Обзор прессы за 5 декабря 2024 года

05.12.2024
Обзор прессы

ИЗВЕСТИЯ, 04.12.24 15:39

«РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИКА ПОЛНОСТЬЮ ВОССТАНОВИЛАСЬ»

Выступление Владимира Путина на форуме «Россия зовет». Основные цитаты

В среду, 4 декабря, Владимир Путин выступил на пленарной сессии 15-го форума «Россия зовет!», который проходит на территории Центра международной торговли в Москве. Модератором мероприятия стал глава ВТБ Андрей Костин. «Известия» собрали самые яркие цитаты российского лидера.

О форуме «Россия зовет!»

Форум «Россия зовет!» вновь собрал представителей деловых кругов из десятков стран мира, чтобы помочь завязать новые контакты, наметить перспективные проекты и, конечно, чтобы обсудить ключевые тенденции как на глобальных рынках, так и в российской экономике.

О влиянии западных стран на экономику России

Вы знаете, что в 2022 году наши предприниматели, компании, целые отрасли столкнулись с серьезными вызовами из-за действий некоторых, скажем так, стран или, точнее, их руководящих элит. Эти страны проявили себя как ненадежные партнеры.

Были поставлены под удар и даже разрушены многие производственные и логистические цепочки, кооперационные связи, которые нарабатывались десятилетиями.

Мы часто слышим в политической сфере, в военной, экономической, что этими странами была поставлена задача нанести России стратегическое поражение, в том числе на экономическом и технологическом направлениях, кардинально ослабить промышленность нашей страны, создать на нашем рынке непреодолимый дефицит товаров, дестабилизировать рынок труда, снизить уровень жизни наших граждан. Очевидно, что эти планы потерпели крах, поражение.

После сложного периода российская экономика не просто полностью восстановилась, но и обеспечивает качественные, структурные изменения, что чрезвычайно важно, а может быть, вообще является самым главным.

О состоянии российской экономики

Развивается технологический, производственный, логистический потенциал России, укрепляются связи с перспективными партнерами.

В прошлом году ВВП России вырос на 3,6%, а за январь – октябрь текущего года он увеличился на 4,1%, причем главным образом рост сосредоточен в обрабатывающих отраслях производства, в секторах с высокой добавочной стоимостью. Так, за 10 месяцев наша обрабатывающая промышленность прибавила 8,1%. В том числе опережающие темпы демонстрируют автопром и машиностроение.

Об увеличении притока специалистов и снижении безработицы

В высокотехнологичные секторы с высокой добавленной стоимостью и квалифицированными рабочими местами увеличивается и приток специалистов.

Так, в сентябре количество занятых в IT-сфере выросло на 8,1% по сравнению с предыдущим годом. В обрабатывающей промышленности — почти на 3,9%.

О структурных изменениях на рынке труда говорит снижение безработицы в регионах, где она была традиционно высока, а также увеличение занятости среди молодежи до 25 лет. Мы знаем, что молодежная безработица — это проблема очень многих стран мира. У нас тоже такая проблема существует, точнее сказать, существовала. Здесь уровень безработицы ниже 9%, хотя совсем недавно зашкаливал за 20–25% в некоторых регионах. В целом в России рекордно низкий уровень безработицы — всего 2,3%. На фоне большинства ведущих экономик мира и развивающихся стран этот показатель является минимальным.

О бюджетной системе и государственных расходах

Рост экономики позитивно отражается на бюджетной системе. За январь – октябрь текущего года профицит консолидированного бюджета страны и внебюджетных фондов оказался около 2,5 трлн рублей. При этом расходы, я хочу это подчеркнуть, составили менее 35% ВВП, что соответствует уровню 2021 года.

Это говорит о том, что правительство и Центробанк проводят очень сбалансированную политику. С учетом объективно возросших трат по отдельным статьям мы в целом не раздуваем государственные расходы, а работаем над повышением их эффективности.

О борьбе с инфляцией

Важно избежать перекосов ключевых макроэкономических параметров и разбалансировки отдельных отраслей. В том числе необходимо сдерживать инфляцию. Пока она находится на достаточно высоком уровне — 8,8% в годовом выражении. Чтобы добиться позитивных результатов, нужны скоординированные действия правительства и Банка России.

Нужно правильно, с умом использовать все инструменты экономической политики в борьбе с инфляцией. Не допускать при этом структурных перегибов, включая риски увеличения разрывов доходов граждан и сокращения доходной базы регионов России.

Магистральный ответ на инфляционный вызов заключается в увеличении предложения товаров и услуг на рынке, чтобы их объем отвечал внутреннему спросу как со стороны граждан, так и бизнеса, который планирует модернизацию и расширение своего производства.

О ситуации с розничными и корпоративными кредитами

Да, нужно учитывать, что мы действуем в объективных условиях сдерживания инфляции, реализуем жесткие подходы в бюджетной политике и должны соответствующим образом настраивать кредитную политику.

Отмечу, что начиная с августа портфель розничных кредитов практически перестал расти. В свою очередь, в сегменте корпоративных кредитов рост продолжается. На сегодняшнем этапе это тот результат, к которому мы стремились.

Корпоративные кредиты растут, это значит, что инвестиционные планы компаний реализуются.

Об инвестициях и доступном кредитовании

Важно обратить внимание на долговую нагрузку компаний с государственным участием. Мы с коллегами об этом постоянно говорим. Нагрузка в последнее время значительно увеличилась. Конечно, здесь надо учитывать масштабные инвестиционные программы госкорпораций, а также социальные функции, которые они выполняют.

Напомню, что для многих малых и средних компаний, которые играют всё более заметную роль, доступность кредитов, заемных средств — это ключевой фактор инвестиционной активности.

К 2030 году инвестиции должны прибавить 60% в реальном выражении к уровню 2020-го. С учетом всех трудностей вложения в основной капитал российского бизнеса растут третий год подряд, несмотря на все проблемы, которые у нас возникают или которые нам пытаются создать извне.

В 2022 году прирост инвестиций составил 6,7%, в 2023-м — уже 9,8%, а за девять месяцев текущего года — 8,6%.

О российском фондовом рынке

Чтобы поддержать стремление бизнеса вкладываться в развитие, расширять мощности и создавать рабочие места, мы продолжим укреплять рынок капитала, будем поддерживать выход компаний на биржу со своими ценными бумагами. К концу десятилетия капитализация российского фондового рынка должна увеличиться примерно вдвое и составить две трети ВВП.

Только в текущем году в России состоялось 19 первичных и вторичных размещений акций. Эмитенты смогли привлечь 102 млрд рублей. Результат вполне удовлетворительный, хороший, но в масштабах всей страны — небольшой. Российский рынок капитала должен активнее участвовать в финансировании проектов развития и структурных изменений нашей экономики.

Правительству совместно с ЦБ необходимо подготовить пакет дополнительных стимулирующих мер для эмитентов акций, чтобы выход на фондовый рынок стал для них более выгодным и интересным. В том числе нужно повысить спрос на ценные бумаги, обеспечив эффективную защиту прав инвесторов и необходимую информационную прозрачность.

О розничных инвесторах и стимулировании рынка акций

Сегодня на рынок акций выходят преимущественно небольшие компании, тогда как многие крупные организации, лидеры в своих отраслях, на фондовом рынке не представлены. Это значит, меры поддержки эмитентов должны учитывать как запросы малого бизнеса, перспективных стартапов, так и стимулировать крупный бизнес к размещению своих акций.

Конечно, мы приглашаем и инвесторов из дружественных стран на наш фондовый рынок. Как уже не раз говорил, Россия — это часть глобальной экономики, и мы приветствуем встречные потоки капитала.

Вместе с тем делаем акцент на внутренние источники финансирования, чтобы наши граждане, розничные инвесторы имели возможность вложить свои средства и заработать внутри страны. Сегодня, по оценкам экспертов, свыше 32 млн граждан России проявляют интерес к покупке ценных бумаг. Общий объем их активов превышает 9 трлн рублей.

О сохранении средств граждан и страховании

В этом году запущена программа поддержки добровольных долгосрочных сбережений граждан. Взносы на них застрахованы и софинансируются государством, а на внесенные средства можно получить налоговый вычет.

По состоянию на 22 ноября в программе долгосрочных сбережений приняли участие свыше 2,1 млн вкладчиков, привлечено 145 млрд рублей. В 2026 году сумма привлеченных средств в рамках программы должна превысить 1% ВВП, то есть составить не менее 2,3 трлн рублей. И в дальнейшем она должна неуклонно расти.

Для накопления средств граждан в этом году появились индивидуальные инвестиционные счета третьего типа. С их помощью можно вкладывать вдолгую, совершать операции на фондовом рынке и при этом получать налоговые льготы. Предлагаю дополнить функционал этого инструмента, сделать так, чтобы инвестор мог выбрать счет для зачисления дивидендов по акциям, учтенным на ИИС, то есть мог использовать полученный доход по своему усмотрению и, что важно, в любое время.

С 1 января 2025 года будет запущено долевое страхование жизни граждан — по сути, здесь совмещаются принципы классического страхования и инвестирования, когда гражданин одновременно вкладывает средства в активы, в акции, получает от них доход и при этом страхует свою жизнь и здоровье.

Есть предложение создать такой финансовый механизм, который станет настоящим семейным инструментом сбережений, позволит получать налоговый вычет всем работающим членам семьи. Соответственно, размер средств, подпадающих под такой вычет, должен увеличиться как минимум до 1 млн рублей в год. Прошу правительство вместе с Банком России определить параметры этого механизма поддержки семей и реализовать эти решения.

О новых технологиях в банковской сфере

Российская банковская система, фондовый рынок динамично развиваются на базе современных технологий. Примерно три четверти наших взрослых граждан используют мобильные телефоны, интернет для перевода средств с банковских счетов, для различных финансовых сервисов. Более 80% расчетов за товары и услуги в нашей экономике проводятся в безналичной форме. Уровень цифровизации финансовых услуг в России превышает общемировой, что подтверждает высокую технологичность этой сферы отечественной экономики, ее устремленность в будущее, умение ставить большие цели и работать на опережение.

Планируется внедрить экспериментальный правовой режим, чтобы банки могли отладить способы удаленной аутентификации клиентов, не создавая рисков нарушения антиотмывочного законодательства.

Об инвестиционном климате РФ

Как вы знаете, Всемирный банк больше не присутствует в нашей стране, а значит, не может давать оценку отечественной деловой среде, но это могут делать другие объективные структуры. Соответствующий интеллектуальный потенциал, безусловно, у нас имеется.

В текущем году Агентство стратегических инициатив России оценило бизнес-климат в нашей стране и сравнило полученные результаты с другими странами. Причем АСИ использовало тот же подход, что и Всемирный банк в своем новом рейтинге. Были учтены свыше 800 критериев: от открытия предприятий до решения проблем неплатежеспособности.

Исследование показало, что Россия входит в число глобальных лидеров рейтинга инвестиционного климата. При этом по уровню нормативно-правовой базы и качеству оказания государственных услуг Россия, безусловно, опередила все страны. По таким параметрам, как регистрация предприятий, управление недвижимостью, уверенно занимает второе место.

О цифровом рубле

При этом Банк России поэтапно внедряет цифровой рубль. В рамках пилотного проекта отработано пополнение средств и переводы цифровых рублей между физическими и юридическими лицами. Проект уже охватывает свыше 9 тыс. граждан и 1,2 тыс. компаний, их число продолжает расти. Как и договаривались, со следующего года расчеты с помощью цифрового рубля должны использоваться в системе федерального бюджета, а с 1 июля 2025 года такая возможность должна быть и в масштабах всей страны.

Лидерские позиции России в финансовых технологиях позволяют нам гибко выстраивать отношения с зарубежными партнерами, продвигать интеграционные проекты, получать выгоду от сопряжения экономических потенциалов наших стран. В том числе имею в виду работу над инвестиционной платформой, которую мы ведем сейчас с коллегами по БРИКС.

О втором шансе для западных компаний в России

Я уже говорил на прошлом форуме, да и вообще: мы никого не выгоняли, никого не выдавливали с нашего рынка. Несмотря на политическое давление, многие партнеры, в том числе из стран Запада, не ушли. Часть из них продолжает работу в прежнем режиме, это около половины, часть передала управление подконтрольным лицам, и еще четверть действительно ушла.

Создадим ли мы условия для тех, кто хочет вернуться? Специальных условий мы создавать не будем.

Но за прошедшие два года освободившиеся ниши начали занимать компании из других стран, а также российские бренды, число которых растет в разы. Вернуться на свои прежние места будет сложно. Но никаких препятствий мы создавать не будем.

О суверенитете и родном языке

Я был когда-то на дне рождения у канцлера Германии Герхарда Шредера, и там все говорили на английском языке. Даже дети. Стыдно. Уровень суверенитета должен быть внутри. Но сегодня мы говорим не об этом, а об экономике...

О тренде на Восток и развороте России на Юг и Восток

Всё, что с Востока, — то лучше, чем с Запада. Мы сейчас говорим только о бизнес-среде.

Я слышу, что Россия развернулась на Восток, в сторону Глобального Юга. Да Россия не развернулась вот сейчас в сторону Глобального Юга и Востока. Россия давно, начиная с 2000-х годов, имея в виду тенденции мирового развития, развития мировой экономики, этим занимается.

Спокойно, поэтапно. Но мы же давно это делаем. У нас отношения с Китаем развиваются независимо от украинского вопроса, он до этого стал наш крупнейшим экономическим партнером. Доля Запада в глобальном ВВП постоянно сокращается, а Юга и Востока — растет. А некоторые экономики развиваются совершенно необычными темпами. Достаточно посмотреть на Эфиопию, там за последние 10 лет рост составил около 120%, в Бангладеш — там более 80%.

Темп роста экономик развивающихся стран будет в два раза выше, чем у стран, которые называют развитыми. Мы естественным образом ориентируемся на то, где наблюдаем рост и где увеличивается количество наших партнеров, не оглядывающихся на отклик со стороны.

О создании единой международной платежной системы

Мы стараемся с коллегами из БРИКС уделять этому должное внимание. Не только потому что кто-то создает нам проблемы с расчетами. Самое главное, что мировая экономика развивается, развиваются отношения, количество партнеров увеличивается. Все хотят не просто безопасных способов экономического общения и расчетов, все хотят современных средств расчетов, которые бы уменьшали издержки и повышали бы надежность финансовой сферы.

Конечно, это предполагает использование современных технологий, в том числе и цифровых. Речь идет не просто о создании цифровых систем расчетов. Мы в рамках БРИКС предложили партнерам создание цифровой инвестиционной платформы, частью которой должны быть расчеты в цифровых единицах.

Мы договорились создать рабочую группу на базе Банка развития БРИКС. Мы хотим создать такую платформу, которая позволила бы инвестировать в перспективные растущие рынки Южной Азии и Африки. Причем делать это таким образом, который был бы защищен от инфляции и позволял центральным банкам оперативно реагировать на происходящие процессы в нашем объединении.

Это достаточно легко создаваемый инструмент, нужно договариваться о направлениях его развития и вложения в те или иные страны и проекты. На мой взгляд, это было бы очень интересно как для стран, создающих этот инструмент, так и и для тех, кто будет пользоваться.

Про развитие логистических маршрутов

Развитие новых маршрутов логистики — это неизбежный процесс в связи с ростом экономики, товарообмена и геополитических рисков. Например, объемы грузов в Суэцкий канал сократились, что вызывает у России сожаление, потому что страдает экономика дружественного нам Египта. Связано это с геополитическими рисками: США достаточно агрессивно действуют в зоне Ближнего Востока, что вызывает ответную реакцию.

Также открытие новых маршрутов связано с увеличением объемов товарооборота, растет интерес к таким маршрутам, как Северный морской путь. Россия в разы превысила объемы перевозок советского времени и будет повышать их дальше. У нас целая программа строительства судов ледового класса и ледоколов. Сейчас семь атомных ледоколов и 34 с обычным двигателем. В работе по этому маршруту заинтересованы многие страны, в том числе Индии и Китая.

В этом ряду важное значение имеет безусловно и коридор Север – Юг. Объемы перевозок по нему постоянно растут. Грузы перевозятся автомобильным транспортом, железнодорожным и по Каспийскому морю. Что касается планов в Иране, нужно проложить 162 км логистического маршрута. Сейчас иранской стороной должен быть решен ряд технических вопросов. Речь идет об обеспечении прокладки железнодорожных путей. Выход к Индийскому океану и Персидскому заливу интересен многим отправителям, поскольку это прямой путь от Балтики до Персидского залива. Я уверен, что этот проект будет реализован. Ресурсы для этого есть. Конечно, мы заинтересованы в том, чтобы привлекать к этому проекту инвесторов, поскольку это минимизирует геополитические риски.

Торгово-экономические связи сейчас хорошие, включая работу с Евразийским экономическим союзом. У нас подписан договор о зоне свободной торговли. С Ираном у России также выстроены стабильные отношения.

Про доллар и Трампа

Соглашусь, что использование доллара как мировой валюты приносит США незаработанные деньги в больших объемах. По мнению наших экспертов, за последние 10 лет они получи $10 трлн просто так, с неба, за факт использования доллара как мировой расчетной резервной валюты. Это значит, что они потребляют больше, чем производят. США за счет доллара продолжают заниматься эксплуатаций других экономик мира в свою пользу.

Вы сказали, что избранный президент США [Дональд] Трамп угрожал — мол, кто не будет использовать доллар, против того он будет вводить санкции и повышенные пошлины. Насколько я понимаю, он так не говорил. Он говорил: если кто-то будет запрещать использование доллара, то США будут соответствующим образом реагировать. Это не одно и то же.

Вновь избранный президент четыре года не был в Белом доме, а за это время произошли изменения в мировой и американской экономике. Его преемники и политические противники очень многое сделали, чтобы подорвать фундаментальные основы доллара как мировой резервной валюты. Доля США в мировой экономике сокращается, а значит, и влияние доллара тоже сокращается. <...> Если будет дальнейшее сокращение использования доллара в мире, то они будут подрывать основы своего экономического могущества.

Наконец, мы никогда не отказывались от доллара, это нам отказали в его использовании.

Даже страны — союзники США, сокращают ЗВР (золотовалютные резервы. — «Известия») и в долларах, и в евро. За последние 10 лет сокращение составило примерно 13%. Это происходит естественным образом, и никто не сможет повернуть это процессы вспять.

О золотовалютных резервах, «голландской болезни» и вложениях в науку

Законный вопрос — чего наращивать резервы, если их так легко можно украсть. Кстати, у Китая большие золотовалютные резервы вложены в ценные бумаги США. Во-первых, раньше никто не думал о том, что это так легко можно сделать. Все считали, что люди, принимающие решения в сфере экономики, действуют очень консервативно и понимают собственные риски, если они будут подрывать международные нормы в сфере права.

Мы со своей стороны вынуждены были принять соответствующие меры, отправлять на счета «С» так называемые дивиденды западных компаний, которые у нас работают. Это тоже не вызывает у нас восторга никакого.

Окончательного шага к изъятию активов пока нет. Вопрос — зачем. Ясно, что это всегда было инструментом снижения рисков в случае каких-то изменений на финансовом рынке. Когда появляются сверхдоходы, государство изымает часть сверхдоходов, а когда доходы падают, государство их использует.

Хочу обратить ваше внимание на то, что наш бюджет с сегодняшнего дня рассчитывается не из запредельной цены на нефть, которую мы сегодня имеем, а рассчитываем из цены $27 [за баррель]. Важно не допустить «голландской болезни», Россия этот урок прекрасно усвоила.

Мы постараемся сделать всё, чтобы не разрушить нашу экономику за счет высоких цен на нефть, а наоборот — помочь ей развиваться в инновационном направлении.

Как правило, активы вкладывают в иностранные ценные бумаги. Да, выяснилось, что это ненадежный способ. Куда надо вкладывать? В образование, в науку, недвижимость, в месторождения, полезные ископаемые. Эти активы оказались надежнее, чем финансовые инструменты других стран.

О сотрудничестве с Африкой

Африканский континент имеет очень хорошие перспективы развития. Мы знаем обо всех проблемах, которые в Африке имеются, но перспективы очень хорошие. Это не наши оценки, это оценки мирового экспертного сообщества, в том числе западного. Многие из Германии и других стран Европы говорят о том, что они тоже хотят и планируют повышать свою активность на африканском континенте.

Уровень мировой урбанизации — 65%, а у нас пока ниже, и в Азии то же самое. Это говорит о том, что урбанизация будет расти. Темпы прироста населения очень большие, что означает догоняющий рост уровня жизни. Будут применяться современные средства ведения хозяйства и внедряться современные технологии. Это естественный процесс расширения нашего сотрудничества с Африкой.

Африка — географически достаточно удаленный континент, но близкий нам до духу, потому что там проживают очень мужественные, свободолюбивые страны, которые дорожат своим суверенитетом и, опираясь на него, принимают и будут принимать решения в интересах своих народов. В этом смысле Африка является надежным партнером, нас очень много связывает, нас никогда ничего не разъединяло с африканскими странами и народами.

Нас радует перспектива развития Африканского континента, и мы сделаем всё, чтобы повышать уровень ее развития. К сожалению, тут не такой большой товарооборот, как бы нам хотелось, — около $25 млрд, но перспективы хорошие. Мы знаем, что на двух форумах мы уже почувствовали настрой африканских лидеров.

Сейчас решено создать специальный фонд для развития нашего сотрудничества с африканскими странами. И в двустороннем плане, и в плане работы с различными африканскими объединениями мы будем наращивать наши усилия.

О сотрудничестве с Китаем в автомобилестроении

Действительно, мы начали отношения с китайскими друзьями в сфере автомобилестроения не вчера. Реальная работа началась в 2015 году и раньше. Первое производство появилось в Туле, потом — в Калуге. Во-первых, это связано с тем, что китайские товаропроизводители стали делать товар лучше, чем в Европе, — и дешевле.

Во-вторых, мы считаем некорректными, вредными для мировой торговли и производства нерыночные ограничения. Они мотивированы политически и будут понижать конкурентоспособность тех, с кем конкурируют.

Да, китайским друзьям удалось привлечь самых опытных и перспективных специалистов из мирового автопрома и создать конкурентоспособные продукты. Но, как и любая страна, Россия стремится к максимальной локализации, то есть производству на наших площадках. Для этого существует инструмент СПИК (специальный инвестконтракт. — «Известия»).

О поддержке отечественного производителя

Мы поддерживаем нашего отечественного производителя — видимо,[это] было неожиданно для тех, кто вводил определенные ограничения в сфере экономического сотрудничества. У нас безработица 2,4% — рабочих рук не хватает, все предприятия работают. Конечно нам надо налаживать инвестиционный процесс. Но он идет. У нас значительно выросли инвестиции от дружественных стран. Перекрыть этот процесс невозможно, он идет.

Создавали условия, обеспечивали ликвидностью финансовые учреждения. Несмотря на то, что ясно: есть вопросы, связанные с ключевой ставкой в 21%, но, несмотря на это, объемы кредитов, выдаваемых банками, в первую очередь юридическим лицам, растут.

Об инвестклимате и партнерстве с Китаем

У нас целый набор инструментов, который поддерживает хорошую атмосферу для наших инвесторов. Прежде всего это связано с гарантиями сохранения и получения доходов. Уверен, что результаты нашей работы говорят сами за себя: у нас товарооборот уже больше $240 млрд, такого не было никогда. Это лучшее подтверждение того, что мы действуем эффективно. Кроме того, мы постоянно анализируем новые инструменты в этой сфере.

У нас почти 90% товарооборота обслуживается в нацвалютах, юанях и рублях, а впоследствии будем использовать цифровые валюты и расчеты в рамках БРИКС. Ориентируемся на то, чтобы наши расчеты были надежными и безопасными.

Про рост инфляции

В соответствии с российским законом у ЦБ есть свои полномочия, которые не пересекаются с полномочиями правительства РФ, в том числе в сфере борьбы с инфляцией.

Инфляция подросла, сейчас 8,8%, в прошлом году она была примерно 7,5%, поэтому ЦБ вынужден был поднять ключевую ставку до 21%. Не буду давать оценок, хорошо это или плохо. Хочу только сказать, что есть определенные сложности для реального сектора экономики, но кредитование продолжается.

Есть плюсы и минусы с точки зрения роста доходов от размещения денежных средств населения на депозитах. С одной стороны, это хорошо, депозиты выросли, доходы людей растут. Но далеко не все имеют депозиты в банках. На таких людей непростым бременем ложится нагрузка, связанная с инфляцией. То есть на менее обеспеченных слоях населения лежит нагрузка, в связи с тем что цены растут. Не имея депозитов в банках, они дополнительных доходов не получают.

Что касается производственной части, то кредиты в производственный сектор и инвестиции продолжаются. Самый главный инструмент борьбы с инфляцией — обеспечение достаточного выпуска товаров и услуг. Важно достичь баланса, когда развивается экономика, товары и услуги по нужным тарифам и в необходимых количествах поступают на рынок, а инфляция снижается до нужного показателя. У нас это 4%. Главное — хорошее, высококвалифицированное и солидарное сотрудничество между правительством и ЦБ, несмотря на то что их функции в законе РФ разграничены.

Об упрощении международных поездок

Этот вопрос касается тех людей, которые реально занимаются на практике поддержкой стратегического сотрудничества между Россией и Китаем. Первое — это визовая поддержка. Мы это делаем, основываясь на принципе взаимности, с Китаем чуть больше, чем с другими странами. Второе — это региональное сотрудничество. Объем взаимодействия между регионами РФ и провинциями КНР постоянно растет. И это естественно, потому что люди знают друг друга, постоянно ездят друг к другу и видят возможности для развития.

Хочу отметить, что у нас и сегодня члены семей иностранных специалистов, проживающих на территории России, имеют право на учебу в высших учебных заведениях. Но более того, скажу, что в отличие от многих других стран они имеют возможность и устроиться на работу.

О специальной платформе для малых и средних предприятий в рамках БРИКС

Очень хорошее предложение (создать такую платформу. — «Известия»). Мы пока пытаемся этим заниматься. Раз вы задали этот вопрос, я попрошу наших бразильских коллег, которые будут возглавлять БРИКС со следующего года, проанализировать основные направления сотрудничества.

Для нас это очень актуально, поскольку в рамках программы импортозамещения на рынок выходит много новых российских брендов, которые успешно замещают покинувшие нас западные бренды. Речь идет не только о товарах народного потребления, но и об IT-технологиях, сельском хозяйстве.

У нас потребность в расширении возможностей сбыта растет. Мы в этом крайне заинтересованы. Я знаю, что с подачи премьер-министра Моди такая же политика проводится и в Индии. Мы тоже готовы размещать определенные производства в Индии.

НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА, 04.12.24 20:38

ПАМФИЛОВА ГОТОВИТСЯ К БРОСКУ НА ЮГ

В аппарате ЦИК создано отдельное управление по международному сотрудничеству

Иван Родин

Центризбирком 4 декабря принял решения о преобразованиях в своем аппарате. Управление по информации и международному сотрудничеству разделят на две части, чтобы усилить как раз внешнее направление. Глава ЦИК Элла Памфилова сообщила, что весь мир, за исключением лишь некоторых недружественных государств, в последние годы хочет общаться с нами еще сильнее, чем прежде. Бросок на глобальный Юг станет назиданием Западу и подтвердит заявления президента РФ, что изолировать Россию и тут не удалось.

Два сформированных управления аппарата Центризбиркома будут отвечать как раз за те направления, которые в последнее время стали крайне востребованными. Первое, по словам Памфиловой, будет отвечать за информацию и общественные проекты. То есть за правильную подачу новостей о выборных кампаниях и решениях самого ЦИК РФ. А также, конечно, за взаимодействие с большим числом различных структур, которые задействованы сейчас в непрекращающейся борьбе за формирование облика российской избирательной системы и против попыток вмешательства в этот процесс враждебных внешних сил. Стоит отметить, кстати, что в структуре администрации президента РФ тоже есть управление по общественным проектам.

Второе же из только что сформированных подразделений аппарата Центризбиркома займется чисто международным сотрудничеством. И сама Памфилова дала понять, что если еще не так давно казалось, что эта стезя для ЦИК если и не закрыта, то сильно сужена, то теперь стало ясно, что все совсем наоборот. «Этот год был необычным», – заметила Памфилова, напомнив еще раз, что страна провела непростые выборы президента. Непростые потому, что, мол, многим недружественным государствам хотелось бы, чтобы они вообще не получились. Однако народ сплотился вокруг власти, а избирательные комиссии ему в этом хорошо помогли. И оказалось, что это было интересно большинству стран мира, представители которых потянулись в Россию, а из нее стали звать на выборы к себе. Приходилось с трудом выбирать и даже некоторые приглашения отклонять, потому что не находилось свободных членов Центризбиркома для зарубежных выездов, подчеркнула Памфилова.

Например, ее коллеги приняли участие в 22 программах по международному наблюдению, хотя в 2021 году таковых было лишь 9. Кстати, количество вызовов российским коллегам от иностранных организаторов выборов увеличилось в три раза, уточнила она. И это не только страны СНГ, сотрудничество с которыми всегда было достаточно плотным, но и совершенно ранее экзотические для ЦИК РФ страны вроде Гвинеи-Бисау, Мальдивских островов, Намибии или Индонезии. При этом и в Европе у Центризбиркома остались контакты и даже друзья, но Памфилова по понятным причинам поименно их называть не стала.

Отдельным сюжетом в ее пояснениях было участие делегации ЦИК РФ в генеральной ассамблее Всемирной ассоциации избирательных органов, которая прошла в октябре в Колумбии. Памфилова подчеркнула, что представители Украины и ряда западных стран сделали все возможное, чтобы опять поставить на решение форума вопрос об исключении как России, так и Белоруссии. И в очередной раз, дескать, эти попытки провалились.

При этом стоит отметить, что международная активизация ЦИК – это не просто стечение обстоятельств, а исполнение указаний сверху, спущенных для каждого ведомства или органа власти РФ. Все они должны всячески подтверждать заявления президента РФ, что никакой изоляции России нет и что, наоборот, весь мир – или хотя бы глобальный ЮГ находится на ее стороне.

НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА, 04.12.24 20:28

НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ ЗАПРЕЩАЕТ МИГРАНТАМ ЛЕЧИТЬ И УЧИТЬ

В регионах услышали призыв Госдумы к масштабному отказу от иностранных специалистов

Дарья Гармоненко,

Иван Родин

Глава Нижегородской области Глеб Никитин распорядился о запрете привлекать иностранных специалистов к 37 видам деятельности. Причем этот регион полностью оградит от мигрантов сферы здравоохранения и образования. По завозу в РФ врачей и медработников, учителей и воспитателей сейчас идет жесткий диалог правительства с Госдумой: покрывать ли кадровый дефицит именно гастарбайтерами или все-таки стимулировать собственных работников? Раз Никитин – один из образцовых для Кремля губернаторов присоединился к депутатам, то их антимигрантскую риторику, похоже, не стоит считать самодеятельностью.

Указ нижегородского губернатора вступает в силу с 1 января 2025 года, так что пока это проект для обсуждения. Однако вряд ли в него будут внесены какие-либо существенные изменения. Кроме, возможно, только предпоследнего пункта этого документа. Потому что он действительно крайне жестко сформулирован, а главное – потенциально способен нанести ущерб многим бизнесам в данном регионе.

«Установить, что срок приведения хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории Нижегородской области, численности используемых ими иностранных работников в соответствие с запретом, предусмотренным пунктом 1 настоящего указа, составляет три месяца со дня вступления в силу настоящего указа», – говорится в документе. То есть к весне будущего года мигрантов не должно быть в 37 сферах экономики. Но если посмотреть на их список внимательнее, то можно будет сказать, что гастарбайтеров разрешено оставить только на низкоквалифицированных работах в отраслях, требующих большого объема ручного труда. В принципе Никитин, конечно, вовсе не был оригинален со своим указом, те или иные ограничения и запреты для приезжих уже действуют в более чем 40 субъектах РФ.

Например, в унисон со своим далеким соседом по Волге и Тверская область решила прижать гастарбайтеров. Губернатор Игорь Руденя закрыл для них 82 вида деятельности, причем 52 из них – полностью. Это, например, отрасли энергетики для ЖКХ, водный транспорт, развлечения и туризм, ветеринария, а также IT и медиасфера. Однако именно в Нижегородской области, пожалуй, впервые введен полный запрет на то, чтобы использовать труд иностранцев в здравоохранении, образовании и при оказании социальных услуг. То есть врачи и медсестры, учителя, воспитатели и няни в детских садах, а также различные вспомогательные работники сферы презрения с 1 января должны быть только гражданами России. Понятно, что многие из них окажутся вовсе не русскими, в ближайшее время нижегородские отделы полиции ждет наплыв желающих получить паспорта РФ. Однако как раз сейчас получение российского гражданства усилиями той же Госдумы несколько затруднено – например, обязательной постановкой соискателя на воинский учет.

Напомним при этом, что именно в Госдуме только что состоялся жесткий разговор с рядом ведомств исполнительной власти как раз по поводу завозных медиков и учителей. На правительственном часе 27 ноября наиболее мощной атаке подвергся глава Минтруда Антон Котяков. Вызван он был для того чтобы доложить о планах ведомства по поддержке среднего профессионального образования, но председатель Госдумы Вячеслав Володин попутно раскритиковал его за автоматическое удовлетворение заявок профильных министерств – Минпросвещения и Минздрава на квоту для иностранных специалистов. Наиболее громко прозвучал такой тезис спикера в адрес министра: «Вы тот человек, который определяет перечень профессий. Вы берете и говорите, у нас не хватает врачей, учителей, воспитателей, приезжайте из-за границы. Котяков – фамилия министра, который определяет этот перечень. Это ваш подзаконный акт. Каждое решение, каждый закон должен иметь свою фамилию. Вот фамилия человека, который привлекает мигрантов на эти профессии – Котяков. А что Котяков делает для того, чтобы это были фамилии наших граждан?»

Тот факт, что проект указа нижегородского губернатора появился через неделю после этих разбирательств в Госдуме, уже во многом говорит о том, что выволочки чиновникам были не случайностью. Но еще более наглядно это демонстрирует сама по себе фигура Никитина. Дело в том, что этот бывший высокопоставленный федеральный чиновник, а на регион он ушел с должности первого замглавы Минпромторга, в администрации президента считается едва ли не основным образцом для остальных руководителей субъектов РФ. Это хотя бы потому, что нынешний куратор внутренней политики – это выходец из Нижнего, а бывшее ведомство Никитина находится в сфере интересов одной из самых влиятельных внутривластных групп. При этом сам Никитин понимает в пиаре и проводит достаточно грамотную информационную политику – и он, судя по всему, на самом хорошем счету у президента РФ. Такой человек, конечно, не мог прислушаться к призывам из Госдумы, если бы они были чисто депутатской самодеятельностью. И, наверное, не стал бы своими решениями подтверждать правоту нападок на правительственные ведомства.

На вопрос «НГ», так это или нет, генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин заметил, что Котяков в принципе не самый любимый министр как в парламенте, так и в регионах. И хотя инициативы Госдумы по мигрантам – это партия первой скрипки, в регионах ее не случайно подхватили. «В регионах всегда пытаются понять, чего хочет от них федеральный Центр. И в этом смысле Вячеслав Володин и Валентина Матвиенко, несомненно, являются хедлайнерами», – пояснил эксперт. «В данной конкретной инициативе об ограничении иностранных работников в медицине и образовании Госдума и Совет Федерации выступают застрельщиками, потому что администрация президента уступила им эту роль. И ответственность несет Госдума, потому в случае неудачи или, например, конфликтов с теми же союзниками вроде Узбекистана, Киргизии, Таджикистана за все будет отвечать парламент», – предположил Мухин.

ГАЗЕТА.RU, 05.12.24

ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС В ПЯТОЙ РЕСПУБЛИКЕ: ФРАНЦИЯ ОСТАЛАСЬ БЕЗ ПРАВИТЕЛЬСТВА

Во Франции парламент вынес вотум недоверия правительству консерватора Барнье

Дмитрий Шумов

Франция оказалась в глубокой политической нестабильности: парламент вынес вотум недоверия правительству Мишеля Барнье. Это решение стало результатом неожиданного союза крайне правых и левых сил, протестовавших против использования премьером особых конституционных полномочий для принятия бюджета. Отставка Барнье, чье правительство стало самым кратковременным в истории Пятой республики, угрожает сорвать процесс принятия бюджета на 2025 год и еще больше осложнить работу президента Эммануэля Макрона в и так непростых условиях.

4 декабря Национальное собрание (парламент) Франции проголосовало за вотум недоверия правительству премьера Мишеля Барнье. Решение поддержал 331 депутат при необходимом минимуме в 288 голосов. Это событие завершило самое короткое правление правительства в истории Пятой республики — всего три месяца, и стало вторым подобным случаем после отставки правительства Жоржа Помпиду в 1962 году. Утром Барнье должен подать в отставку.

Причины конфликта

Вотум недоверия стал кульминацией политического кризиса, вызванного разногласиями вокруг бюджета на 2025 год. Правительство предложило сократить расходные статьи на €40 млрд и увеличить налоги для крупных корпораций и состоятельных граждан на €20 млрд для сокращения дефицита. Однако ультраправая партия «Национальное объединение» (RN) выступила против этих мер, особенно касающихся налогов.

«Я не могу принять тот факт, что институциональная дестабилизация может быть той целью, которая объединит большинство депутатов, — заявил Барнье. — Эта [дефицитная] реальность не исчезнет по волшебству вотума недоверия».

Премьер попытался найти компромиссы, но ни RN, ни левая коалиция «Новый народный фронт» (NFP) не поддержали итоговый проект бюджета. 2 декабря Барнье применил статью 49.3 конституции, чтобы принять бюджет в обход голосования в нижней палате парламента. Этот шаг вызвал резкую критику, и RN вместе с NFP выдвинули два предложения о вотуме недоверия, одно из которых собрало необходимое большинство голосов.

Что дальше?

Теперь президент Эммануэль Макрон обязан принять отставку Барнье и его кабинета. Несмотря на возможность временного назначения Барнье, Францией вновь будет управлять временное правительство.

Новые парламентские выборы могут быть назначены не ранее июля следующего года, так как по конституции повторные выборы допустимы только через год после предыдущих.

Макрон, который назначил внеочередные выборы в июле, надеялся укрепить свои позиции, но вместо этого столкнулся с раздробленным парламентом, где его партия потеряла большинство. Формирование правительства Барнье заняло три месяца, но даже этот кабинет не смог наладить взаимодействие с парламентом.

Политическая нестабильность и экономические последствия

Вотум недоверия и последовавшая за ним отставка усилили неопределенность. Лидер RN Марин Ле Пен приветствовала исход голосования, заявив, что давление на президента будет только расти.

«Давление на президента будет становиться все больше и больше. Только он примет это решение», — заявила Ле Пен, призвав и Макрона уйти в отставку.

Однако экономические последствия этого кризиса уже ощутимы, отмечает Reuters: основной фондовый индекс CAC 40 с лета потерял 10%, а доходность французских государственных облигаций временно превысила уровень греческих. Евро ослаб относительно других европейских валют.

Проект бюджета Барнье предполагал снижение дефицита с 6% ВВП в 2024 году до 5% в 2025 году. Он предупреждал, что отказ от предложенных мер может негативно сказаться на государственных финансах. Однако оппозиция сочла его план недостаточным, а использование статьи 49.3 лишь усугубило критику.

Угрозы для Евросоюза

Французский политический кризис совпал с распадом коалиционного правительства в Германии, что еще больше усиливает неопределенность в ЕС. Ослабление ключевых экономик союза вызывает опасения за его способность справляться с внутренними и внешними вызовами, включая поддержку Украины и предстоящее возвращение Дональда Трампа в Белый дом.

В четверг, 5 декабря, Макрон планирует обратиться к нации. Ожидается, что он представит нового кандидата на пост премьер-министра до конца недели, чтобы успеть к торжественной церемонии открытия собора Парижской Богоматери, где будет присутствовать Трамп.

Продолжая использовать сайт, Вы соглашаетесь на использование файлов cookie. Более подробная информация на странице об использовании cookies