Обзор прессы за 24 января 2025 года

24 января
Обзор прессы

ВЕДОМОСТИ, 23.01.25

НОВЫЕ ПОПРАВКИ В ЗАКОНОПРОЕКТ ОБ МСУ ПРОФИЛЬНЫЙ КОМИТЕТ РАССМОТРИТ В ФЕВРАЛЕ

Они дадут право регионам выбирать, сохранять двухуровневую модель или переходить на одноуровневую

Елена Мухаметшина

Комитет Госдумы по госстроительству может уже в феврале рассмотреть новые поправки ко второму чтению законопроекта о местном самоуправлении (МСУ). Об этом «Ведомостям» заявил глава комитета Павел Крашенинников. Изменения в отличие от нынешней версии законопроекта дадут регионам возможность выбирать: сохранять двухуровневую модель или переходить на одноуровневую.

Поправки обсуждаются в комитете и с рабочей группой по подготовке законопроекта (заседание было 23 января), сказал Крашенинников. «У регионов будет право сохранить двухуровневую модель МСУ. Поэтому в поправках сейчас прописывается эта возможность, а также указывается, какие полномочия будут в данном случае у органов МСУ. Никаких условий для перехода к одноуровневой или оставления двухуровневой системы не будет», – говорит он.

На одноуровневую модель МСУ уже перешли 20 регионов, еще 28 регионов планировали это сделать в 2025 г., говорит Крашенинников. Одноуровневая модель МСУ сейчас введена в Московской, Ярославской, Калининградской, Магаданской, Сахалинской областях, Ставропольском крае и др.

Против законопроекта в версии первого чтения выступил в том числе Татарстан. По словам Крашенинникова, с такой же позицией кроме этой республики выступали еще Краснодарский край и Ивановская область. Правда, один из собеседников «Ведомостей», близкий к администрации президента, говорит, что таких регионов около 15 и от их руководителей поступали письма в адрес спикера Госдумы Вячеслава Володина.

Законопроект об МСУ был внесен в Госдуму 16 декабря 2021 г. Крашенинниковым и сенатором Андреем Клишасом. Он стал продолжением поправок в Конституцию 2020 г., которые утвердили понятие «единой системы публичной власти». Среди главных новаций законопроекта был переход к одноуровневой системе МСУ, когда все сельские и городские поселения должны быть объединены с районами в муниципальные или городские округа, а их советы и администрации должны быть ликвидированы. Также в законопроекте были прописаны полномочия органов МСУ и регионов. Корректировали и полномочия МСУ.

Рассмотрение законопроекта во втором чтении должно было состояться 12 декабря 2024 г., но накануне стало известно, что Володин предложил его отложить. А 12 декабря на пленарном заседании спикер заявил о необходимости дополнительного обсуждения законопроекта. Источники в Госдуме говорили, что в первоначальном виде инициатива может ударить по единороссам. Уже 20 января 2025 г. спикер поручил разработать межфракционную поправку, которая позволит регионам самим определять, сохранять им двухуровневую модель или переходить на одноуровневую.

Возможность выбора модели – более гибкое решение, которое можно считать уступкой губернаторам, считает вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский. «Два уровня МСУ характерны для периферий, а там ведь живет и самый лояльный власти избиратель», – говорит эксперт. Правда, из этого не следует, что главы регионов ухватятся за предоставленную возможность, полагает эксперт: «Откажутся [от двухуровневой системы] те регионы, где губернаторов раздражают неуправляемость поселений и неожиданности на местных выборах. И также регионы, где захотят сэкономить».

КОММЕРСАНТ, 23.01.25 19:27

Мэром Читы избрана Инна Щеглова

Влад Никифоров

Сегодня, 23 января, депутаты городской думы Читы провели процедуру избрания мэра города. По результатам тайного голосования эту должность заняла Инна Щеглова. За ее кандидатуру проголосовали 23 из 25 депутатов.

«Наш выбор осознанный. Мы на практике смогли убедиться в умении (Инны Щегловой.— “Ъ”) эффективно решать городские задачи»,— прокомментировал результаты голосования председатель гордумы Евгений Ярилов.

На должность мэра претендовали два кандидата. Вторым желающим занять этот пост был глава Ингодинского района краевого центра Михаил Шибаев.

Инна Щеглова с 2015 года работала руководителем Государственной службы занятости Забайкалья. В 2016 году перешла на должность замминистра труда и социальной защиты региона, а в 2019 году стала министром. В 2020 году назначена на пост зампреда краевого правительства по социальным вопросам. С июля 2023 года — сити-менеджер Читы. Этот пост стал вакантным в ноябре 2022 года, когда предыдущий сити-менеджер Александр Сапожников ушел добровольцем в зону СВО.

С 2014 года в Чите действовало два руководителя. Председатель гордумы также исполнял обязанности главы города, а сити-менеджер руководил администрацией. Инна Щеглова теперь будет совмещать обе административные функции.

НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА, 23.01.25 20:45

ГРАЖДАНЕ ИМЕЮТ ПРАВО ТРЕБОВАТЬ СЕБЕ ДРУГОГО СЛЕДОВАТЕЛЯ

Процессуальный механизм отвода участников судопроизводства срабатывает эпизодически

Екатерина Трифонова

Райсуд Москвы присудил компенсацию в 10 тыс. руб. за отказ гражданину в ходатайстве об отводе следователя, а точнее, за рассмотрение этого вопроса неуполномоченным должностным лицом. В Уголовно-процессуальном кодексе (УПК) РФ говорится о возможности отвести любого участника судопроизводства, но механизм и основания для этого изложены уже менее определенно. Юристы считают, что стоило бы конкретизировать, например, общую норму п. 2 ст. 61 УПК. Впрочем, решения об отводе следователей принимают их руководители, которые обычно не готовы соглашаться с жалобами на подчиненных.

Из-за незаконных действий должностных лиц гражданам приходится обращаться в суды, которые время от времени становятся на их сторону. Например, в материалах дела, рассмотренного одним из райсудов, говорится, что при составлении протокола задержания гражданка Ю.Я. заявила отвод старшему следователю, который лично оставил данное заявление без рассмотрения. То есть «в нарушение действующего законодательства», постановил райсуд и назначил компенсацию морального вреда в размере 10 тыс. руб.

В суде напомнили о ст. 67 УПК: решение об отводе принимается руководителем следственного органа. Так что в конкретном деле таковое было принято «ненадлежащим должностным лицом». Судья еще и согласился с доводами истицы, что своими действиями старший следователь причинил ей «значительные нравственные страдания, выразившиеся в тревоге, подавленности», а также ограничил ее в «возможности воспользоваться в полной мере своим правом на отвод, гарантированным ст. 67 УПК». А стало быть, и правом на беспристрастное и объективное расследование. Юристы, опрошенные «НГ», указали, что институтом отвода можно попытаться воспользоваться, к примеру, в случаях возникновения конфликта интересов, предвзятости или необъективности должностного лица, его некомпетентности или неэтичного поведения.

Член Ассоциации юристов России (АЮР) Ассия Дмитриева пояснила «НГ», что ст. 61 УПК предусматривает возможность заявить отвод следователю, ведущему дело, заменив его другим, конечно, при наличии весомых причин. К примеру, такой: выявились новые обстоятельства, которые ранее следователь не заметил, хотя они могут отразиться на итогах расследования, при этом его мнение, так как он ведет дело с нуля, может оказаться недостаточно объективным. Правда, по ее словам, тут не обходится без злоупотреблений.

Управляющий партнер юридической компании «Альтависта» адвокат Владимир Воронин напомнил, что решение об отводе следователя принимает руководитель следственного органа, а уже его отвод рассматривает вышестоящий начальник. «Следователь не может участвовать в производстве по уголовному делу, если имеются обстоятельства, дающие основание полагать, что он лично, прямо или косвенно, заинтересован в его исходе», – сослался эксперт на п. 2 ст. 61 УПК, заметив, что эти обстоятельства могут быть любыми. Скажем, если следователь ведет себя с агрессией к обвиняемому, в том числе высказывая угрозы любой ценой доказать его вину и пугая максимально суровой статьей. В этом случае «единственный правовой механизм, который может уберечь от произвола следователя или руководителя следственного органа, – это заявление об отводе данным лицам и передаче уголовного дела иному следователю». Однако адвокат заметил, что механизм отвода стал бы более эффективным, если бы были установлены последствия игнорирования следователем соответствующего ходатайства. Например, это приводило бы к тому, что все следственные действия, проведенные без того или иного разрешения ходатайства об отводе, признавались бы незаконными, а полученные доказательства – ничтожными. Потому что, хотя отказ в отводе следователю действительно может быть обжалован у руководителя следственного органа, прокурора или в суде, сейчас, по словам Воронина, практика таких обжалований, к сожалению, и незначительна, и в основном безуспешна. Впрочем, сказал он, работа адвокатов все равно должна быть нацелена на ее формирование.

Как заметил член Московского отделения АЮР адвокат Александр Зелинко, решение райсуда может стать основой для аналогичных исков в будущем. «Это указывает на то, что суды могут поддерживать права граждан и принимать во внимание юридическое несоответствие действий следственных органов», – считает он. Институт отводов следователей – это часть механизма защиты прав участников уголовного процесса, хотя эффективность самого механизма можно подвергнуть сомнению, «статистика показывает, что ходатайства об отводе следователей удовлетворяются в редких случаях». Зелинко подтвердил, что порядок обжалования отказов в отводах сложный, граждане могут сталкиваться с процессами, которые недостаточно четко отрегулированы. Проблемы, пояснил он, вызваны как законодательными недостатками, так и особенностями их применения. А в некоторых случаях речь идет о нежелании следственных органов признавать свои ошибки.

Партнер Criminal Defense Firm Анна Голуб сказала «НГ», что, исходя из личной практики ее самой и коллег по бюро, «ни разу отводы не удовлетворялись». Так что данный инструмент нельзя считать эффективным: ни один руководитель не скажет, что его подчиненный некомпетентен, заинтересован в чем-то лично и т.д. «На жалобы и отводы будет дан отрицательный ответ, а затем под любым предлогом, в том числе якобы в целях перераспределения нагрузки в отделе, руководитель изымет дело из производства одного следователя и передаст другому», – заметила она. И подчеркнула, что положение п. 2 ст. 61 УПК в реальности трудно доказываемое. То есть проблема кроется как в законе, так и в его применении: норма не конкретизирована, а значит, допускает вольное толкование.

НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА, 23.01.25 19:52

МИД БЕЛОРУССИИ НЕ СОБИРАЕТСЯ ТЕРПЕТЬ ВМЕШАТЕЛЬСТВО В ДЕЛА СТРАНЫ

Европарламентарии заранее не признали президентские выборы легитимными

Дмитрий Тараторин

В воскресенье в Белоруссии состоятся президентские выборы. Досрочное голосование стартовало в среду. Александр Лукашенко, проводя в четверг церемонию вручения символов Государственного знака качества, подчеркнул важность защиты суверенитета во всех сферах жизни страны. Между тем Европарламент еще до завершения всех избирательных процедур заранее говорит о непризнании их легитимности. МИД Беларуси назвал это вмешательством во внутренние дела государства. Но вмешательство возможно не только в сфере заявлений, но и в военной. Арестованный недавно участник Полка Кастуся Калиновского рассказал на белорусском телевидении о планах вторжения.

В четверг Александр Лукашенко выступил на церемонии вручения символов Государственного знака качества перед тружениками, чья продукция его удостоена. Президент объяснил, чему и почему будет посвящена новая пятилетка, а также зачем этот знак возвратили из советского прошлого ровно год назад. «Год качества и нынешняя пятилетка качества – это самая актуальная стратегия развития на данном историческом этапе, наш ответ на вызовы времени, вопрос национального суверенитета», – подчеркнул Александр Лукашенко.

Президент отметил: «Качество – одновременно и конечный результат, и путь. Это наш основной ресурс наряду с трудолюбием, интеллектом и дисциплиной, благодаря которым мы живем в независимой стране вопреки беспрецедентному давлению. 30 лет – мирных и созидательных. Наша страна будет конкурировать в своем производстве всегда, потому что то, что мы производим, даже хорошего, высочайшего качества, вынуждено будет конкурировать с другими государствами, которые производят точно такие продукты».

Между тем упомянутое президентом давление проявилось накануне в резолюции, принятой Европарламентом. Ее название говорит само за себя: «Необходимость действий, направленных на борьбу с продолжающимися репрессиями и фальшивыми выборами в Беларуси».

Президентские выборы пройдут в Белоруссии в воскресенье. Впрочем, досрочные стартовали в среду. И на них отмечается достаточно высокая активность. Тем не менее европейские структуры уже заранее, не дожидаясь результатов, вынесли свой вердикт.

Представитель МИД Беларуси Анатолий Глаз сообщил на проведенном министерством митинге: «В распоряжении МИД оказалось заявление Европейской службы внешних действий (ЕСВД), которое она планирует сделать по итогам наших выборов».

Глаз сообщил, что в этом документе заявляется: «Ограничение на доступ независимых медиа в Беларусь серьезно подрывает легитимность электорального процесса. В этой связи необходимые условия для демократических выборов не были соблюдены». Представитель МИД гневно это опроверг: «Уже с самого начала мы видим ложные утверждения. Достаточно отметить, что для освещения выборов нами аккредитовано около 330 иностранных журналистов, представляющих все ведущие мировые СМИ, в том числе независимые, из 23 стран».

То же касается и заявлений касательно приглашения Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ наблюдать за выборами. «На всякий случай напоминаем, что соответствующее приглашение в адрес бюро было направлено. И 17 января подтвердило само БДИПЧ. И они все еще имеют возможность приехать», – подчеркнул Анатолий Глаз.

Но в то же время дипломат констатировал, что для белорусской стороны решение БДИПЧ ОБСЕ не имеет принципиального значения, так как для наблюдения за выборами аккредитовано уже более 450 международных наблюдателей из 49 стран, а также таких международных структур, как СНГ, ОДКБ (Организация Договора о коллективной безопасности) и ШОС (Шанхайская организация сотрудничества).

По словам представителя МИД, если подобное заявление ЕСВД будет принято, оно станет очередным доказательством спланированного вмешательства со стороны Европейского союза во внутренние дела других стран.

В четверг на резолюцию Европарламента по президентским выборам в Беларуси откликнулся председатель ЦИК Игорь Карпенко: «Это прямое вмешательство в электоральный суверенитет нашей страны. Кстати, это понятие закреплено в Концепции национальной безопасности. Концепция утверждена Всебелорусским народным собранием. На мой взгляд, надо давать соответствующие оценки и делать соответствующие выводы».

Однако белорусские власти тревожат не только «словесные интервенции», но и угроза военного вмешательства. На телеканале «Беларусь 1» о том, что она вполне реальна, рассказал бывший боец Полка Кастуся Калиновского (ПКК), признанного в Белоруссии террористической организацией, Василий Веремейчик. В конце ноября прошлого года он был выдан Вьетнамом Белоруссии.

«В ПКК действительно разрабатывалась «стратегия освобождения». Однако открытая ее часть – это набор лозунгов, каких-то шаблонных вопросов и ответов. Мне известно о закрытой части стратегии, о секретном протоколе, где уже перечисляются конкретные мероприятия и варианты развития событий. Он разработан с помощью серьезных организаций, западных спецслужб, спецслужб Литвы, Польши, ну и, конечно, СБУ. Суть – занять определенную территорию Беларуси, объявить, что она, мол, освобождена, позвать представителей «демсил» и обратиться к иностранным государствам, к той же Польше, Украине за поддержкой», – сообщил Веремейчик.

Указал он и направление возможного вторжения. «С территории Украины. Брестское направление, город Малорита. В том числе и такой вариант прорабатывался. ПКК готовится. У каждого подразделения своя задача. Прорабатываются первоочередные цели, цели второго порядка. Ну например, намечаются цели для минометных расчетов, артиллерии и так далее. Логистика, кто откуда и куда заходит, какие объекты захватывает. При подготовке помогает СБУ, которая постоянно мониторит ситуацию на границе и имеет информацию о приграничных районах. Конечно, задействованы и спецслужбы Польши, Литвы, у них свой интерес», – утверждает бывший калиновец.

НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА, 23.01.25 19:57

АРМЕНИЯ ГОТОВА К УСТУПКАМ РАДИ МИРА

Ереван и Баку договорились о начале очередного этапа делимитации на северном участке границы

Игорь Селезнёв

Правительство Никола Пашиняна по-прежнему видит в процессе делимитации границы с Азербайджаном залог безопасности республики. В то же время армянская оппозиция надеется поднять еще одну протестную волну, как это было в 2024 году.

Служба внешней разведки (СВР) Армении назвала невысоким риск начала военных действий со стороны Азербайджана в 2025 году. При этом вероятность локальных стычек и эскалаций сохраняется, но она может быть снижена за счет утверждения границы между двумя республиками. По мнению армянской разведки, наибольшего прогресса в этом направлении можно добиться за счет двусторонних переговоров между Ереваном и Баку. В то же время в СВР указали на раскручивание в Азербайджане нарративов, опасных для суверенитета и территориальной целостности Армении.

В частности, речь идет о так называемом Западном Азербайджане и западных азербайджанцах, Зангезурском коридоре, милитаризации армян. В связи с этим разведка предупредила, что затягивание переговоров по заключению мирного договора увеличивает неопределенность намерений Баку.

«В условиях отсутствия реального прогресса в переговорах и учетом международной неопределенности, которая наличествует на фоне новой администрации в США, риск локальной напряженности и эскалации на границе все еще актуален и является основным инструментом азербайджанской стороны по давлению на Ереван. Армения, в свою очередь, будет готовиться ко всевозможным сценариям, реформируя армию, усиливая экономику, ведя активную внешнеполитическую повестку, активно делая упор на переговорах», – сделал вывод из доклада старший эксперт Центра Орбели Джонни Меликян.

Тем временем Ереван и Баку договорились о начале очередного этапа делимитации на северном участке границы. Стороны начнут работу с района точки стыка границ Армении, Грузии и Азербайджана и будут двигаться в южном направлении до стыка Армении, Азербайджана и Ирана. При этом власти двух стран будут опираться на карты и документы, которые имеют юридическое обоснование.

Напомним, весной 2024 года Ереван и Баку успешно провели делимитацию и демаркацию границы между несколькими селами в Тавушской области Армении и Газахским районом Азербайджана. В Армении это вызвало крупные акции протеста, оппозиция во главе со священником Багратом Галстаняном призывала премьер-министра Никола Пашиняна немедленно уйти в отставку и даже сравнивала его с антихристом. Впрочем, к осени ситуация успокоилась.

По словам Пашиняна, новый этап делимитации границы призван укрепить безопасность Армении. «У нас уже есть несколько делимитированных участков в этом секторе. Проведена делимитация на участке Киранца… Мы хотим сделать эти участки монолитными, целостными, чтобы они не были сегментарными», – подчеркнул глава правительства.

В свою очередь, глава МИД Армении Арарат Мирзоян сообщил, что переговоры по установлению границы – один из важнейших компонентом мирного урегулирования армяно-азербайджанского конфликта. «Мы заинтересованы в продолжении процесса делимитации… И с нашей стороны, и со стороны Азербайджана были предприняты конструктивные усилия, и мы пришли к общему мнению», – сказал Мирзоян.

Вместе с тем один из лидеров протестного движения 2024 года депутат от фракции «Армения» Гарник Даниелян спросил у выступавшего в парламенте вице-премьера Мгера Григоряна, не получится ли так, что в ходе предстоящего этапа разграничения Азербайджан заберет себе дорогу, связывающую Армению с Грузией. «У нас есть утвержденный регламент, и в нем четко прописано, как принимаются решения, как эти решения вступают в силу. В этих рамках вы можете найти ответ на свой вопрос», – заявил Григорян.

В ответ Даниелян сказал, что ждет четкого ответа на конкретный вопрос. «Достигнутые договоренности публикуются и не могут оставаться секретными. По итогам последней встречи есть официальное пресс-сообщение. Если в этом соглашении нет того, о чем вы говорите, значит, такого соглашения не существует», – отметил Григорян. В Армении многие расценили его слова как попытку уйти от ответа.

Депутат парламентской фракции «Честь имею» Тигран Абрамян заявил, что армянские власти не договариваются с Баку по границе, а идут ему на уступки. «Азербайджан получит то, что требует, а Армения – дополнительные уступленные территории. Власти руководствуются логикой ростовщика: они продают нашему обществу оптимизм под высокий процент, не заботясь о перспективах страны и безопасности ее граждан», – уверен Абрамян.

Как бы там ни было, руководитель Аналитического центра стратегических исследований и инициатив (АЦСИИ) Айк Халатян считает, что в 2025 году делимитация вряд ли вызовет протесты, которые были бы сопоставимы с событиями 2024-го. «Нынешний участок далек от населенных пунктов, поэтому массового недовольства не будет. Протестные акции могут начаться, когда стороны начнут обсуждать делимитацию азербайджанских анклавов в глубине Армении», – считает эксперт.

Продолжая использовать сайт, Вы соглашаетесь на использование файлов cookie. Более подробная информация на странице об использовании cookies