Обзор прессы за 6 мая 2024 года

6 мая
Обзор прессы

ВЕДОМОСТИ, 06.05.24

ИНОСТРАННЫМ АГЕНТАМ ЗАПРЕТЯТ УЧАСТВОВАТЬ В ВЫБОРАХ

А депутатов, сенаторов и губернаторов будут лишать полномочий, если они станут иноагентами

Елена Мухаметшина

Депутатов всех уровней, сенаторов, губернаторов и мэров будут лишать их полномочий, если они стали иностранными агентами. Тем же, кто сейчас внесен в соответствующий реестр Минюста, запретят участвовать в выборах, если до регистрации им не удалось снять этот статус. Такие поправки Госдума 6 мая рассмотрит на пленарном заседании. Комитет по госстроительству 3 мая одобрил пакет поправок в избирательное законодательство.

На этот раз поправки ко второму чтению были одобрены в разработанный правительством и внесенный 1 декабря 2023 г. законопроект, который требовался для исполнения постановления Конституционного суда. В этом постановлении говорилось, что нельзя снимать с выборов весь партийный список за отдельные ошибки и опечатки в нем. В первом чтении законопроект был принят 2 апреля 2024 г.

Выборы и иноагенты

Ко второму чтению законопроект практически полностью изменился, поправки заняли 31 страницу, их авторами выступила группа депутатов и сенаторов – по традиции во главе с первым замруководителя фракции «Единая Россия» Дмитрием Вяткиным. Большинство поправок касается запрета иностранным агентам участвовать в выборах.

В ст. 33 закона об основных гарантиях избирательных прав граждан (об условиях выдвижения кандидатов) добавляется норма о том, что при проведении выборов человек обязан к моменту представления документов на регистрацию кандидатом на выборах прекратить статус иностранного агента. В ст. 38 (о регистрации кандидатов и списков) прописывается, что если в заявлении о согласии баллотироваться указано, что кандидат является иноагентом, то он представляет вместе с документами, необходимыми для регистрации, уведомление Минюста об исключении его из реестра иностранных агентов или соответствующее решение суда.

Если человек остается иностранным агентом, то это служит основанием для отказа ему в регистрации кандидатом. Регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению комиссии или его конкурента по тому же округу, если оказалось, что у кандидата есть статус иностранного агента, но комиссия это не выявила.

Иностранные агенты, а также те, кто включен в реестр террористов и экстремистов (его ведет Росфинмониторинг), не могут быть теперь наблюдателями, уполномоченными представителями кандидатов и партий, доверенными лицами кандидатов и партий, жертвователями в избирательные фонды кандидатов (раньше только иноагенты).

При этом в ст. 41 (о гарантиях зарегистрированных кандидатов) теперь прописывается, что участвующий в выборах кандидат «не может быть включен в реестр иностранных агентов».

Корреспондирующие поправки, касающиеся иностранных агентов, вносятся в законы о выборах депутатов Госдумы, в закон об общих принципах организации местного самоуправления и организации публичной власти в регионах.

Также законопроект вносит поправки еще в несколько законов. По ним полномочия депутатов Госдумы и сенаторов будут прекращаться, в случае если они станут иностранными агентами. Также полномочия будут прекращаться у депутатов заксобраний и депутатов органов местного самоуправления, а также губернаторов и мэров городов. Иностранные агенты не смогут претендовать на получение статуса сенатора.

Если на момент вступления закона в силу в органах публичной власти есть иностранные агенты, то их полномочия прекращаются – если они в течение 180 дней не были исключены из реестра иностранных агентов.

До нынешних поправок, запрещающих какое-либо участие иностранных агентов в выборах, они не были лишены пассивного избирательного права. Информация о том, что кандидат является иностранным агентом, размещалась в бюллетене и на информационном стенде в помещении для голосования.

Что еще меняется в избирательном законодательстве

Парламентарии вносят и другие изменения в закон об основных гарантиях избирательных прав граждан, уже не касающиеся иностранных агентов. В частности, меняется процедура гашения неиспользованных бюллетеней. Если сейчас их гасят, отрезая левый нижний угол, то теперь эта формулировка из федерального закона убирается, а прописывается, что бюллетени повреждаются так, чтобы исключить «возможность их дальнейшего использования способами, определенными ЦИК».

Также меняются и положения ст. 58 (о порядке создания избирательных фондов). Теперь на выборах в федеральные органы госвласти федеральными законами могут устанавливаться предельные размеры расходования средств избирательных фондов, которое может осуществляться до регистрации кандидата и списков кандидатов. На выборах в органы госвласти субъектов, органы МСУ размер расходования средств избирательных фондов, которое может быть до регистрации кандидатов, составляет 30% предельного размера расходования средств избирательного фонда.

Теперь международные наблюдатели смогут наблюдать за выборами только в федеральные органы госвласти (а не во все уровни власти). Причем они могут быть аккредитованы ЦИК только при наличии приглашений от госорганов (а не комиссий, которые организуют выборы, как сейчас).

СМИ должны будут подавать документы на аккредитацию на участки не за три дня до голосования, а за неделю. Партии больше не должны публиковать списки кандидатов в государственных или муниципальных периодических изданиях, а только у себя на сайтах. А суды должны будут принимать решения по жалобам от кандидатов в течение не двух месяцев, а месяца.

Изменения вносятся и в ст. 46 об опросах общественного мнения. Теперь в течение пяти дней до дня голосования и в день голосования запрещена публикация опросов и прогнозов результатов выборов – но лишь до момента окончания голосования на территории соответствующего избирательного округа.

В ст. 22 (о формирования избиркомов) добавляется норма, что МВД проводит проверку в отношении членов комиссий не только по вопросу снятой и непогашенной судимости и привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о выборах и референдумах, но и по ст. 20.3 (демонстрирование нацистской или экстремистской символики) и ст. 20.29 (производство и распространение экстремистских материалов) КоАПа. Членами комиссий с правом решающего голоса не могут быть те, в отношении кого были административные дела по этим статьям. Если же оказалось, что такой человек есть в комиссии, то его полномочия сразу же прекращаются.

Также вводится ограничение для председателей заксобраний, которые сейчас могут осуществлять свои полномочия без отрыва от основной деятельности (на непостоянной основе) до прекращения своих полномочий. Теперь оговаривается, что на непостоянной основе спикеры могут работать в течение еще одного срока полномочий заксобрания, но не позднее 9 сентября 2029 г.

Зачем это надо?

Для иноагентов вводится не запрет участвовать в выборах, а «уточняются требования к кандидатам на выборные должности», говорит один из авторов поправок, депутат Госдумы и бывший зампред ЦИК Леонид Ивлев: «В законе есть требования, что кандидаты должны освободиться от иностранных счетов. И здесь так же – хочешь участвовать в выборах, освободись от статуса иностранного агента». Поэтому «можно говорить об уточнении реализации пассивного права», считает депутат: «Частично оно уже было ограничено, к примеру, для тех, кто осужден за тяжкие или особо тяжкие преступления».

Что касается лишения полномочий лиц, замещающих выборные государственные и муниципальные должности, за статус иноагента, то это превентивная мера, добавляет Ивлев.

Среди других поправок он выделяет меру по борьбе с обналичиванием избирательных фондов, для чего вводятся ограничения по расходованию средств фондов до регистрации: «Зачастую деньги расходуются якобы на сбор подписей, а по сути выводятся со счетов. Причем за это никто не отчитывается. ЦИК говорил, что в прошлом году более 600 млн руб. пожертвований было выведено с избирательных счетов кандидатов и партий».

Что касается гашения неиспользованных бюллетеней, то сейчас существует только один способ, как это можно сделать, поэтому парламентарии упрощают работу комиссий, давая возможность определять ЦИК, как это можно делать, говорит депутат: «ЦИК может разрешить иные способы, например использовать электродрель, чтобы сразу за 30 секунд просверлить 1000 бюллетеней, чтобы их погасить и приступить к подсчету».

Ограничения для международных наблюдателей связаны с тем, что они «могут освоить федеральное законодательство, но они не знают ни региональное, ни муниципальное законодательство, поэтому они смогут наблюдать только за федеральными выборами». А установление семи дней на аккредитацию для СМИ делается для оптимизации работы избиркомов, добавляет Ивлев.

Поправки знаменуют собой зачистку публичной власти от иноагентов – им запрещено и участвовать в выборах, и быть депутатами, говорит политюрист Олег Захаров: «Такое поражение в избирательных правах ранее вводилось для лиц с судимостью: изначально для них ввели тотальный запрет на участие в выборах, но его пришлось корректировать после решения КС». КС счел, что запрет не может быть абсолютным, поэтому ввели дифференцированную систему сроков поражения в праве быть кандидатом, которые считаются от даты снятия или погашения судимости и размер которых зависит от тяжести преступления, напоминает он.

По его мнению, КС «не сможет избежать необходимости высказаться о конституционности абсолютного запрета участия в выборах иноагентов». Захаров считает, что нормы повышают волатильность депутатского мандата: «Риск его лишиться становится выше, это в целом ведет к сплачиванию элит и повышению депутатской дисциплины и их аккуратности в публичной плоскости».

Одна из заметных поправок – введение лимита на расходы до регистрации списков и кандидатов, говорит Захаров: «Это новый способ для отсева кандидатов в текущем сезоне. Причиной поправки, скорее всего, стало желание ограничить использование избирательных фондов для «предвыборного обнала». Лимит расходования в 30% фонда до агитации усложнит жизнь кандидатам не из парламентского пула, кому нужно собирать подписи, добавляет он.

Выплаты с избирательного счета не облагаются налогами и это иногда используют для того, чтобы выгрузить наличность, говорит юрист: «Правда, большинство таких случаев охватывает нужды самой избирательной кампании, например, когда бригадир агитаторов получает по одному договору деньги на всех своих подопечных, вместо того что заключать с каждым из них отдельный договор». При этом серых схем новая норма не исключает, говорит Захаров: «Просто число задействованных в них кандидатов придется увеличить пропорционально новым квотам на расходы».

Еще одна важная новелла – новый порядок погашения неиспользованных бюллетеней, отмечает Захаров: «Изначально закон не определял конкретный способ их погашения, и на практике комиссии изобретали способы кто во что горазд. Самым распространенным стала дрель, которой сверлили пачку неиспользованных бюллетеней насквозь. Но со временем закон ввел конкретную форму погашения – обрезание уголка». Нынешняя поправка позволяет ЦИК определять технологию погашения бюллетеней, отмечает юрист: «И можно ожидать как уже упомянутого сверления дрелью, так и новых оригинальных решений».

ВЕДОМОСТИ, 06.05.24

ГОСДУМА МЕНЯЕТ ПОРЯДОК РАБОТЫ ДЛЯ ТРЕХДНЕВНОГО УТВЕРЖДЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА

Нижняя палата готовится впервые применить новые для себя конституционные полномочия

Елена Мухаметшина

В Госдуму внесен проект постановления об изменении порядка работы на ближайшие недели, подготовленный комиссией по регламенту. Документом предлагается отменить пленарные заседания 7 мая (в этот день состоится инаугурация президента, куда приглашены депутаты) и 16 мая.

Ранее Дума уже назначила пленарное заседание на понедельник, 6 мая. Теперь же предлагается провести пленарные заседания еще 8 мая в 14.00, в пятницу, 10 мая, в 14.00, в понедельник, 13 мая, в 10.00 и 14 мая в 10.00. А 12 мая в проекте указано как «день работы в комитетах».

Проект постановления планируется рассмотреть на заседании 6 мая. Обычно Госдума не проводит заседания по понедельникам и пятницам (а последние несколько месяцев не проводила их и по четвергам). Собеседник в нижней палате связывает изменения в расписании с тем, что она будет в эти дни участвовать в утверждении премьера, вице-премьеров и гражданских министров.

Инаугурация президента пройдет 7 мая. После этого правительство уйдет в отставку. Собеседники «Ведомостей» в Госдуме ранее говорили, что уже 8 мая нижняя палата может проголосовать по вопросу утверждения кандидатуры премьер-министра.

Но сейчас собеседник не исключает, что утверждение премьера может быть назначено на 10 мая. Тогда вице-премьеры 12 мая встретятся с профильными комитетами Госдумы. Затем 13 мая Госдума утвердит вице-премьеров на пленарном заседании, а 14 мая будут утверждены министры.

Сначала на одном заседании утвердят вице-премьеров, затем – министров. Порядок утверждения кандидатур на пленарном заседании будет утвержден позднее, говорит собеседник в Госдуме: «Скорее всего, процедура будет стандартная, но по некоторым кандидатурам, которые недавно были в Думе с отчетом, процедура будет сокращенная».

Фракции тоже будут встречаться с премьером и вице-премьерами, говорит источник «Ведомостей».

В повестке совета палаты, который должен пройти утром 6 мая, среди организационных вопросов значится вопрос о подготовке к утверждению Госдумой кандидатур вице-премьеров и министров. Комитет Госдумы по контролю предлагает после внесения в Госдуму представления по кандидатурам премьер-министра, вице-премьеров и федеральных министров председателям ответственных комитетов Госдумы провести расширенные заседания комитетов с участием представителей фракций в Госдуме, членов профильных комитетов и комиссий. В ходе заседаний комитетов предлагается обсудить представленные кандидатами на должности в правительстве программы основных направлений деятельности и программы деятельности органов исполнительной власти, которые они могут возглавить.

По результатам заседаний комитеты должны направить в Совет Госдумы заключения по кандидатурам министров и вице-премьеров. Комитет по контролю, в свою очередь, должен подготовить и внести на рассмотрение совета предложения по процедуре рассмотрения на заседании вопроса об утверждении премьер-министра, вице-премьеров и министров. Аппарат Госдумы должен обеспечить подготовку подключения законодательных и высших исполнительных органов власти региона для участия в режиме ВКС в рассмотрении этих вопросов, а также пригласить представителей общественных, предпринимательских, экспертных и научных объединений.

«Ведомости» в апреле писали, что спикер Госдумы Вячеслав Володин поручил своему первому заместителю Александру Жукову и комитету по контролю разработать процедуру утверждения членов кабмина. После поправок в Конституцию 2020 г. Госдума получила полномочия по утверждению вице-премьеров и гражданских министров. По этой процедуре уже назначались отдельные члены правительства – вице-премьеры Александр Новак и Денис Мантуров, а также несколько министров. Но правительство (в том числе всех министров, кроме силовых) Дума таким образом будет утверждать впервые.

КОММЕРСАНТ, 06.05.24

ОЧЕВИДНОЕ ДЛЯ ВЕРОЯТНОГО

Как в Петербурге готовятся к переизбранию губернатора

Надежда Ярмула

На прошлой неделе к работе в должности советника председателя Законодательного собрания (ЗС) Санкт-Петербурга Александра Бельского приступил политтехнолог Александр Серавин. По мнению экспертов, он станет одним из организаторов кампании по переизбранию на второй срок главы города Александра Беглова, а спикер Бельский, скорее всего, возглавит неформальный избирательный штаб губернатора. О желании баллотироваться на сентябрьских выборах уже объявили господин Беглов и лидер петербургского отделения партии «Справедливая Россия — За правду» (СРЗП) Надежда Тихонова. Выдвинуть кандидатов твердо намерены КПРФ и «Новые люди», однако имен претендентов там пока не называют.

О готовности баллотироваться на второй срок Александр Беглов заявил 26 апреля после встречи с Владимиром Путиным. По словам губернатора, президент поддержал его желание пойти на выборы, добавив, что «прежде всего это выбор жителей». Впрочем, неофициальная подготовка к выборам началась гораздо раньше: о создании неформального предвыборного штаба господина Беглова собеседники “Ъ” говорили еще в январе.

«Официального штаба, конечно, еще нет, потому что избирательная кампания не началась. Но понятно, что неформальные действия уже происходят: и политтехнологи, и окружение губернатора к выборам уже серьезно готовятся»,— поясняет директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников. По его словам, в штаб губернатора войдут известные люди и лидеры общественного мнения, с которыми сейчас ведутся переговоры. «Заниматься кампанией будут те же люди, которые занимались выборами Александра Беглова в 2019 году. Александр Серавин в том числе. Я не думаю, что тут будут какие-то изменения»,— добавляет вице-президент Российской ассоциации политических консультантов Петр Быстров.

Одним из организаторов кампании господина Беглова в 2019 году являлся Александр Серавин, который до этого был внештатным политтехнологом петербургского штаба Владимира Путина на президентских выборах-2018. В июне 2022 года господин Серавин был назначен вице-губернатором Псковской области по внутренней политике. Осенью 2023 года «Ведомости» сообщали, что после президентских выборов-2024 он может присоединиться к кампании по переизбранию Александра Беглова.

В конце апреля 2024-го Александр Серавин действительно оставил пост вице-губернатора, а 2 мая приступил к работе в качестве советника спикера ЗС Петербурга Александра Бельского. В его обязанности входит взаимодействие с законодательными органами субъектов РФ, в том числе новых регионов, рассказал “Ъ” сам господин Серавин. «Я как раз очень активно общался с коллегами из законодательных собраний в части своей предыдущей работы»,— отметил он. На вопрос о работе в штабе Александра Беглова на выборах-2024 господин Серавин ответил: «Все будет зависеть от решения старших товарищей. Пока я занимаюсь обозначенной сферой деятельности».

Возглавить предвыборный штаб губернатора может Александр Бельский, не исключают эксперты. «Я думаю, фактически так оно и будет. Одно дело фактическое руководство, другое дело — формально-представительское. Формально-представительские функции, наверное, будут возложены на каких-то деятелей культуры, искусства, бизнеса, промышленности»,— рассуждает политтехнолог Быстров. Напомним, что в 2019 году штаб общественной поддержки Александра Беглова возглавляли сразу пять сопредседателей — исполнительный директор «ОДК-Климов» Александр Ватагин, главный тренер футбольного клуба «Зенит» Сергей Семак, генеральный директор ГМЗ «Петергоф» Елена Кальницкая, председатель городского общественного совета по развитию малого предпринимательства Елена Церетели и председатель совета ветеранов Петербурга Василий Волобуев.

Пока точно не известно, пойдет ли губернатор на выборы от «Единой России» (ЕР) или, как и в 2019 году, в качестве самовыдвиженца. «У нас нет информации (о выдвижении Александра Беглова от ЕР.— “Ъ”), но партия в любом случае его поддержит, даже если он не от партии будет баллотироваться»,— сказал “Ъ” заместитель секретаря петербургского отделения ЕР Валерий Гарнец. Петр Быстров полагает, что глава Петербурга так же, как и другие губернаторы, будет выдвигаться от партии власти. Как ранее сообщал “Ъ”, в последние годы главы регионов используют самовыдвижение все реже, а в 2023 году все участвовавшие в выборах губернаторы (кроме двух членов КПРФ) были выдвинуты единороссами.

В правительстве города вопрос о деталях предстоящей кампании не комментируют. «Как только парламент назначит выборы, правительство окажет все необходимое содействие избирательным комиссиям по подготовке выборов губернатора, а также выборов муниципальных депутатов и довыборов депутата ЗС Санкт-Петербурга по 18-му округу, которые пройдут одновременно»,— лаконично сообщили “Ъ” в пресс-службе вице-губернатора Бориса Пиотровского, который курирует управление внутренней политики Санкт-Петербурга.

Из других потенциальных кандидатов о намерении участвовать в осенних выборах пока объявила только глава отделения СРЗП Надежда Тихонова. Вопрос о ее выдвижении будет рассмотрен на конференции отделения в июне. В 2019 году госпожа Тихонова уже баллотировалась в губернаторы и заняла второе место после Александра Беглова, набрав 16,84% голосов.

Участвовать в предстоящих выборах планируют и «Новые люди», сообщил в середине апреля член центрального совета партии, вице-спикер Госдумы Владислав Даванков. «У нас есть несколько людей сильных из Питера. Важно, чтобы эти люди были местные, потому что Петербург поймет только петербуржец»,— сообщил он на партийном съезде. Имя будущего выдвиженца обещают назвать в мае-июне после партконференции. Секретарь петербургского отделения партии Анастасия Васильева заявила, что «по этому вопросу все еще идут дискуссии».

Выдвинут своего кандидата и коммунисты. «Претендентов у нас несколько. Мы пока финального решения не приняли»,— рассказал “Ъ” первый секретарь горкома КПРФ Роман Кононенко. По его словам, окончательное решение будет принято в конце мая.

ЛДПР и «Яблоко» официальных заявлений о своем участии в выборах пока не делали. В пресс-службе «Яблока» пояснили, что вопрос будет обсуждаться на заседании Бюро партии, но когда оно состоится, пока неизвестно. Сейчас, как подчеркивают в пресс-службе, петербургское «Яблоко» сосредоточено на муниципальной кампании. В ЛДПР, по словам первого заместителя координатора местного отделения партии Павла Иткина, решение о выдвижении кандидата на выборы пока не принято.

Чтобы попасть в бюллетень, все кандидаты должны собрать подписи районных депутатов для преодоления муниципального фильтра. В Петербурге он составляет максимально возможные 10%, то есть за выдвиженца должны подписаться не менее 155 муниципальных депутатов из 3/4 муниципальных образований (всего их 111). Именно на этом этапе отсеялось большинство кандидатов на выборах-2019, когда собрать нужное число подписей смогли лишь четверо из 28 претендентов: Александр Беглов, Надежда Тихонова, Михаил Амосов («Гражданская платформа») и Владимир Бортко (КПРФ).

Политтехнолог Петр Быстров полагает, что кандидатов на выборы-2024 выдвинут все оппозиционные парламентские партии, но они «обречены на роли статистов». «Скорее всего, партии выдвинут не самых сильных представителей, понимая обреченность этой затеи. Возможно участие лидера "Коммунистов России" Сергея Малинковича — оно даже как-то оживит эту кампанию, внесет в нее определенные креативные нотки. Но я думаю, что все будет достаточно ожидаемо, включая результат кампании»,— предполагает эксперт.

КОММЕРСАНТ, 06.05.24

ПРИНЯТО К ИСПРАВЛЕНИЮ

Конституционный суд сообщил о сокращении числа неисполненных решений

Анастасия Корня,

Ксения Веретенникова

Секретариат Конституционного суда опубликовал очередной отчет об исполнении его решений, похвалив законодателя за общее усиление исполнительской активности. Число нереализованных решений сокращается, хотя и не так быстро, как хотелось бы, следует из документа. А вот от прокуратуры в суде ждут более подробных отчетов о результатах принятых мер.

Конституционный суд (КС) зафиксировал сокращение общего количества решений, ожидающих исполнения. По состоянию на 1 апреля 2024 года реализации подлежат 44 постановления КС, следует из аналитического отчета, подготовленного секретариатом суда и размещенного на сайте КС. Годом раньше таковых было 48, а в 2022 году — полсотни. И это несмотря на то, что общее количество решений КС, требующих корректировки нормативного регулирования, оказалось существенно выше показателей прошлых лет: всего за 2023 год было принято 28 решений, предполагающих изменение правового регулирования, в то время как в 2022-м — только 22. Впрочем, и общее количество принятых постановлений (60) было рекордным для КС (более чем в половине случаев суд ограничился корректировкой правоприменительной практики).

Тенденция к увеличению числа выносимых КС решений сохраняется на протяжении вот уже четырех лет, отмечают в секретариате, а с ними растет и общее число адресованных законодателю предписаний. В целом он с такой нагрузкой справляется: в 2023 году во исполнение решений суда было принято 27 законов, и это заметно больше, чем в предшествующие годы. В итоге в КС с удовлетворением отмечают как «общее усиление исполнительской активности федерального законодателя», так и тенденцию к сокращению сроков рассмотрения и принятия соответствующих законов. Например, только в мае прошлого года суд ограничил срок запрета на представительство в суде лиц, чей статус адвоката был прекращен в связи с признанием их виновными в умышленном преступлении, а уже в июне были приняты необходимые поправки к закону об адвокатуре. Исполнены уже 12 постановлений КС, принятых в 2023 году, а из решений 2022-го нереализованными остаются всего три, причем соответствующие законопроекты уже внесены в Госдуму и находятся на разных стадиях законотворческого процесса.

Основной проблемой, отмечают в секретариате, остаются решения, вынесенные до 2019 года: таковых сейчас десять (годом ранее было 12), причем среди направленных на их реализацию законопроектов есть такие, что лежат в Госдуме более пяти лет. Некоторые уже отклонены как утратившие актуальность, например внесенный еще в 2017 году правительственный законопроект, уточняющий порядок распределения судебных расходов между сторонами по делам об оспаривании кадастровой стоимости, или датированные 2018 годом поправки к избирательному законодательству, позволяющие незаконно снятым с выборов кандидатам и партиям добиваться отмены итогов голосования. В таких случаях, настаивает секретариат КС, сохраняется необходимость разработки и повторного внесения законопроектов, однако эта процедура никак не регламентирована. Хорошо, что в Минюсте такие решения учитывают как требующие исполнения, но это не отменяет необходимости придерживаться разумных сроков рассмотрения законопроектов, настаивают в секретариате КС. Кроме того, внесение повторных инициатив часто затягивается: так, в 2018 году Госдума отклонила поправки к Жилищному кодексу, внесенные во исполнение принятого еще в 2015 году решения КС о защите прав бывших родственников собственников приватизированного жилья, а новая версия была внесена только в ноябре 2024-го.

Также секретариат КС напоминает, что решения суда обязательны и для региональных властей: если была дисквалифицирована норма, принятая в каком-то одном регионе, то все остальные должны привести свое законодательство в соответствие с таким решением. Обязанность отслеживать этот процесс возложена на прокуратуру, она же должна «своевременно реагировать», если выявит несоответствия, о чем уведомляет КС. Но в суде хотели бы получать информацию не только о мерах прокурорского реагирования, но и об их результатах. «С точки зрения отслеживания исполнения решений КС весьма полезным видится обновление ранее представленной информации о внесении прокурорских протестов, в частности сведениями о выполнении органами государственной власти субъектов соответствующих предписаний и демонстрации итогов прокурорского реагирования»,— указывается в отчете.

Отметим, что сейчас в перечне решений КС, требующих законодательного урегулирования в регионах, 41 пункт. В том числе принятое в 2019 году постановление по жалобе «детей ГУЛАГа» на закон об обеспечении прав москвичей на жилые помещения. В этом постановлении суд защитил право детей репрессированных на получение жилья в том городе, где их родители жили до ареста. Законопроект во исполнение решения внесен в Думу в 2020 году, но до сих пор не принят. Зато соответствующие поправки, по данным КС, уже утвердили законодатели Архангельской и Кемеровской областей.

Председатель комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников пояснил “Ъ”, что исполнение решений КС — процесс нелинейный, но депутаты стараются подходить к нему с максимальной ответственностью. «Мы выполняем решения КС не только формально, но и всегда учитываем их позицию при подготовке законопроектов, изучаем их решения, чтобы не создавались ситуации, в которых КС был бы вынужден выносить новые решения»,— отметил депутат.

Доцент Российского государственного университета правосудия Ольга Кряжкова считает, что пока нет оснований говорить о радикально новых тенденциях в области исполнения решений КС. За 13 лет, что суд публикует такие данные, количество неисполненных решений КС колебалось, напоминает она, а периоды сокращения числа неисполненных решений неоднократно сменялись периодами роста. Больше всего таких решений КС фиксировал в отчетах за 2021 и 2022 годы, а 10 из 44 неисполненных пока постановлений относятся к периоду 2010–2019 годов. Суд отметил сокращение этого шлейфа, но по-прежнему считает его основной проблемой в данной сфере. КС положительно отзывается об усилиях госорганов по реализации своих решений, однако замечаний по этой части у него все еще много, резюмирует эксперт.

РИА НОВОСТИ, 06.05.24

ИЗБИРКОМ ПАНАМЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНО НАЗВАЛ ПОБЕДИТЕЛЯ ПРЕЗИДЕНТСКИХ ВЫБОРОВ

Избирком Панамы: на президентских выборах, предварительно, побеждает Мулино

Председатель избирательного суда Панамы Альфредо Хунка после подсчета 89% голосов на прошедших в воскресенье президентских выборах в стране объявил, что по предварительным результатам победу в президентской гонке одержал кандидат от партий "Реализуя цели" и "Альянс" Рауль Хосе Мулино, который заменил на выборах осужденного экс-президента Рикардо Мартинелли.

"Согласно нашей системе неофициальной передачи результатов, Вы являетесь на данный момент неофициальным победителем выборов президента Панамы", - заявил Хунка в ходе разговора с Мулино по видеосвязи, трансляцию мероприятия вёл избирательный суд в своем YouTube-канале.

По данным на сайте избирательного суда, Рауль Хосе Мулино лидирует среди кандидатов в президенты с результатом 34,43% голосов после обработки 89% бюллетеней. На втором месте с результатом 25,03% бывший генконсул Панамы в Вашингтоне Рикардо Ломбана. Ломбана уже также признал Мулино победителем. Выборы президента в Панаме проводятся в один тур, а победитель определяется простым большинством голосов.

Мулино принял звонок председателя суда, находясь в окружении детей и внуков. В ходе разговора он отметил, что позади у его единомышленников трудная кампания, и сейчас он направляется, согласно регламенту, на встречу с избирательным судом.

Выборы в Панаме, как заявили наблюдатели от Организации американских государств (ОАГ), прошли с незначительными нарушениями и при рекордной явке 77,35%, к учету были приняты более 2,03 миллиона действительных голосов при 3 миллионах избирателей в стране.

Юрист Рауль Хосе Мулино, который в разные годы занимал должности замглавы МИД Панамы и министра безопасности, изначально был кандидатом в вице-президенты в паре с бывшим президентом Рикардо Мартинелли, однако последний был дисквалифицирован после приговора суда по коррупционному делу и сейчас укрывается в посольстве Никарагуа в этой стране.

В день голосования Мулино, перед тем, как отдать свой голос, посетил Мартинелли в дипмиссии Никарагуа, никак не прокомментировав местным СМИ содержания беседы. В штабе партии "Реализуя цели", готовясь к празднованию победы своего кандидата, собравшиеся среди прочего скандировали "Martinelli, amigo, el pueblo está contigo" ("Мартинелли, друг, народ с тобой").

Спустя неделю после регистрации кандидатуры Мулино в панамский суд был подан судебный иск с требованием отклонить кандидатуру, поскольку политик не был победителем партийных праймериз и не предлагал в паре с собой кандидатуру вице-президента. Верховный суд разрешил ему участие в выборах за два дня до голосования.

ВЕДОМОСТИ, 06.05.24

ИЗРАИЛЬ И «ХАМАС» СЕРЬЕЗНО ПРИБЛИЗИЛИСЬ К ВРЕМЕННОМУ ПЕРЕМИРИЮ

Но гарантий его достижения по-прежнему нет

Нурлан Гасымов

Израиль и палестинская группировка «Хамас» достигли консенсуса по многим пунктам соглашения о перемирии на переговорах в Каире, передают арабоязычные телеканалы Cairo Today, Sky News Arabia, Al Jazeera и Al-Qahera News со ссылкой на высокопоставленных египетских чиновников, которые осведомлены о ходе дел. Как передает CNN, новый раунд переговоров стартовал 4 мая и может продлиться несколько дней. Диалог проходит при посредничестве Египта, Катара и США.

По данным CNN, переговорщики добились прогресса по техническим вопросам потенциальной сделки. По словам израильских источников, согласование всех пунктов договора может занять неделю. Эту информацию также подтвердил неназванный представитель США. От американцев в переговорах посредником выступает директор ЦРУ Билл Бернс, сообщили несколько человек, знакомых с ситуацией. При этом директор израильской разведывательной службы «Моссад» Дэвид Барни в настоящее время в переговорах не участвует, но он пообещал прилететь в египетскую столицу, «как только «Хамас» согласится с условиями соглашения».

Как сообщил Sky News Arabia египетский чиновник, проект документа между Израилем и «Хамас» – «наилучший вариант» за все время переговоров с начала войны в секторе Газа в октябре 2023 г., раскрывать его детали он не стал. При этом он опасается, что позиции сторон в любой момент могут «измениться на 180 градусов, а переговоры – вернуться на исходную позицию». В первую очередь такой риск есть из-за премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху, который может выйти из сделки по внутриполитическим причинам, «даже если будут соблюдены израильские требования», отмечает собеседник телеканала.

Как пишет The Times of Israel, потенциальный проект соглашения состоит из трех этапов, на каждом этапе стороны в обмен на 40-дневное перемирие проведут обмен пленными и телами погибших. На заключительной стадии предполагается полный вывод израильских военных из сектора Газа под гарантии США, сообщили палестинская газета Al-Quds, израильский Телеканал 12 и саудовское издание Asharq со ссылкой на собственные источники. Впрочем, впоследствии издание The National, ссылаясь на источники в Белом доме, написало, что США не предоставили «Хамас» гарантии относительно выполнения его требований.

При этом Reuters со ссылкой на свои источники 5 мая написало, что переговорщики все еще не могут согласовать ключевые пункты соглашения о прекращении огня. По словам палестинского чиновника, близкого к переговорам, «Хамас» готов прекратить боевые действия с Израилем в том случае, если Тель-Авив согласится вывести свои войска из сектора Газа. Израильская сторона настаивает же на освобождении порядка 130 заложников, удерживаемых палестинцами, а также на разоружении и расформировании «Хамас». Другой палестинский источник сообщил Reuters, что переговоры «сталкиваются с трудностями», поскольку Израиль не соглашается на заключение всеобъемлющего соглашения о прекращении огня.

Позже Нетаньяху в своем видеообращении заявил, что его правительство никогда не согласится на вывод израильских вооруженных сил из Газы, который означал бы «капитуляцию Израиля». Он пообещал вести боевые действия до тех пор, «пока цели не будут достигнуты». При этом премьер подчеркнул, что Тель-Авив готов взять паузу в войне ради освобождения заложников.

На этом фоне «Хамас» выпустил порядка 10 снарядов по позициям израильских военных на границе Газы и Израиля. В связи с этой атакой ЦАХАЛ объявил о временном закрытии КПП «Керем-Шалом», через который поступает гуманитарный груз в палестинский анклав, передает пресс-служба израильского оборонного ведомства.

Говорить о заключении всеобъемлющего соглашения о прекращении огня между Израилем и «Хамас» пока преждевременно, поскольку стороны придерживаются диаметрально противоположных позиций, считает программный координатор РСМД Иван Бочаров. С одной стороны, Нетаньяху скован в Израиле политическими обстоятельствами и он не согласится на создание независимого палестинского государства в границах 1967 г. С другой стороны, продолжает эксперт, палестинские боевики вряд ли согласятся пересматривать свои требования по окончательному урегулированию конфликта.

Не согласится Израиль и на полный вывод своих военных из сектора Газа, на чем настаивают палестинцы, отмечает Бочаров. По его словам, с момента начала войны правительство Нетаньяху сталкивается с критикой со стороны оппозиции за то, что израильские силы безопасности многие годы были сконцентрированы на Западном берегу реки Иордан, проморгав исходящую из Газы опасность. «Кроме того, израильское военное и политическое руководство не выполнило декларированные цели по уничтожению «Хамас». Во время войны организация стала децентрализованной», – объяснил эксперт.

Тем не менее Бочаров не исключает, что на нынешнем этапе переговоров стороны смогут заключить соглашение о временном прекращении боевых действий в обмен на освобождение заключенных с обеих сторон.

Освобождение заложников не устранит кризис, существующий на протяжении семи месяцев войны, считает чрезвычайный и полномочный посол России, ведущий научный сотрудник ИДВ РАН Виктор Смирнов. По его словам, вопрос проведения военной операции израильскими военными в Рафахе на юге сектора, где нашли убежище свыше 1 млн палестинцев, еще не снят с политической повестки, а вопрос заложников лишь часть гуманитарной и политической проблемы, которая требует разрешения. «Сейчас крайне необходимо прекратить конфронтационную риторику и практику и перейти к реальным мерам политического урегулирования, ведущим к созданию государства Палестина. Но израильское общественное мнение не настроено решать этот вопрос таким образом. Ситуация в мире только усложняет проблему, поэтому никаких практических сдвигов в пользу рационального решения вопроса я не вижу», – заключает эксперт.

Продолжая использовать сайт, Вы соглашаетесь на использование файлов cookie. Более подробная информация на странице об использовании cookies