Обзор прессы за 27 февраля 2025 года

27 февраля
Обзор прессы

ВЕДОМОСТИ, 27.02.25

ГОСДУМА ОСТАВИЛА РЕГИОНАМ ПРАВО САМОСТОЯТЕЛЬНО РЕШАТЬ ВОПРОС О СТРУКТУРЕ МСУ

Третье чтение внесенного более трех лет назад законопроекта запланировано на 5 марта

Александр Тихонов

Госдума оставила регионам право самостоятельно решать вопрос о структуре местного самоуправления. Однако основные дебаты при рассмотрении во втором чтении муниципальной реформы, продлившиеся почти полтора часа, развернулись вокруг выборов мэров, права депутатов и сенаторов участвовать в заседаниях представительных органов местного самоуправления и встреч депутатов с избирателями.

Проект нового закона о местном самоуправлении был внесен более трех лет назад и, по замыслу авторов, председателей комитетов Совфеда и Госдумы по законодательству Андрея Клишаса и Павла Крашенинникова («Единая Россия»), направлен на совершенствование организации этой сферы и «согласованное действие различных уровней публичной власти как единого целого во благо граждан».

Крашенинников, выступавший не только соавтором, но и основным докладчиком по законопроекту, в самом начале обрисовал его преимущества: это кодифицированный акт, в котором полностью отражены все полномочия органов МСУ по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения. Правда, следом признал, что предстоит еще вносить множество изменений в региональные законы и нормативные правовые акты субъектов РФ для приведения их в соответствие с федеральным законодательством.

Спикер нижней палаты Вячеслав Володин решил сделать акцент на принципиальном для Татарстана вопросе – возможности сохранения двухуровневой системы МСУ. Володин подчеркнул, что Дума сохранила возможность регионам иметь двухуровневую систему МСУ. Он даже сослался на президента Владимира Путина, который поддержал право регионов самим определять модель управления на муниципальном уровне. «И мы сегодня с вами можем об этом сказать нашим избирателям, гражданам: там, где регион решит для себя двухуровневую систему, будет двухуровневая. Там, где одноуровневая, будет одноуровневая», — добавил он.

Несмотря на одобрение 510 поправок ко второму чтению, в том числе, с учетом мнения Татарстана, в т.ч. из-за которого 11 декабря 2024 г. законопроект был снят с рассмотрения палаты и отправлен на доработку, оказалось, что и в таком переработанном виде документ устроил далеко не всех народных избранников. И они отчаянно старались, чтобы их голос был услышан. Однако прямо во время обсуждения рекомендуемых к отклонению 422 поправок в законопроект, который авторы позиционировали как исполнение обновленной в 2020 г. Конституции, в зале заседаний Госдумы внезапно отключились микрофоны.

Это произошло перед выступлением зампреда комитета по региональной политике и МСУ Михаила Матвеева (КПРФ), о чем он не преминул сообщить в своем Telegram-канале. «Первый раз такое. И как выступать?», – заявил коммунист в опубликованном видео. Выступить депутату все же удалось: он заявил Крашенинникову («Единая Россия»), что рассматриваемым законопроектом депутаты «вмешиваются в органы МСУ». Такими словами Матвеев отреагировал на предложение отклонить поправку фракции КПРФ о праве депутатов и сенаторов участвовать в заседаниях представительного органа муниципального образования.

Отстаивать выборы глав муниципальных образований в том или ином виде пытались многие представители думской оппозиции. Фракция КПРФ предлагала, помимо их избрания на муниципальных выборах, вариант с представлением кандидата губернатором из состава легислатуры для его избрания коллегами-депутатами. «Новые люди» попытались предложить компромисс: пусть мэры административных центров избираются непосредственно гражданами, а главы остальных муниципалитетов могут быть избраны легислатурой из своего состава или из числа кандидатов, представленных губернатором. Замглавы фракции «Новых людей», экс-мэр Якутска Сардана Авксентьева заявляла, что поправка, во-первых, вводит дифференцированный подход к избранию глав, во-вторых – представляет собой «сохранение баланса самостоятельности муниципалитетов при должном контроле». «Предлагаемые нами поправки сочетают прямую демократию в городах и прагматичные решения для малых территорий», – убеждала она. Но Крашенинников в ответ заявил, что система избрания мэров городов уже «выстроена» и предложение фракции не было принято.

«Вы своим законом в принципе ликвидируете понятие МСУ и превращаете его в местное государственное управление», – не унимался Матвеев, защищая еще одну поправку КПРФ о досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования из-за утраты доверия избирателей. Глава комитета по госстроительству назвал их избыточными. Не поддержало парламентское большинство и попытку коммунистов о прекращении регулирования встреч депутатов с избирателями законодательством о собраниях, митингах и демонстрациях (позицию фракции представлял депутат Андрей Алехин).

Во время выступлений коммунистов практически не садился первый замглавы фракции КПРФ Николай Коломейцев. «Как вы отвлекаете, больше никто не отвлекает. На самом деле вы даже присесть боитесь»,— обратился к нему Крашенинников. Единоросс успокаивал: «Мы не трогаем здесь избирательное законодательство».

Лидер «Справедливой России» Сергей Миронов еще перед пленарным заседанием заявил журналистам, что его фракция будет голосовать против законопроекта, поскольку, по его мнению, суть инициативы – ликвидировать самую близкую к людям власть, перенести ее в центры, когда «власть страшно далека от народа». Представители справороссов и ЛДПР на пленарном заседании по законопроекту об МСУ не выступали.

Подводя итог рассмотрения вопроса Володин подчеркнул, что Дума сохранила возможность регионам иметь двухуровневую систему МСУ. «Эта поправка многих нас консолидировала, потому что у нас были претензии», — заявил он.

По итогам голосования оказалось, что консолидировались не все: во втором чтении законопроект поддержали 334 депутата (302 из них единороссы, присоединившиеся к ним «Новые люди», ЛДПР и двое представителей «Справедливой России»). Против выступила полным составом фракция КПРФ и большинство «Справедливой России». Еще два депутата — Сардана Авксентьева и Дмитрий Певцов (оба — «Новые люди») воздержались.

ВЕДОМОСТИ, 27.02.25

О ЧЕМ ГОВОРИЛ СЕРГЕЙ ЛАВРОВ В КАТАРЕ

До этого российский министр посетил Турцию и Иран

Нурлан Гасымов,

Глеб Мишутин

Министр иностранных дел России Сергей Лавров провел 26 февраля в столице Катара Дохе переговоры с эмиром страны Тамимом бен Хамадом Аль Тани, а затем с главой правительства и по совместительству министром иностранных дел Мухаммедом бен Абдель Рахманом Аль Тани. До этого российский министр посетил Турцию и Иран. В последний раз Лавров был в Катаре 5 декабря 2024 г., где он провел переговоры с коллегами из Турции и Ирана, чтобы обсудить ситуацию в Сирии.

На встрече с российским министром эмир Тамим бен Хамад передал приветствие президенту РФ Владимиру Путину и пообещал посетить Россию 17 апреля. Позже на пресс-конференции по итогам переговоров Лавров объявил, что Российский фонд прямых инвестиций в ближайшее время начнет готовить совместные проекты в энергетической отрасли с катарским инвестиционным агентством на сумму более $1 млрд. Российский министр напомнил, что катарцы являются одними из крупнейших акционеров в «Роснефти», а Доха – штаб-квартира Форума стран – экспортеров газа.

Но одной из основных тем обсуждения стала ситуация на Ближнем Востоке, в частности в секторе Газа, Сирии и Ливане. Российский министр отметил, что Москва заинтересована в стабилизации ситуации в Сирии, чтобы происходящие там процессы не вышли из-под контроля и не привели к междоусобицам. Лавров также предупредил, что подогреваемые при предыдущей администрации США сепаратистские настроения в Сирии могли привести к большой региональной войне. Поэтому, по его словам, Дамаск не хочет превращать свою территорию в арену, на которой решались бы геополитические проблемы внешних игроков.

По теме арабо-израильского конфликта Лавров заявил, что Москва и Доха обеспокоены действиями Израиля в секторе Газа и на юге Ливана, которые противоречат резолюциям Совбеза ООН и мирным соглашениям между Израилем с одной стороны и «Хамас» и «Хезболлой» с другой. А предложение президента США Дональда Трампа о расселении палестинцев из сектора Газа по сопредельным странам лишь «заложит бомбу замедленного действия», уверен министр.

Отвечая на вопрос прессы, Лавров также затронул украинский кризис. По его словам, заморозка конфликта на Украине по линии боевого соприкосновения невозможна из-за положений российской Конституции. Кроме того, Лавров объявил о проведении следующего раунда российско-американских переговоров в Стамбуле 27 февраля. Там дипломаты обсудят проблемы работы посольств. В предыдущий раз делегации из России и США впервые за три года провели диалог в Эр-Рияде 18 февраля.

Катар выступает одним из ключевых посредников между Израилем и «Хамас». Доха также с начала гражданской войны в 2011 г. поддерживала оппозицию в Сирии, которая в начале декабря 2024 г. захватила власть в стране. Кроме того, арабская монархия оказывает посреднические услуги в рамках содействия воссоединению российских и украинских детей со своими семьями.

Страны Ближнего Востока серьезно повысили свой глобальный вес в международных делах после российско-американских переговоров в Саудовской Аравии, а Москва признает их как новый фактор в международной политике, заметил востоковед Кирилл Семенов. «Страны Ближнего Востока теперь участники европейских дел. Арабские монархии внесли свой вклад в решение некоторых проблем украинского кризиса. В частности, Катар – важный партнер России, он успешно выстраивает отношения с теми исламистскими организациями, с которыми у других контакты не наладились», – добавил эксперт.

Развитие сотрудничества Катара с Россией укладывается в логику диверсификации отношений арабской монархии с внерегиональными игроками, говорит программный менеджер РСМД Иван Бочаров. Такая политика, отмечает эксперт, направлена на обеспечение сбалансированных внешнеэкономических связей с внерегиональными партнерами – помимо США и Евросоюза ими также являются Россия, Китай, Индия, Япония и Южная Корея. Инвестиционное взаимодействие и технологическое сотрудничество – другой фактор развития двусторонних отношений, продолжает востоковед.

Москва, скорее всего, заинтересована в посреднических услугах Катара в вопросе российских баз в Сирии, полагает научный сотрудник лаборатории Центра ближневосточных исследований ИМЭМО РАН Станислав Лазовский. По его словам, новые власти в Дамаске пока не сформулировали однозначную позицию относительно этих объектов.

КОММЕРСАНТ, 27.02.25

ВЕТО БЕЗ ОТВЕТА

Парламент Хакасии решил не спорить с губернатором, отклонившим его закон

Валерий Лавский

Подконтрольный «Единой России» (ЕР) Верховный совет (парламент) Хакасии не стал преодолевать вето главы республики Валентина Коновалова (КПРФ) на принятый ранее закон о межбюджетных отношениях. 26 февраля единороссы сняли этот вопрос с повестки очередного заседания, объяснив, что не хотят обострять отношения с исполнительной властью, которая пошла им навстречу.

Напомним, поправки к региональному закону «О бюджетном процессе и межбюджетных отношениях» позволяют правительству республики сокращать субсидии муниципалитетам, которые не выполняют обязательства по финансовому оздоровлению, только по согласованию с Верховным советом. Документ был одобрен в декабре 2024 года, однако в январе 2025-го Валентин Коновалов впервые в истории региона отклонил принятый закон.

По мнению губернатора-коммуниста, одобренный депутатами законопроект нарушает федеральное законодательство и помогает чиновникам уйти от ответственности за нарушения в бюджетно-финансовой сфере.

Чтобы преодолеть губернаторское вето, при повторном рассмотрении документ должны были поддержать более двух третей от списочного состава Верховного совета, то есть минимум 34 из 50 депутатов. Фракция ЕР как раз насчитывает 34 человека. Еще два депутата состоят в ЛДПР, ранее поддержавшей закон. Компартия, выступавшая против, располагает 14 мандатами.

Вплоть до последнего момента единороссы твердо намеревались преодолеть вето коммуниста. «Муниципалитетам нужны деньги на исполнение обязательств перед населением. Это десятки тысяч судеб жителей районов республики»,— говорил спикер парламента, секретарь республиканского отделения ЕР Сергей Сокол. 19 февраля в партии сообщили, что большинство членов президиума регионального политсовета поддерживает повторное одобрение закона. Комитет по бюджету и налоговой политике, который возглавляет единоросс Валерий Марков, 20 февраля также вновь рекомендовал принять документ.

Однако на сессии 26 февраля депутаты от ЕР внезапно предложили исключить этот вопрос из повестки дня, сославшись на «бурное обсуждение» возникшей ситуации.

«Единого мнения нет,— заявила единоросс Лариса Ефименко-Михайлова.— Большинство муниципалов за, во фракции ЕР тоже в основном за, но единого мнения все-таки нет». По ее словам, инициатива уже выполнила главную задачу, обратив внимание на финансовое положение муниципалитетов, и со стороны правительства «идут некоторые шаги навстречу». «Сейчас такое время, когда нельзя показывать возможность того, что исполнительная и законодательная власть может где-то не договориться»,— поддержал единороссов глава фракции ЛДПР Михаил Молчанов.

В итоге 38 из 45 присутствовавших депутатов проголосовали за исключение вопроса из повестки дня. Шесть человек выступили против, еще один воздержался. После сессии Сергей Сокол заявил, что правительство Валентина Коновалова «идет навстречу муниципалитетам». «И готово вместе с нами проработать все оставшиеся вопросы»,— добавил спикер.

Сам губернатор сообщил, что его позиция «останется неизменной»: «Этот антинародный закон должен быть отменен, как противоречащий Бюджетному кодексу, как закон, который развязывает руки недобросовестным чиновникам, позволяет им нарушать финансовую дисциплину, творить произвол и бесконтрольно тратить народные деньги». А некоторые члены КПРФ и вовсе посчитали, что единороссы просто не набрали нужного числа голосов. «Если вопрос снят с повестки, это не значит, что его выбросят в корзину»,— предупредил коммунист Тайир Ачитаев.

НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА, 26.02.25 19:38

ТАШКЕНТ И ИСЛАМАБАД СОЗДАЮТ СОВЕТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА

Узбекистан и Пакистан собираются провести Форум регионов

Виктория Панфилова

Лидеры Узбекистана и Пакистана Шавкат Мирзиёев и Шахбаз Шариф на переговорах в Ташкенте 26 февраля подтвердили курс на расширение стратегического партнерства. Для активного развития деловых и торговых связей будет проводиться Форум регионов. Особое внимание было уделено вопросам транспортной взаимосвязанности и расширению транзитного потенциала, включая использование пакистанского порта Карачи. Реализация этих амбициозных планов, ключевым элементом которых станет строительство Трансафганской железной дороги, призвана связать Центральную и Южную Азию, обеспечив мощный импульс экономическому росту всего региона.

Пакистан расширяет региональное сотрудничество. Накануне премьер-министр Шахбаз Шариф побывал в Азербайджане, где провел переговоры с президентом Ильхамом Алиевым и принял участие в бизнес-форуме предпринимателей двух стран. По итогам его визита в Баку 23–25 февраля 2025 года был согласован пакет инвестиционных соглашений на сумму более 2 млрд долл. Подписание этого документа состоится в Исламабаде в ходе будущего визита азербайджанского лидера, дата которого пока уточняется. Пакистан и Азербайджан договорились о совместной работе в оборонной промышленности и фармацевтической отрасли.

С Узбекистаном Пакистан сотрудничает давно и встречается часто. Президент Шавкат Мирзиёев посещал Пакистан 3–4 марта 2022 года. Приезжал в Ташкент в том же 2022 году и Шахбаз Шариф. В ходе нынешнего визита Шавкат Мирзиёев и Шахбаз Шариф обсудили направления для расширения стратегического партнерства, сообщила пресс-служба президента Узбекистана. По итогам прошлого года, торговый оборот между странами достиг 404,5 млн долл., приблизившись к намеченным главами двух государств целям доведения в ближайшее время данного показателя до 500 млн долл. Лидеры поставили цель довести объем взаимной торговли до 2 млрд долл. в соответствии с принятой дорожной картой.

Эксперты эти планы называют вполне реальными, поскольку экспорт из Узбекистана в Пакистан за последний год вырос в 1,5 раза, достигнув 299,5 млн долл. Пакистан стал пятым по величине рынком сбыта для узбекской плодоовощной продукции (124,7 тыс. т на 192,3 млн долл.). Объем грузоперевозок через коридор Узбекистан–Афганистан–Пакистан увеличился в 5 раз. По инициативе узбекского президента будет проводиться Форум регионов Узбекистана и Пакистана.

Сегодня в Узбекистане действует 130 совместных предприятий с участием пакистанского капитала. Объем автомобильных грузоперевозок увеличился почти в 6,5 раза, достигнув 354 тыс. т в 2023 году. В регионах республики реализованы инвестиционные проекты в партнерстве с крупными пакистанскими компаниями в Сырдарьинской, Ташкентской, Наманганской областях и городе Ташкенте.

Для продвижения торговых отношений создан Международный торговый дом UzbekPak International Trading Centre. Этот центр становится площадкой, где будут демонстрироваться достижения промышленности Узбекистана, в том числе изделия текстильной промышленности, сельского хозяйства и продукты питания. Выставки Made in Pakistan и Made in Uzbekistan также расширяют масштабы торгового и культурного сотрудничества. Например, по итогам состоявшегося в июне 2024 года бизнес-форума, включавшего выставку Made in Pakistan и транспортно-логистический форум, было заключено контрактов на сумму более 180 млн долл. В начале февраля нынешнего года в Лахоре состоялась Национальная выставка промышленной продукции Made in Uzbekistan.

Работает межправительственная комиссия, уже прошло 10 заседаний, сопровождавшихся бизнес-форумом и встречами в формате B2B/G2B, на которых представлен инвестиционный потенциал Узбекистана. Следующее заседание Межправительственной комиссии состоится в июле в Лахоре. Интерес Пакистана в основном сводится к сотрудничеству в текстильной, строительной, кожевенной, пищевой промышленности, а также в сфере логистики и транспорта.

В центре внимания стран – проект Трансафганской железной дороги, которая свяжет Центральную и Южную Азию, обеспечив Узбекистану доступ к портам Пакистана. Маршрут Термез–Мазари–Шариф–Кабул–Пешавар протяженностью 760 км оценивается в 4,8 млрд долл. Строительство займет не менее 5 лет, а срок доставки грузов из Узбекистана в Пакистан сократится с 35 до 3−5 дней. В реализации и последующей эксплуатации дороги заинтересована и Россия. Эту возможность обсуждал президент Шавкат Мирзиёев с главой РФ Владимиром Путиным.

«Экономическая и политическая значимость взаимодействия с Исламабадом для Ташкента за последние годы существенно выросла. Причина тому – укрепившиеся торгово-экономические связи, а также тот факт, что власти Узбекистана целенаправленно стремятся решить непростую задачу по развитию транспортно-логистических маршрутов в южном направлении», – сказал «НГ» руководитель Центра общественной дипломатии и анализа мировой политики, научный сотрудник Института востоковедения РАН Александр Воробьев.

Пакистан, по его словам, с емким внутренним рынком начинает играть все большее значение для экспорта узбекской продукции – пищевой, сельскохозяйственной и не только. Важно и то, что Узбекистан имеет положительное сальдо внешней торговли с Пакистаном, то есть дальнейшее расширение экспорта в Пакистан, над чем в ходе переговоров руководство Узбекистана активно работает как в рамках переговоров на высшем уровне, так и в ходе бизнес-форума, принесет еще больше выгод узбекским производителям и в конечном итоге казне.

Безусловно, проект трансафганской железной дороги также важен для обеих стран, подчеркнул эксперт. «Однако, несмотря на большие подвижки в этом направлении, его реализация по-прежнему сопряжена с большими политическими рисками. Тем более что в последние месяцы внутри афганского руководства углубился раскол между более умеренными и более радикальными фракциями», – отметил Воробьев.

Продолжая использовать сайт, Вы соглашаетесь на использование файлов cookie. Более подробная информация на странице об использовании cookies