ГАЗЕТА.RU, 29.06.23
ГОСДУМА ПРИНЯЛА В ПЕРВОМ ЧТЕНИИ ГРОМКИЙ НАЛОГОВЫЙ ЗАКОНОПРОЕКТ ПО БИЗНЕСУ
Госдума одобрила в первом чтении разовую конфискацию у бизнеса 300 млрд рублей
Елена Агафонова
Государственная дума приняла в первом чтении законопроект о разовой конфискации у 2,5 тысяч крупных российских фирм суммы как минимум в 300 млрд рублей в виде налога на ранее полученную ими сверхприбыль в госбюджет. Об этом сообщает «Коммерсантъ».
По информации издания, речь идет о двух законодательных актах. Первый вводит в Налоговый кодекс поправку о том, что федеральными законами могут устанавливаться налоги разового характера, в второй регулирует уже сам налог.
Отмечается, что формально он может заработать в следующем году, но, возможно, компании смогут внести сумму с 1 октября по 30 ноября текущего года в виде обеспечительного платежа по ставке 5% в счет налога 2024 года.
Согласно проекту, платить будут фирмы, у которых средняя арифметическая величина прибыли за 2021 и 2022 годы составила более 1 млрд руб. Платеж не затронет малый и средний бизнес, плательщиков единого сельхозналога, компании угольного и нефтегазового сектора, потому что для них в 2023 году уже предусмотрены дополнительные налоговые конфискации.
В материале указывается, что Министерство финансов рассчитывает собрать таким образом по меньшей мере 300 млрд рублей. Налог коснется 2,5 тысяч компаний, или 3% налогоплательщиков.
Ранее Минфин России сообщал, что законопроект о налоге на сверхприбыль прошлых лет одобрили на заседании комиссии правительства России по законопроектной деятельности.
КОММЕРСАНТ, 29.06.23
ДЕПУТАТЫ ПРОСЯТ ЗАЩИТЫ У ПРОКУРОРОВ
Госдуме предложили усилить неприкосновенность региональных парламентариев
Ксения Веретенникова
Народное собрание Ингушетии в среду внесло в Госдуму законопроект о дополнительных гарантиях неприкосновенности региональных депутатов. В частности, по мнению его авторов, подвергать таких парламентариев административному наказанию следует лишь с согласия прокурора субъекта РФ. В принятии этой инициативы в Думе сомневаются, хотя коммунист Михаил Матвеев считает, что подобные нормы могли бы защитить оппозиционных депутатов от преследования за их политическую деятельность.
Законопроект парламента Ингушетии предполагает внесение поправок в ст. 18 закона «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ». В ней предложено закрепить прописанную сейчас в УПК норму о том, что решение о возбуждении уголовного дела в отношении регионального парламентария должен принимать глава следственного комитета субъекта РФ. А подвергать региональных депутатов административному наказанию, по мнению авторов проекта, следует только с согласия прокурора субъекта РФ.
В пояснительной записке отмечается, что гарантии неприкосновенности депутатов заксобраний «требуют дальнейшего развития», особенно с учетом вызовов времени.
«В условиях проводимой нашим государством внешней политики и специальной военной операции на Украине вопрос роста доверия граждан к проводимой органами государственной власти политике стоит наиболее приоритетно»,— указывают депутаты. По их мнению, закрепление особого порядка производства по уголовным и административным делам позволит «защитить честь, достоинство выборного должностного лица от необоснованных и преступных посягательств».
Председатель комитета Думы по законодательству Павел Крашенинников («Единая Россия») сказал “Ъ”, что поднятый ингушским парламентом вопрос уже обсуждался в конце 2021 года при работе над законом о публичной власти и поддержки не нашел. Глава комитета по региональной политике Алексей Диденко (ЛДПР) тоже считает, что у этой инициативы «нет перспектив» и лучше оставить нынешний порядок.
Николай Новичков («Справедливая Россия — За правду») назвал предложение ингушских коллег «немного наивным», поскольку СКР и прокуратура — организации с иерархическим вертикальным подчинением: «Неважно, где представитель СКР или прокуратуры работает, они все равно являются федеральными сотрудниками». Он напомнил, что его партия «всегда выступала за отмену какой бы то ни было депутатской неприкосновенности». «Это все излишества»,— добавил господин Новичков.
Олег Леонов («Новые люди») согласен, что уже сама идея депутатской неприкосновенности «достаточно спорная». «Если менять эту норму, то точно в сторону сокращения права на неприкосновенность, а не увеличения. Увеличивать привилегии чиновников и депутатов, тем более во время СВО,— прямой путь к напряжению в обществе. Для спокойствия и стабильности в стране людям должно быть понятно: есть единые законы и правила, все подчиняются им одинаково»,— пояснил депутат “Ъ”.
Михаил Матвеев (КПРФ), напротив, уверен, что оппозиционным парламентариям в регионах нужно больше неприкосновенности. Он рассказал “Ъ”, как, будучи самарским депутатом, часто подвергался административному наказанию за нарушение закона о митингах. «Я считаю инициативу правильной. Я не имею в виду привлечение к ответственности, например, за нарушение скорости, а за нарушения, связанные с политической деятельностью. В законодательстве говорится, что региональные депутаты привлекаются к административной ответственности в особом порядке, но сам этот порядок не прописан. В правоприменительной практике получается, что депутатов привлекают в обычном порядке. Это неправильно, потому что значительная часть таких ситуаций связана с политической деятельностью»,— отметил коммунист.
В настоящее время не существует особого порядка привлечения региональных депутатов к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке.
Он есть только при привлечении к уголовной ответственности, поясняет старший преподаватель Западного филиала РАНХиГС Алексей Елаев: п. 11 ч. 1 ст. 448 УПК предусматривает, что для возбуждения уголовного дела или привлечения депутата в качестве обвиняемого необходимо согласие руководителя следственного органа СКР по субъекту РФ. «Также законопроект предлагает исключения для депутатов из общего порядка рассмотрения дел в отношении спецсубъектов после их возбуждения, предусмотренного ч. 1 ст. 450 УПК. Предлагается, чтобы ходатайство о заключении региональных депутатов под стражу возбуждалось также по представлению руководителя следкома субъекта и рассматривалось не районным судом, как сейчас, а Верховным судом соответствующего субъекта РФ»,— отмечает юрист. При этом, по его мнению, юридическая техника проекта «не позволяет сделать вывод о значительных шансах его принятия Думой»: в частности, вместо внесения изменений в процессуальные кодексы предлагаются поправки в закон о публичной власти.
Глава фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов считает, что в случае принятия эти поправки позволили бы защитить региональных депутатов «от мелких ударов и уколов». «Поэтому инициатива в целом логична, хотя и труднореализуема»,— заключает эксперт.
КОММЕРСАНТ, 29.06.23
ГОЛОСОВАНИЕ БЕЗ ГРАНИЦ
ЦИК определил порядок создания экстерриториальных участков
Елена Рожкова
Центризбирком (ЦИК) в среду утвердил положение об особенностях голосования на экстерриториальных участках, то есть созданных за пределами «своего» региона. В первую очередь этой нормой воспользуются новые субъекты РФ, которые уже запланировали создание более трех сотен участков в 81 регионе. Документ позволяет организовывать на таких участках досрочное голосование в разных формах, в том числе на дому и на придомовых территориях. Зампред ЦИКа Николай Булаев пояснил, что рассредоточение мест для голосования направлено на обеспечение безопасности избирателей и членов комиссий.
Одобренный ЦИКом документ принят в развитие новой нормы, появившейся в законодательстве в мае 2023 года, и устанавливает особенности создания экстерриториальных участков на выборах глав и депутатов заксобраний регионов.
Хотя эти правила устанавливаются для всех субъектов РФ, акцент был сделан на новых территориях.
Так, уже известно, что Донецкая и Луганская народные республики, Запорожская и Херсонская области создадут 328 участков в 81 субъекте РФ. Информации о том, сколько регионов планируют сформировать свои участки в зоне спецоперации, на заседании ЦИКа не прозвучало. Но ранее “Ъ” сообщал, что такое намерение точно есть в Омской, Новосибирской и Воронежской областях, Приморье и Якутии.
Решение о создании «выездного» участка должно быть принято не позднее чем за месяц (а в исключительных случаях — за три дня) до начала голосования, а составы комиссий должны быть сформированы не позднее чем за 15 дней (в исключительных случаях — за день) до первого дня голосования. Предлагается два способа создания экстерриториальных комиссий: либо она формируется «с нуля», либо соответствующие функции возлагаются на существующие УИК. В первом случае состав комиссии (от трех до десяти человек) будет формироваться на основе предложений собраний граждан по месту жительства, работы либо службы, причем квота для партий, которая применяется при формировании обычных УИК, в положении ЦИКа не предусмотрена. Экстерриториальные участки могут создаваться и в воинских частях — тогда они формируются из числа военнослужащих. Глав «выездных» комиссий назначат избиркомы субъекта, организующего выборы, или командиры воинских частей, а зампредов и секретарей изберут тайным голосованием.
Чтобы проголосовать на экстерриториальном участке, гражданин должен письменно или устно уведомить соответствующую комиссию.
Протоколы с итогами голосования будут «по техническим каналам связи» передаваться в вышестоящие территориальные избиркомы (ТИК). При этом на выборах в региональное заксобрание избиратель получит только один бюллетень по единому округу и не сможет голосовать за одномандатников. Но новых регионов это ограничение, по сути, не коснется, так как их парламенты будут избираться исключительно по партспискам.
На «выездных» участках может быть организовано досрочное голосование с использованием разных его форм. «Это голосование на избирательных участках, это голосование вне участков (на дому.— “Ъ”), это выезд к отдельным группам избирателей, это так называемое придомовое голосование (прозванное в народе голосованием "на пеньках".— “Ъ”). Тут ограничений нет»,— разъяснил Николай Булаев. Он отметил, что в сегодняшних условиях «рассредоточение мест голосования» в первую очередь направлено на обеспечение безопасности избирателей и членов комиссий.
Избиркомы субъектов РФ должны будут оказывать экстерриториальным УИК всяческое содействие, в том числе в информировании граждан и материально-техническом обеспечении. По словам господина Булаева, рабочая версия документа была направлена в регионы и по итогам обсуждения документ изменился «процентов на 80»: свои предложения по организации голосования в ЦИК прислали 26 субъектов.
В положении ЦИКа нет раздела, устанавливающего особенности работы наблюдателей. Но, как пояснил “Ъ” источник в комиссии, в этой части будут действовать нормы, прописанные в законе.
Председатель ассоциации «Независимый общественный мониторинг», член президентского Совета по правам человека Александр Брод уже заявил о готовности коллег по ассоциации «включиться в решение задач общественного контроля» с учетом особенностей организации экстерриториальных участков.
В ходе рассмотрения документа член ЦИКа от КПРФ Евгений Колюшин отметил, что принятием данного постановления меняются правила голосования уже во время кампаний. «Мы возвращаемся, если так образно говорить, в 1993 год, когда на выборах в Госдуму правила постоянно менялись»,— недоумевал господин Колюшин. Он обратил внимание и на отмену «целого ряда норм федерального закона», в частности, о партийном представительстве в экстерриториальных УИК: «То есть можно только из чиновников формировать комиссии». В связи с этим Евгений Колюшин предложил дополнить постановление словами, «указывающими на то, что такой необычный порядок действует только на выборах в четырех субъектах РФ».
Член ЦИКа Эльвира Хаймурзина на это ответила, что в 2023 году предстоят выборы глав в 21 регионе, а в зоне спецоперации находятся не только военнослужащие, но и медики, строители, дорожники, коммунальщики. По ее оценке, это «не пять, не сто и даже не тысяча человек». Член ЦИКа Антон Лопатин поддержал коллегу и уточнил, что только от Московской области в восстановлении ДНР сейчас принимают участие 20 тыс. человек. «Я соглашусь с Евгением Ивановичем (Колюшиным.— “Ъ”), что, конечно, хотелось бы формировать комиссии в штатном режиме,— подытожил Николай Булаев.— К сожалению, обстоятельства, в которых мы находимся, заставляют не только нас, но и многих других принимать решения здесь и сейчас, и эти решения, как мне представляется, архиважны».
РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА, 28.06.23 11:46
ЦИК: В СИЗО можно будет проголосовать на региональных выборах
Галина Мисливская
Содержащиеся в следственных изоляторах граждане смогут проголосовать на выборах в региональные органы власти, даже если задержанный находится в другом субъекте. Такой эксперимент намерен провести в этом году Центризбирком, рассказал на заседании комиссии в среду зампред Николай Булаев.
Он напомнил, что недавние поправки в избирательное законодательство позволяют организовывать экстерриториальные участки для голосования на региональных выборах за пределами субъекта, в котором они проходят.
Отметим, что до принятия этих норм голосовать на региональных выборах можно было только в пределах округа, где они проводятся. Так, например, москвич мог проголосовать на выборах мэра столицы только на территории города, ни в каком другом субъекте такой возможности не было.
"Мы в этом году будем проводить эксперимент, согласно которому люди, находящиеся в СИЗО, будут иметь возможность реализовать свое избирательное право на выборах в органы госвласти независимо от того, в каком субъекте СИЗО находится", - заявил Булаев.
"Это сложнейший закон, мы даже не предполагали, насколько он будет сложен в реализации, но уверены, что мы сможем его реализовать, и тогда у человека будет полное понимание того, что его активное право государство обеспечивает", - добавил зампред ЦИК России.
Отметим, что в 2020 году ЦИК проводил похожий эксперимент по голосованию на цифровых участках. Они создавались в Москве для жителей других регионов, где в единый день голосования проходили выборы губернаторов и депутатов заксобраний. Однако этот формат не позволял голосовать находящимся в СИЗО или больницах, так так требовал личной явки избирателя на цифровой участок.
ВЕДОМОСТИ, 29.06.23
«ЕДИНАЯ РОССИЯ» ОПРЕДЕЛИЛА СЛОЖНЫЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ВЫБОРОВ В 2023 ГОДУ РЕГИОНЫ
Кроме Хакасии непростые для партии кампании пройдут еще в 12 субъектах РФ
Елена Мухаметшина
Избирательные штабы «Единой России» завершили защиту стратегий, которые будут использоваться на региональных выборах. Она проходила на протяжении десяти дней в центральном исполкоме партии. По итогам защиты стратегий «Единая Россия» определила регионы, к которым будет особое внимание, среди них – Хакасия. Об этом «Ведомостям» сказал замсекретаря генсовета партии Сергей Перминов.
«Это регионы, где будет особое вовлечение партии в выборы, в том числе технологическое усиление, помощь коллег-депутатов и сенаторов от региона, вовлечение иных партийных ресурсов для придания дополнительной помощи», – говорит Перминов. Но он отказался называть какие-либо субъекты, кроме Хакасии.
В Хакасии будут выбирать гордуму Абакана, законодательное собрание региона, пройдут губернаторские выборы. Против действующего губернатора от КПРФ Валентина Коновалова единороссы выставили депутата Госдумы от Хакасии Сергея Сокола. Один из собеседников «Ведомостей» говорит, что в регионе очень непростая кампания, в том числе из-за элитных противоречий.
К примеру, бессменный председатель Верховного совета Хакасии Владимир Штыгашев, который 15 лет представлял «Единую Россию», в этом году не принял участие в праймериз единороссов. И в итоге на выборы в Верховный совет он вошел в список КПРФ. Первое место в списке занимает Коновалов, а второе – Штыгашев. Собеседник «Ведомостей» говорит, что это может повлиять на настроения национальных элит. По словам еще одного источника, региональные элиты сплотились вокруг Коновалова.
Секретарь генсовета Андрей Турчак заявил, что за последний год партия «сумела существенно укрепить позиции в регионах», цитирует его пресс-служба «Единой России». Он сообщил о завершении защиты стратегий во вторник 27 июня. Но двое собеседников в партии и один, близкий к администрации президента, говорят о том, что 28 июня в партии проходила защита тех, кому пришлось дорабатывать стратегий.
Один из собеседников говорит, что среди таких регионов Забайкальский край (избирают заксобрание) и Хакасия. Именно к этим регионам у партии будет пристальное внимание, там ожидаются тяжелые кампании, добавляет он.
Перминов подтвердил, что повторно встречались с некоторыми регионами, поскольку им пришлось провести работу над ошибками: «Но они это сделали очень быстро и качественно. В целом улучшилось качество работы над стратегиями, в том числе это связано с тем, что подготовка к выборам началась заранее. А в феврале-марте 2023 г. были организованы методологические вебинары, посвященные подготовке планов предстоящих кампаний». По словам Перминова, защиту проходили все регионы, где будут значимые выборы – губернаторские кампании, выборы законодательных собраний, гордум административных центров, массовые муниципальные кампании, довыборы в Госдуму.
Один из партийцев говорит, что Забайкалье и Хакасия относятся к «красным регионам», где выборы считаются сложными для «Единой России».
Всего же, по его словам, регионов со сложными кампаниями 13. К ним также отнесли выборы в Ивановской (выбирают губернатора и облдуму), Архангельской области (выбирают депутатов облдумы и гордумы Архангельска), в Красноярском крае (выбирают губернатора, горсовет Красноярска и довыборы в Госдуму по округу). Еще один собеседник добавляет, что к «красным» «Единая Россия» относит выборы в Ярославской (выбирают облдуму), Ульяновской областях (выбирают заксобрание) и Якутии (выбирают губернатора, заксобрание и гордуму Якутска).
В 21 регионе легкие для партии выборы и они отнесены к «зеленым», а выборы в 17 регионах – к «желтым», где кампании средней сложности.
«Мы оценивали степень готовности избирательных штабов. На связи были секретари региональных отделений, руководители исполкомов, технологи, уполномоченные по регионам, управление региональной и технологической работы, финансовое управление, юристы, смм-щики – то есть все вовлеченные в кампанию. Каждый в своей части рассказывал о предвыборной стратегии по региону», – говорит Перминов. Он также напоминает, что партия будет оказывать дополнительную помощь кандидатам, которые участвовали в спецоперации и выдвигаются на выборах. Турчак говорил, что таких около ста человек.
Аналогичные защиты предвыборных стратегий традиционно проходят и в администрации президента. Например, весной в АП проводились защиты избирательных стратегий представителей регионов, где в сентябре предстоят выборы.
Если говорить о выборах губернаторов, то в этом году скорее всего на них проблем для власти не будет, могут возникнуть сложности в Хакасии, Красноярском крае и еще в паре регионов, считает политолог Александр Кынев: «Но конкуренция будет на выборах в заксобрания. Почти две трети регионов, где пройдут выборы, могут быть для «Единой России» сложными». По его словам, особых проблем не ожидается в Башкирии, Ростовской и Кемеровских областях.
Остальные же регионы, где будут выбирать заксобрания, характеризовались конкурентными кампаниями – «от сильно протестного голосования, как в Хакасии, до относительно независимого голосования, как во Владимирской области», говорит он. Среди трудных регионов он называет Калмыкию, Якутию, Бурятию, Ярославскую, Архангельскую, Ивановскую, Иркутскую, Ульяновскую области.
Сложные для «Единой России» регионы обычно не меняются от выборов к выборам, говорит вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский. Хакасия – же совершенно особенный случай – это регион, где КПРФ сумела добиться победы, отмечает эксперт. Включение того или иного региона в проблемную зону – это прежде всего политический сигнал для местных партийцев и губернаторов, считает Туровский: «Сигнал о том, что за ними внимательно следят и ждут улучшения результатов».
ГАЗЕТА.RU, 28.06.23 22:52
КАНДИДАТОВ НА ПОСТ ГУБЕРНАТОРА ПОДМОСКОВЬЯ ОБЯЗАЛИ ОПУБЛИКОВАТЬ СВЕДЕНИЯ О ДОХОДАХ
Кандидаты на пост губернатора Подмосковья должны опубликовать в СМИ сведения о доходах
Самер Мустафа
Все кандидаты на пост губернатора Подмосковья должны опубликовать в средствах массой информации сведения о своих доходах, а также об имуществе, зарегистрированном на себя или членов семьи. Об этом сообщает РИА Новости.
В календарном плане мероприятий по подготовке и проведению выборов губернатора Московской области отмечается, что избирательная комиссия Подмосковья установила, что после регистрации кандидата на пост губернатора Московской области, он обязан передать в средства массовой информации сведения о своих доходах, имуществе, а также о доходах и имуществе своих супругов и несовершеннолетних детей.
Выборы назначены на 10 сентября 2023 года.
До этого председатель Центральной избирательной комиссии России Элла Памфилова заявила, что дистанционное электронное голосование может быть применено в 20-25 регионах РФ в ходе выборов 2023 года.
По словам Памфиловой, в настоящее время ЦИК продолжает отбор и оценку возможностей субъектов.
Ранее Минобороны и ФСБ разрешили провести выборы в новых регионах.
НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА, 28.06.23 20:46
ГУБЕРНАТОРЫ СТАНОВЯТСЯ МЛАДШИМИ СИСАДМИНАМИ ДЭГ
К онлайн-выборам президента регионы получат свои ключи от федеральной системы
Дарья Гармоненко
В Общественной палате (ОП) РФ обсудили перспективы дистанционного электронного голосования (ДЭГ) в контексте повышения прозрачности и подконтрольности этой федеральной системы. Как писала «НГ», в 2023 году решено провести пробную регионализацию ДЭГ. Субъекты РФ увидят данные своих выборов в реальном времени, для чего им выдадут отдельные цифровые ключи. Есть сообщения, что федеральный Центр определит новым показателем эффективности участие властей региона в ДЭГ.
Итоги ДЭГ в регионах в сентябре будут подводить, не дожидаясь завершения онлайн-волеизъявления в других часовых поясах, напомнил на слушаниях в ОП IT-специалист Олег Артамонов – зампред территориальной комиссии (ТИК) ДЭГ прошлогоднего состава.
Он назвал это важным, хотя и техническим изменением. В ходе же кампаний предыдущих лет ТИК ДЭГ работал одновременно со всеми часовыми поясами «в пакетном режиме»: «Подготавливались данные голосования одновременно для всех часовых поясов и подводились результаты для всех часовых поясов одновременно. В результате восточные регионы страны были вынуждены ждать западные регионы». По его словам, итоги ДЭГ подводятся очень быстро, технически – за 15–20 мин., организационно – максимум за час-полтора. То, что теперь «голосование будет разделено по часовым поясам», Артамонов считает первым шагом к переносу комиссий ДЭГ в регионы.
Напомним, что в единый день голосования (ЕДГ) 2023 года ДЭГ будет применено в 25 регионах, включая Москву с ее собственной системой, а 18 субъектов РФ используют впервые систему общефедеральную в пяти часовых поясах. Поэтому 7 июня Центризбирком принял поправку к положению о ДЭГ, разрешив эксперимент по его регионализации. Как сказал зампред ЦИК Николай Булаев, «предлагаемые изменения позволяют подводить итоги голосования по часовым поясам, поэтому ключи зашифрования и расшифрования, используемые ТИК ДЭГ, будут вырабатываться для каждого часового пояса». По его словам, это позволит получить результаты голосования в своих часовых поясах в режиме онлайн.
И вот теперь в Сети появилась информация о новом KPI для региональных властей. Издание «Октагон» уверяет, что близкие к внутриполитическому блоку администрации президента источники говорят о введении трех показателей. Первый – это явка на ДЭГ, второй – качество итогов ДЭГ, третий – уровень доверия населения к полученным результатам. Понятно, что все это связывается с предстоящими президентскими выборами, на которых ДЭГ, дескать, должен стать основным инструментом.
Однако возникает вопрос: если власти регионов не будут иметь по отношению к ДЭГ прав системных администраторов, то тогда как им выполнять данный KPI? Таким образом, можно предположить, что, видимо, они должны получать не только все ключи шифрования, но и другие инструменты контроля за результатом? Эксперты предупредили «НГ», что обсуждать проблему можно пока лишь в теоретическом ключе, более того, не исключено, что к практической дискуссии и вовсе не придется перейти. Например, член Центрального совета СРЗП Михаил Емельянов заметил: «Конечно, условно говоря, корректировать результаты регизбиркомам полноценно не разрешат, но администрации регионов смогут онлайн наблюдать за данными и, например, по ходу голосования давать команды об усилении электоральной мобилизации». Руководитель аналитического управления КПРФ Сергей Обухов пояснил «НГ»: «Относительно возможности обладать не только ключами шифрования лучше поговорить с техническими специалистами. Но вряд ли регионам разрешат именно корректировать результаты ДЭГ, потому что основной пульт будет в Москве. Именно на федеральном уровне смогут сравнивать результаты по территориям. Что касается корректировки ДЭГ в целом, то были случаи, когда система на пять секунд зависла – и появлялось 800 тыс. новых голосов». Депутат Заксобрания Карелии от «Яблока» Эмилия Слабунова заявила «НГ»: «Передача ключей ДЭГ регионам происходит не просто так, фактически передаются рычаги контроля за ходом голосования и результатами. С точки зрения властей, в ДЭГ все технологично и управляемо». И она отметила, что сейчас большинство регионов будет стремиться наладить у себя ДЭГ вне зависимости от технологического уровня. Например, та же Карелия в борьбе за право проводить ДЭГ привела Центризбиркому аргументы о соответствующих возможностях и широком интернет-охвате, но когда на днях встал вопрос о продаже земельных участков через электронные аукционы, то власти заявили, что, мол, нет для этого нужной базы.
Эксперт по выборам Андрей Бузин пояснил: «Принципиально ключи шифрования не дают возможности корректировать результаты. Но проблема, насколько я понимаю, в другом. Она в том, что общественность принципиально не может проверить правильность отражения и подсчета голосов, поданных через ДЭГ. Коды (программы), определяющие работу системы, являются секретными, то есть предлагается доверять работе «черного ящика». Доступ региональных властей к расшифровке итогов голосования порождает еще проблему досрочной публикации результатов, что актуально как раз для власти. Скажем, по данным с Дальнего Востока может быть принято решение о корректировке будущих результатов в центре страны». По мнению Бузина, «ДЭГ действительно к будущим президентским выборам может стать основным инструментом»: «События сейчас развиваются стремительно. Власть нервничает. Она, с одной стороны, не хочет делать ДЭГ открытым, с другой стороны, пропагандирует его. Все это является признаками того, что на ДЭГ делается серьезная ставка».
Впрочем, генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин сказал «НГ», что все наоборот: «На самом деле эти реформы – это своеобразная либерализация избирательного законодательства, которая демонстрирует, что федеральная власть доверяет регионам». Более того, напомнил он, в последние годы предвыборная ситуация в регионах не влияет на отношение к губернатору. То есть никаких наказов сверху относительно ДЭГ и его результатов скорее всего не будет, возможны лишь перегибы на местах. Между тем Мухин уверен, что даже к 2024 году повсеместно ДЭГ не будет применяться: у регионов другие расходы, деньги активно идут на помощь мобилизованным и их семьям, социальные пакеты. При этом бюджетнообразующие регионы уже в большинстве охвачены ДЭГ, а дотационные вряд ли к нему подтянутся. «Все новации призваны поднять уровень доверия к ДЭГ. Чтобы люди увидели, что результаты есть в режиме реального времени, их никто не корректирует. А такое доверие поднимет уровень легитимности самого электронного голосования», – подчеркнул эксперт.
КОММЕРСАНТ, 29.06.23
НОВОСИБИРСКИЙ ГОРСОВЕТ ИЗБАВИЛСЯ ОТ ПОУЕХАВШИХ
Оппозиционных депутатов лишили мандатов за нарушения в декларациях о доходах
Валерий Лавский,
Андрей Прах
Новосибирский горсовет в среду досрочно лишил полномочий независимых депутатов Сергея Бойко (признан иностранным агентом) и Хельгу Пирогову, которые уже длительное время находятся за границей. Решение принято по требованию прокуратуры, обнаружившей в их декларациях фальшивые подписи. Депутаты обещают судиться, но даже если им и удастся отвоевать мандаты, то ненадолго: с 1 августа уехавших из России парламентариев можно будет лишать полномочий за прогулы.
На заседании горсовета 28 июня председатель комиссии по самоуправлению Игорь Атякшев («Единая Россия) рассказал, что Сергей Бойко и Хельга Пирогова нарушили антикоррупционное законодательство, не представив сведения о доходах за 2022 год. Как выяснилось в ходе почерковедческой экспертизы, подписи на уведомлениях об отсутствии сделок, которые они подали в администрацию губернатора, были выполнены «другим лицом», уточнил господин Атякшев. Поэтому комиссия рекомендовала лишить обоих депутатов полномочий в связи с утратой доверия.
Напомним, Сергей Бойко и Хельга Пирогова избрались в горсовет в 2020 году как беспартийные самовыдвиженцы и члены «Коалиции "Новосибирск-2020"» — неформального объединения, поддержанного сторонниками оппозиционера Алексея Навального. Господин Бойко покинул Россию осенью 2021-го, заявив, что опасается ареста по уголовному делу о создании экстремистского сообщества: ранее он возглавлял новосибирский штаб господина Навального (сеть этих штабов признана экстремистской организацией и запрещена). А госпожа Пирогова уехала за границу в июле 2022-го после возбуждения против нее уголовного дела о распространении фейков о вооруженных силах РФ.
23 июня представление прокуратуры в закрытом режиме рассмотрела антикоррупционная комиссия горсовета, после чего спикер горсовета Дмитрий Асанцев («Единая Россия») заявил “Ъ”, что выявленные нарушения являются «безальтернативным и безусловным основанием для прекращения полномочий». Председатель антикоррупционной комиссии Николай Тямин уточнил, что Хельга Пирогова получила возможность привести свои аргументы, но не раскрыл их суть (ранее госпожа Пирогова сообщала в соцсетях, что в администрации губернатора не приняли ее документы), а заявка Сергея Бойко на дистанционное участие в работе комиссии поступила слишком поздно. Заместитель прокурора Новосибирска Виталий Зулин призвал «категорически справедливо» оценить проступок депутатов.
Услышать объяснения господина Бойко на сессии тоже не удалось: дать слово его помощнику Леониду Лифанову депутаты отказались. В итоге 38 из них проголосовали за прекращение полномочий коллег, один высказался против, еще один бюллетень был признан недействительным.
«Будем подавать в суд по той простой причине, что все было сделано максимально тайно, максимально закрыто»,— сообщила после сессии независимый депутат Светлана Каверзина, а депутат Антон Картавин (оба входили в «Коалицию "Новосибирск-2020"») назвал претензии к подписям «какой-то чушью». «Мы считаем лишение полномочий депутатов незаконным»,— сказала “Ъ” юрист Ольга Нечаева, знакомая с планами исключенных депутатов обратиться в суд. Она подтвердила, что все уведомления об отсутствии сделок, подлежащих декларированию, были направлены почтой, и назвала «вопиющим нарушением» отказ горсовета предоставить слово для изложения позиции депутатов на сессии. Кроме того, результаты почерковедческой экспертизы никто из депутатов горсовета не видел, добавила госпожа Нечаева.
Впрочем, даже если Сергею Бойко и Хельге Пироговой удастся отстоять правоту в суде, это вряд ли спасет их мандаты. В январе Госдума приняла поправки, согласно которым отсутствие муниципального депутата на заседаниях без уважительных причин в течение шести месяцев подряд является основанием для досрочного прекращения полномочий. Сроки «прогула» начали исчисляться после вступления закона в силу — с 1 марта 2023 года, то есть с 1 августа господа Бойко и Пирогова так или иначе попали бы под действие новой нормы.
НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА, 28.06.23 19:37
ПОЛЬША ИСПОРТИЛА ЕВРОПЕЙСКИЕ ИГРЫ БЕЗ РОССИИ
Политикам не удалось поправить имидж партии власти
Валерий Мастеров
На спортивных сооружениях Кракова и других польских городов около 7 тыс. спортсменов из 48 стран Европы принимают участие в соревнованиях, в которых разыгрывают в 29 дисциплинах 253 комплекта медалей. Масштабное мероприятие было призвано поднять международный престиж Польши, но оказалось уже на старте холостым выстрелом, за которым последовали организационные неувязки, спесь политиков и неоправданная потеря бюджетных средств.
Европейские игры – многопрофильное спортивное мероприятие, которое проводится по образцу Олимпийских игр. Первые игры состоялись в 2015 году в Баку. Четыре года спустя европейских спортсменов принимал Минск.
В Польше начали писать, что «предыдущие игры принимали города из стран, эвфемистически говоря, не очень демократичных». И вот Краков довольно неожиданно взялся за организацию очередных игр, очевидно, чтобы поднять престиж демократичности. Конкурентов у «столичного королевского города», как звучит полное официальное название Кракова, не было. Поначалу единственным потенциальным контркандидатом была Казань, но столица Татарстана воздержалась. Интересно, что ранее в Кракове рассматривали возможность проведения Олимпийских игр, но горожане отвергли эту затею на референдуме. На этот раз никакого референдума не было, хотя краковяне и требовали его проведения.
В III Европейских играх не участвуют спортсмены России и Белоруссии. В конце прошлого года Польский олимпийский комитет продавил такое решение в Ассоциации европейских олимпийских комитетов, аргументируя событиями в Украине. Это сразу обеднило уровень и привлекательность мероприятия. Так утверждать есть резон: на первых двух Европейских играх больше всего медалей завоевали россияне и белорусы.
Как только три года назад мэр Кракова Яцек Майхровский похвалился в соцсетях, что подписал письмо о намерениях по организации Европейских игр в древней столице Польши, на него обрушился шквал недовольных горожан. Встретившие в штыки такое решение краковяне писали, что «идея ошибочна», лучше бы инвестировать в развитие городской инфраструктуры и доступного общественного транспорта, на который доплачивают жители города. Большое количество лайков получил Мачек Носал, выразивший общее мнение: «Какой престиж имеет мероприятие, которое никто не хотел проводить? Финансово и маркетингово эти игры не имеют смысла. Мы берем эту обглоданную кость и радуемся, будто достался целый кабан».
В апреле прошлого года Майхровский и министр спорта и туризма Камиль Бортничук все же подписали соглашение о правительственных субсидиях на сумму 141 млн злотых (около 35 млн долл.) для трех спортивных объектов, связанных с Евроиграми. Наибольшая часть была предназначена на модернизацию городского стадиона им. Хенрика Реймана, на котором состоялась церемония открытия и пройдет закрытие игр. Для похудевшей казны Кракова это было хоть что-то. В долю вошло и Малопольское воеводство. В канун открытия игр портал Onet подсчитал, что вопреки заверениям представителей правящей партии «Закон и справедливость» (ЗиС), которые уповали на возможность широкой презентации Польши в Европе и видели в играх маховик для экономики при издержках госбюджета 400 млн злотых (100 млн долл.), сумма будет в четыре раза больше.
Противники игр по-прежнему считают, что власть закладывала в европейские соревнования политический контекст, который пришелся на предвыборную кампанию к парламентским выборам осенью. III Европейские игры открыл президент Польши Анджей Дуда, который выразил радость от проведения крупных соревнований и поприветствовал их участников, особенно выделив украинских спортсменов. Однако под свист и улюлюканье собравшихся он все более терял уверенность, хотя и старался поддерживать хорошую мину. Освистали и министра по контролю за государственными активами Яцека Сасина. Польские СМИ интерпретировали такое поведение 25 тыс. зрителей (самая большая явка на мероприятиях игр) как отношение к «государственному спонсору Евроигр» и представителю ЗиС, теряющей доверие. Сасин, который в этот день утратил ранг вице-премьера, вынужден был отреагировать: «Группка политических хейтеров пыталась сорвать открытие Европейских игр… Они перепутали спортивный праздник с политическим митингом. Позор!»
Посещаемость соревнований стала самым уязвимым местом. Даже в выходные дни печальное зрелище представляли пустые трибуны Национального легкоатлетического стадиона в Хожуве. Не оправдались расчеты и на туристов.
Закрытие Европейских игр – 2023 состоится 2 июля. Вот как их оценивает в Rzeczpospolita Томаш Урынович: «Эти игры – демонстрация сжигания денег и тщеславия политиков. В этом мероприятии нет ни спорта, ни участия болельщиков – трибуны пусты. Мы будем помнить свисты во время церемонии открытия. Обещанных туристов тоже нет. О крупнейшем спортивном мероприятии в Польше останутся только печальные воспоминания. Не стоит забывать и о том, какие огромные средства были потрачены».
Продолжая использовать сайт, Вы соглашаетесь на использование файлов cookie. Более подробная информация на странице об использовании cookies