КОММЕРСАНТ, 28.11.24 22:32
ПРИКАЗАНО ВЫСЧИТАТЬ
Владимир Путин утвердил новые показатели эффективности губернаторов
Андрей Винокуров
Президент Владимир Путин, как и предполагал “Ъ”, обновил показатели эффективности (KPI) для губернаторов: соответствующий указ был подписан в четверг. Ключевым изменением по сравнению с прежним перечнем стало расширение числа социологических критериев с одного до пяти. В их число, в частности, вошла удовлетворенность участников специальной военной операции (СВО) условиями для их реабилитации, переобучения и трудоустройства. Ранее такой параметр среди губернаторских KPI отсутствовал, хотя администрация президента призывала глав регионов внимательнее относиться к участникам боевых действий, чтобы после возвращения на «гражданку» они не повторили печальную судьбу многих «афганцев».
Большинство пунктов нового перечня KPI, утвержденного 28 ноября указом президента «Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов РФ и деятельности исполнительных органов субъектов РФ» (см. справку), совпадают со старыми, из указа от 4 февраля 2021 года. В ряде случаев новые формулировки носят уточняющий характер. Так, вместо «качества городской среды» в новом перечне фигурирует «качество среды для жизни в опорных населенных пунктах». Если по указу 2021 года с губернаторов должны были спрашивать за объем жилищного строительства, то теперь — за ввод в эксплуатацию жилой и нежилой недвижимости.
По каким показателям будут оценивать работу губернаторов
Регламент
*Основные социологические показатели.
При этом единственным параметром, который из списка исчез и по которому, видимо, оценивать глав регионов больше не будут, оказалось число посещений гражданами культурных мероприятий. Наконец, к принципиально новым критериям можно отнести всего три. Первые два оценивают изношенность парка общественного транспорта и суммарный коэффициент рождаемости. А третий отражает специфику последних трех лет — это «удовлетворенность участников СВО условиями для медицинской реабилитации, переобучения и трудоустройства».
Администрация президента (АП) и раньше пристально следила за тем, как губернаторы справляются с задачами, касающимися СВО. Более того, как пояснял “Ъ” осведомленный федеральный чиновник, предстоящее возвращение в мирную жизнь большого количества участников боевых действий расценивалось как риск, который нужно купировать. Ведь если этим не заниматься, то, как считают в АП, ветераны могут повысить в обществе протестные настроения или даже при отсутствии возможностей для хорошего трудоустройства пополнить ряды криминала, как это уже было после афганской войны. Именно поэтому представители федеральной власти наказывали губернаторам внимательно следить за тем, чтобы участники СВО могли найти себя в мирной жизни, а теперь этот наказ официально закреплен в профильном указе.
Как видно из самой формулировки показателя, он будет рассчитываться с помощью социологии.
Как ранее сообщал “Ъ”, этот инструмент будет применяться в новых KPI заметно чаще, чем прежде. Так, в тексте указа к «социологическим» прямо отнесены пять показателей. Помимо вышеупомянутой удовлетворенности участников СВО это такие критерии, как доверие к власти (до сих пор единственный показатель, который оценивался посредством изучения общественного мнения), удовлетворенность граждан условиями для занятий физкультурой и спортом, доля людей, вовлеченных в добровольческую деятельность, а также условия для воспитания гармонично развитой, патриотической и социально ответственной личности. Ранее аналогичные по смыслу показатели рассчитывались преимущественно статистически и не предполагали обязательного применения методик изучения общественного мнения.
Согласно указу президента, конкретную методику расчета социологических KPI АП должна подготовить в двухмесячный срок. Раньше администрация отвечала только за методику показателя «доверие к власти», а как рассчитывать остальные, определяло правительство своим распоряжением. Кроме того, в указе говорится, что АП совместно с правительством и профильной комиссией Госсовета должна за те же два месяца решить, какие еще из перечисленных в указе показателей KPI «целесообразно оценивать с учетом анализа общественного мнения». Правительству же совместно с комиссиями Госсовета по соответствующим направлениям поручено определить методику расчета всех «несоциологических» показателей.
Напомним, что ранее социологический показатель доверия к власти был одним из ключевых при принятии решений о том, будет ли глава региона баллотироваться на новый срок или уйдет в отставку. А от несоциологических параметров зависели, к примеру, предложения правительства президенту по распределению грантов между регионами.
НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА, 28.11.24 19:59
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР НЕ ОПАСАЕТСЯ ДЕСТАБИЛИЗАЦИИ НА МЕСТАХ
Татарстан выступил против муниципальной реформы, которая ликвидирует самоуправление в поселениях
Иван Родин
Комитет Госдумы по законодательству 28 ноября рассмотрел поправки к проекту закона о местном самоуправлении (МСУ) в единой системе публичной власти. Принципиальных изменений в тексте нет, например, остался ключевой постулат – ликвидация органов МСУ на уровне поселений. Федеральный Центр, похоже, уже не видит в том угроз стабильности. Глава Татарстана Рустам Минниханов на заседании Госсовета республики выразил сомнение в целесообразности такой муниципальной реформы.
Замороженный в феврале 2022-го законопроект об общих принципах организации МСУ в единой системе публичной власти усилиями главы комитета Госдумы по законодательству Павла Крашенинникова реанимирован.
Документ уже подготовлен к утверждению во втором чтении, которое, видимо, пройдет 10 декабря.
1200 с лишним страниц поправок еще предстоит довести до совершенства, а потому точность формулировок нового закона о МСУ пока оценить нельзя. Точно так же, как и в целом понять, насколько вариант второго чтения отличается от первоначального, а главное – в каких нюансах. Так что пока из недр Госдумы выходят только уверения в том, что у субъектов РФ будет 10 лет для того, чтобы определяться с темпами и направлениями муниципальной реформы. Именно такой закладывается переходный период, однако он, заметим, не означает, что какой-либо из принципиальных постулатов нового закона будет не обязательным.
Например, этой осенью Крашенинников, который вместе с сенатором Андреем Клишасом выступает в качества автора законопроекта, стал намекать, что, мол, уже не будет столь категоричным требование о ликвидации органов МСУ на уровне поселений, то есть на самой земле. И это было представлено как движение навстречу замечаниям ряда регионов. Прежде всего, конечно, Татарстану, который за последние несколько лет не раз высказывался против подобной нормы. Однако показательно, что именно 28 ноября, когда профильный комитет Госдумы весь день сидел над поправками ко второму чтению, в Госсовете этой республике прошла политическая демонстрация явного неудовлетворения достигнутым компромиссом.
И если бы с публичной критикой будущего закона о МСУ выступил только первый секретарь отделения КПРФ в Татарстане Хафиз Миргалимов, то это еще можно было бы считать неким осторожным намеком. А его сомнения в компетентности формальных авторов муниципальной реформы можно было бы отнести к особенностям оппозиционной риторики. Но дело в том, что недовольство в адрес федерального Центра открыто выразил и сам Минниханов. Раис, то есть глава Республики, хотя депутаты Госсовета как бы невзначай все время называют его президентом, сначала просто порассуждал на заданную тему, но потом перешел на более жесткий тон.
«Наша страна большая и одним шаблоном такой страной управлять нельзя. Какие-то изменения были и будут, к этому нужно относиться нормально. Мы не против. Территориям с малой численностью населения надо дать право создавать вот такую систему управления. Никому это не мешает. Территории у нас разные», – подчеркнул Минниханов. То есть, по его мнению, тем регионам, которые не могут потянуть двухуровневую систему МСУ, надо дать право от нее отказываться в пользу одноуровневой муниципальной власти в виде округов.
Но Татарстану, как было заявлено, такое не требуется, здесь власти нужны сельсоветы, то есть «депутаты местного поселенческого уровня». И далее Минниханов уже прямо высказался о политической нецелесообразности подобных реформ, потому что во время СВО страна должна быть единой, а все решения – «должны быть во благо государства». «Мы за эти годы сформировали пласт авторитетных людей. Мы что их теперь потеряем? Кому они мешают? Что в стране нет других проблем? Какой контакт будет с населением? Не будет контакта, если нет людей, на кого мы опираемся», – подчеркнул он. После этого уже не было удивительным предложение председателя Госсовета Фарида Мухаметшина направить в Госдуму стенограмму этого заседания, чтобы еще раз четко обозначить позицию Татарстана.
Заметим, что реформа МСУ недаром была приостановлена как раз с началом спецоперации. Кремль, видимо, тогда тоже опасался на стабильность на земле, ведь ликвидируемые сельсоветы и местные администрации – это сотни тысяч представителей власти, причем, принадлежащие в основном к партии «Единая Россия». Однако спустя почти три года, которые, конечно, действительно ознаменовались серьезным «сплочением вокруг флага», федеральный Центр, похоже, решил, что теперь риск какой-либо нестабильности ушел. Татарстан не в первый раз пытается показать, что тот по-прежнему присутствует. Скажем, в самом конце октября Минниханов писал председателю Госдумы Вячеславу Володину специальное письмо о том, что поправки Республики о большей самостоятельности регионов в вопросе об уровнях МСУ надо бы принять. Кстати, говорят о том не только власти Татарстана. Депутат Госдумы от «Новых людей» Сардана Авксентьева, которая 28 ноября отсидела все заседание комитета Крашенинникова, по его итогам вдруг посоветовала «депутатам законодательных органов субъектов РФ не торопиться с немедленным переходом на одноуровневую систему муниципальной власти».
Впрочем, если Татарстану обычно позволены определенные вольности – например, его глава назывался президентом еще добрый десяток лет после того, как это было запрещено федеральным законом, то большинству регионов придется делать то, что скажут сверху. А оттуда идея о системе единой публичной власти как раз и спущена, ее инициировал президент РФ Владимир Путин, после чего этот термин в 2020-м и появился в Конституции. Поселковые советы объективно не могут вписаться во властную вертикаль, а кроме того, их содержание слишком дорого обходится. Правда, вместо местных депутатов людям на земле обещана забота со стороны штата окружных чиновников, а это тоже не будет дешевым делом, если, конечно, такое будет реализовано. Однако в этом есть большие сомнения, особенно в контексте нынешних планов пространственного развития страны, приоритет в которых отдается крупным агломерациям.
ГАЗЕТА.RU, 29.11.24
ГРУЗИЯ ЗАМОРОЗИЛА ПЕРЕГОВОРЫ О ЕВРОСОЮЗЕ. В ТБИЛИСИ ПОЛИЦИЯ ПРИМЕНИЛА ВОДОМЕТ ДЛЯ РАЗГОНА НЕСОГЛАСНЫХ
В Грузии вспыхнули протесты после заморозки переговоров о вступлении в Евросоюз
Дмитрий Шумов
В Тбилиси со вчерашнего дня продолжаются протесты против решения властей Грузии о приостановке до 2028 года переговоров о вступлении страны в Евросоюз. Для разгона демонстрантов полиция применила водометы и слезоточивый газ. Есть задержанные, пострадали участники акции, журналисты и полицейские. Оппозиция обещает продолжать борьбу, а Европарламент выступил с критикой в адрес правительства Грузии.
В ночь на 29 ноября грузинская полиция применила спецсредства против участников массовых протестов в Тбилиси, которые недовольны решением властей о заморозке переговоров о вступлении в Евросоюз. Для разгона демонстрантов использовались водометы и слезоточивый газ, в центр города прибыла спецтехника. По данным МВД, в столкновениях пострадали трое полицейских. Пострадавшие также есть среди журналистов, включая оператора грузинского «Первого канала». Число задержанных пока не называется.
Протесты в столице вспыхнули днем в четверг, 28 ноября. Люди начали собираться у штаб-квартиры правящей партии «Грузинская мечта», после чего переместились на проспект Руставели, к зданию парламента. К вечеру там начались столкновения с представителями органов правопорядка.
Полиция призвала протестующих разойтись добровольно, однако участники акции начали бросать различные предметы и поджигать мусорные баки, что усилило противостояние.
МВД заявило, что протест вышел за рамки закона о демонстрациях, что стало причиной жестких действий сотрудников правоохранительных органов.
К утру полиция и спецназ разогнали протестующих и вытеснили их от парламента и с площади Свободы. Сотрудники городской службы благоустройства приступили к разбору баррикад.
«Протест возобновится скоро и с гораздо большей силой»
Лидеры оппозиционных партий, включая «Единство — Национальное движение» и «Сильную Грузию», заявили о намерении продолжать протесты, несмотря на силовые действия правоохранительных органов. Они объявили о создании координационного штаба для организации дальнейших действий. С 29 ноября они пообещали информировать граждан о новой стратегии и плане протестной кампании.
Другой лидер оппозиции, Ника Мелия, заявил, что протест не прекратится, пока не будут назначены новые парламентские выборы.
«Решение властей приостановить переговоры с Евросоюзом является конституционным переворотом, так как это прямое нарушение статьи конституции, в которой говорится о стремлении Грузии интегрироваться в Евросоюз.
Полиция разогнала сегодня участников акции, но протест возобновится очень скоро и с гораздо большей силой», — заявил Мелия.
Стать членом Евросоюза к 2030 году
Грузия до конца 2028 года не будет вести переговоры о вступлении в Евросоюз, заявил премьер Ираклий Кобахидзе 28 ноября:
«Мы приняли решение до конца 2028 года не ставить в повестку дня вопрос открытия переговоров с ЕС и отказаться от всех бюджетных грантов, предоставляемых Европейским союзом».
При этом он подчеркнул, что власти по-прежнему стремятся к членству в ЕС, наметив 2030 год как ориентир для достижения этой цели. По словам Кобахидзе, долг грузинского правительства перед историей и предками — сделать страну частью европейской семьи.
«Все успехи на пути евроинтеграции были достигнуты в условиях нашего руководства. К 2030 году у нас амбициозная цель — стать членом ЕС», — сказал Кобахидзе.
Однако, добавил он, грузинский народ не приемлет попыток некоторых европейских политиков и бюрократов «представить отношения Тбилиси и Брюсселя как односторонний процесс».
Кобахидзе также раскритиковал Европарламент, который, по его словам, превратился в «инструмент шантажа».
Он напомнил, как в 2021 году за несколько недель до выборов ЕС обсуждал аннулирование кредита Грузии в €75 млн, что, по мнению премьера, было направлено на оказание нелегитимного влияния на избирательный процесс.
Премьер Грузии добавил, что технически на вступление в ЕС потребуется около двух лет с момента начала переговоров, но до 2030 года расширение союза не планируется. Это, как заявил Кобахидзе, подчеркивает искусственность давления, которое некоторые европейские политики оказывают на Грузию.
«Война против собственного народа»
Оппозиция обвинила власти в предательстве национальных интересов. Президент страны Саломе Зурабишвили также выступила с резкой критикой. Она заявила, что власти «объявили войну собственному народу, его прошлому и будущему».
ЕС пока не дал официального ответа на заявления Тбилиси, но представитель блока отметил, что шаг грузинского правительства вызывает «глубокую обеспокоенность». В четверг депутаты Европейского парламента большинством голосов приняли очередную резолюцию по ситуации в Грузии, в которой призвали к непризнанию результатов парламентских выборов, к проведению повторных выборов, а также призвали Европейский союз к санкциям против грузинских политиков.
Евросоюз неоднократно выражал обеспокоенность авторитарными, на его взгляд, мерами грузинских властей, включая законы, ограничивающие права ЛГБТ-сообщества («Международное общественное движение ЛГБТ» признано экстремистским и террористическим, запрещено на территории РФ) и вводящие статус «иностранного агента». Эти инициативы оппозиция Грузии называет «российскими» за сходство с аналогичными законами в РФ.
Октябрьские парламентские выборы только обострили ситуацию. Оппозиция назвала результаты сфальсифицированными и отказалась их признавать. По официальным данным, «Грузинская мечта» получила 54% голосов, но западные наблюдатели призвали провести расследование нарушений. Россия предпочитает не вмешиваться «во внутренние дела соседнего государства».
Грузия долгое время считалась одной из самых проевропейских стран на постсоветском пространстве. В декабре 2023 года Брюссель предоставил ей статус кандидата на вступление в ЕС. Однако последние законодательные инициативы, включая закон об «иностранных агентах» и запрет ЛГБТ-пропаганды, стали причиной резкой критики Евросоюза, который называет их авторитарными и вдохновленными российской моделью. По мнению наблюдателей, действия властей направлены на укрепление внутреннего контроля и ослабление влияния ЕС, что в долгосрочной перспективе может отдалить Грузию от евроинтеграции.
НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА, 28.11.24 19:35
БРАНДЕНБУРГ СДВИНУЛСЯ ВЛЕВО
Партия Сары Вагенкнехт впервые сформировала земельную правящую коалицию
Олег Никифоров
В восточногерманских землях, где еще в сентябре прошли выборы, только сейчас удается сформировать региональные правительства. Ситуация обусловлена категорическим нежеланием этаблированных партий допустить к власти правых популистов, которые в этих землях либо выиграли выборы, либо вышли на второе место. Наконец, объявлено о достижении договоренности между социал-демократами (СДПГ) и «Альянсом Сары Вагенкнехт» о формировании коалиционного правительства в Бранденбурге.
Немецкая пресса отмечает, что после более двух месяцев изнурительных переговоров бранденбургские социал-демократы и «Альянс Сары Вагенкнехт» заключили коалиционный договор. На последних «метрах» препятствием для подписания стала критика одним из депутатов от «Альянса» на размещение на территории Бранденбурга системы противоракетной обороны Arrow3. Она производится Израилем с 2017 года, была закуплена федеральным Министерством обороны и по указанию его главы Бориса Писториуса размещена в Бранденбурге.
Депутат Свен Хорнауф оказался как раз из той местности, где установлена Arrow3. Полагая, что его избиратели из-за действий Писториуса становятся возможными мишенями для российских ракет, Хорнауф требовал от социал-демократического премьер-министра земли Дитмара Войдке проведения дебатов в ландтаге по поводу решения федеральных властей. Но поскольку реакции от Войдке не последовало, депутат заявил, что 11 декабря, когда будет избираться новое земельное правительство, он проголосует против действующего премьера.
Ввиду незначительного большинства голосов депутатов от СДПГ и «Альянса», такие действия могут оказаться роковыми для новой земельной коалиции. Насколько руководству «Альянса» удастся урезонить мятежного депутата, покажет ближайшее будущее.
В своей основе согласованный договор двух партий носит социально ориентированный характер. В отношении нелегальных мигрантов коалиция планирует предпринять более жесткие меры. В этих целях в Бранденбурге будет увеличена численность полицейских.
А в минувшую пятницу в Тюрингии была достигнута договоренность о трехпартийном земельном правительстве Христианско-демократического союза (ХДС), «Альянса Сары Вагенкнехт» и СДПГ. Коалиционный договор занимает 126 страниц и содержит набор конкретных мер, которые земельное правительство намерено выполнить. Следует отметить, что как в Бранденбурге, так и в Тюрингии первым пунктом фигурирует снижение уровня бюрократизации за счет цифровизации.
В Саксонии же ситуация складывается таким образом, что ХДС и СДПГ скорее всего будут пытаться создать правительство меньшинства. Первоначальные переговоры с участием «Альянса» закончились провалом, и теперь переговорщики находятся под давлением сроков создания правительства, которые предусмотрены земельной Конституцией. «Альянс» объясняет неудачу создания коалиции по образу тюрингской тем, что ХДС и СДПГ не согласились с предложенной им в преамбуле договора формулировкой о протесте против размещения в Германии американских ракет и требовании запрета на поставку оружия Киеву.
Пресса утверждает, что, кроме того, местные христианско-демократические политики были менее всего настроены на союз с «Альянсом». Поэтому, мол, и переговоры протекали намного труднее, чем в Бранденбурге и в Тюрингии. Ситуацию осложнил и тот факт, что депутаты от «Альянса» проголосовали вместе с коллегами от «Альтернативы для Германии» в ландтаге за предложение правых популистов создать комитет по расследованию трат государственных средств действующим премьером земли во время пандемии COVID-19. Тем более что этот же политик претендует на то, чтобы возглавить новое правительство Саксонии. Однако в случае создания правительства меньшинства оно продержится у власти, только если депутаты от «Альянса» будут его во всем поддерживать.
Продолжая использовать сайт, Вы соглашаетесь на использование файлов cookie. Более подробная информация на странице об использовании cookies