Обзор прессы за 7 октября 2025 года

7 октября
Обзор прессы

ВЕДОМОСТИ, 07.10.25

В СФ УКАЗАЛИ НА ДЕГРАДАЦИЮ БДИПЧ И ВОЗМОЖНОСТЬ СОЗДАНИЯ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ СТРУКТУРЫ

Ее можно организовать в рамках взаимодействия со странами ШОС и БРИКС

Юлия Малева

Спустя 10 дней после того, как глава Центризбиркома (ЦИК) Элла Памфилова раскритиковала деятельность Бюро по демократическим институтам и правам человека Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (БДИПЧ ОБСЕ) на встрече с президентом Владимиром Путиным, в Совете Федерации (СФ) прошел круглый стол, посвященный вопросу целесообразности участия РФ в бюро.

Тогда, 26 сентября, Памфилова спросила: «Зачем они нам нужны? На самом деле, зачем мы платим взносы? Они не защищают наши права абсолютно». Поводом для ее критики стала ситуация с парламентскими выборами в Молдавии, куда власти не допустили российских наблюдателей. Президент пообещал обсудить этот вопрос с двумя палатами парламента, и уже 6 октября сенаторы нашли ответ: России нахождение в «деградировавшей» структуре не нужно, поэтому можно даже рассмотреть вопрос создания какой-нибудь альтернативной ей организации.

По словам заместителя председателя СФ Константина Косачева, ОБСЕ прошла два этапа развития – созидательный (первые 15 лет существования вплоть до принятия Парижской хартии 1990 г.) и разрушительный (период после 1990 г.). Сейчас, по его оценке, идет период деградации ОБСЕ и «обессмысления ее деятельности». «Произошло это, с моей точки зрения, в силу исключительно внутренних, а не внешних причин. ОБСЕ могла бы быть востребована, особенно на нынешнем этапе, но ее разрушили. <...> Разрушили те самые страны Запада, которые в какой-то момент там получили большинство», – поделился он. Косачев напомнил, что из нынешних 57 членов ОБСЕ 32 – это страны, входящие в НАТО.

Поэтому сейчас, по его прогнозам, есть два варианта дальнейшего развития событий: либо приостановить свое участие в бюро, как это было сделано, например, делегацией Федерального собрания в Парламентской ассамблее ОБСЕ, либо стараться продолжать влиять на деятельность этой структуры изнутри и озвучивать позицию России. Это может помочь в будущем реформировать организацию, предположил Косачев.

Впрочем, как отметил первый заместитель председателя комитета СФ по международным делам Владимир Джабаров, в нынешнем состоянии ОБСЕ, а тем более БДИПЧ не способны решать те функции, которые когда-то были на них возложены. «Возможно, и очень возможно, я ошибаюсь, но, мне кажется, есть вещи, которые реорганизовать уже невозможно. Вы знаете, я по гражданской профессии строитель. Бывает так, что здание можно отремонтировать, капитальный ремонт провести, а бывает, что проще снести это здание и выставить новые структуры безопасности», – ответил он на рассуждения о возможной реформе БДИПЧ.

Основные претензии России к бюро на протяжении многих лет не меняются: это, например, дисбаланс географии развертывания масштабов мониторинговых миссий (нет объяснений, почему к востоку от Вены направляются полноформатные миссии наблюдения, а в странах Запада ведется ограниченный мониторинг), указал член ЦИК РФ Павел Андреев. Оценки в докладах БДИПЧ в «неудобных» Западу странах об итогах выборов носят негативный и «явно» политизированный характер, продолжает он. Кроме того, деятельность БДИПЧ избыточно автономна и нетранспарентна для стран – членов ОБСЕ, бюро не обеспечивает интересы в равной степени всех государств-участников, говорит он.

Российские эксперты участвуют в наблюдении в ограниченных миссиях стран Запада. «Мы посчитали: за последние пять лет было 125 миссий различного масштаба БДИПЧ ОБСЕ. Россияне приняли участие лишь в 21. Это миссии исключительно на постсоветском пространстве плюс в Сербии», – поделился Андреев. И в целом методология наблюдения БДИПЧ определяется под себя и не является консенсусной и согласованной с государственными членами ОБСЕ, обратил внимание он.

Отношение России к институту международного наблюдения под эгидой БДИПЧ ОБСЕ – достаточно «отстраненное, спокойное», сказал в ходе заседания замминистра иностранных дел Александр Грушко. «Когда мы проводим выборы у себя, то приглашаем и парламентскую ассамблею ОДКБ, СНГ, наших партнеров по двусторонней линии, ШОС и многих других», – перечислил он.

Поэтому Джабаров предложил создать новую организацию, которая могла бы стать альтернативой бюро: «Думаю, что нам надо использовать новые структуры – и Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС), и БРИКС <...> для того чтобы мы создавали свою собственную структуру безопасности для проведения демократических выборов», – предложил сенатор.

Что такое БДИПЧ ОБСЕ

БДИПЧ было основано в 1991 г. Его деятельность заключается в оказании поддержки 57 государствам – участникам ОБСЕ «в укреплении их демократических институтов, верховенства права и соблюдения прав человека во всем многообразии обществ региона». Бюро проводит наблюдение за выборами, отслеживает соблюдение прав человека, а также предоставляет экспертную помощь, говорится на сайте ОБСЕ.

Андреев, говоря об идее создания новой структуры, заявил «Ведомостям», что наиболее перспективно обсуждать продвижение в международном электоральном поле тех коллективных форматов наблюдения, которые существуют под эгидой СНГ. ШОС, впрочем, также давно участвует в международном наблюдении на пространстве СНГ, добавил он. «В отношении БРИКС в экспертных кругах такого рода идея обсуждается достаточно давно. Вопрос заключается в том, насколько реалистично можно относиться к перспективам формирования миссий наблюдения под его эгидой», – подчеркнул он.

После открытого обсуждения последовала закрытая часть, на которую журналисты не допускались. Там обсуждались, в частности, предложения по тому, как активизировать и повысить эффективность по всем направлениям деятельности БДИПЧ ОБСЕ в зависимости от того сценария, который примет МИД и парламентарии, сообщил Андреев. К этим аспектам работы относится наблюдение за рубежом, наблюдение в РФ и текущая работа БДИПЧ на площадках в Варшаве и Вене, уточнил он.

Речь идет не о создании российской структуры, а о трансформации системы международных институтов, с которыми возможно взаимодействовать по такому важному и чувствительному вопросу, как внешнее наблюдение за внутренними электоральными процедурами, разъясняет президент ФоРГО Константин Костин. «Очевидно, что внешний арбитраж повышает доверие к результатам выборов и способствует развитию электоральных практик. С другой стороны, крайне важен вопрос доверия, что приглашенные наблюдатели пользуются своими правами только и исключительно для улучшения качества процедуры», – подчеркнул он. У БДИПЧ ОБСЕ, по оценке Костина, с этим фактором «определенные проблемы», и не только в России.

Формат, который мог бы действительно быть полезен всем странам, – это создание надгосударственной дискуссионной площадки, где практики разных стран будут не оцениваться, а обсуждаться как живые вариации народовластия, рассуждает электоральный юрист Олег Захаров. «Пока такой подход не будет выдержан, международное наблюдение рискует оставаться лишь политическим инструментом критики недружественных стран и эта претенциозность будет убивать рациональное зерно такой аналитики», – опасается он.

НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА, 06.10.25 19:35

АМБИЦИОЗНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ СОБИРАЕТСЯ ОБЕСПЕЧИТЬ СВЯЗЬ ЕВРОПЫ И АЗИИ

Анкара готовит почву для вступления Северного Кипра в Организацию тюркских государств

Виктория Панфилова

Лидеры Организации тюркских государств (ОТГ) соберутся 7 октября на свой XII саммит, чтобы не только подвести итоги уходящего периода, но и наметить стратегические векторы регионального развития на ближайшие годы. В центре внимания – вопросы безопасности и укрепление Транскаспийского международного транспортного маршрута, известного как Срединный коридор, – ключевой артерии, связывающей Европу и Азию. Накануне саммита в Габале президент Азербайджана Ильхам Алиев провел серию двусторонних переговоров с прибывающими высокопоставленными гостями. Одним из первых среди них был глава Киргизии Садыр Жапаров, чье председательство в организации завершается.

Под председательством Киргизии в сентябре этого года состоялось историческое событие: первое в истории ОТГ заседание глав правительств государств-членов в Бишкеке. Премьер-министры всесторонне обсудили широкий спектр вопросов, охватывающий торговлю, инвестиции, транспорт, энергетику, сельское хозяйство и цифровизацию.

Выступая на заседании, президент Садыр Жапаров подчеркнул императивную необходимость перехода от общих намерений к конкретным, ощутимым результатам для устойчивого развития организации. Он также отметил динамичное расширение торгово-экономических связей между тюркскими государствами и акцентировал роль Тюркского инвестиционного фонда как фундаментального инструмента экономической интеграции, призвав к усилению его деятельности на высшем правительственном уровне.

Генеральный секретарь ОТГ Кубанычбек Омуралиев, со своей стороны, оценил активность Киргизии как беспрецедентную, отметив, что за минувший год было проведено более 120 встреч и мероприятий, расширен формат сотрудничества и созданы новые механизмы диалога, который будет продолжен уже под председательством Азербайджанской Республики.

ОТГ становится новым центром силы, оказывающим значительное влияние на региональные и мировые политико-экономические процессы. Такое мнение высказал кандидат юридических наук Азербайджана Азер Мамедов в интервью телеканалу CBC, подчеркнув естественный и развивающийся характер этого явления. «Мир крайне неустойчив, очаги напряженности множатся, и все это требует оперативного урегулирования. Когда ключевые международные структуры (ООН. – «НГ») не всегда справляются с задачами разрешения конфликтов, возрастает роль региональных объединений», – пояснил Мамедов. По его словам, именно поэтому ОТГ набирает вес, превращаясь в один из центров влияния как в своем регионе, так и за его пределами.

Он также не исключил расширение ОТГ: «Чем более осязаемые задачи будет ставить и решать организация, тем активнее заинтересованные страны будут стремиться стать ее полноправными членами или наблюдателями. Тюркский мир обширен и с каждым днем будет становиться все более привлекательным. Здесь важно понимать, что не только тюркский, но и исламский мир, по сути, объединены общими ценностями».

Эксперт не уточнил, какие страны могут присоединиться к ОТГ, но, вероятно, в первую очередь речь может идти о Турецкой Республике Северного Кипра, президент которой Эрсин Татар прибыл в Азербайджан для участия в саммите Совета глав государств ОТГ. И уже состоялась его встреча с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. При этом не сообщается, о чем шла речь на переговорах в Габале.

Президент Туркменистана, страны-наблюдателя в ОТГ, Сердар Бердымухамедов до сих пор не подтвердил свое участие в саммите. Его отсутствие рассматривается в контексте текущих международных дискуссий о статусе Северного Кипра и позиций ряда влиятельных акторов. В то же время одним из центральных вопросов мероприятия, как ожидается, будет развитие Транскаспийского маршрута. При этом президент Азербайджана Ильхам Алиев принял Эрсина Татара.

Эксперт-аналитик Центра геополитических исследований «Берлек-Единство» Артур Сулейманов сказал «НГ», что ОТГ нельзя отождествлять с исламским миром из-за различия их повесток. Повышенное внимание к ОТГ он объясняет текущими геополитическими событиями и растущим влиянием Турции (например, через особый фокус на Эрдогане со стороны Дональда Трампа), что демонстрирует международные интересы организации.

Сулейманов назвал идею расширения ОТГ на исламские страны «пиаром Турции, лишенным реальной основы». Он считает, что Исламская Республика Иран как представитель другой цивилизационной модели не поддержит такое расширение. Кроме того, внерегиональные акторы, включая Россию и Китай, не заинтересованы в превращении ОТГ, регионального торгово-экономического объединения, в военно-политический альянс. «Поэтому эта идея несколько раздута, хотя и представляет интересный информационный повод для возможной синхронизации повесток», – подчеркнул эксперт.

Артур Сулейманов также высказал предположение, что Турция, говоря о расширении организации, готовит почву для вступления Северного Кипра. Однако он убежден, что эти попытки Анкары «обречены на провал» из-за несогласия других стран – членов ОТГ. Эксперт также выражает скептицизм относительно медийно преувеличенного торгово-экономического сотрудничества ОТГ.

По мнению эксперта «НГ», потенциал ОТГ несопоставим с такими региональными объединениями, как ШОС или БРИКС. Организация находится лишь в начале пути экономического развития: многолетние обсуждения логистических коридоров и инвестиционных платформ пока остаются на уровне разговоров, в отличие от активной реализации проектов у других блоков. При этом Сулейманов признает, что в перспективе привлекательность ОТГ как фактора многополярности может возрасти.

Низкий внутренний товарооборот подтверждает эту оценку: взаимная торговля составляет лишь 7% общего объема внешней торговли стран ОТГ (в ЕАЭС этот показатель приближается к 20%). Основными партнерами государств Центральной Азии и Южного Кавказа остаются Россия, Китай и другие азиатские страны, что замедляет внутреннюю интеграцию ОТГ, поскольку их экономические интересы сильнее ориентированы на внешних игроков.

Создание реальной зоны свободной торговли (ЗСТ) в ОТГ – задача отдаленного будущего, ограниченная рядом объективных трудностей. Членство в ЕАЭС/СНГ требует сложного согласования тарифов, а наличие у Турции отдельной ЗСТ с Евросоюзом дополнительно осложняет формирование единой интеграционной политики. Даже Тюркский инвестиционный фонд, созданный в 2023 году с капиталом в 500 млн долл. (плюс еще 100 млн долл. от Венгрии), пока не демонстрирует реальной активности: инвестиционные проекты остаются на стадии обсуждения, фактическая реализация отсутствует.

Аналогичный скептицизм эксперт высказывает и по поводу культурно-языковых инициатив, таких как единый тюркский алфавит и унифицированный язык. Как и в случае с экономическими проектами, их реализация сталкивается с фундаментальными различиями, отсутствием достаточных ресурсов и прагматической необходимости, что делает эти амбициозные идеи пока малореалистичными. «Все понимают, что политизация языковых вопросов не отвечает национальным интересам стран региона и всячески будет ими тормозиться. Конечно, Эрдоган будет поднимать эту тему, но продвижения ни через год, ни через два или даже пять лет не будет», – сказал в заключение Артур Сулейманов.

НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА, 06.10.25 19:54

НЕУСТУПЧИВОСТЬ ПАРТИЙ ПРИВЕЛА ФРАНЦИЮ К ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОМУ КРИЗИСУ

Седьмой за время правления президента Эмманюэля Макрона премьер-министр сложил полномочия

Надежда Мельникова

Во Франции поставлен антирекорд: премьер-министр Себастьен Лекорню не продержался на своем посту и месяца, став самым «недолговечным» главой правительства в современной истории страны. Его отставка произошла всего через несколько часов после формирования нового кабинета министров, чей состав мало отличался от предыдущего. И сам Лекорню, как выяснилось, не отличается от предшественников: он также не способен убедить парламент согласиться на сокращение бюджетных расходов. Оппозиция требует досрочных парламентских выборов и отставки президента Эмманюэля Макрона.

Утром 6 октября Франция вновь погрузилась в политическую неопределенность. Премьер-министр, назначенный президентом Макроном 9 сентября, подал в отставку спустя всего 27 дней пребывания в должности. Решение было принято через несколько часов после того, как был объявлен состав нового кабинета министров. Он практически не отличался от прошлого, что и вызвало волну критики со стороны оппозиции и стало одной, но не единственной и даже не главной причиной отставки.

На Лекорню возлагались надежды по созданию нового бюджетного плана страны, который устроил бы все политические силы: центристов, которые в основном являются сторонниками Макрона, ультраправых и левых. Предшественнику Лекорню Франсуа Байру это сделать не удалось. Пытаясь договориться с оппозицией, он выдвинул вотум доверия по бюджету, ожидая, что противники Макрона все же поймут необходимость сокращения государственного долга страны в размере 114% от ВВП. Байру в итоге потерпел неудачу и сложил полномочия. Он предлагал не индексировать социальные пособия и упразднить два государственных праздника при одновременном повышении расходов на оборону. Это не устроило и левых, и правых. Найти компромисс, который бы позволил сократить расходы, не удалось и следующему премьеру.

«Не было условий, необходимых для выполнения мною обязанностей премьер-министра», – так объяснил свое решение Лекорню. Он осудил непомерные «партийные аппетиты» фракций, которые вынудили его уйти в отставку, так как из-за них стал невозможным поиск компромисса по бюджету.

Что будет делать Макрон дальше, пока непонятно. Ранее он утверждал, что ни досрочных парламентских, ни тем более президентских выборов не будет. Такое решение вполне объяснимо. Для нынешнего главы государства действующий срок его полномочий (он закончится в 2027 году) второй и последний. После него баллотироваться на пост президента он не сможет – запрещает Конституция. Что касается роспуска нижней палаты парламента, то это не то, что Макрон может себе позволить. В 2024 году он уже провел досрочные выборы, что стало большой ошибкой: после них сторонники президента, объединенные в коалицию «Вместе за Республику», остались в меньшинстве, потеряв 86 мест. Результаты нового голосования для центристов будут еще более плачевными. В то же время уход уже седьмого премьер-министра может заставить главу Франции задуматься о смене тактики.

Все более радикальными становятся требования оппозиции. Председатель левой партии «Непокоренная Франция» Жан-Люк Меланшон призвал внести предложение об отстранении Макрона от должности. «Обратный отсчет начался. Макрон должен уйти», – написала лидер парламентской фракции партии «Непокоренная Франция» Матильда Пано в соцсети.

Ультраправые также призывают к переменам. Неформальный лидер партии «Национальное объединение» Марин Ле Пен заявила, что распустить нижнюю палату «абсолютно необходимо». Для нее перестановки в парламенте были бы выгодны. В настоящее время опросы общественного мнения показывают, что ее партия достаточно популярна. Ле Пен добавила, что «мудрым» решением для Макрона стало бы сложение полномочий.

Профессор кафедры международных отношений и внешней политики России МГИМО Евгения Обичкина в комментарии «НГ» отметила, что принудительная отставка Макрона невозможна. «Импичмент из-за утраты доверия со стороны парламента в принципе не предусмотрен Конституцией Пятой республики. Отстранение президента от должности возможно только в двух случаях: физической или ментальной недееспособности и государственной измены. Ни то, ни другое не может быть вписано в нынешнюю ситуацию», – сказала эксперт.

По мнению Обичкиной, Макрон, вероятно, будет искать поддержки у центристов. «Речь пойдет о формировании нового правительства с опорой на макронистов и других представителей центра, с которыми сторонники главы государства могут работать. Это нужно для того, чтобы удержать власть и инструменты принятия политических решений в руках президентской команды», – объяснила эксперт. Однако от Макрона можно ожидать любых неожиданных политических комбинаций, заметила она.

Продолжая использовать сайт, Вы соглашаетесь на использование файлов cookie. Более подробная информация на странице об использовании cookies