КОММЕРСАНТ, 27.11.23
МОСКОВСКИЕ ЛИБЕРАЛ-ДЕМОКРАТЫ ПРИРОСЛИ СИБИРЬЮ
В преддверии выборов в Мосгордуму у столичного отделения ЛДПР сменилось руководство
Ксения Веретенникова,
Валерий Лавский
Координатор московского отделения ЛДПР Дмитрий Кошлаков-Крестовский ушел с поста по собственному желанию, врио главы ячейки назначен депутат Красноярского горсовета Роман Крастелев. Окончательное решение по кандидатуре координатора примет городская конференция, которая должна пройти в декабре перед партийным съездом. Эксперты говорят, что красноярец может быть временной фигурой, и сомневаются в том, что это назначение поможет ЛДПР реализовать планы сформировать фракцию в Мосгордуме по результатам выборов 2024 года. При этом уход господина Крастелева в Москву может негативно сказаться на красноярском отделении партии.
Еще в августе Дмитрий Кошлаков-Крестовский презентовал план реорганизации ячейки и ставил задачи нарастить число лояльных ЛДПР москвичей до 1 млн человек и обеспечить партии по итогам выборов 2024 года пять мест в Мосгордуме, где у либерал-демократов никогда не было своей фракции. Однако 22 ноября координационный совет столичного отделения единогласно удовлетворил заявление господина Кошлакова-Крестовского об уходе, о чем он сам сообщил в соцсетях.
Бывший координатор рассказал “Ъ”, что ушел по собственному желанию, планов занять другую должность у него пока нет, но он остается в партийной структуре и будет «продолжать работать на благо партии».
Слухи о смене руководства московской ячейки ЛДПР появились в Telegram-каналах в начале ноября, но информацию о том, что ее возглавит экс-председатель молодежного парламента Мария Воропаева, в партии опровергали. Однако и кандидатура Романа Крастелева, который был помощником арестованного в начале ноября по подозрению в получении взятки главы фракции ЛДПР в заксобрании Красноярского края Александра Глискова, оказалась не менее неожиданной.
В пресс-службе ЛДПР “Ъ” сообщили, что смена главы столичного отделения — это «рядовая кадровая перестановка»: «Следующей осенью предстоят выборы в Мосгордуму, а значит, необходимо укрепить отделение опытными "полевыми" работниками, прошедшими выборный виток в этом году. В данном случае мы уверены, что новый подход к организации управления повысит эффективность работы регионального отделения. Дмитрий Кошлаков-Крестовский профессионально исполнял служебные обязанности, он продолжит деятельность в другом направлении партийной работы». Решение о назначении Романа Крастелева «основано среди прочего на итогах выборов 2023 года, где команда Красноярского регионального отделения показала очень достойный результат», добавили в пресс-службе.
Господин Крастелев был избран в горсовет по списку ЛДПР в сентябре этого года (партия получила четыре мандата), выдвигался на пост спикера, но уступил единороссу Наталии Фирюлиной. В горсовете он, в частности, активно выступал против концессионного соглашения краевых властей с ООО «Мовиста регионы Красноярск» о развитии электротранспорта, считая, что оно убыточно для городского бюджета.
Сам Роман Крастелев пояснил “Ъ”, что уставом партии установлен месячный срок его полномочий, после чего московская партконференция примет решение, кто будет координатором на постоянной основе. Он добавил, что это «огромная ответственность» и «необходимо будет своим трудом, большим объемом работы оправдать кредит доверия», который выдал ему лично лидер ЛДПР Леонид Слуцкий, рекомендовав на этот пост.
В Красноярске Романа Крастелева характеризуют как «активного и амбициозного» политика.
«Он долгие годы был помощником Александра Глискова, фактически его воспитанник. Благодаря ему стал депутатом горсовета Красноярска, лидером фракции ЛДПР,— рассказывает местный политолог Александр Чернявский.— Очень активный, заметен в медийном пространстве, очень амбициозный. Безусловно, ЛДПР после арестов Глискова и Натарова (вице-спикера заксобрания Сергея Натарова задержали в декабре 2021 года по делу о масштабных хищениях в ходе северного завоза, дело передано в суд.— “Ъ”) сейчас находится в глубоком кризисе. Уход Крастелева, естественно, не в плюс. Лидеров в отделении пока не видно».
Депутат Красноярского горсовета от ЛДПР Семен Сендерский назвал коллегу «юридически подкованным политиком, каких у нас не так много». Член фракции ЛДПР в заксобрании края Алексей Бойков тоже считает Романа Крастелева «достаточно квалифицированным депутатом». «Он представляет партию в микрорайоне Солнечный. Отвечал за идеологию и СМИ в ходе избирательной кампании,— рассказывает депутат.— Не совсем понимаю, как он будет решать вопросы жителей Солнечного, вести приемы и работать помощником Александра Глискова в заксобрании с учетом его работы в Москве. Наверное, от каких-то обязанностей избавится».
Член высшего совета ЛДПР Василий Власов, недавно лишенный полномочий депутата Госдумы, полагает, что, как и он сам, Дмитрий Кошлаков-Крестовский «поплатился за свою активность». «Видимо, у руководства партии нет интереса, чтобы сильные кандидаты участвовали. Я Крастелева не знаю. Либо хотят, чтобы он прошел в Мосгордуму, либо поставили максимально лояльного человека, который будет фестивали блинов проводить и не будет поднимать сложные для руководства вопросы.
Я очень удивляюсь последним кадровым назначениям в партии. Старые кадры, которые хорошо себя показали, руководство убирает, ставит новые»,— сказал “Ъ” господин Власов.
Политолог Александр Асафов полагает, что у ЛДПР в Москве «достаточно неплохие позиции», судя тому, что ее кандидат, вице-спикер Госдумы Борис Чернышов, на выборах мэра Москвы-2023 занял третье место. «Задолго до старта кампании сложно говорить о перспективах. Повлияет ли смена московского руководства? Конечно, повлияет, вопрос, на кого заменят. Мы не знаем, кого утвердит конференция. Очень много зависит от того, кто возглавит организацию. Если бы это был уже узнаваемый для москвичей Борис Чернышов, это одна ситуация, если человек из региона, который в Москве не работал, это все меняет. Все-таки Дмитрий Кошлаков-Крестовский много лет на службе партии, с точки зрения понимания контекста московской политики он наиболее компетентен»,— отмечает эксперт.
«Отчасти это решение является реакцией на развал красноярской ЛДПР после ареста Глискова,— считает политолог Ростислав Туровский.— Крастелев принадлежал к его команде. Для него это отличное продолжение карьеры. Но для ЛДПР в Москве это решение никаких перспектив не создает. Городская организация всегда была крайне слабой, власти с ней не считаются. Поэтому перспектив прохождения в гордуму не вижу».
НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА, 26.11.23 20:29
МОДИ ПРЕВРАТИЛСЯ В ЗВЕЗДУ КАМПАНИИ ЗА ГОЛОСА ИЗБИРАТЕЛЕЙ
Оппозиции вряд ли удастся свергнуть премьера Индии с пьедестала
Владимир Скосырев
В пяти штатах Индии в ноябре проходит голосование. Оно служит преддверием парламентских выборов в 2024 году, когда правящая Бхаратия Джаната парти (БДП) попытается обеспечить переизбрание премьера Нарендры Моди на третий срок подряд. Этому способствуют опросы, показывающие, что он по степени поддержки дома опережает руководителей всех больших держав. Но оппозиция заявляет, что правительство ущемляет права мусульман и других религиозных общин. В результате БДП ранее потеряла контроль над несколькими штатами.
Как пишет The Financial Times, БДП намерена добиться разгрома возрожденной оппозиции и укрепить свою доминирующую роль на предстоящих всеобщих выборах. В трех штатах сторонникам Моди противостоит Индийский национальный конгресс (ИНК) – партия, которая была у власти еще при Джавахарлале Неру, первом главе правительства независимой Индии, и потом еще десятилетия спустя. Сейчас ИНК возглавляет правнук Неру Рахул Ганди.
Словом, бой за «престол» принял в какой-то мере личностный характер. Но это неравный бой. Ведь Моди за почти 10 лет пребывания у власти приобрел репутацию эффективного менеджера, который сумел поднять престиж Индии на мировой арене. Этому способствовали и опросы, проводившиеся как внутри страны, так и международным рейтинговым агентством Pew. По его данным, в конце августа 8 из 10 индийцев положительно относились к премьеру, а 1/5 жителей – отрицательно. В то же время 6 из 10 индийцев относятся позитивно к Рахулу Ганди.
Более поздние опросы, проводимые индийскими агентствами, рисуют несколько иную картину. Они сообщают, что рейтинг одобрения Моди в городах составил 65%, а 18% премьера не одобряют. Как бы то ни было, влиятельные индийские газеты утверждают, что Моди по популярности опережает лидера любой другой крупной державы. Разумеется, рейтинги стран с авторитарными режимами в расчет не берутся.
В беседе с «НГ» Татьяна Шаумян, руководитель Центра индийских исследований Института востоковедения РАН, отметила: «Такого рода оценки не совсем корректны. Возможны преувеличения. Тем не менее нужно учесть, что многие зарубежные лидеры чем-то себя скомпрометировали. А Моди успешно провел саммит G20, куда входят ведущие державы. С региональными соперниками – Китаем и Пакистаном – он старается уладить дело мирно, не доводя до войны. США пытались склонить Индию поддержать Украину. Но Моди твердо придерживается независимого курса, не уступает давлению. Это политика. А ведь и экономика страны не стагнирует. Индия стала одной из самых быстрорастущих экономик мира».
БДП хочет превратить выборы в штатах в референдум о роли Моди. Обычно на местных выборах борьба идет вокруг локальных тем. Но Моди превратился в звезду кампании за голоса избирателей. Он летает из конца в конец страны на вертолете. «Люди доверяют Моди. И если он победит в штатах, то это, естественно, окажет огромное влияние на выборах в масштабе всей страны», – говорит Кайлаш Виджайваргия, пресс-секретарь БДП.
Но аналитики считают, что ясной связи между местными и общенациональными выборами нет. Перед всеобщими выборами 2019 года БДП показала средние результаты на выборах в штатах. Но на следующий год победила с сокрушительным перевесом на выборах в той части страны, где говорят на хинди и где сосредоточен основной электорат правящей партии.
По мнению Роноджоя Сена, сотрудника Национального университета Сингапура, выборы этого года имеют критическое значение не для БДП, а для Индийского национального конгресса. Для него важно показать, что ИНК остается в игре. А Моди в своей кампании, напротив, хочет продемонстрировать, что «песенка ИНК спета». На митингах с участием Моди звучит почти столько же аплодисментов и одобрительных восклицаний, как на стадионах во время матчей по крикету. На одном из таких собраний Моди обратился к толпе: «Так скажем мы Конгрессу «прощай!» или нет?» Толпа прокричала: «Да!»
Впрочем, некоторые эксперты рисуют иную перспективу для правительства Моди. Плакаты, где он изображается как великий модернизатор страны, наталкивают на мысль, что складывается культ личности. Поскольку оппозиция разобщена, Моди, вероятно, завоюет себе третий срок. Но, как говорит Банкер Рой, основатель Barefoot College, предназначенного для сельской молодежи, «нельзя исключить, что Индия движется к авторитаризму». А The New York Times утверждает, что БДП, которая ориентируется на индусов, потеряла поддержку части мусульманского меньшинства.
ВЕДОМОСТИ, 27.11.23
ТАЙВАНЬСКАЯ ОППОЗИЦИЯ НЕ СМОГЛА ВЫДВИНУТЬ ЕДИНОГО КАНДИДАТА В ПРЕЗИДЕНТЫ
Это увеличивает шансы на победу сепаратистов и риск войны с материком
Владимир Кулагин
Две главные оппозиционные партии Тайваня – склонный к сотрудничеству с Пекином Гоминьдан и либеральная Тайваньская народная партия (ТНП) – не смогли определиться с единым кандидатом в президенты Китайской Республики (официальное название). Таким образом, каждая партия в нарушение достигнутой ранее договоренности о сотрудничестве на выборах, которые пройдут 13 января 2024 г., выдвинула своего кандидата – ими стали мэр Нового Тайбэя от Гоминьдана Хоу Юи и лидер ТНП Кэ Вэньчжэ.
Согласно опросам общественного мнения, пока оба они уступают кандидату от правящей Демократической прогрессивной партии (ДПП) и действующему вице-президенту Лай Циндэ (он же Уильям Лай). Идеология этой партии заключается в полной независимости острова от КНР.
Причиной срыва договоренности в оппозиции стало разночтение опросов общественного мнения, которые должны были показать, у кого из двух кандидатов больше шансов стать президентом (проигравший в дуэли становился кандидатом в вице-президенты). Окончательно стало понятно, что Хоу и Кэ не могут договориться, 23 ноября, когда они поругались в прямом эфире по итогам встречи, на которой должны были определиться с выбором. Она проходила в тайбэйском отеле Grand Hyatt, в ней также участвовали еще один кандидат в президенты миллиардер – Терри Гоу и бывший глава администрации от Гоминьдана Ма Инцзю.
В итоге избиратели увидели на телеэкранах весьма нехарактерную для местной политической культуры перепалку с оскорблениями и обвинениями двух основных кандидатов в адрес друг друга. По ее итогам представители Гоминьдана покинули отель. И неспособность договориться лишь дала в руки правящей партии дополнительный аргумент: так, Лай нарочито задал избирателям вопрос, готовы ли они «передать дело управления страной этим людям».
В итоге 24 ноября, в последний день регистрации, Хоу и Кэ зарегистрировали свои кандидатуры. Кандидат от Гоминьдана выбрал себе в пару кандидатом в вице-президенты убежденного сторонника объединения с материковым Китаем (но не в составе КНР), председателя правления местной радиовещательной корпорации Чжао Шаокана, а Кэ – дочь бывшего главы финансового холдинга Shin Kong Financial Holding У Синьин. Лай ранее выбрал себе в партнеры представителя Тайваня в США Сяо Мэйцинь. А основатель Foxconn Терри без объяснений причин вышел из президентской гонки, отметив только, что это решение было принято «ради будущего Китайской Республики».
Тайваньские избиратели, судя по предвыборному опросу от 24 ноября, который приводит портал My Formosa, возложили вину за провал диалога оппозиции в первую очередь на Кэ, который, впрочем, извинился за фарс в Grand Hyatt. Но если ранее он шел вровень с кандидатом от Гоминьдана или даже опережал его на несколько пунктов, то теперь ситуация изменилась: рейтинг Лая снизился до 31,4%, у Хоу он практически сохранился на уровне 31,1%, а Кэ сейчас поддерживают 25,2% избирателей. Хоу делал до политики карьеру в правоохранительных органах, а Лай и Кэ пришли в нее из медицины. Последний ранее поддерживал идеологию и кандидатов ДПП, но затем создал свою партию и стал занимать по отношению к КНР менее радикальные позиции.
Срыв переговоров по альянсу оппозиции на выборах президента повышает шансы на победу Лая, что считается крайне нежелательным вариантом развития событий для КНР. На материке считают Тайвань своей неотъемлемой частью – провинцией, а дело воссоединения с ним – коренным интересом. Как говорится в материале гонконгской South China Morning Post, пара Лай и дипломат Сяо, которую называют дипломатом в стиле «кошки-воителя», весьма органична для тайваньских избирателей, но для Пекина они «союз сепаратистов, выступающих за независимость». Оба политика утверждают, что Китайская Республика на Тайване и без того де-факто суверенная страна, которая нуждается лишь в большем международном признании.
Как следствие, их победу на выборах КНР может расценить как объявленную не подконтрольным ей островом «войну», пишет Bloomberg. И это практически прямо подтверждают в Пекине – официальный представитель канцелярии Госсовета КНР по делам Тайваня Чэнь Биньхуа 24 ноября заявил, что Тайвань стоит на перепутье: «мир или война, процветание или рецессия» (цитата по «Синьхуа»). Он выразил надежду, что результаты выборов на Тайване в 2024 г. будут способствовать миру и стабильности в районе Тайваньского пролива и помогут вернуть межбереговые связи «на правильный путь мирного развития». Выборы президента Тайваня и депутатов законодательного юаня (парламент) намечены на 13 января 2024 г. При этом еще 30 октября Гоминьдан и ТНП договорились о коалиции и на парламентских выборах, в частности о сотрудничестве по избирательным округам.
Неспособность оппозиции договориться о едином кандидате на президентских выборах повышает шансы ДПП, считает профессор СПбГУ Яна Лексютина. Победа Лая – самый худший возможный исход для материкового Китая, уверена она. При таком сценарии напряженность в межбереговых отношениях сохранится и, возможно, даже вырастет, так как нынешний президент Тайваня Цай Инвэнь – не самый конфронтационный политик в отношении КНР из числа членов ДПП. Далеко не факт, что Лай будет сохранять такой же баланс, а не станет более радикальным лидером, а значит, факторов риска вокруг конфликта станет больше. При этом цель воссоединиться с Тайванем у Пекина значится в планах до 2049 г., когда будет отмечаться столетие провозглашения КНР. В проведении военной операции для этой цели в КНР не заинтересованы, считает Лексютина, так как это чревато санкциями и непосредственным вовлечением США в конфликт. Приход представителей Гоминьдана к власти на острове не решит сам по себе тайваньский вопрос, но это, по крайней мере временно, стабилизирует ситуацию.
Продолжая использовать сайт, Вы соглашаетесь на использование файлов cookie. Более подробная информация на странице об использовании cookies