КОММЕРСАНТ, 24.10.23
ДА, НО НЕТ
Правительственная комиссия рассмотрела очередные инициативы депутатов и сенаторов
Ксения Веретенникова
Правительственная комиссия по законопроектной деятельности в понедельник рассмотрела новую порцию предложений представителей Госдумы и Совета федерации. Концептуально поддержан законопроект единороссов о новых полномочиях регионов в сфере молодежной политики и инициатива сенаторов, направленная на борьбу с получением иностранцами миграционного статуса через фиктивный брак. А вот предложения представителей парламентской оппозиции, предполагающие некоторые дополнительные социальные выплаты членам семей участников боевых действий, а также родителям, получающим пособие на ребенка, комиссия признала «нуждающимися в существенной доработке».
Правительственная комиссия по законопроектной деятельности концептуально поддержала законопроект сенаторов Юрия Валяева и Ирины Рукавишниковой. Инициатива направлена на недопущение возможности использования иностранными гражданами фиктивных браков и процедуры усыновления для получения миграционного статуса на территории России.
Авторы хотят скорректировать положения законов, регламентирующих дополнительные условия упрощенного порядка получения права на проживание в России иностранцами, состоящими в браке с россиянами или имеющими детей с российским гражданством.
Кроме того, сенаторы предлагают аннулировать разрешение на временное проживание или вид на жительство тем иностранцам, которые получили его как родители или усыновители граждан России, но были лишены родительских прав судом или же в случае отмены такого усыновления.
Комиссия также дала положительное заключение на проект группы депутатов-единороссов о дополнительных полномочиях регионов в сфере молодежной политики. К ним относятся подготовка молодых специалистов, в том числе через систему студенческих отрядов, содействие трудовому воспитанию молодежи, «правильному формированию ценности труда». Авторам предложили внести корреспондирующие поправки в закон «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ». Кроме того, в законопроекте уточняется понятие «молодой специалист» и вводится новое — «молодой работник», которое, впрочем, правительственная комиссия сочла излишним и дублирующим первое. Также в заключении комиссии указано, что новые полномочия могут повлечь за собой новые расходы, а значит, в соответствии со ст. 83 Бюджетного кодекса необходимо описать их источники. Авторам рекомендуется доработать документ с учетом указанных замечаний перед рассмотрением его в первом чтении.
На статью Бюджетного кодекса комиссия ссылается и в заключениях к законопроектам Ярослава Нилова (ЛДПР) и Нины Останиной (КПРФ). При этом оба документа, по мнению комиссии, нуждаются в существенной доработке. Председатель комитета Госдумы по труду и социальной политике Ярослав Нилов предложил установить членам семей погибших участников Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, инвалидов и ветеранов боевых действий ежемесячную денежную выплату в размере, предусмотренном для участников Великой Отечественной войны. В заключении комиссии говорится, что это предложение не соответствует концепции закона о ветеранах, который устанавливает наибольший объем мер социальной поддержки непосредственным участникам боевых действий в годы Великой Отечественной войны. При этом законопроект породил разногласия между некоторыми ведомствами: его поддержала Росгвардия, а Минтруд, Минобороны, Минэкономики, МВД, Минфин, Минюст и ФСБ высказались против.
Глава думского комитета по делам семьи Нина Останина предлагала увеличить до 18 лет возраст ребенка, на которого назначается ежемесячное пособие в связи с его рождением и воспитанием. В своем заключении правительственная комиссия утверждает, что поддержка граждан с детьми «является приоритетным направлением в деятельности правительства», и перечисляет выплаты, которые уже сейчас получают родители.
Впрочем, другой законопроект Ярослава Нилова комиссия поддержала при условии доработки до внесения в Госдуму.
В нем предлагается установить административную ответственность за принудительную высадку из автобуса, трамвая или троллейбуса за безбилетный проезд инвалида первой группы. Правительство просит дополнить пояснительную записку анализом «фактически совершенных деяний, подпадающих под признаки таких правонарушений, их количества, динамики, причин и условий совершения». При этом комиссия отмечает возможные трудности с визуальным определением группы инвалидности.
Предложение коммуниста Михаила Матвеева предусмотреть повышенные меры уголовной ответственности за преступления в сфере незаконного оборота алкоголя, повлекшие за собой причинение тяжкого вреда здоровью или смертельный исход, правительство сочло избыточным. В проекте отзыва говорится, что в апреле уже были приняты поправки к Уголовному кодексу, предусматривающие безальтернативное лишение свободы на срок до десяти лет за причинение по неосторожности смерти двум или более лицам.
Член комитета Российской ассоциации по связям с общественностью Павел Склянчук прогнозирует невысокие шансы на прохождение и тем законопроектам, которые получили рекомендацию по значительной доработке. «По сложившейся практике правительство использует обтекаемые формулировки в заключениях и отзывах на законопроекты от оппозиционных фракций,— поясняет эксперт.— Это делается для того, чтобы оппозиция не могла использовать правовые оценки Белого дома для критики, но по факту такое "ни нет, ни да" комитетами трактуется в пользу отклонения проектов федеральных законов».
ВЕДОМОСТИ, 24.10.23
ГОСДУМА ИЗМЕНИЛА ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ВЫБОРОВ ПРИ ВОЕННОМ ПОЛОЖЕНИИ
Депутаты поддержали поправки ко второму чтению в закон об основных гарантиях избирательных прав граждан
Елена Мухаметшина
Парламентарии решили прописать в законе о выборах президента условие, как проводить кампанию в случае, если на территории введено военное положение. Также они предложили уточнить порядок проведения выборов при военном положении, прописав изменения в законе об основных гарантиях избирательных прав граждан.
Исторически избирательные кампании в России при таких обстоятельствах проводить было запрещено. Но в мае были внесены корректировки в рамочный закон об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ, которые дали такую возможность. В ином случае избрать органы власти в четырех новых регионах было бы невозможно: на территории ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей действует военное положение.
Теперь очередные поправки, которые касаются порядка проведения выборов при военном положении, внесли ко второму чтению законопроекта, внесенного 10 марта парламентом Кабардино-Балкарской Республики (КБР). Изначально инициатива депутатов КБР касалась процедуры назначения председателя избиркома субъекта РФ по представлению Центризбиркома (ЦИК).
Но ко второму чтению от этого предложения ничего не осталось, следует из таблицы поправок, которую 23 октября рекомендовал одобрить нижней палате комитет Госдумы по госстроительству.
Как пояснил единоросс Дмитрий Вяткин на заседании комитета, предложения парламента КБР были техническими. Впрочем, и предложения федеральных парламентариев, по его словам, в основном либо носят технический характер, либо касаются выборов на территориях, где объявлено военное положение.
Комитет поддержал предложенные поправки и предложил совету Госдумы вынести их на голосование во втором чтении на пленарное заседание 24 октября.
Корректировка закона происходит с учетом опыта прошедших в сентябре выборов, заявил «Ведомостям» Вяткин. «Применение закона – штука, основанная на жизненных реалиях, и заранее предположить, как будет развиваться та или иная ситуация, сложно», – добавил депутат.
Поправки ко второму чтению в закон о выборах президента вводят возможность проведения выборов на территориях, где введено военное положение. Но ключевые изменения вносятся в рамочный закон об основных гарантиях избирательных прав. А вернее, ст. 10.1 этого закона (проведение выборов, референдума при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, военного положения). Согласно поддержанным 23 октября на комитете поправкам, при введении военного положения главы тех регионов, где оно действует, направляют в ЦИК предложение о назначении выборов в определенные сроки:
если выборы проходят в органы госвласти – не ранее чем за 105 дней и не позднее чем за 95 дней;
в органы местного самоуправления – не ранее чем за 95 дней и не позднее чем за 85 дней.
В случае совмещения дней голосования на выборах разных уровней предложение о назначении выборов должно быть направлено в течение сроков, установленных для более высокого уровня выборов.
Также впервые оговаривается, что делать, если военное положение введено уже после назначения выборов. В таком случае глава региона, где вводится военное положение, вправе направить в ЦИК предложение о проведении выборов – в течение пяти дней.
Прежняя норма о консультациях ЦИК с Минобороны и ФСБ в течение пяти дней после поступления предложения губернатора остается в силе.
Что еще изменится в избирательном законодательстве
В случае введения военного положения на части территории России до назначения выборов ЦИК не позднее чем через пять дней со дня опубликования решения о назначении выборов (а если военное положение введено после назначения выборов – не позднее чем через пять дней после введения военного положения) проводит консультации с Минобороны, ФСБ и губернатором. После этих консультаций ЦИК принимает решение о назначении выборов с возможностью сокращения сроков избирательных действий, причем в случае, когда военное положение введено уже после назначения выборов, решение о проведении выборов или о невозможности проведения должно быть принято незамедлительно.
Если согласно майскому закону ЦИК должен был информировать президента в случае принятия решения провести выборы, то во время проведения выборов президента он также должен проинформировать Совет Федерации. Если подготовка и проведение выборов после их назначения или принятия решения об их проведении могут представлять угрозу жизни, то выборы откладываются по решению ЦИК, о чем комиссия информирует президента.
В случае если подготовка и проведение выборов представляют опасность для жизни граждан, то по решению ЦИК они могут на этой территории не проводиться или могут быть приостановлены, а затем возобновлены в соответствии с общими сроками избирательной кампании. Если ЦИК принимает такое решение, то он информирует президента, а если это касается выборов президента – то еще и Совет Федерации.
Если весной депутаты контурно прописали проведение выборов при военном положении на какой-либо территории, то теперь – уже более подробно, говорит электоральный юрист Олег Захаров: «Детализировали срок проведения согласований для разного уровня выборов, ввели извещение Совета Федерации для выборов президента. Также дополнили вариантом о том, что делать, в случае если военное положение вводится, когда выборы уже назначены. Последнее может быть связано с тем, что оговаривают потенциальную ситуацию в приграничных областях».
КОММЕРСАНТ, 24.10.23
ЛИБЕРАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
ЛДПР займется приумножением россиян вместе с «Единой Россией» и правительством
Григорий Лейба
ЛДПР в понедельник провела конференцию по проблемам демографической ситуации в России. Помимо самих либерал-демократов в лице единственного партийного губернатора, сенаторов, депутатов Госдумы и региональных парламентариев в обсуждении этого «стратегического» вопроса поучаствовали представители Общественной палаты РФ, эксперты, вице-спикер Госдумы от «Единой России» Анна Кузнецова и даже вице-премьер правительства РФ Татьяна Голикова. По итогам мероприятия председатель ЛДПР Леонид Слуцкий пообещал еще плотнее интегрировать партийцев с мест в проекты федерального масштаба. По мнению политолога, особое внимание властей к ЛДПР может объясняться их желанием придать детищу покойного Владимира Жириновского статус второй партии в России.
Нерядовой масштаб заседания либерал-демократы обрисовали уже на этапе анонса: местом проведения расширенной партийной конференции был заявлен статусный Дом союзов. По данным организаторов, на форум прибыли партийцы из более чем 70 регионов. Один из них признался “Ъ”, что начинает привыкать к вниманию столичного руководства, поскольку Леонид Слуцкий «выстраивает плотную работу с ячейками на местах».
«Демографическое развитие должно стать основой государственности»,— провозгласил господин Слуцкий в начале мероприятия, позже пояснив, что партия намерена разработать «образ документа», который «смог бы лечь в основу государственной стратегии».
Одну из ключевых ролей в соответствующем процессе лидер ЛДПР щедро делегировал регионам: «Кто-то из губернаторов уже назвал нас либерально-демографической партией — мы уделяем этому большое значение. Нужен анализ и последовательность действий совместно с правительством и регионами».
Партийный план по улучшению российской демографии Леонид Слуцкий открыл пунктом об «экспансии» россиян в деревню, так как «семья, основанная "на земле", имеет больше детей, чем городская»: «На первом этапе расселения предлагаем расстраивать поселки вокруг городов, по периферии крупных мегаполисов». Вместе с тем ЛДПР намерена «обратить внимание на проблему одиночества» и помочь молодежи обрести любовь. «Мы боремся с различными течениями, но упустили развитие стереотипа о привлекательности жизни "соло", в одиночку,— сокрушался господин Слуцкий.— "Соло", "моно" — это все звучит негативно: мы проведем всероссийский форум с неоднозначным для первого восприятия, но тем не менее (названием.— “Ъ”) "ЛДПР с любовью", чтобы молодежь знакомилась у себя по месту жительства». Также либерал-демократы намерены «переформатировать общественное мнение», деформированное недоброжелателями, которые создали «картинку, где русские вымирают, а вокруг нищета»: «Да, повышение благосостояния наших граждан и демография идут рука об руку, но вспомните себя! Когда у нас с вами появлялись дети, мы что, жили с вами в полном достатке? Нет, конечно! Дети и деньги никогда не ставились на одну чашу весов». По словам лидера партии, старшие поколения «допустили ошибку», когда внушили детям установку «сначала встать на ноги, а потом семья и дети».
Вслед за господином Слуцким актуальность обсуждаемой темы подчеркнули и глава Хабаровского края Михаил Дегтярев, и приглашенные эксперты, и вице-спикер Госдумы от «Единой России» Анна Кузнецова. «Порой мы даже не находим точек соприкосновения,— приветствовала она коллег из конкурирующей партии.— Но когда речь заходит о защите семьи и детей, наши фракции выступают как одна». В связи с этим госпожа Кузнецова даже упомянула Владимира Жириновского, который когда-то посетовал, что в России до сих пор нет ответственной за демографию государственной структуры. Помимо пункта о создании такого госоргана единоросс включила в тематическую «дорожную карту» «три блока тем» — о поддержке благополучия семей, развитии семейной инфраструктуры и повсеместном продвижении традиционных ценностей.
Долгожданное выступление вице-премьера Татьяны Голиковой, которую либерал-демократы приветствовали стоя, прошло без телекамер и микрофонов.
«Тема чувствительная, а наша задача — результат, здесь недопустим "хайп" даже с приставкой "микро-"»,— пояснил председатель ЛДПР, а позже добавил, что пригласил вице-премьера выступить перед однопартийцами, дабы находиться с ними «в единой системе координат понимания ситуации». И тема демографии — не последняя в очереди на общепартийную «сверку часов», предупредил Леонид Слуцкий: «Председатель партии, высший совет, депутаты, сенаторы — мы будем встречаться не реже нескольких раз в год по знаковым вопросам, и встречаться в регионах».
Политолог Евгений Минченко не удивлен таким вниманием исполнительной власти к либерал-демократам, поскольку считает их элементом «единой партии власти, частью правящей коалиции». «Более того, в последнее время ЛДПР уделяется особое внимание именно как противовесу КПРФ»,— добавляет эксперт. Как «партия номер два» ЛДПР для Кремля гораздо более комфортна, чем КПРФ, так как либерал-демократы демонстрируют «полную управляемость и лояльность» всегда, а коммунисты — лишь время от времени, отмечает господин Минченко.
КОММЕРСАНТ, 24.10.23
ПОСЛЕ ПРОСМОТРА УДАЛИТЬ
Ульяновское заксобрание ограничило доступ к архиву своих видеотрансляций
Сергей Титов
В законодательном собрании Ульяновской области решили не сохранять записи трансляций заседаний парламентских комитетов, объяснив, что это не предусмотрено регламентом, да и просто «ни к чему»: желающие могут следить за ними онлайн. Не исключено, что вскоре аналогичная участь постигнет и записи пленарных заседаний. Нововведение раскритиковали не только общественники и журналисты, но и сами депутаты. Впрочем, тенденция на «закрытие» законодательного процесса от сторонних наблюдателей не нова: ранее трансляции ограничивали не только в региональных парламентах, но и в Госдуме.
О том, что ульяновское заксобрание больше не будет сохранять записи видеотрансляций заседаний своих комитетов, стало известно в минувшую пятницу. 23 октября этот вопрос был поднят на совете парламента, однако к какому-то выводу депутаты прийти не сумели, фактически согласившись с этим решением.
Официальных сообщений о нововведении не поступало. Руководитель пресс-службы заксобрания Алла Акимова подтвердила “Ъ”, что «такое решение принято»: «Трансляции комитетов будут идти в режиме реального времени и сохраняться не будут». По ее словам, нарушений регламента в данном случае нет. «Публичность полностью соблюдаем»,— добавила госпожа Акимова, не уточнив, кто и в связи с чем принял такое решение.
«Мы вообще не должны транслировать заседания комитетов. Нигде не написано, что мы обязаны хранить записи. Их и не надо хранить,— сказала “Ъ” руководитель аппарата заксобрания Елена Ивлиева.— Если журналистам неудобно, и они хотят пересмотреть вечером, то мы не можем ко всем подстраиваться».
Пояснить, кто принял решение удалять записи, руководитель аппарата отказалась, а на вопрос, будет ли принято аналогичное решение по поводу записей пленарных заседаний, ответила: «Пока они будут сохраняться».
Председатель заксобрания Валерий Малышев («Единая Россия») тоже не смог объяснить “Ъ”, кто принял такое решение: по его словам, он сам прочитал об этом в соцсетях. В то же время господин Малышев заметил, что особой необходимости сохранять записи трансляций он «не видит». «Какую историческую ценность они представляют, чтобы мы копили архивы этих заседаний? Что они дают, зачем хранить ненужное? А если кто-то не успел посмотреть трансляцию, то это проблема уже того, кто интересуется. Не успели — приходите, запрашивайте и смотрите протокол»,— сказал спикер.
Между тем журналисты и представители общественности уже раскритиковали нововведение, поскольку записи позволяли им анализировать решения комитетов и отчеты региональных министров, фиксировать заявления депутатов и представителей исполнительной власти. Эко- и зоозащитница Наталия Лазарева направила обращение в прокуратуру Ульяновской области с просьбой «обязать заксобрание отменить решение об удалении из сети "ВКонтакте" записей трансляций комитетов заксобрания и самого заксобрания» как противоречащее принципу открытости представительной власти.
За сохранение записей выступает и депутатский корпус.
Например, зампред заксобрания Дмитрий Грачев (ЛДПР) сказал “Ъ”, что записи позволяют депутатам анализировать мнения и отзывы общественности в комментариях. Лидер фракции КПРФ Виталий Кузин заявил, что видит в нововведении «неполноценность открытости» областного парламента. И даже лидер фракции «Единая Россия» Владимир Камеко «не видит смысла» в удалении видеоархивов. Впрочем, он оговорился, что не готов комментировать это решение по существу, «не зная, кто его принял и по каким причинам».
Это не первый случай ограничения доступа к просмотру заседаний представительных органов или их комитетов. Так, в октябре 2022 года Госдума со ссылкой на «законодательные вопросы по СВО» прекратила трансляцию пленарных заседаний в интернете. Правда, в марте 2023 года после обращений депутатов показы были возобновлены. В ноябре 2022 года онлайн-трансляции убрали из регламента заксобрания Владимирской области. В декабре 2022 года видеотрансляция заседаний комитетов была прекращена в заксобрании Нижегородской области: как пояснил в марте 2023 года его спикер Евгений Люлин, возобновлять трансляции пока не планируется, потому что там могут звучать обвинения, «разные слова и фразы», о которых авторы потом жалеют. Наконец, в сентябре 2023 года Курская облдума приняла изменения в своем регламенте, позволяющие закрывать заседания от журналистов и ограничивать интернет-трансляции заседаний комитетов. После критики губернатора Романа Старовойта депутаты пообещали отменить это решение.
Ульяновский политолог Николай Васин отмечает, что, как показывают опросы, «значимость заксобрания в глазах населения падает — люди плохо представляют, чем занимается этот орган, который воспринимается как структурное подразделение областного правительства». «И в этих условиях им (депутатам.— “Ъ”) надо, как раз наоборот, максимально освещать свою деятельность. Это неумное и недальновидное решение. Они связующее звено между населением и властью и потому обязаны максимально распахивать свои двери. А если так будет продолжаться, то на будущие выборы в заксобрание придет еще меньшее количество избирателей»,— резюмирует эксперт.
НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА, 23.10.23 19:23
ДУДА ОТВАЖИЛСЯ ПОСМОТРЕТЬ В ЛИЦО ОППОЗИЦИИ
В Польше начался процесс отcтранения правящей партии от власти
Валерий Мастеров
Президент Анджей Дуда начинает консультации с представителями избиркомов, кандидаты которых в результате парламентских выборов стали депутатами Сейма (нижней палаты) Х созыва. Во вторник он будет принимать ключевых оппонентов – уполномоченных партии власти «Закон и справедливость» (ЗиС) и оппозиционной «Гражданской коалиции» (ГК), а в среду – представителей блока «Третий путь», объединения «Новых левых» и «Конфедерации свободы и независимости». Дуда заявил, что будет расспрашивать политиков о планах на будущее в сферах экономики, энергетики и обороны, но самым важным будет вопрос о кандидатурах на пост премьер-министра. ЗиС хотя и победил на выборах, большинство в новом Сейме будет принадлежать оппозиции.
Дуда, который даже после официальных итогов прошедших 15 октября выборов растерянно изрек, будто не думает, «что сейчас что-то изменилось», наконец заметил, как на польской политической сцене идет активная подготовка к смене декораций. Правящая партия, потеряв 41 место в Сейме, может рассчитывать только на 194 мандата. А оппозиция (ГК, входящие в «Третий путь» Польская крестьянская партия и «Польша-2050», а также «Новые левые»), у которой 248 депутатов, в понедельник приступила к переговорам о создании совместной коалиции.
Речь идет о согласовании наиболее важных должностей в государстве. Правительство должен возглавить экс-премьер, бывший председатель Евросовета, а ныне лидер ГК Дональд Туск. Предполагается, что будет только один вице-премьер, а должности маршалов (спикеров) Сейма и Сената (верхняя палата) будут занимать коалиционные члены. С этим пакетом представители «нового большинства» пойдут к президенту, но во вторник, перед консультациями, они выступят со специальным обращением, в котором заявят о выдвижении Туска на пост премьера Польши.
Президент ранее обмолвился, что, согласно обычаю, формирование правительства поручается партии, получившей больше голосов на выборах. В данном случае, это касается ЗиС, выдвиженцем которой является и сам Дуда. Однако ни о каком «обычае» в Конституции Польши ничего не сказано. Статья 154-я, объясняющая порядок назначения Совмина, указывает, что «президент республики назначает премьер-министра, который предлагает состав Совета министров. Президент республики назначает премьер-министра вместе с другими членами Совета министров в течение 14 дней со дня первого заседания Сейма или принятия отставки предыдущего Совета министров и принимает присягу от членов вновь назначенного Совета министров». Интересно, что при разъяснении этой статьи о назначении премьер-министра говорится, что «обычно это лицо, на которое указывает парламентское большинство».
Если предложения формирующейся коалиции большинства почти известны, то о каких целях будет говорить на встрече с президентом представитель пока еще партии власти, сказать ничего нельзя, поскольку ЗиС еще не назначил своего переговорщика. Несколько обособленной выглядит позиция «Конфедерации», которая собирается действовать самостоятельно. Она приросла депутатами: сейчас у конфедератов в Сейме 11 депутатов, а будет – 18. Это значит, что объединение ультраправых партий сможет образовать парламентскую фракцию, для чего необходимо минимум 15 депутатов. На встречу же с президентом «Конфедерация» идет с требованием наказать правящую партию. «Мы хотим, чтобы люди, которые виновны в нарушении закона, оказались в тюрьме», – без обиняков заявил один из лидеров «Конфедерации» Кшиштоф Босак в интервью Rzeczpospolita. А сопредседатель «Новых левых», вице-спикер Сейма Влодзимеж Чажастый сказал, что приготовил для Дуды вопросы, один из которых касается недопустимости затягивания назначения премьер-министра. Из опубликованного в понедельник опроса социологического центра IBRiS следует: большинство поляков считают, что президент должен поручить миссию по созданию правительства нынешней оппозиции.
Глава Бюро международной политики (БМП) в канцелярии президента Марчин Пшидач сказал, что во время консультаций Дуда хочет узнать у представителей избиркомов, какие у них есть идеи по поводу безопасности, восточной и социальной политики, а также армии. На основе анализа этих переговоров президент примет решение о дальнейших шагах, придерживаясь сроков, закрепленных в Конституции.
В самой канцелярии Дуды также грядут перемены. Глава кабинета президента Павел Шрот избран депутатом Сейма. Во вторник получит назначение его преемник – Марчин Масталерек, известный по деятельности в структурах ЗиС. Депутатский мандат получил и Пшидач, так что у БМП также будет новый руководитель.
ВЕДОМОСТИ, 24.10.23
АРГЕНТИНЕ ПРЕДСТОИТ ТЯЖЕЛЫЙ ВЫБОР ПРЕЗИДЕНТА
Во второй тур вышли трампист-либертарианец и соавтор экономического краха
Роман Романов
В первом туре президентских выборов в Аргентине 22 октября наибольшее количество голосов набрали действующий министр экономики Серхио Масса (36,6%) и оппозиционер-либертарианец Хавьер Милей (29,9%), они вышли во второй тур. Из гонки выбыла лидер правоцентристского альянса «Вместе за перемены» Патрисия Буллрич, набравшая 23,82% голосов. Второй тур состоится 19 ноября. По избирательному законодательству Аргентины кандидат должен набрать больше 45% или 40% при отрыве от ближайшего соперника не менее чем на 10%.
Серхио Масса заявил о преданности демократическим ценностям, уважении к государственным институтам и о том, что в отличие от Милея не любит оскорблять и «уничтожать» других. Милей не стеснялся в адрес оппонента. «Две трети аргентинцев проголосовали за перемены. Они проголосовали за альтернативу правительству преступников, которые хотят сдать в залог наше будущее, чтобы остаться у власти», – заявил кандидат в президенты.
Масса – министр экономики Аргентины. Он представляет на выборах правящую перонистскую коалицию (исторически восходящую к президенту Аргентины Хуану Перону). Милей избрался в нижнюю палату аргентинского конгресса в 2021 г., до этого никогда не занимал государственных должностей. Он называет себя анархо-капиталистом, сторонником президента США Дональда Трампа и либертарианцем. Среди его предложений – приватизация, введение доллара США как национальной валюты, расформирование центрального банка, отмена системы социальной защиты, легализация наркотиков, проституции и ношения оружия.
Аналитики Reuters полагают, что второе место Милея уменьшит опасения на финансовом рынке в связи с его обещаниями отказаться от песо.
Вместе с президентскими прошли выборы половины конгрессменов, трети сенаторов и нескольких губернаторов. Аксель Кисильоф, губернатор Буэнос-Айреса и союзник Массы по коалиции, переизбрался на второй срок, набрав 44,8%.
Выборы состоялись в период экономического кризиса в стране. По данным Центробанка Аргентины, при ключевой ставке в 133% в сентябре 2023 г. инфляция составила 138,3% в годовом выражении. В январе 2023 г. эта цифра была на уровне 98,8%. Согласно газете The Buenos Aires Times, безработица к концу сентября составила 6,2%, 36,8% населения работает, не уплачивая налогов. Порядка 40% аргентинцев живут за чертой бедности. Одной из проблем остаются высокие цены на импортируемые энергоресурсы. Отток капитала и снижение доходов от экспорта привели к росту госдолга. По данным МВФ, к концу 2023 г. он может составить 89,5% по отношению к ВВП.
В таком результате нет сенсации, повторилась тенденция праймериз, считает главный редактор журнала «Латинская Америка» Виктор Хейфец. «Масса увеличил свои шансы, но не принципиально, это не может гарантировать победу во втором туре», – объяснил эксперт. Он также считает, что определяющую роль сыграет, за кого проголосуют избиратели Буллрич. «Кто-то из них проголосует за Массу, кто-то за Милея, сама Буллрич сказала, что не собирается поддерживать Массу», – сказал Хейфец.
В случае победы Массы он в значительной степени продолжит внешнеполитический курс нынешнего правительства, направленный на сохранение контактов с Китаем и Россией. Эксперт не исключил возможного присоединения Аргентины к антироссийским санкциям в случае победы Милея. Но Хейфец подчеркивает, что Милею будет сложнее обеспечить себе большинство в конгрессе, который также играет роль в принятии решений.
Перевес Массы в первом туре можно объяснить многими факторами, включая его умеренные позиции, отличающиеся от традиционных перонистских взглядов, считает главный научный сотрудник Института Латинской Америки РАН Збигнев Ивановский. Эксперт полагает, что в случае победы Массы он попытается вести многовекторную внешнюю политику. Предположить результаты второго тура сложнее, чем в период прошлых президентских выборов, подчеркивает Ивановский. Он объясняет это несвойственной Аргентине высокой явкой избирателей. «Даже если электорат Буллрич расколется, то шансы у обоих кандидатов почти одинаковые. Иногда результат определяют избиратели, не ходившие на первый тур, но тут ситуация другая», – резюмировал Ивановский.
Продолжая использовать сайт, Вы соглашаетесь на использование файлов cookie. Более подробная информация на странице об использовании cookies