ВЕДОМОСТИ, 31.10.25
В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ МОГУТ СОКРАТИТЬ КОЛИЧЕСТВО ДЕПУТАТОВ-СПИСОЧНИКОВ
Тренд на увеличение доли одномандатников в легислатурах сошел на нет после начала спецоперации
Александр Тихонов
Сокращение списочной части состава заксобрания Вологодской области обсуждают региональные отделения партий накануне выборов 2026 г., сообщили «Ведомостям» собеседник в одной из парламентских партий и собеседник, близкий к руководству регионального парламента. Сейчас заксобрание состоит из 34 депутатов: 17 избраны по партийным спискам и еще 17 – в одномандатных округах. Один из прорабатываемых вариантов изменения смешанной системы предполагает сокращение списочников до 25% от общего числа депутатов, говорит источник в партии. Другой источник допускает более радикальный вариант: отмена списочного состава депутатов и переход на мажоритарную систему выборов в заксобрание.
Представитель спикера заксобрания Вологодской области Романа Заварина («Единая Россия», ЕР) сообщил «Ведомостям», что изменения смешанной системы выборов сейчас не обсуждаются. Председатель комитета регионального парламента по вопросам местного самоуправления Антон Холодов (ЕР) сказал «Ведомостям», что «мы скорее перейдем на партийную систему». «Оппозиция нам не враг. У [губернатора Вологодской области] Георгия Юрьевича [Филимонова] прекрасные отношения со всеми партиями. Мы и памятники Сталину ставим. Никаких рисков и противоречий нет», – заявил единоросс. Собеседник, близкий к правительству Вологодской области, сказал «Ведомостям», что у него «нет данных» об изменениях списочной части депутатов заксобрания.
На данный момент единственным региональным парламентом, избираемым по мажоритарной системе (без партийных списков), является Мосгордума. С 2022 г. остальные субъекты могут отменять партийные списки на выборах заксобраний (это предусмотрено п. 5 ст. 15 закона «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации»), но пока этим правом никто не воспользовался, говорит электоральный юрист Олег Захаров. «Введение мажоритарной системы в любом субъекте Федерации предполагает наличие у главы региона полной уверенности в провластных кандидатах и их лояльности», – уточнил он.
Представительство партий в регионах – это вопрос федеральной политики и без согласования с Москвой на упразднение списочной части депутатов заксобраний никто не пойдет, уверен политолог Александр Кынев. По его словам, тренд на сокращение количества депутатов, избираемых по пропорциональной системе, начался после повышения пенсионного возраста в 2018 г., но с началом специальной военной операции в 2022 г. «процесс притормозился», поскольку возникло «единство вокруг флага». «Сейчас списки особо никто не трогает, потому что есть некое перемирие, а ЕР и так имеет тотальное большинство», – сказал Кынев «Ведомостям».
Глава фракции КПРФ в заксобрании Вологодской области Александр Морозов негативно относится к возможному изменению пропорции списочников и одномандатников в пользу последних. «Мы прекрасно знаем, что в округах, как правило, выигрывают денежные мешки, а партийные списки в той или иной мере отображают чаяния разных групп народонаселения», – сказал он «Ведомостям». Исключенный из ЕР депутат Госдумы от череповецкого одномандатного округа Алексей Канаев считает сокращение списочников «показателем слабости и страха» региональных властей: «Выборы по спискам прямо отражают то, как люди относятся к происходящему в регионе».
Георгий Филимонов был избран губернатором Вологодской области в единый день голосования (ЕДГ) в 2024 г. со вторым с конца результатом – 62,3%. Меньше тогда набрал только глава Санкт-Петербурга Александр Беглов (59,8%). Оба баллотировались от «Единой России». Всего в 2024 г. прошла 21 губернаторская кампания, самый высокий результат (85,17%) показал глава Курганской области Вадим Шумков. На предыдущих выборах в заксобрание Вологодской области в 2021 г. ЕР победила с результатом 34,31% голосов, а кандидаты от партии власти одержали победу во всех одномандатных округах.
НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА, 30.10.25 20:34
В НИДЕРЛАНДАХ ОСТАНОВЛЕН "ПРАВЫЙ МАРШ"
Парламентские выборы показали, что силы радикалов и центристов в стране примерно равны
Надежда Мельникова
В Нидерландах подсчитали более 90% голосов, поданных на прошедших 29 октября парламентских выборах. Лидерами являются две политические силы: крайне правая Партия свободы (PVV) и центристские «Демократы 66» (D66). Они набрали по 16,8% голосов, что в перспективе даст им по 26 мест в парламенте. Отсутствие явного лидера голосования не позволяет определить, в чьих руках окажется страна: правых или центристов. Но уже ясно, что в стране, в отличие от ее соседей, в евроскептиках и радикальных противниках миграции разочаровались.
По данным на 30 октября, с отрывом примерно в 2 тыс. голосов лидируют ультраправые в лице партии PVV и ее лидера Герта Вилдерса. Следом – центристы из партии D66 во главе с молодым (ему 38 лет), подающим надежды председателем Робом Йеттеном. Итоги выборов, вероятно, будут озвучены на следующей неделе. Все еще ведется подсчет голосов в Амстердаме: там предстоит обработать более 86,5 тыс. бюллетеней. Пока неизвестно, за кого проголосовали нидерландцы, находящиеся за границей а также проживающие на Карибских территориях Нидерландов: островов Бонайре, Синт-Эстатиус, Саба. Предполагается, что их голоса станут решающими в определении лидера голосования.
В любом случае для D66 получение 25–26 мандатов – это триумфальный успех. Два года назад, на предыдущих выборах, партия смогла занять всего девять мест. Между тем для Партии свободы ее нынешний результат можно считать неприятным поражением. В 2023 году PVV пришла к власти с рекордным количеством голосов и стала самой крупной партией в нижней палате парламента, заняв 37 мест. Тогда она объединилась с еще тремя партиями: Народной партией за свободу и демократию (VVD), «Новым общественным договором» (NSC) и «Фермерско-гражданским движением» (BBB). Премьером стал независимый кандидат Дик Схоф. Просуществовал этот союз не долго. Из-за длительных переговоров кабинет министров привели к присяге только в июле 2024 года и уже через год правительство Схофа рухнуло. Непосредственной причиной стал выход PVV из коалиции из-за того, что союзники Вилдерса не поддержали его предложение прекратить прием беженцев и депортировать всех беженцев-сирийцев.
Вне зависимости от исхода выборов в нидерландском парламенте будет сформирована новая правящая коалиция. Избирательная система страны построена таким образом, что ни одна партия не может получить абсолютное большинство в нижней палате парламента. Из-за этого они вынуждены объединяться в трехсторонние, а иногда даже четырехсторонние политические союзы. После окончательного оглашения результатов выборов будет выбран так называемый информатор (informateur). Он оценивает, какая коалиция может быть наиболее успешной. После уже назначается форматор (formateur). Его задача – определить состав правительства. Как правило, он и становится его главой.
Вероятнее всего, именно D66 станет лидером будущей коалиции, а Йеттен станет самым молодым премьером в истории страны. СМИ полагают, что объединение может произойти с «Христианско-демократическим призывом» (CDA), левоцентристами из альянса «Зеленые левые – Партия труда» (GL/PvdA) и VVD. Но успех переговоров находится под вопросом. Связано это с тем, что лидер VVD Дилан Йешилгёз-Зегериус рассчитывает на правую коалицию, а поэтому союз с GL/PvdA маловероятен.
Пока говорить об общем тренде падения популярности правых в Европе рано, считает заместитель руководителя сектора истории политической философии Института философии РАН Денис Летняков. «В Нидерландах действительно наблюдается обратная тенденция: в Германии и во многих странах правые только набирают популярность. Поэтому об ослаблении тренда говорить сложно: все-таки это пока один такой прецедент. Будет ли он продолжен, неизвестно. Правые популисты играют на проблемах, которые никуда не делись. Это миграция, социальное неравенство и экономические сложности. Пока левые не могут вернуть себе роль тех сил, которые говорили от имени неимущих классов», – сказал эксперт в комментарии «НГ».
Ухудшение результатов нидерландских правых может говорить о том, что избиратели просто устали от PVV. «Они продвигали в основном миграционную повестку, хотя есть серьезные проблемы в виде жилищного кризиса, о которой в предвыборной кампании говорили D66. Сам Вилдерс показал себя как не очень умелый политик, выйдя из коалиции. Да и находясь у власти, больших успехов не достиг», – объяснил Летняков.
НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА, 30.10.25 19:53
ГРУЗИИ ПРЕДЛОЖИЛИ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ВСТУПЛЕНИЯ В ЕС
Новая партия считает, что страна должна взять курс на нейтралитет
Игорь Селезнёв
Члены общественного движения «Единая нейтральная Грузия» (ЕНГ) решили превратить его в партию. Как рассказал журналистам один из лидеров организации Вато Шакаришвили, они примут участие в следующих парламентских выборах, которые должны пройти в 2028 году. Примечательно, что партия выступает против вступления в НАТО и Евросоюз, хотя евро-атлантическая интеграция закреплена в Конституции республики.
«За последний год мы неоднократно констатировали неравную борьбу, которую ведут против нашей страны Евросоюз и США. Их главной целью остается возвращение к власти в Грузии своих агентов… Очевидно, что сегодня в Евросоюзе практически полностью деградировали все европейские ценности, а бюрократы в Брюсселе служат не европейской идее, а неформальным олигархическим правителям… Не менее плачевная ситуация сложилась в США, где неформальное олигархическое правление пытается изменить свой облик, в результате чего администрация Трампа борется с влиянием «глубинного государства» только на словах», – объявил во время презентации партии Шакаришвили.
В связи с этим ЕНГ будет настаивать на отказе от вступления «в морально, политически и экономически деградировавший» Евросоюз до тех пор, пока он не начнет бороться с пропагандой нетрадиционных отношений, за торжество демократии и «справедливые ценности». В то же время создатели партии видят большие возможности в нейтралитете республики. В том числе они надеются, что отказ от евро-атлантической интеграции поможет сблизиться с Абхазией и Южной Осетией.
Публичное обещание ЕНГ бороться за власть ради нарушения Конституции не смутило правящую «Грузинскую мечту». Напротив, члены парламентского большинства поприветствовали появление нового конкурента, выступающего за нейтралитет. При этом член «Грузинской мечты» Ираклий Заркуа не исключил, что в Основной закон могут быть внесены поправки о членстве республики в ЕС и НАТО. По его словам, любая тема может стать предметом обсуждения, поскольку мир меняется. «Когда возникнет вопрос, если он станет предметом обсуждения, мы его обсудим», – подчеркнул Заркуа.
При этом еще 10 октября премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе напомнил, что именно «Грузинская мечта» закрепила в Конституции евро-атлантическую интеграцию, и она не станет отказываться от своего достижения. «Обсуждения подобного вопроса не будет», – уверял Кобахидзе.
В свою очередь, президент Грузии Михаил Кавелашвили сообщил, что Тбилиси все еще хочет в Евросоюз, но их ценности не совпадают. По его словам, грузинские власти не станут поступаться национальными интересами ради евроинтеграции.
«Наш процесс вступления в Евросоюз начался не сегодня. Постоянно звучат призывы к тому, что мы – Европа и хотим быть в Европе. Это огромное желание наших предков, многие поколения хотели этого, и наша страна прошла через множество бурь, чтобы стать полноправным членом Европы. Этот процесс не остановился, но мы – страна с 3000-летней историей, которая за эти века столкнулась со многими вызовами, накопила достаточно опыта, чтобы сохранить свою идентичность», – заявил президент.
Противники «Грузинской мечты» уверены, что создание ЕНГ – не только очередной шаг в сторону от ЕС, но и попытка переформатировать политическое пространство республики. Так, проевропейские силы «Единое национальное движение», коалиция «За перемены» и «Сильная Грузия – Лело» запрещаются (Конституционный суд будет рассматривать иск об этом максимум девять месяцев), а вместо них избирателям будут предлагать голосовать за «нейтральные» и полностью контролируемые правительством организации.
Примечательно, что для Грузии это не первый такой проект. В частности, президент Кавелашвили был одним из лидеров «Силы народа», собранной из представителей бывших членов «Грузинской мечты» и ее наиболее консервативных сторонников.
Политолог Петр Мамрадзе считает, что пока сложно говорить о политических перспективах ЕНГ, но если она выдвинет харизматичного политического лидера, то вполне может стать заметной силой в Грузии. «В стране уже достаточно много тех, кто считает, что республика должна быть нейтральной. «Грузинская мечта» пока настаивает на том, что в 2030-м страна войдет в ЕС, так что ниша свободна. При этом очевидно, что постепенно табу с темы отказа от евроинтеграции снимается», – сказал «НГ» Мамрадзе.
Продолжая использовать сайт, Вы соглашаетесь на использование файлов cookie. Более подробная информация на странице об использовании cookies