КОММЕРСАНТ, 21.05.25
В Курской области перед губернаторскими выборами сменится глава избиркома
Сергей Толмачев
Председатель избирательной комиссии Курской области Татьяна Малахова покидает свой пост. О ее переходе на другую работу врио губернатора Александр Хинштейн сообщил 20 мая. На встрече с госпожой Малаховой он поблагодарил ее за работу и наградил почетной грамотой. После этого господин Хинштейн написал в своем Telegram-канале, что избирательная система в Курской области должна быть «максимально прозрачной, честной и легитимной». Кто возглавит комиссию, пока неизвестно.
Татьяна Малахова отработала на посту председателя облизбиркома больше трех с половиной лет. С 2011 года она руководила территориальным избиркомом Горшеченского района, а областную комиссию возглавила в ноябре 2021-го — через месяц после того, как бывший глава того же района Юрий Амерев был избран председателем Курской областной думы. Знакомые с ситуацией собеседники “Ъ” считают, что отставка соратницы спикера может иметь целью ослабление его влияния.
За время работы госпожи Малаховой самыми крупными избирательными кампаниями в регионе стали выборы депутатов горсобрания Курска в 2022 году и выборы главы области в 2024-м. Из-за боев с вооруженными силами Украины досрочное голосование на губернаторских выборах длилось 12 дней. Победителем тогда стал Алексей Смирнов («Единая Россия»), набравший 65,28% голосов. Через три месяца он покинул пост, а весной 2025-го был заключен под стражу по делу о хищениях при строительстве оборонительных сооружений.
НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА, 20.05.25 20:26
МИГРАЦИЮ ОПЯТЬ ОБСУДИЛИ НА ЮРИДИЧЕСКОМ ФОРУМЕ
Бастрыкин теперь задает вопросы не парламенту, а чиновникам и бизнесменам
Иван Родин
С 19 по 21 мая в Петербурге проходит ежегодный Международный юридический форум. По сложившейся традиции в нем участвует немалое число высокопоставленных руководителей госорганов, включая и силовиков. Председатель Следственного комитета России (СКР) Александр Бастрыкин, как и в прошлом году, специально пришел на панельную дискуссию по миграционной политике РФ. В этот раз он не стал ругать депутатов Госдумы, а даже похвалил, но зато от него досталось как предпринимателям, так и чиновникам, особенно из правоохранительной системы.
Дискуссия на юридическом форуме о мигрантах получала такое название – «Все флаги в гости к нам? Правовые вызовы миграционного регулирования». Свое выступление Бастрыкин, понятное дело, начал со статистики преступных проявлений со стороны иностранцев. Уровень этого вида преступности по итогам 2024 года было понизился, но за первый квартал 2025-го снова возрос. При этом не так были важны цифры, которые привел глава СКР, сколько криминальные тенденции, которые он обозначил.
По данным Бастрыкина, именно приезжие в РФ обеспечивают немалую долю преступлений, связанных с наркотиками и нарушением сексуальной неприкосновенности. Причем все больше в отношении несовершеннолетних. А еще мигранты ответственны за рост преступлений террористической и экстремистской направленности. Впрочем, как заявил председатель СКР, его ведомство зрит не только за иностранными специалистами и пресловутыми «новыми гражданами РФ», но и за деятельностью различных госорганов. И тут, по его данным, складывается нерадостная картина: в 2024 году возбуждено 918 уголовных дел о преступлениях должностных лиц в сфере миграции, тогда как в аналогичном периоде прошлого года – 383. А в отношении должностных лиц органов внутренних дел возбуждено 707 уголовных дел против 320 в этот же период год назад.
Иными словами, СКР дает понять, что правильные законы, принятые в прошлом году парламентом, которые в основном призваны исполнять правоохранители и гражданские чиновники, находятся как бы под угрозой. Как минимум из-за их игнорирования, чем бы оно ни объяснялось. Досталось от Бастрыкина и российским предпринимателям, которые, по его мнению, почему-то не заинтересованы в установлении приоритета местной рабочей силы. Более того, глава СКР в своей речи опять упомянул ряд федеральных министерств, которые за год так и не сформулировали ответа на его вопрос, сколько точно необходимо стране рабочих рук из-за рубежа. В унисон с Бастрыкиным на мигрантской сессии Петербургского юридического форума прозвучали и утверждения о продолжении традиционной беды, когда одна рука государства делает одно, а другая – совсем иное. Мол, законы по иностранцам ужесточаются, контроль над их пребыванием в РФ усиливается, однако одновременно в порядке эксперимента проводится и ряд послаблений.
НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА, 20.05.25 19:15
АРМЯНСКАЯ ОППОЗИЦИЯ ПОЗВАЛА ЕРЕВАН В СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО
В республике вспомнили об альтернативной ЕС интеграции
Игорь Селезнёв
В Армении вновь заговорили об интеграции в Союзное государство. Впервые тема обрела популярность после второй карабахской войны, так как многие армяне утратили веру в собственную республику и начали искать другие источники безопасности. Позднее власти и оппозиция стали использовать ее в спорах о том, должна ли Армения сближаться с Евросоюзом и Турцией или укреплять отношения с Россией. В интервью нескольким СМИ второй президент Армении Роберт Кочарян решил внести очередной вклад в эти дебаты.
По его словам, главы России и Белоруссии никогда не предлагали ему присоединить Армению к Союзному государству. «Никогда таких разговоров не были ни с Ельциным (первый президент РФ. – «НГ»), ни с Путиным (президент РФ. – «НГ»), ни с Лукашенко (президент Белоруссии. – «НГ»). Еще большой вопрос – если бы мы подняли этот вопрос, поставили бы перед нами предусловия или нет. Такое впечатление, что они стоят ждут, когда Армению включат в этот союз. Искренне говорю, такого разговора не было… Что касается того, почему в течение последних двух месяцев они (власти Армении. – «НГ») постоянно говорят об этом тезисе и обо мне, то ощущение как в анекдоте – не знают имя другого героя», – отметил второй президент.
При этом Кочарян подчеркнул, что власти используют тему Союзного государства в собственных целях, в том числе для понижения привлекательности партнерства с Россией. С его точки зрения, это ошибочный путь, вместо этого нужно, наоборот, укреплять отношения с Москвой.
«Думать, что Европа может решить какие-либо вопросы безопасности в Армении, – наивность… Сейчас есть три государства, которые могут быть акторами в этом регионе: Россия, Турция и Иран. Какая из этих стран нам ближе, с какой страной наши экономические связи прочнее, с какой страной мы связаны историей, какая страна самая сильная и обладает наибольшим экономическим и военным потенциалом? Какая страна нам ближе по культурному коду? Это вопросы, ответы на которые не имеют альтернативы», – заявил Кочарян.
Напомним, в феврале 2022 года глава Белоруссии Александр Лукашенко, говоря о расширении Союзного государства, заявил, что к России и Белоруссии также могут присоединиться другие бывшие советские республики, включая Армению, которой «некуда деваться». «Вы что думаете, они кому-то нужны?» – подчеркнул он.
После этого принадлежащая семье премьер-министра Армении Никола Пашиняна газета «Айкакан Жаманак» опубликовала статью, в которой говорилось, что Москва якобы хочет от Еревана того же, что и от Киева – присоединения к Союзному государству России и Белоруссии. Только Украину к этому принуждают российские войска, а с Арменией справятся азербайджанские.
В январе 2023-го премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил, что Ереван не получал официального предложение вступить в Союзное государство, но отметил, что ситуация сложнее, чем кажется. По его словам, «иногда следует глубоко рассматривать не текст, а подтекст вопросов». При этом Пашинян не стал опровергать версию о том, что на Ереван может оказываться давление с целью его интеграции в Союзное государство.
Между тем идея вступления Армении в Союзное государство России и Белоруссии получила популярность среди части противников Пашиняна. В частности, избранный в апреле мэр Гюмри Вардан Гукасян заявил журналистам, что это отличная возможность укрепить безопасность республики и обеспечить ее процветание.
«Получается интересная ситуация: когда кто-то говорит о Союзном государстве с Россией, его обвиняют в посягательстве на суверенитет республики. Но когда речь заходит о вступлении в ЕС – таких обвинений не возникает. Критики нашей инициативы просто не владеют информацией. Устав Союзного государства четко прописывает, что каждая страна-участник сохраняет свой суверенитет. Белоруссия – яркий тому пример… Армянский народ всегда расцветал в тесных братских связях с Россией, золотой век Советской Армении – ярчайшее доказательство этому», – сказал Гукасян.
Политический аналитик Тигран Кочарян рассказал «НГ», что в армянском обществе есть различные точки зрения на интеграцию в Союзное государство. «Власти подают этот процесс как возвращение в Советский Союз. В связи с этим они говорят, что Армения лишится независимости, а армянские солдаты отправятся в Донбасс. В то же время многие представляют себе интеграцию в Союзное государство как присоединение к тандему России и Белоруссии, в котором у Еревана сохранится больше суверенитета, чем в рамках Евросоюза», – отметил эксперт.
Также Кочарян пояснил, что тему Союзного государства первой начала развивать оппозиция. В том числе второй президент Армении считается одним из главных идеологов этого процесса, хотя он сам от этой роли открещивается.
«Как бы там ни было, у определенной части населения Армении есть большая ностальгия по СССР. К тому же армяне симпатизировали Лукашенко до тех пор, пока он не начал плотно сотрудничать с Азербайджаном. Но на данный момент на повестке дня нет темы вступления в Союзное государства. Если к власти придут противники курса сближения с Турцией, они начнут восстанавливать доверительные отношения с Россией как минимум до того уровня, который был до бархатной революции 2018 года. В этом смысле второй президент правильно указал, что Еревану нужно определиться с тем, кто может помочь ему. Только Россия может гарантировать безопасность Армении», – заключил Кочарян.
НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА, 20.05.25 19:49
ИРАНСКИЙ ЛИДЕР СДЕЛАЛ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ВАШИНГТОНУ
Тегеран устал от "ядерных" переговоров с американцами
Игорь Субботин
Администрация Дональда Трампа должна прекратить посылать Ирану разнонаправленные сигналы по поводу своей позиции на «ядерных» переговорах. Об этом сказал 20 мая верховный лидер страны Али Хаменеи. И добавил, что диалог через оманских посредников безрезультатен, потому что США добиваются от Тегерана согласия на «нулевое обогащение», что противоречит его национальным интересам. В частных разговорах иранские официальные лица дают понять: они обдумывают, можно ли покинуть переговорный процесс.
«Я хотел бы сделать предупреждение противоположной стороне», – заявил 20 мая верховный лидер Ирана, обращаясь к администрации Трампа. Хаменеи призвал официальных лиц США, участвующих в «ядерных» консультациях с иранцами в Омане, «не говорить ерунды».
«Утверждать, что вы не позволите Ирану заниматься обогащением, – это большая ошибка. Нам не нужно ничье разрешение», – заметил рахбар. Он констатировал, что сейчас, как и на заре президентского срока Джозефа Байдена, американо-иранские переговоры ведутся, но без каких-либо ощутимых сдвигов. «И теперь мы не думаем, что они приведут к какому-либо результату. Неясно, что будет дальше», – резюмировал верховный лидер.
Вероятно, так верховный лидер Ирана, в чьих руках сконцентрирован механизм принятия государственных решений, ответил на комментарии спецпосланника президента США по Ближнему Востоку Стивена Уиткоффа. На днях Уиткофф в интервью каналу ABC заметил, что у администрации Трампа в рамках переговоров с Ираном есть одна «четкая красная линия». «Мы не можем дать разрешение даже на 1% мощностей по обогащению урана, – пояснил спецпредставитель, который ранее публично допускал компромиссные варианты. – Все начинается с нашей принципиальной позиции, а именно – со сделки, которая не включает в себя возможность обогащения». По его словам, даже низкое обогащение – это путь к созданию ядерного оружия.
В частных разговорах иранские официальные лица утверждают, что теперь власти Исламской Республики сомневаются, необходим ли новый раунд переговоров с США, который должен состояться на нейтральной площадке на этой неделе. «Колебания (представителей администрации Трампа. – «НГ») в вопросе обогащения, а теперь еще и публичные заявления США о «нулевом обогащении» спровоцировали (в Тегеране. – «НГ») внутренние дискуссии о целесообразности участия в дальнейших переговорах сейчас, – цитирует западное издание Amwaj media одного из своих источников в Тегеране. – Похоже, еще не решено, будут ли иранцы участвовать в пятом раунде переговоров с США, который, как ожидается, состоится в конце этой недели».
Накануне глава МИД Ирана Аббас Арагчи подчеркнул, что иранская технология обогащения – это успех, к которому страна шла десятилетиями путем «жертв, как в плане крови, так и ресурсов». «Нет такого сценария, при котором иранцы допустят отклонение от этого пути, – подчеркнул он. – Если США действительно заинтересованы в том, чтобы Иран не обладал ядерным оружием, сделка вполне достижима. Мы готовы к конструктивному разговору, чтобы достичь решения, которое гарантирует такой результат навсегда. Но обогащение в Иране будет продолжаться – с соглашением или без него». Арагчи заметил, что какие-то заявления США вправе делать и для своей внутренней аудитории, но это должно происходить без особого фанатизма.
Более того, Тегеран готов обсудить даже разные форматы международных инспекций, чтобы доказать мирный характер своих разработок. «Если наши оппоненты действительно не хотят допустить получения Тегераном ядерного оружия, учитывая, что наша ядерная программа была и остается мирной, мы готовы обсудить с МАГАТЭ различные меры, чтобы продемонстрировать: наша ядерная программа ни при каких условиях не будет носить военного характера, – заявил 19 мая официальный представитель МИД Ирана Эсмаил Багаи. – Но если истинная цель другой стороны – остановить полностью иранскую атомную промышленность и прекратить обогащение урана, в таком случае меняется сама суть вопроса. Так дело не пойдет».
Сейчас Иран получил от США предложение относительно времени и места проведения пятого раунда переговоров, и это послание обсуждается, проинформировал заместитель министра иностранных дел Ирана Казем Гарибабади. По его словам, негативную атмосферу для диалога создает не только колеблющаяся позиция США, но и продолжающиеся «односторонние карательные меры, зачастую преподносимые как инструменты дипломатии». «В рамках политики так называемого максимального давления особенно остро ощущаются перебои с поставками жизненно важных лекарств и оборудования: многие онкобольные и пациенты с хроническими заболеваниями остаются без необходимого лечения», – заявил дипломат.
Послание, которое пытался донести Иран до своих собеседников в ходе предыдущих раундов встреч, было простым, говорят источники эмиратского издания The National. «Мы знаем, что вам (США. – «НГ») не нравится Совместный всеобъемлющий план действий (оригинальная ядерная сделка 2015 года, из которой США в одностороннем порядке вышли во время первого президентского срока Трампа из-за недовольства общей политикой Ирана. – «НГ»), и нам он тоже больше не нравится, – пересказывает один из собеседников The National суть позиции Ирана. – Но мы считаем, что его логика (текста СВПД. – «НГ») по-прежнему актуальна – это укрепление доверия и прозрачности в нашей мирной ядерной программе в обмен на снятие санкций».
Не исключено, что на ужесточившуюся позицию Ирана повлияли и сообщения в ряде израильских и американских изданий, что между США и Израилем растут разногласия, прежде всего по сектору Газа. Их ясным признаком стало то, что Трамп во время своего ближневосточного турне не сделал традиционной для президентов США остановки в еврейском государстве. Правительство премьер-министра Биньямина Нетаньяху было сторонником мощного удара по иранской ядерной инфраструктуре в случае, если американо-иранский переговорный процесс провалится. Вероятно, теперь Тегеран чувствует, что опасность со стороны его основного регионального противника ослабевает – в основном из-за потери влияния на Белый дом.
Продолжая использовать сайт, Вы соглашаетесь на использование файлов cookie. Более подробная информация на странице об использовании cookies