (в частности, на отказ в регистрации кандидатов) напрямую в ЦИК, тогда как жалобы на ТИК можно было предоставлять только в избирком субъекта, уточнил он.

НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА, 20.02.25 20:08

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ-РЕФОРМАТОРЕ В ИРАНЕ УСТАНОВЛЕН РЕКОРД ПО ЧИСЛУ КАЗНЕЙ

Жестокостью приговоров власти пытаются побороть наркоторговлю, рост преступности и политическую нестабильность

Данила Моисеев

В прошлом году в Иране побит печальный рекорд десятилетней давности по числу приведенных в исполнение смертных приговоров, говорится в совместном ежегодном докладе организаций Iran Human Rights (IHR) и движения «Вместе против смертной казни» (ECPM). Рост числа казней происходит при считающемся реформатором президенте Масуде Пезешкиане. Объяснение, которое дают эксперты, заключается в том, что его влияние на вопросы, связанные с безопасностью, ограничено. Подлинный руководитель страны, верховный лидер Али Хаменеи, в значительной мере опирающийся на Корпус стражей исламской революции (КСИР), считает, что ужесточение наказаний оправданно и из-за роста преступности, и из-за внешней угрозы, и из-за недовольства властями широких слоев населения.

За 2024 год в Исламской республике было казнено 975 человек – это на 17% больше, чем в 2023 году, и даже больше чем в рекордном 2015 году. Увеличивается число казненных женщин, продолжаются казни по делам, связанным с протестами 2022 года. В организации Iran Human Rights (IHR), базирующейся в Норвегии и ведущей подсчеты совместно с движением «Вместе против смертной казни», штаб-квартира которого располагается в Париже, мониторингом данной темы занимаются с 2008 года. Сводная официальная статистика по количеству смертных приговоров в Иране не публикуется, однако отдельные официальные сообщения о казнях, в основном на местном уровне, есть. Их-то правозащитники и сводят воедино, собирая при этом и прочие сведения. Например, данные, полученные от родственников казненных.

Судя по данным доклада, 503 смертных приговора (52%) вынесены по делам, связанным с торговлей наркотиками, 419 (43%) – за убийства, 31 (3%) – по преступлениям в сфере безопасности государства (в эту формулировку входит, например, то, что в Иране именуется термином «мухараба» («богоборчество), а также политические преступления), 22 (2%) – за изнасилования. Докладчики утверждают, что казни якобы являются «главным орудием политического угнетения» и стали для руководства страны частью «войны против собственного народа ради сохранения власти». Хотя с подобными формулировками можно и не соглашаться (статистика, приведенная выше, говорит сама за себя), но в том, что касается смертной казни, режим точно не стал мягче. И это несмотря на избрание в июле 2024 года президентом страны реформатора Пезешкиана. За пять месяцев его правления было 653 казни из 975, зафиксированных в докладе.

Важно и то, что при Пезешкиане по-прежнему практикуются публичные казни. А они в Иране достаточно жестокие: приговоренных вешают с применением строительных подъемных кранов. Продолжается практика привлечения к исполнению приговоров родственников жертв казненных. От года к году растет число приговоренных к смертной казни женщин. В 2024 году оно достигло 31 человека.

Исследователи указывают еще на одну весьма тревожную тенденцию: почти половина казней пришлась на последние три месяца прошедшего года. Это авторы доклада увязывают с внешнеполитической составляющей: якобы на решения судов могла повлиять возросшая угроза войны между Ираном и Израилем. За последние три месяца в среднем в день приводилось в исполнение пять смертных приговоров. Несложно подсчитать, что, таким образом, в последнем квартале года была произведена почти половина всех казней.

Не стоит забывать, что помимо казней в Исламской республике практикуются и другие наказания, в светских государствах показавшихся бы чрезмерно жестокими. Например, за воровство здесь можно лишиться руки. Для ее ампутации иранцы даже придумали специальное автоматизированное приспособление.

Но казни привлекают первостепенное внимание. В 2024 году были приведены в исполнение ряд смертных приговоров по делам, связанным с протестами осени 2022 года после убийства в полицейском участке 22-летней Махсы Амини. Как минимум двое участников протестов были казнены по обвинениям в убийстве полицейского и солдата КСИР соответственно. Один из них давал показания против себя под воздействием пыток, уверены правозащитники.

В этом году в Иране казнили уже 125 человек. Эксперты сходятся во мнении, что по числу казненных на душу населения Исламская республика занимает уверенно первое место в мире, а по абсолютному числу смертных приговоров уступает лишь Китаю, причем ненамного.

Согласно докладу, велико число казненных представителей национальных меньшинств, особенно белуджей. Их казнят преимущественно по делам, связанным с наркоторговлей. Они живут рядом с восточной границей, через которую проходит известный маршрут наркотрафика из Пакистана и Афганистана. Кстати, среди казненных в 2024 году было несколько десятков афганцев.

«Большинство из казненных действительно связаны с наркобизнесом. С этим в Иране борются очень жестко. Но и про реакцию властей на протесты тоже забывать нельзя. Руководство страны крайне обеспокоено усилением недовольства. В прошлом году не было практически ни одного дня без забастовок или стачек», – указывает старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Сажин.

В разговоре с «НГ» эксперт отметил, что данным правозащитников можно доверять. Хотя оппозиционные силы страны (к которым можно отнести IHR) находятся за ее пределами, у них прекрасно организована агентура внутри страны, позволяющая доставлять необходимые сведения.

«Они обладают достаточно точными знаниями о том, что происходит в Иране. Да и изменений в работе правоохранительных органов ждать пока не приходится», – сказал Сажин.

На вопрос о роли президента Пезешкиана в работе структур безопасности эксперт заметил, что полномочия президента Ирана ограниченны, его можно сравнить по полномочиям с премьер-министрами других стран. Но и это сравнение будет весьма условным, учитывая еще то, какой серьезный фактор в политике страны играет КСИР.

НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА, 20.02.25 20:23

ГЕРМАНСКИЙ ИЗБИРАТЕЛЬ ПРЕБЫВАЕТ В РАСТЕРЯННОСТИ

Наиболее вероятный исход выборов – приход к власти "большой коалиции"

Олег Никифоров

В Германии в четверг завершилось почтовое голосование на досрочных парламентских выборах, которые состоятся в воскресенье, 23 февраля. Последние опросы общественного мнения особой ясности в окончательную расстановку сил так и не внесли. Прохождение в Бундестаг как минимум двух партий висит на волоске.

Лидировавшая месяцами коалиция консервативных партий Христианско-демократический союз (ХДС) и Христианско-социальный союз (ХСС) по-прежнему остается на первой позиции опросов с 30%, и ее кандидат Фридрих Мерц может рассчитывать на канцлерское кресло. Социал-демократическая партия (СДПГ) все еще действующего канцлера Олафа Шольца не выходит за пределы 16%.

Рейтинг нынешних партнеров социал-демократов по правящей коалиции партии «Союз 90/Зеленые» остается на уровне 13%, хотя доказано, что причиной экономических провалов правительства был слабый министр экономики и климата «зеленый» Роберт Хабек. Как выяснилось, у него даже не было специального экономического образования.

Что касается правых популистов из «Альтернативы для Германии» (АдГ), то их рейтинг застрял на отметке 20%.

Расклад сил и, соответственно, возможности создания для Мерца устойчивой коалиции после выборов будет зависеть от ситуации с так называемыми малыми партиями. Речь идет о Свободной демократической партии (СвДП), Левой партии и «Альянсе Сары Вагенкнехт». Если рейтинги свободных демократов колеблются вокруг 5-процентного порога прохождения в Бундестаг, то «Альянс Сары Вагенкнехт» внезапно потерял симпатии избирателей и превратился в догоняющего. Всю последнюю неделю рейтинг партии находится на уровне 4%. Зато удивительным образом растет популярность Левой партии, которой еще недавно предсказывали исчезновение с политической сцены Германии. Ее рейтинг достиг 7%. Журнал Focus отмечает, что от прохождения этих партий в Бундестаг будут зависеть варианты возможных правящих коалиций. Тем не менее самым вероятным исходом выборов все еще является «большая коалиция» из ХДС/ХСС и СДПГ,

На последнем этапе предвыборной борьбы главную роль сыграли ток-шоу с участием лидеров ведущих партий. И если первая теледуэль была проведена между Мерцем и Шольцем в формате ответов на вопросы, которые задавали модераторы Первого и Второго каналов немецкого телевидения (ее смотрели 15 млн человек), то последующие дебаты проводились по иной формуле. В них наряду с Мерцем и Шольцем присутствовали лидеры «Зеленых» и АдГ. А вопросы задавали не телемодераторы, а якобы случайно приглашенные прямо на улице граждане. Обозреватели указывают на преимущественно левую и зеленую тематику задаваемых вопросов. Дело дошло до того , что кандидат в канцлеры от АдГ Алиса Вайдель вынуждена была из-за некорректных вопросов покинуть телепредставление. Малым партиям такая трибуна не предоставлялась, что усугубляло разрыв в их рейтингах с партиями «первой лиги».

На ток-шоу превалировали миграционная повестка и экономическая ситуация. Но сумятицу в умы немцев внесло выступление вице-президента США Джей Ди Вэнса на Мюнхенской конференции по безопасности. К озвученному им развороту американской позиции по России на 180 градусов публика была не готова. В Германии царит растерянность. Поэтому журнал Stern пишет о миллионах избирателей, не ведающих до сих пор, за кого отдать свой голос.

Продолжая использовать сайт, Вы соглашаетесь на использование файлов cookie. Более подробная информация на странице об использовании cookies